Заң шығару жұмысының 2021 – 2026 жылдарға арналған тұжырымдамалық жоспарын бекіту туралы (Қазақстан Республикасы Парламентінің жетінші шақырылымы)

Қазақстан Республикасы Президентінің 2021 жылғы 24 мамырдағы № 582 Жарлығы.

  Қазақстан Республикасының
Президенті мен Үкiметі
актiлерiнiң жинағында
жариялануға тиiс

      "Құқықтық актілер туралы" 2016 жылғы 6 сәуірдегі Қазақстан Республикасы Заңының 16-бабына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      1. Қоса беріліп отырған Заң шығару жұмысының 2021 – 2026 жылдарға арналған тұжырымдамалық жоспары (Қазақстан Республикасы Парламентінің жетінші шақырылымы) (бұдан әрі – Тұжырымдамалық жоспар) бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасының Үкіметі:

      1) Тұжырымдамалық жоспардың іске асырылуын қамтамасыз етсін;

      2) жыл сайын, 25 қаңтарға қарай жыл қорытындылары бойынша Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне Тұжырымдамалық жоспардың орындалу барысы туралы ақпарат ұсынсын.

      3. Осы Жарлықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне жүктелсін.

      4. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Президенті
Қ.Тоқаев

  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2021 жылғы 24 мамырдағы
№ 582 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Заң шығару жұмысының 2021 – 2026 жылдарға арналған ТҰЖЫРЫМДАМАЛЫҚ ЖОСПАРЫ (Қазақстан Республикасы Парламентінің жетінші шақырылымы)

Парламент сессиялары/ жартыжылдықтар Заңнаманы жетілдіру жүзеге асырылатын оның салалары (аялары)
1 2

2021 – 2022 жылдар (2-сессия) 

Қайырымдылық; волонтерлік қызмет; сот жүйесі және судьялардың мәртебесі туралы, сот жүйесін жаңғырту; инновацияларды ынталандыру, цифрландыруды және ақпараттық қауіпсіздікті дамыту; дербес деректерді қорғау; мемлекеттік жастар саясаты; кинематография; геодезия, картография және кеңістіктік деректер; мемлекеттік әлеуметтік тапсырыс; құқық қорғау қызметін өткеру; құқық қорғау органдары, прокуратура жəне сот арасында өкілеттіктердің жəне жауапкершілік аймақтарының аражігін ажырата отырып, үш буынды модельді енгізу; білім беру; ғылым; ішкі істер органдары; конституциялық құқық; азаматтық құқық саласындағы заңнаманы жетілдіру

2021 жылдың екінші жартыжылдығы

Қайырымдылық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Іске асырылып жатқан шаралар мен бастамалар көлемінің елеулі екеніне қарамастан, жүргізілген талдау мен әлеуметтік таразылау қайырымдылық саласының даму деңгейі төмен екенін көрсетеді. Қолданыстағы "Қайырымдылық туралы" Заң орын алып отырған проблемаларды шеше алмады. Осыған байланысты қолданыстағы заңнаманы жетілдіру бойынша, оның ішінде азаматтар арасында қайырымдылықты ынталандыру мен дәріптеуге, ашықтықты қамтамасыз етуге, сондай-ақ Заңдағы коллизияларды жоюға бағытталған заңнамалық шаралар қабылдау талап етіледі.
Волонтерлік қызмет саласындағы заңнаманы жетілдіру
2020 жылғы 16 қаңтардағы № 3 Волонтер жылын өткізу жөніндегі іс-шаралар жоспарын іске асыру мақсатында Қазақстандағы волонтерлік қызмет практикасын және халықаралық тәжірибені талдау негізінде волонтерлік қызмет саласындағы заңнаманы жетілдіру қажет. Атап айтқанда, волонтердің жұмыс тәжірибесін еңбек өтіліне қосуды ынталандыру, колледждер мен ЖОО-ға түсу кезінде волонтерлік қызметін ескеру жөніндегі және т.б. шараларды көздеу қажет.
Сот жүйесі және судьялардың мәртебесі туралы заңнаманы жетілдіру, сот жүйесін жаңғырту
Сот төрелігін жүзеге асыру жүйесін, оның ішінде судьяларды іріктеу, бағалау және олардың жауапкершілігін арттыру, сот білімі және судьялардың тәуелсіздігін қамтамасыз ету жүйесін одан әрі заңнамалық жетілдіру талап етіледі.
Инновацияларды ынталандыру, цифрландыруды және ақпараттық қауіпсіздікті дамыту саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қолданыстағы заңнамалық актілерге цифрландыру саласындағы жобаларды келісу кезінде бюджеттік рәсімдерді оңайлату, венчурлік қаржыландыруды ынталандыру, әртүрлі салаларда цифрландыруды дамыту, ақпараттандыру объектілерінің ақпараттық қауіпсіздігін қамтамасыз ету тәсілдерінің бірыңғайлығы, ақпараттандыру объектілерінің, ақпараттық-коммуникациялық инфрақұрылымның талап етілетін қорғалу деңгейін қолдау бөлігінде өзгерістер мен толықтырулар енгізу көзделеді.
Дербес деректер және оларды қорғау саласындағы заңнаманы жетілдіру
Біздің өмірімізге цифрлық сервистердің енуіне орай дербес деректердің таратылып кету тәуекелі артады. Осыған байланысты дербес деректер және оларды қорғау саласындағы заңнаманың сақталуына мемлекеттік бақылауды, дербес деректер операторларының есебін және азаматтардың дербес деректеріне қол жеткізуді бақылау сервисін енгізу ұсынылады.
Мемлекеттік жастар саясаты саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жастардың әлеуетін арттыру және оларды қолдау жөніндегі шараларды нығайту мақсатында "NEET санатындағы жастар" деген ұғымды заңнамалық тұрғыдан бекіту, жастардың еңбек жасақтары қызметінің тәртібі мен шарттарының біркелкілігін қамтамасыз ету, Жастардың даму индексін, білім беру ұйымдарындағы буллингтің профилактикасын, "жастармен жұмыс жөніндегі маман" терминін заңнамалық тұрғыдан бекіту, мемлекеттік жастар саясатының негізгі бағыттарын "жастардың цифрлық сауаттылығын арттыру" бағытымен толықтыру ұсынылады.
Кинематография саласындағы заңнаманы жетілдіру
Киноиндустрия саласы экономика ресурстарының біріне, бизнес-бастамалар үшін тартымды инвестициялық ортаға айналған қазіргі жағдайларда кино өнерінің жекелеген түрлерін және кино өндірісін, атап айтқанда: фильмдерді, анимацияны және басқаларды экономикалық тиімді (рентабельді) деңгейге шығаруға болады.
Осыған байланысты қолданыстағы заңнамаға өзгерістер мен толықтырулар енгізу ұсынылады.
Геодезия, картография және кеңістіктік деректер саласындағы заңнаманы жетілдіру
Геодезия, картография және заманауи цифрлық технологияларды енгізуге бағытталған кеңістіктік деректер саласындағы саясатты жүргізудің жаңа және жетілдірілген тетіктерін енгізу, бірыңғай геоақпараттық орта құруды қамтамасыз ету, геодезия және кеңістіктік деректер саласында мемлекеттік бақылауды жетілдіру, қолданыстағы заңнаманың нормаларын практикалық іске асыру тәжірибесін ескере отырып жаңарту, субъектілердің қызметін арттыруға, ретке келтіруге мүмкіндік беретін барлық қолданыстағы нормаларды қайта қарау және ретке келтіру; осы салада инфрақұрылымды дамыту және цифрландыру үшін кедергілерді жою талап етіледі.
Мемлекеттік әлеуметтік тапсырыс саласындағы заңнаманы жетілдіру
Мемлекеттік әлеуметтік тапсырыс жүйесін трансформациялау қажет. Осыған орай үкіметтік емес ұйымдарды қаржыландыру тетіктерін жетілдіру жөнінде заңнамалық шаралар қабылдау талап етіледі.
Құқық қорғау қызметін өткеру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Мыналарды: конкурс пен тағылымдаманы, сондай-ақ құқық қорғау қызметіне кіру кезінде конкурстан тыс іріктеуді өткізу шарттары мен тәртібін; қызметкерлерді тәртіптік жауаптылыққа тарту тәртібі мен шарттарын; қарамағындағы қызметкерлердің қызмет өткеру тәртібін және т.б. заңнамалық деңгейде реттеу талап етіледі.
Құқық қорғау органдары, прокуратура жəне сот арасында өкілеттіктердің жəне жауапкершілік аймақтарының аражігін ажырата отырып, үш буынды модельді енгізу саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазақстандағы тергеу-сот практикасы қайталанатын өкілеттіктерді (процестік, ұйымдастырушылық-бақылау, қадағалау) жойып және қылмыстық сот ісін жүргізудің әрбір кезеңінде сотқа дейінгі тергеп-тексеру органдарының, прокуратура мен соттың жауапкершілігін нақтылай отырып, тиімді тежемелік және тепе-теңдік жүйесін әзірлеу үшін жеткілікті негіздемелердің бар екенін көрсетеді.
Бұл үшін қылмыстық процестің: 1) қылмысты анықтау, оның жолын кесу, дәлелдемелерді жинау және бекіту; 2) іс-әрекетті саралау, түйінді процестік шешімдерді қабылдау және айып тағу; 3) жаза тағайындау жөніндегі түйінді үш міндетін әртүрлі органдар орындауға тиіс. Бұл ведомстволық мүдделілікті жояды және қылмыстық процестің заңдылығын қамтамасыз етеді.
Білім беру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Мемлекет басшысының білім беру сапасын арттыру жөніндегі тапсырмасын орындау мақсатында білім беру ұйымдарын лицензиялау және мемлекеттік бақылау мәселелеріне қатысты білім және ғылым саласындағы заңнаманы одан әрі жетілдіру ұсынылады.
Ғылым саласындағы заңнаманы жетілдіру
Ғылым туралы заңнаманы жетілдіру бойынша мыналарға:
ғылымды мемлекеттік қаржыландыру процесін қайта қарауға, ғылыми-зерттеу және тәжірибелік-конструкторлық жұмыстарды қаржыландырудың баламалы көздерінің тізбесін кеңейтуге;
гранттық және бағдарламалық мақсаттағы қаржыландыруға тәуелсіз жекелеген зерттеушілер мен ғылыми-зерттеу институттарын тікелей қаржыландыруға, ғылымға базалық қаржыландыруды ұлғайтуға және кеңейтуге;
ірі ғылыми зерттеулерге мега гранттар бөлуге, жаңа ғылыми мектептерді қалыптастыруға, докторантурадан кейінгі бағдарламаларға гранттар бөлуге;
мемлекеттік әкімшілендірудің тиімділігін арттыру үшін ғылым және ғылыми-техникалық қызмет саласында салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орган ретінде Білім және ғылым министрлігінің құзыретін кеңейтуге бағытталған шараларды қабылдау қажет.
Ішкі істер органдары саласындағы заңнаманы жетілдіру
Азаматтардың құқықтарын және мемлекеттің ішкі қауіпсіздігін қамтамасыз етудегі өзекті міндеттердің бірі құқық қорғау жүйесінің толыққанды реформасы болып табылады. Осыған байланысты ішкі істер органдарын бейінді емес функциялардан босатуды көздейтін заңнамалық түзетулер енгізу ұсынылады.
Конституциялық құқық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Адам құқықтары жөніндегі уәкілдің мәртебесі мен оның қызметінің құқықтық негізін айқындайтын заң қабылдау қажет.

2022 жылдың бірінші жартыжылдығы

Азаматтық құқық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазақстандық құқық жүйесінің бәсекеге қабілеттілігі мен инвестициялық тартымдылығын арттыру, сондай-ақ бизнес жүргізу үшін неғұрлым қолайлы орта құру мақсатында оны жақсарту үшін озық халықаралық тәжірибені зерделеу және Қазақстан Республикасының заңнамасына енгізу қажет.

2022 – 2023 жылдар (3-сессия)

Жылумен жабдықтау; әлеуметтік қамсыздандыру; бұқаралық ақпарат; коллекторлық қызмет; қылмыстық-процестік және қылмыстық-атқару кодекстерін бір мезгілде түзете отырып, қылмыстық заңнаманы оңтайландыру; коммерциялық емес ұйымдардың қызметін реттеу; су ресурстары; баламалы энергия көздері саласындағы заңнама

2022 жылдың екінші жартыжылдығы

Жылумен жабдықтау саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жылу энергиясын өндіруге, беруге, тұтынуға байланысты туындайтын қоғамдық қатынастарды реттеу; мемлекеттік органдардың жылумен жабдықтау саласындағы реттеу мен бақылау жөніндегі өкілеттіктерін айқындау; жылу энергиясын тұтынушылардың, жылу өндіруші және жылуды генерациялаушы ұйымдардың құқықтары мен міндеттерін айқындау және жылумен жабдықтау саласына инвестициялар тарту тетігін енгізу мақсатында "Жылумен жабдықтау туралы" бірыңғай салалық заңды әзірлеу қажет.
Әлеуметтік қамсыздандыру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Әлеуметтік қамсыздандыру саласы көптеген заңдармен және заңға тәуелді актілермен реттеледі, бұл халықтың әлеуметтік заңнаманы түсінуіне қиындық туғызады.
Әлеуметтік қамсыздандыру саласындағы заңнаманың бүгінгі жүйеленуі қандай да бір әлеуметтік тәуекелдер туындаған кезде әлеуметтік қолдау шараларында оңай бағдарлануға мүмкіндік бермейді.
Осыған байланысты нормативтік құқықтық актілерді кодтау азаматтардың тиісті саладағы өз құқықтары мен міндеттері туралы бірыңғай білім көзін құру есебінен оларды қабылдау процесін жеңілдетеді және сапалық тұрғыдан жақсартады.
Бұқаралық ақпарат саласындағы заңнаманы жетілдіру
Пікір білдіру, ақпаратты алу және тарату еркіндігін, БАҚ қызметін регламенттейтін заңнамаға өзгерістер мен толықтырулар енгізу қажет.
Коллекторлық қызмет саласындағы заңнаманы жетілдіру
"Коллекторлық қызмет туралы" 2017 жылғы 6 мамырдағы Заң бойынша құқық қолдану практикасы шешуді талап ететін бірқатар мәселелерді айқындап берді.
Коллекторлық фирмалардың қызметіне халықтың шағымдарының саны көп. Осы мәселелерді шешу үшін коллекторлық фирмалар қызметкерлері қызметінің борышкерге телефон шалу бойынша кейбір шектеулерді енгізу, борышкердің жұмыс берушісіне жүгінуді регламенттеу, борышкердің құқықтары мен міндеттерін міндетті түрде таныстыру сияқты және басқа да кейбір рәсімдік тұстарын қайта қарау қажет.
Бұдан басқа, коллекторлық қызмет туралы заңнаманы бұзғаны үшін коллекторлық агенттіктердің жауапкершілігін арттыру қажет. Сонымен қатар коллекторлық агенттіктердің қызметі түріндегі заңсыз қызметті жоюға бағытталған шараларды қатаңдату қажет.
Қылмыстық-процестік және қылмыстық-атқару кодекстерін бір мезгілде түзете отырып, қылмыстық заңнаманы оңтайландыру саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қылмыстық құқық бұзушылықтардың қоғамдық қауіптілігін заңнамалық бағалау олардың жазалану дәрежесінен көрінеді және әлеуметтік-экономикалық жағдайға, қылмыс деңгейіне және қоғамның қабылдауына байланысты болады. Бұл олардың өзара сәйкестігіне мерзімді талдау жүргізуді және қажет болған жағдайда оларды қатаңдату немесе ізгілендіру арқылы түзетуді талап етеді.

2023 жылдың бірінші жартыжылдығы

Коммерциялық емес ұйымдардың қызметін реттеу саласындағы заңнаманы жетілдіру
"Коммерциялық емес ұйымдар туралы" және "Қоғамдық бірлестіктер туралы" заңдардың ережелерін біріктіру қажет. Нәтижесінде "Коммерциялық емес ұйымдар туралы" заңды жаңа редакцияда қабылдау жоспарланған, ал "Қоғамдық бірлестіктер туралы" заң күшін жояды.
Су ресурстары саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қолданыстағы су заңнамасы қазіргі жағдайға сәйкес келмейді. Қазақстан Республикасын ұзақ мерзімді кезеңде су ресурстарымен орнықты қамтамасыз ету мақсатында су ресурстары саласындағы заңнаманы жетілдіру талап етіледі.
Баламалы энергия көздері саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жалпы алғанда, баламалы энергия көздері және оларды дамыту баламалы энергетика үлесін ұлғайту бөлігінде Қазақстан Республикасы Президентінің 2013 жылғы 30 мамырдағы № 577 Жарлығымен бекітілген Қазақстан Республикасының "жасыл экономикаға" көшуі жөніндегі тұжырымдаманың негізгі бағыттарына сәйкес келеді.
Сонымен бірге, барлық баламалы энергия көздерін (Қазақстанның климаттық жағдайлары мен әлеуеті бойынша) пайдалануды құқықтық реттеу және қолдау тетіктері талап етіледі.
Осыған орай баламалы энергетиканы дамыту мәселелері бойынша жаңа заң қабылдау қажет.

2023 – 2024 жылдар (4-сессия)

Салық салу; әкімшілік құқық; стрестік активтерді басқару саласындағы заңнаманы жетілдіру

2023 жылдың екінші жартыжылдығы

Салық салу саласындағы заңнаманы жетілдіру
Жалпыға бірдей декларациялауға кезең-кезеңмен көшуге байланысты жеке тұлғаларға салық салу мәселелерін заңнамалық тұрғыдан жетілдіру қажет.
Әкімшілік құқық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодекстің және Әкімшілік рәсімдік-процестік кодекстің жекелеген ережелерін жетілдіру талап етіледі.
Стрестік активтерді басқару саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазіргі таңда екінші деңгейдегі банктердің, олардың стрестік активтер жөніндегі еншілес ұйымдарының және "Проблемалық кредиттер қоры" АҚ-ның балансында жұмыс істемейтін активтердің қомақты көлемі жинақталған, оларды экономикалық айналымға тарту қажет. Халықаралық зерттеулер жұмыс істемейтін активтермен проблеманы шешуді кешіктіру экономикалық өсудің қысқаруына және қаржы секторын дамытудың айтарлықтай артта қалуына әкелуі мүмкін екенін көрсетіп отыр.
Қалыптасқан жағдайды шешу үшін проблемалық активтердің тиімді нарығының барлық құрауыштарын дамыту: проблемалық активтерді басқару үшін реттеу және қадағалау шарттарын күшейту, проблемалық активтерді экономикалық айналымға қайтару және нарықтың өтімділігін арттыру үшін – оларды қайта құрылымдау және өткізу қажет.
Проблемалық активтерді экономикалық айналымға тарту үшін жұмыс істемейтін активтерді өткізу бойынша бірыңғай платформа құрудың орындылығын қарастыру қажет, оған ЕДБ мен олардың стрестік активтерді басқару жөніндегі еншілес ұйымдарын да тарту қажет.

2024 – 2025 жылдар (5-сессия)

Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық саласындағы заңнаманы жетілдіру

2024 жылдың екінші жартыжылдығы

Құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қазақстан Республикасының құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық саласындағы қолданыстағы заңнамасын жетілдіру мақсатында сәулет, қала құрылысы және құрылыс органдарының құқықтары мен міндеттерін айқындау; сәулет, қала құрылысы және құрылыс саласындағы қызметпен айналысу құқығына лицензиялардың қолданылу тәртібін регламенттеу; құрылыс-монтаждау жұмыстары басталғанға дейін жауапкершілікті күшейту және т.б. қажет.
Осыған байланысты "Қазақстан Республикасының кейбір заңнамалық актілеріне құрылыс және тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы" Заң жобасын әзірлеу қажет.

2025 – 2026 жылдар (6-сессия)

Жер қойнауын пайдалануды дамыту; азаматтық процестік заңнама саласындағы заңнаманы жетілдіру

2026 жылдың бірінші жартысы

Жер қойнауын пайдалануды дамыту саласындағы заңнаманы жетілдіру
Қолданыстағы заңнамалық актілерде:
шикізатты қайта өңдеу деңгейін ескере отырып, роялтидің сараланған мөлшерлемесін қолдану;
жер қойнауын пайдалану саласындағы инвестициялық тартымдылықты одан әрі жақсарту бөлігінде нормалар көзделуі қажет.
Азаматтық процестік құқық саласындағы заңнаманы жетілдіру
Істі сотқа дейін дайындау шеңберінде сотқа дейінгі хаттамалар институтын енгізу, мүліктік және мүліктік емес даулар бойынша мемлекеттік баждардың мөлшерін қайта қарау, сондай-ақ жаппай талап қою тұжырымдамасы мен оларды сыныптауды енгізу, төрелік институтын дамыту талап етіледі.

     

Об утверждении Концептуального плана законотворческой работы на 2021 – 2026 годы (седьмой созыв Парламента Республики Казахстан)

Указ Президента Республики Казахстан от 24 мая 2021 года № 582.

  Подлежит опубликованию
в Собрании актов Президента и
Правительства Республики
Казахстан

      В соответствии со статьей 16 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года "О правовых актах" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемый Концептуальный план законотворческой работы на 2021 – 2026 годы (седьмой созыв Парламента Республики Казахстан) (далее – Концептуальный план).

      2. Правительству Республики Казахстан:

      1) обеспечить реализацию Концептуального плана;

      2) ежегодно к 25 января по итогам года представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе выполнения Концептуального плана.

      3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

      4. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

      Президент
Республики Казахстан
К. Токаев

 
  УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Республики Казахстан
от 24 мая 2021 года № 582

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛАН
законотворческой работы на 2021-2026 годы
(седьмой созыв Парламента Республики Казахстан)

Сессии
Парламента/
полугодия

Отрасли (сферы) законодательства,
в рамках которых будет осуществляться его совершенствование

1

2

2021 – 2022 годы
(2 сессия)

Совершенствование законодательства в сфере благотворительности; волонтерской деятельности; о судебной системе и статусе судей, модернизации судебной системы; стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности; защиты персональных данных; государственной молодежной политики; кинематографии; геодезии, картографии и пространственных данных; государственного социального заказа; прохождения правоохранительной службы; внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом; образования; науки; органов внутренних дел; конституционного права; гражданского права

Второе полугодие
2021 года

Совершенствование законодательства в сфере благотворительности
Несмотря на существенный объем реализуемых мер и инициатив, проведенный анализ и социальные замеры фиксируют низкую степень развития сферы благотворительности. Действующий Закон "О благотворительности" не смог решить имеющиеся проблемы. В этой связи требуется принять законодательные меры по совершенствованию действующего законодательства, в том числе направленные на стимулирование и популяризацию благотворительности среди граждан, обеспечение прозрачности, а также устранение имеющихся в Законе коллизий.
Совершенствование законодательства в сфере волонтҰрской деятельности
В целях реализации Плана мероприятий по проведению Года волонтера от 16 января 2020 года № 3, на основе анализа практики волонтерской деятельности в Казахстане и международного опыта необходимо совершенствование законодательства в сфере волонтерской деятельности. В частности, необходимо предусмотреть меры по стимулированию включения опыта работы волонтера в трудовой стаж, учету волонтерской деятельности при поступлении в колледжи и вузы и др.
Совершенствование законодательства о судебной системе и статусе судей, модернизация судебной системы
Требуется дальнейшее законодательное совершенствование системы отправления правосудия, в том числе системы отбора, оценки судей и повышения их ответственности, судебного образования и обеспечения независимости судей.
Совершенствование законодательства в сфере стимулирования инноваций, развития цифровизации и информационной безопасности
Предусматривается внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты в части упрощения бюджетных процедур при согласовании проектов в сфере цифровизации, стимулирования венчурного финансирования, развития цифровизации в различных отраслях, единства подходов к обеспечению информационной безопасности объектов информатизации, поддержания требуемого уровня защищенности объектов информатизации, информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Совершенствование законодательства в сфере персональных данных и их защиты
С проникновением цифровых сервисов в нашу жизнь возрастают риски утечки персональных данных. В этой связи предлагается ввести государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере персональных данных и их защиты, учет операторов персональных данных и сервис по контролю доступа к персональным данным граждан.
Совершенствование законодательства в сфере государственной молодежной политики
В целях укрепления мер по повышению потенциала и поддержке молодежи предлагаются законодательное закрепление понятия "молодежь категории NEET", обеспечение единообразия порядка и условий деятельности молодежных трудовых отрядов, законодательное закрепление Индекса развития молодежи, профилактики буллинга в организациях образования, термина "специалист по работе с молодежью", дополнение основных направлений государственной молодежной политики направлением "повышение цифровой грамотности молодежи".
Совершенствование законодательства в сфере кинематографии
В нынешних условиях, когда сфера киноиндустрии становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной средой для бизнес-инициатив, возможно вывести отдельные виды киноискусства и кинопроизводство на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: фильмы, анимацию и другое.
В этой связи предлагается внести изменения и дополнения в действующее законодательство.
Совершенствование законодательства в сфере геодезии, картографии и пространственных данных
Требуется введение новых и усовершенствованных механизмов ведения политики в области геодезии, картографии и пространственных данных, направленных на внедрение современных цифровых технологий, обеспечение создания единой геоинформационной среды, совершенствование государственного контроля в сфере геодезии и пространственных данных, актуализация норм действующего законодательства с учетом опыта практической реализации, пересмотр и упорядочивание всех действующих норм, которые позволят повысить, упорядочить деятельность субъектов; развитие инфраструктуры и устранение барьеров для цифровизации в данной сфере.
Совершенствование законодательства в сфере государственного социального заказа
Необходима трансформация системы государственного социального заказа. В этой связи требуется принять законодательные меры по совершенствованию механизмов финансирования неправительственных организаций.
Совершенствование законодательства в сфере прохождения правоохранительной службы
Требуется урегулирование на законодательном уровне: условий и порядка проведения конкурса и стажировки, а также внеконкурсного отбора при поступлении на правоохранительную службу; порядка и условий привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности; порядка прохождения службы сотрудниками, находящимися в распоряжении, и т.д.
Совершенствование законодательства в сфере внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом
Следственно-судебная практика в Казахстане показывает, что имеются достаточные обоснования для разработки эффективной системы сдержек и противовесов, исключив дублирующие полномочия (процессуальные, организационно-контрольные, надзорные) и конкретизируя ответственность органов досудебного расследования, прокуратуры и суда на каждом этапе уголовного судопроизводства.
Для этого три ключевые задачи уголовного процесса по: 1) выявлению, пресечению преступления, сбору и закреплению доказательств; 2) квалификации деяния, принятию ключевых процессуальных решений и предъявлению обвинения; 3) назначению наказания должны выполняться разными органами. Это исключит ведомственную заинтересованность и обеспечит законность уголовного процесса.
Совершенствование законодательства в сфере образования
В целях исполнения поручения Главы государства по повышению качества образования предлагается дальнейшее совершенствование законодательства в сфере образования и науки, касающегося вопросов лицензирования и государственного контроля организаций образования.
Совершенствование законодательства в сфере науки
Необходимо принять меры по совершенствованию законодательства о науке, направленные на:
пересмотр процесса государственного финансирования науки, расширение перечня альтернативных источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; прямое финансирование отдельных научных сотрудников и научных институтов, не зависящее от гранатового и программно-целевого финансирования, увеличение и расширение базового финансирования науки:
выделение мега-грантов для проведения крупных научных исследований, формирования новых научных школ, выделение грантов программам постдокторантуры;
расширение компетенции Министерства образования и науки в качестве органа, осуществляющего межотраслевую координацию в области науки и научно-технической деятельности, для повышения эффективности государственного администрирования.
Совершенствование законодательства в сфере органов внутренних дел
Одной из актуальных задач в обеспечении прав граждан и внутренней безопасности государства является полноценная реформа правоохранительной системы. В этой связи предлагается внесение законодательных поправок, предусматривающих освобождение органов внутренних дел от непрофильных функций.
Совершенствование законодательства в сфере конституционного права
Необходимо принятие закона, определяющего статус и правовую основу деятельности Уполномоченного по правам человека

Первое полугодие 2022 года

Совершенствование законодательства в сфере гражданского права
Необходимы изучение и внедрение в законодательство Республики Казахстан передового международного опыта для улучшения казахстанской системы права с целью повышения его конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, а также создания более благоприятной среды для ведения бизнеса

2022 - 2023 годы
(3 сессия)

Законодательство в сфере теплоснабжения; социального обеспечения; массовой информации; коллекторской деятельности; оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов; регулирования деятельности некоммерческих организаций; водных ресурсов; альтернативных источников энергии

Второе полугодие 2022 года

Совершенствование законодательства в сфере теплоснабжения
В целях регулирования общественных отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии; определения полномочий государственных органов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения; определения прав и обязанностей потребителей тепловой энергии, теплопроизводящих и теплогенерирующих организаций и внедрения механизма привлечения инвестиций в сферу теплоснабжения необходимо разработать единый отраслевой закон "О теплоснабжении".
Совершенствование законодательства в сфере социального обеспечения
Сфера социального обеспечения регулируется множеством законов и подзаконных актов, что создает трудности в понимании социального законодательства населением.
Существующая сегодня систематизация законодательства в сфере социального обеспечения не позволяет легко ориентироваться в мерах социальной поддержки при наступлении тех или иных социальных рисков.
В этой связи кодификация нормативных правовых актов упростит и качественно улучшит процесс их восприятия за счет создания единого источника знаний граждан о своих правах и обязанностях в соответствующей области.
Совершенствование законодательства в сфере массовой информации
Необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство, регламентирующее свободу выражения мнений, получения и распространения информации, деятельность СМИ.
Совершенствование законодательства в сфере коллекторской деятельности
Правоприменительная практика по Закону от 6 мая 2017 года "О коллекторской деятельности" выявила ряд вопросов, требующих разрешения.
Имеет место значительное число жалоб населения на деятельность коллекторских фирм. Для решения данных вопросов необходимо пересмотреть некоторые процедурные моменты деятельности сотрудников коллекторских фирм, такие как введение некоторых ограничений по телефонным звонкам к должнику, регламентация обращения к работодателю должника, обязательное ознакомление с правами и обязанностями должника и прочее.
Кроме того, необходимо повышение ответственности коллекторских агентств за нарушение законодательства о коллекторской деятельности. Также необходимо ужесточение мер, направленных на исключение незаконной деятельности под видом деятельности коллекторских агентств.
Совершенствование законодательства в сфере оптимизации уголовного законодательства с одновременной коррекцией уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов
Законодательная оценка общественной опасности уголовных правонарушений выражается в степени их наказуемости и зависит от социально-экономической ситуации, уровня преступности и восприятия обществом. Это требует проведения периодического анализа на предмет их взаимного соответствия и при необходимости их корректировки через ужесточение или гуманизацию

Первое полугодие 2023 года

Совершенствование законодательства в сфере регулирования деятельности некоммерческих организаций
Необходимо объединить положения законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях". В результате запланировано принятие закона "О некоммерческих организациях" в новой редакции, а закон "Об общественных объединениях" будет поставлен на утрату.
Совершенствование законодательства в сфере водных ресурсов
Действующее водное законодательство не соответствует современным реалиям. В целях устойчивого обеспечения водными ресурсами Республики Казахстан в долгосрочном периоде требуется совершенствование законодательства в сфере водных ресурсов
Совершенствование законодательства в сфере альтернативных источников энергии
В целом альтернативные источники энергии и их развитие соответствуют основным направлениям Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577, в части увеличения доли альтернативной энергетики.
Вместе с тем требуется правовое регулирование использования всех (по климатическим условиям и потенциалам Казахстана) альтернативных источников энергии и механизмов поддержки.
В связи с чем необходимо принятие нового закона по вопросам развития альтернативной энергетики

2023 – 2024 годы
(4 сессия)

Совершенствование законодательства в сфере налогообложения; административного права; управления стрессовыми активами

Второе полугодие 2023 года

Совершенствование законодательства в сфере налогообложения
Необходимо законодательно усовершенствовать вопросы налогообложения физических лиц в связи с поэтапным переходом во всеобщее декларирование.
Совершенствование законодательства в сфере административного права
Требуется совершенствование отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях и Административного процедурно-процессуального кодекса.
Совершенствование законодательства в сфере управления стрессовыми активами
В настоящее время на балансе банков второго уровня, их дочерних организаций по стрессовым активам и АО "Фонд проблемных кредитов" накоплен значительный объем неработающих активов, которые следует вовлечь в экономический оборот. Международные исследования показывают, что затягивание решения проблемы с неработающими активами может привести к сокращению экономического роста и существенному отставанию развития финансового сектора.
Для разрешения сложившейся ситуации необходимо развивать все компоненты эффективного рынка проблемных активов: усиление регуляторных и надзорных условий для управления проблемными активами, реструктуризация и реализация проблемных активов – для их возврата в экономический оборот и повышения ликвидности рынка.
Для вовлечения в экономический оборот проблемных активов необходимо рассмотреть целесообразность создания единой платформы по реализации неработающих активов, в которую также необходимо вовлечь БВУ и их дочерние организации по управлению стрессовыми активами

2024 – 2025 годы
(5 сессия)

Совершенствование законодательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Второе полугодие 2024 года

Совершенствование законодательства в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства
В целях совершенствования действующего законодательства Республики Казахстан в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства необходимо определить права и обязанности органов архитектуры, градостроительства и строительства; регламентировать порядок действий лицензий на право занятия деятельностью в сфере архитектуры, градостроительства и строительства; усилить ответственность до начала строительно-монтажных работ и др.
В этой связи необходимо разработать проект Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам строительства и жилищно-коммунального хозяйства"

2025 – 2026 годы
(6 сессия)

Совершенствование законодательства в сфере развития недропользования; гражданского процессуального законодательства

Первое полугодие 2026 года

Совершенствование законодательства в сфере развития недропользования
Необходимо в действующих законодательных актах предусмотреть нормы в части:
применения дифференцированной ставки роялти с учетом уровня переработки сырья;
дальнейшего улучшения инвестиционной привлекательности в сфере недропользования.
Совершенствование законодательства в части гражданского процессуального права
Требуются введение института досудебных протоколов в рамках досудебной подготовки дела, пересмотр размеров государственных пошлин по имущественным и неимущественным спорам, а также внедрение концепции массовых исков и их классификации, развитие института арбитража