Табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу әдістемесін бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитеті Төрағасының 2017 жылғы 20 қыркүйектегі № 131 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2017 жылғы 6 қазанда № 15859 болып тіркелді.

      "Мемлекеттік статистика туралы" Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 19 наурыздағы Заңының 12-бабының 5) тармақшасына және Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2014 жылғы 24 қыркүйектегі № 1011 қаулысымен бекітілген Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі туралы ереженің 17-тармағының 258) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу әдістемеcі бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің Ұлттық шоттар басқармасы Заң басқармасымен бірлесіп заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін;

      2) осы бұйрық мемлекеттік тіркелген күннен бастап күнтізбелік он күн ішінде оның қазақ және орыс тілдерінде қағаз және электрондық түрдегі көшірмесінің ресми жариялау және Қазақстан Республикасының нормативтік құқықтық актілерінің эталондық бақылау банкіне енгізу үшін "Республикалық құқықтық ақпарат орталығы" шаруашылық жүргізу құқығындағы республикалық мемлекеттік кәсіпорнына жіберілуін;

      3) осы бұйрық мемлекеттік тіркелгеннен кейін күнтізбелік он күн ішінде оның көшірмесінің мерзімді баспасөз басылымдарына ресми жариялауға жіберілуін;

      4) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитетінің интернет-ресурсында орналастырылуын қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитеті төрағасының орынбасарына (Г.М. Керімханова) жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Ұлттық экономика министрлігі
Статистика комитетінің төрағасы
Н. Айдапкелов

  Қазақстан Республикасының
Ұлттық экономика министрлігі
Статистика комитеті
төрағасының
2017 жылғы 20 қыркүйектегі
№ 131 бұйрығымен бекітілді

Табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу әдістемесі

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу әдістемесі (бұдан әрі – Әдістеме) халықаралық стандарттарға сәйкес қалыптастырылатын және "Мемлекеттік статистика туралы" Қазақстан Республикасының 2010 жылғы 19 наурыздағы Заңына сәйкес бекітілетін статистикалық әдіснамаға жатады.

      2. Осы Әдістемені Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігі Статистика комитеті халықаралық стандарттарға сәйкес табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу үшін қолданады және Ұлттық шоттар жүйесінің (бұдан әрі – ҰШЖ) мақсаттарында пайдаланады.

      3. Әдіснамалық негіз ретінде Халықаралық Валюта Қоры, Экономикалық ынтымақтастық және даму ұйымы, Еуропалық қоғамдастықтардың Статистикалық бюросы, Біріккен Ұлттар Ұйымы және Дүниежүзілік Банк дайындаған 2008 жылғы ҰШЖ пайдаланылды.

      4. Осы әдістемеде келесі анықтамалар пайдаланылады:

      1) жалпы қосылған құн (бұдан әрі – ЖҚҚ) – өндірістік қызметтің соңғы нәтижесін сипаттайды және берілген өндірістік процестегі өңдеумен қосылған құндылықты білдіреді. Салалар деңгейінде тауарлар және көрсетілген қызметтер шығарылымы және аралық тұтыну арасындағы айырма ретінде есептеп шығарылады, өндіріс процесінде тұтынылатын негізгі капиталдың құнын қамтиды;

      2) жалпы ішкі өнім (бұдан әрі – ЖІӨ) – елдің экономикалық қызметінің соңғы нәтижесін сипаттайтын ұлттық шоттар жүйесінің маңызды көрсеткіштерінің бірі;

      3) институционалдық бірлік – өз атынан активтерді иеленуге, міндеттемелерді қабылдауға, экономикалық қызметке қатысуға және басқа бірліктермен операцияларға кіруге әрекет ете алатын экономикалық бірлік;

      4) бейрезидент – резидент болып табылмайтын институционалдық бірлік;

      5) резидент – берілген елдің экономикалық аумағында орналасқан, яғни ол осы аумақта экономикалық қызметпен біршама ұзақ кезеңде (1 жыл немесе одан да көп) айналысатын экономикалық мүдделердің басым орталығы берілген институционалдық бірлік;

      6) үй шаруашылықтарының корпоративтік емес кәсіпорындары – үй шаруашылықтарының тауарлар мен көрсетілетін қызметтерді сату мақсатында өндірумен айналысатын, бірақ заңды тұлға болып табылмайтын бірліктері.

2-тарау. Ұлттық шоттар жүйесіндегі табыстар әдісімен жалпы ішкі өнім

      5. Табыстар әдісімен алынатын ЖІӨ оның құрылымын бастапқы табыстар: жалдамалы жұмыскерлердің еңбекақысы, өндіріс және импортқа салынатын таза салықтар, пайда және аралас табыс негізінде анықтайды.

      6. Табыстар әдісімен ЖІӨ ҰШЖ табыстарды құру шоты негізінде құрылады. Берілген шот тауарлар және көрсетілетін қызметтер өндірісіне қатысатын институционалдық бірліктер-резиденттердің алғашқы табыстар төлемін көрсетеді. Табыстарды құру шотының мысалы осы әдістеменің 1-қосымшасында келтірілген.

      7. Ресурстық шот бөлігінде ЖҚҚ-ның мөлшері жазылады. ЖҚҚ-ның мөлшері өндіріс шотынан аударылады. Пайдалануда қосылған құннан өндірушілердің келесі шығыстары көрсетіледі:

      еңбекақы;

      өндіріске және импортқа салынатын таза салықтар (субсидияларды шегергендегі салықтар).

      8. Табыстарды құру шотының теңгерімдеуші бабы пайдалану жағында көрсетілетін жалпы пайда және жалпы аралас табыс болып табылады.

3-тарау. Табыстар әдісімен жалпы ішкі өнімді есептеу

      9. Табыстар әдісімен ЖІӨ есептеу келесі формула бойынша жүзеге асырылады:

      GDP = COE + NT + GOS + GMI,                        (1)

      мұндағы:

      GDP – ЖІӨ;

      COE – еңбекақы;

      NT – өндіріске және импортқа салынатын таза салықтар;

      GOS – жалпы пайда;

      GMI – жалпы аралас табыс.

      10. Жалданбалы қызметкерлердiң еңбекақысы екi негiзгi компоненттерден тұрады:

      жалақы;

      жұмыс берушiлердiң әлеуметтiк сақтандыруға аударымдарының сомасы.

      11. Жалдамалы қызметкерлердің жалақысына қосылмайды және аралық тұтыну ретінде қаралады:

      тауарлар мен көрсетілетін қызметтерді пайдаланатын қызметкерлердің мүдделеріне емес, жұмыс берушілердің мүдделеріне қатысты жүзеге асырылатын шығыстар;

      бір реттік жұмысты атқарғаны үшін кәсіпорын штатында (басқа да кәсіпорындардың қызметкерлері немесе өзін-өзі жұмыспен қамтыған адамдар) тұрмаған адамдарға еңбекақы төлеу;

      мәдени-ағарту және сауықтыру іс-шараларын өткізуге шығыстар.

      12. Еңбек ақы төлеуді қалыптастыру үшін ақпараттың дереккөздері еңбек бойынша, кәсіпорынның қаржы-шаруашылық қызметі туралы, шағын кәсіпорын қызметі туралы жалпымемлекеттік статистикалық байқаулардың және жұмыспен қамтылған халықтың іріктемелі зерттеу деректері болып табылады.

      13. Өндіріске және импортқа салынатын таза салықтар келесі формула бойынша анықталады:

      NT = T – S,                                    (2)

      мұндағы:

      NT – өндіріске және импортқа салынатын таза салықтар;

      T – өндіріске және импортқа салынатын салықтар;

      S – өндіріске және импортқа арналған субсидиялар.

      14. Өндіріске және импортқа салынатын таза салықтарды қалыптастыру үшін ақпараттың дереккөздері әкімшілік дереккөздердің әкімшілік деректері болып табылады.

      15. Өндіріске және импортқа салынатын салықтар осы Әдістеменің 2-қосымшасына сәйкес Өнімдерге салынатын салықтардың тізбесінде келтірілген өнімдерге салынатын салықтардан және осы Әдістеменің 3-қосымшасына сәйкес өндіріске салынатын басқа да салықтардың тізбесінде келтірілген өндіріске салынатын басқа да салықтардан тұрады.

      16. Өндіріске және импортқа арналған субсидиялар өнімдерге арналған субсидияларды және өндіріске арналған басқа да субсидияларды қамтиды.

      17. Өнімдерге арналған субсидиялар өндірілген тауардың немесе көрсетілген қызметтің бірлігіне төленеді: резиденттер өндіретін, сататын немесе импорттайтын тауар мен көрсетілетін қызметінің саны немесе құнына бара-бар.

      Өнімдерге арналған субсидияларға:

      өндірілетін өнімдерге сату бағасы өндірістің орташа шығындарынан төмен орнатылу нәтижесінде пайда болатын тұрақты залалдарды кәсіпорындарға мемлекеттік бюджеттен тұрақты өтеулер;

      өнімдер мен көрсетілетін қызметтерді нарықтық бағадан төмен өткізу нәтижесінде (мысалы, мемлекеттік реттелетін бөлшек бағалар бойынша), пайда болатын залалдарды кәсіпорындарға бюджеттен тұрақты өтеуге арналған субсидиялар;

      тауарлармен Қазақстан Республикасының аумағынан кесіп өту кезінде немесе бейрезиденттердің резиденттерге қызмет көрсетуі кезінде төленуге тиісті импортқа арналған субсидиялар;

      тауарлар Қазақстан Республикасының аумағынан өткенде немесе қызметтер бейрезиденттерге көрсетілген кезде, мемлекеттік басқару органдарының төлеуге тиіс экспортқа арналған субсидиялары кіреді.

      18. Өндіріске арналған басқа да субсидиялар өндіріс факторларын пайдаланғаны үшін кәсіпорындардың мемлекеттік басқару органдарынан алған субсидиялардан тұрады.

      Өндіріске арналған басқа да субсидиялар келесі негізгі субсидиялар түрлерінен тұрады:

      айрықша адамдар контингетінің еңбегін пайдалануға байланысты төленетін субсидиялар;

      өндірістің басқа да факторларын пайдалануға байланысты берілетін субсидиялар;

      қоршаған ортаның ластануын төмендету үшін субсидиялар.

      19. Табыстарды құру шотының теңгерімдеуші бабы меншіктен түскен табыстарды есептегенге дейінгі өндірістен алынған жалпы пайданы және төленбейтін еңбек шығындарын өндіретін үй шаруашылықтарының корпоративтік емес кәсіпорындарға және қожа немесе кәсіпкердің табысынан бөліне алмайтын жұмысқа берілетін сыйақы элементінен тұратын жалпы аралас табысты өлшейді.

      20. Жалпы пайда және жалпы аралас табыс келесі формула бойынша есептеледі:

      GOS + GMI = GVA – COE – (Tp – Sp),                  (3)

      мұндағы:

      GOS – жалпы пайда;

      GMI – жалпы аралас табыс;

      GVA – ЖҚҚ;

      COE – еңбекақы;

      Tp – өндіріске салынатын басқа да салықтар;

      Sp – өндіріске арналған басқа да субсидиялар.

      21. Қорытынды кезеңде алынған нәтижелер мен өндіріс әдісімен есептелген ЖІӨ-ні келісу жүргізіледі.

  Табыстар әдісімен жалпы ішкі
өнімді есептеу әдістемесіне
1-қосымша

Табыстарды құру шотының мысалы

      млн. теңге

Операциялар және теңгерімдеуші бабтар

Барлығы

Ресурстар


Жалпы қосылған құн


Пайдалану


Еңбекке ақы төлеу


Өндіріске және импортқа салынатын таза салықтар


Жалпы пайда


Жалпы аралас табыс


  Табыстар әдісімен жалпы ішкі
өнімді есептеу әдістемесіне
2-қосымша

Өнімдерге салынатын салықтардың тізбесі

      1. Қосылған құн салығы;

      2. Акциздер;

      3. Үстiңгі көздерден су ресурсын пайдаланғаны үшiн төлемақы;

      4. Мұнай секторы ұйымдарынан түсетін түсімдерді қоспағанда экспортқа рента салығы;

      5. Мұнай секторы ұйымдарынан экспортқа рента салығы;

      6. Аукционнан алынатын алым;

      7. Автокөлік құралының Қазақстан Республикасы аумағымен жүргені үшін алым;

      8. Сыртқы (көрінетін) жарнаманы орналастырғаны үшін төлемақы;

      9. Ойын бизнесі салығы;

      10. Кедендік төлемдері;

      11. Арнайы, демпингке қарсы, өтемақылық баждар;

      12. Арнайы қорғаныштық, демпингке қарсы және үлестірімге жатпайтын өтемақылық баждар.

  Табыстар әдісімен жалпы ішкі
өнімді есептеу әдістемесіне
3-қосымша

Өндіріске салынатын басқа да салықтардың тізбесі

      1. Әлеуметтік салық;

      2. Заңды тұлғалар және дара кәсіпкерлердің мүлкіне салынатын салық;

      3. Жер салығы;

      4. Заңды тұлғалардан көлік құралдарына салынатын салық;

      5. Қоршаған ортаға эмиссия үшін төлемақы;

      6. Тіркелген салық;

      7. Ауыл шаруашылығы мен орман шаруашылығын жүргізуге байланысты емес мақсаттарда пайдалану үшін ауыл шаруашылығы және орман алқаптарын алу кезіндегі ауыл шаруашылығы және орман шаруашылығы өндірісі шығасыларының орнын өтеуден түскен түсімдер;

      8. Республикалық меншікте орналасқан жер учаскілері бойынша сервитут үшін төлемақы;

      9. Коммуналдық меншікте орналасқан жер учаскілері бойынша сервитут үшін төлемақы;

      10. Белгіленген мөлшердегі бірліктерді беруден және парниктік газдар шығарындыларына квоталарды бөлудің ұлттық жоспарының квота көлемі резервін басқарудан түскен түсімдер.

Об утверждении Методики расчета валового внутреннего продукта методом доходов

Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 20 сентября 2017 года № 131. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 октября 2017 года № 15859.

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике" и подпунктом 258) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику расчета валового внутреннего продукта методом доходов.

      2. Управлению национальных счетов совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания;

      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Керимханова Г.М.).

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
Н. Айдапкелов

  Утверждена
приказом Председателя
Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
от 25 сентября 2017 года
№131

Методика расчета валового внутреннего продукта методом доходов

Глава 1. Общие положения

      1. Методика расчета валового внутреннего продукта методом доходов (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".

      2. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для расчета валового внутреннего продукта методом доходов согласно международным стандартам и используется для целей Системы национальных счетов (далее – СНС).

      3. В качестве методологической основы использована СНС 2008 года, подготовленная Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком.

      4. В настоящей Методике используются следующие определения:

      1) валовая добавленная стоимость (далее – ВДС) – характеризует конечный результат производственной деятельности и представляет собой ценность, добавленную обработкой в данном производственном процессе. Исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением, включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала;

      2) валовой внутренний продукт (далее – ВВП) – один из важнейших показателей системы национальных счетов, характеризующий конечный результат экономической деятельности страны;

      3) институциональная единица – экономическая единица, которая способна от своего имени владеть активами, принимать обязательства, участвовать в экономической деятельности и вступать в операции с другими институциональными единицами;

      4) нерезидент – институциональная единица, не являющаяся резидентом;

      5) резидент – институциональная единица, преобладающий центр экономических интересов которой находится на экономической территории данной страны, то есть она занята в течение относительно длительного периода (год и более) экономической деятельностью на этой территории;

      6) некорпорированные предприятия домашних хозяйств – единицы домашних хозяйств, занятые производством товаров и услуг с целью их продажи, но не являющиеся юридическими лицами.

Глава 2. Валовой внутренний продукт методом доходов в Системе национальных счетов

      5. ВВП, получаемый методом доходов, определяет его структуру на основе первичных доходов: оплаты труда наемных работников, чистых налогов на производство и импорт, прибыли и смешанного дохода.

      6. ВВП методом доходов составляется на основании счета образования доходов СНС. Данный счет отражает выплату первичных доходов институциональными единицами-резидентами, участвующими в производстве товаров и услуг. Пример счета образования доходов приведен в приложении 1 к настоящей Методике.

      7. В ресурсной части счета записывается величина ВДС. Величина ВДС переносится из счета производства. В использовании отражаются следующие расходы производителей из добавленной стоимости:

      оплата труда;

      чистые налоги на производство и импорт (налоги за вычетом субсидий).

      8. Балансирующей статьей счета образования доходов являются валовая прибыль и валовой смешанный доход, которые отражаются на стороне использования.

Глава 3. Расчет валового внутреннего продукта методом доходов

      9. Расчет ВВП методом доходов осуществляется по следующей формуле:

      GDP = COE + NT + GOS + GMI,                        (1)

      где:

      GDP – ВВП;

      COE – оплата труда;

      NT – чистые налоги на производство и импорт;

      GOS – валовая прибыль;

      GMI – валовой смешанный доход.

      10. Оплата труда наемных работников состоит из двух основных компонентов:

      заработной платы;

      суммы отчислений работодателей на социальное страхование.

      11. В заработную плату наемных работников не включаются и рассматриваются как промежуточное потребление:

      расходы работодателей на товары и услуги, осуществляемые не в интересах работников, пользующихся ими, а в интересах работодателей;

      оплата труда лиц, не состоящих в штате предприятия (работников других предприятий или самозанятых лиц) за выполнение разовых работ;

      расходы на проведение культурно-просветительских и оздоровительных мероприятий.

      12. Источниками информации для формирования оплаты труда являются данные общегосударственных статистических наблюдений по труду, о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о деятельности малого предприятия и выборочного обследования занятости населения.

      13. Чистые налоги на производство и импорт определяются по следующей формуле:

      NT= T – S,                                          (2)

      где:

      NT – чистые налоги на производство и импорт;

      T – налоги на производство и импорт;

      S – субсидии на производство и импорт.

      14. Источниками информации для формирования чистых налогов на производство и импорт являются административные данные административных источников.

      15. Налоги на производство и импорт включают в себя налоги на продукты, приведенные в Перечне налогов на продукты согласно приложению 2 к настоящей Методике, и другие налоги на производство, приведенные в Перечне других налогов на производство согласно приложению 3 к настоящей Методике.

      16. Субсидии на производство и импорт включают в себя субсидии на продукты и другие субсидии на производство.

      17. Субсидии на продукты выплачивают за единицу произведенного товара или услуги: пропорционально количеству или стоимости товара и услуги, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами.

      Субсидии на продукты включают:

      регулярные возмещения предприятиям из государственного бюджета постоянных убытков, возникающих в результате того, что продажная цена на производимые ими продукты устанавливается ниже средних издержек производства;

      субсидии на регулярное возмещение предприятиям из бюджета убытков, возникающих в результате реализации ими продукции и услуг по ценам ниже рыночных (например, по государственным регулируемым розничным ценам);

      субсидии на импорт, подлежащие уплате при пересечении товарами территории Республики Казахстан или при оказании услуг резидентам нерезидентами;

      субсидии на экспорт, подлежащие выплате органами государственного управления, когда товары покидают территорию Республики Казахстан или когда услуги предоставлены нерезидентам.

      18. Другие субсидии на производство состоят из субсидий, полученных предприятиями от органов государственного управления за использование факторов производства.

      Другие субсидии на производство включают следующие основные виды субсидий:

      субсидии, выплачиваемые в связи с использованием труда особого контингента лиц;

      субсидии, связанные с использованием других факторов производства;

      субсидии для уменьшения загрязнения окружающей среды.

      19. Балансирующая статья счета образования доходов измеряет валовую прибыль, полученную от производства до учета доходов от собственности и валовой смешанный доход некорпорированных предприятий домашних хозяйств, производящих неоплачиваемые трудовые затраты, и содержащий элемент вознаграждения за работу, неотделимый от дохода владельца или предпринимателя.

      20. Валовая прибыль и валовой смешанный доход рассчитываются по формуле:

      GOS + GMI = GVA – COE – (Tp – Sp),                  (3)

      где:

      GOS – валовая прибыль;

      GMI – валовой смешанный доход;

      GVA – ВДС;

      COE – оплата труда;

      Tp – другие налоги на производство;

      Sp – другие субсидии на производство.

      21. На заключительном этапе проводится согласование полученных результатов с ВВП, рассчитанным методом производства.

  Приложение 1
к Методике расчета валового
внутреннего продукта
методом доходов

Пример счета образования доходов

      млн. тенге

Операции и балансирующие статьи

Итого

Ресурсы


Валовая добавленная стоимость


Использование


Оплата труда


Чистые налоги на производство и импорт


Валовая прибыль


Валовой смешанный доход


 
  Приложение 2
к Методике расчета валового
внутреннего продукта
методом доходов

Перечень налогов на продукты

      1. Налог на добавленную стоимость;

      2. Акцизы;

      3. Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

      4. Рентный налог на экспорт, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора;

      5. Рентный налог на экспорт от организаций нефтяного сектора;

      6. Сбор с аукционов;

      7. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

      8. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы;

      9. Налог на игорный бизнес;

      10. Таможенные платежи;

      11. Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины;

      12. Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, не подлежащие распределению.

  Приложение 3
к Методике расчета валового
внутреннего продукта
методом доходов

Перечень других налогов на производство

      1. Социальный налог;

      2. Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

      3. Земельный налог;

      4. Налог на транспортные средства с юридических лиц;

      5. Плата за эмиссии в окружающую среду;

      6. Фиксированный налог;

      7. Поступления от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных и лесных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

      8. Плата за сервитут по земельным участкам, находящимся в республиканской собственности;

      9. Плата за сервитут по земельным участкам, находящимся в коммунальной собственности;

      10. Поступления, полученные от передачи единиц установленного количества и управления резервом объема квот национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.