Об утверждении Правил управления переданными управляющей компании активами

Новый

Приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 5 октября 2023 года № 1061. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 октября 2023 года № 33523.

      В соответствии с пунктом 7 статьи 33 Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных и выведенных активов" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила управления переданными управляющей компании активами.

      2. Комитету государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Заместитель Премьер-Министра -
Министр финансов Республики Казахстан
Е. Жамаубаев

  Утвержден приказом
Заместитель Премьер-Министра -
Министр финансов
Республики Казахстан
от 5 октября 2023 года № 1061

Правила управления переданными управляющей компании активами

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила управления переданными управляющей компании активами (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 33 Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов" (далее – Закон) и определяют порядок управления управляющей компанией активами, поступившими в состав имущества управляющей компании по основаниям, предусмотренным Законом.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) Специальный государственный фонд – контрольный счет наличности, открытый в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, для зачисления поступлений и расходования денег с целью финансирования социальных, экономических проектов Республики Казахстан, а также расходов уполномоченного органа по возврату незаконно приобретенных активов в порядке, определяемом Законом;

      2) аукцион – форма торгов, при которых участники заявляют свои предложения публично, проводимых с использованием веб-портала реестра в электронном формате;

      3) наблюдательный совет – коллегиальный орган осуществляющий контроль за деятельностью исполнительного органа управляющей компании;

      4) управляющая компания – юридическое лицо, созданное в соответствии с Законом;

      5) комиссия управляющей компании – консультативно-совещательный орган управляющей компании, осуществляющий функции по приему активов;

      6) единый оператор – юридическое лицо с участием государства в уставном капитале, определенное по решению Правительства Республики Казахстан, на которое возложены задачи по реализации единой технической политики в сфере организации и учета государственного имущества;

      7) комиссионное вознаграждение – часть средств от реализации активов, удерживаемых управляющей компанией до перечисления средств от реализации активов в Специальный государственный фонд в соответствии с Законом;

      8) консервация – комплекс мероприятий по защите активов от влияния внешних факторов на период и в пределах, установленных задачей сохранения коммерческой привлекательности, ценности и стоимости активов;

      9) эксперт – юридические и физические лица, обладающие специальными и (или) техническими познаниями, опытом и квалификацией, предоставляющие соответствующие услуги;

      10) тендер – форма торгов по предоставлению в аренду или в доверительное управление активов, при которых арендодатель или доверительный управляющий обязуется на основе принятых им исходных условий заключить договор с тем из участников тендера, который предложит лучшие для арендодателя или учредителя доверительного управления условия договора;

      11) веб-портал реестра – интернет-ресурс, размещенный в сети интернет по адресу www.e-qazyna.kz, предоставляющий единую точку доступа к данным реестра.

Глава 2. Порядок принятия активов в состав имущества управляющей компании

      3. Активы, возвращенные в собственность государства в порядке, предусмотренном главой 4 Закона, за исключением активов в денежной форме, принимаются в состав имущества управляющей компании.

      4. Активы, возвращенные в денежной форме, зачисляются напрямую в Специальный государственный фонд.

      5. Активы принимаются управляющей компанией без увеличения ее уставного капитала.

      6. Для целей управления и реализации управляющая компания оформляет право собственности на активы в случаях, предусмотренных Законом.

      7. Активы принимаются комиссией по приему активов (далее – комиссия), состоящей из числа работников управляющей компании.

      8. Состав комиссии утверждается руководителем исполнительного органа управляющей компании.

      9. Задачами комиссии являются установление наличия и состояния актива, изучение правоустанавливающих и идентификационных документов.

      10. При необходимости (сложность актива, ограниченные временные и трудовые ресурсы и иные обстоятельства, связанные со спецификой актива), для подтверждения прав на актив, наличия и состояния актива, определения технологической целостности и технического состояния и установления иных сведений об активе, управляющей компанией привлекаются эксперты.

      11. После принятия актива в состав имущества управляющей компании, в соответствии с Законом и внутренними документами управляющей компании, принимаются меры по минимизации рисков утраты (гибели, хищения, порчи, повреждения) вследствие воздействия различных негативных внешних факторов и убытков, оптимизации расходов, которые включают, но не ограничиваются:

      1) привлечением организаций, оказывающих охранные услуги;

      2) заключением договоров с коммунальными службами и иными обслуживающими организациями;

      3) при необходимости страхованием имущества от риска утраты (гибели, хищения, порчи, повреждения) вследствие воздействия различных негативных внешних факторов;

      4) принятием мер по техническому обслуживанию объектов инфраструктуры.

Глава 3. Порядок учета активов управляющей компанией

      12. Управляющая компания ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и по активам, принятым в состав имущества управляющей компании.

      13. Активы, переданные управляющей компании:

      1) не являются предметом залога;

      2) не взыскиваются по требованию кредиторов;

      3) не являются предметом ареста или обременения имущества;

      4) не взыскиваются инкассовым распоряжением по обязательствам управляющей компании и третьих лиц;

      5) не являются предметом обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства;

      6) не взыскиваются в порядке регрессных требований;

      7) не являются предметом обеспечения по обязательствам, в том числе по обязательствам управляющей компании.

      14. Управляющая компания размещает информацию об активах, поступивших в состав ее имущества в соответствии с Законом, на веб-портале реестра.

Глава 4. Способы управления активами

      15. Управление активами, их содержание осуществляются:

      1) самостоятельно без привлечения физических и юридических лиц;

      2) иными организациями, профессиональными экспертами, международными организациями.

      16. Управление активами, в зависимости от вида актива, включает в себя следующие способы:

      1) имущественный наем (аренда/аренда с правом последующего выкупа);

      2) передача в доверительное управление (без права и с правом последующего выкупа);

      3) консервация;

      4) реализация;

      5) передача активов в государственную собственность в порядке, предусмотренном Правилами приобретения государством прав на имущество по договору дарения, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 сентября 2011 года № 1103 "Об утверждении Правил приобретения государством прав на имущество по договору дарения";

      6) иные способы, определяемые управляющей компанией, не противоречащие законодательству Республики Казахстан и законодательству страны нахождения актива.

      17. Решение о способе управления активами принимается управляющей компанией при условии одобрения наблюдательным советом с учетом следующих факторов:

      1) индивидуальные особенности актива;

      2) состав и структура активов;

      3) анализ производственной, коммерческой деятельности субъекта до момента обращения актива в состав имущества управляющей компании;

      4) оценка стоимости актива;

      5) рекомендации консалтинговых компаний;

      6) исследований рынка;

      7) экономическая целесообразности;

      8) необходимой информации, касающейся данного актива.

      18. Наблюдательный совет при необходимости дает рекомендации управляющей компании по управлению активами.

      19. Рекомендации наблюдательного совета о способах управления активами содержат следующие материалы и документы:

      1) пояснительная записка;

      2) фотоматериалы, отражающие общий вид актива;

      3) заключение независимого эксперта (при необходимости);

      4) заключения структурных подразделений управляющей компании в соответствии с внутренними документами;

      5) прочие необходимые сведения/данные, иные документы, необходимые для рассмотрения вопросов управления активом.

      20. При определении способов управления активами управляющая компания обеспечивает прозрачность и конкурсность процедур с указанием аргументированного обоснования для целей принятия решения.

Глава 5. Порядок передачи активов в имущественный наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа)

      21. Актив передается управляющей компанией в наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа) с учетом рыночных цен, исходя из месторасположения, технического состояния и возможности эксплуатации объекта и других факторов, которые определяются с учетом стоимости актива и его местоположения.

      22. Стоимость аренды актива, при необходимости проведения капитального либо текущего ремонта, корректируется управляющей компанией.

      23. Стоимость платы за наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа) помещений общего пользования рассчитывается пропорционально доле занимаемой площади от общей площади актива.

      24. Минимальные пороговые значения имущественного найма (аренды/аренды с правом последующего выкупа) земельных участков на территории Республики Казахстан определяются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 сентября 2003 года № 890 "Об установлении базовых ставок платы за земельные участки".

      25. Арендатором выступают физические лица и негосударственные юридические лица.

      26. Передача актива в наем (аренду/ аренду с правом последующего выкупа) осуществляется на тендерной основе посредством веб-портала реестра.

      27. Передача актива в наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа) управляющей компанией осуществляется без проведения тендера при следующих условиях:

      1) отсутствие заявок от потенциальных участников при проведении тендера;

      2) проведение предпродажной подготовки при реализации актива.

      28. Извещение о планируемом тендере по передаче актива в имущественный наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа) публикуется управляющей компанией на сайте управляющей компании и на веб-портале реестра.

      29. Управляющая компания определяет условия тендера согласно требованиям настоящих Правил, а также стартовую арендную ставку актива, гарантийный взнос.

      Арендная ставка соответствует рыночной стоимости актива на дату принятия решения о передаче актива в наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа).

      30. Участники вносят гарантийный взнос в размере, сроки и порядке, указанные в извещении о проведении тендера на счет единого оператора.

      31. При проведении тендера победителем признается единственный участник или участник тендера, предложивший наибольшую сумму арендной платы за объект, и отвечающий требованиям управляющей компании.

      32. При совпадении (равенства) сумм арендной платы, предложенные участниками, победителем, признается участник, ранее зарегистрировавший заявку.

      33. По итогам тендера формируется протокол о результатах тендера, который подписывается уполномоченным лицом управляющей компании и победителем в день проведения тендера.

      34. При отсутствии заявок на предоставление актива в наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа) в течении срока приема заявок со стороны потенциальных нанимателей/арендаторов, управляющая компания осуществляет самостоятельный поиск потенциальных нанимателей/арендаторов.

      35. Договор найма (аренды/аренды с правом последующего выкупа) заключается с победителем в течение 3 (трех) рабочих дней.

Глава 6. Порядок передачи активов в доверительное управление

      36. Передача актива в доверительное управление без права и с правом последующего выкупа осуществляется на тендерной основе с использованием веб-портала реестра за исключением случая, указанного в пункте 37 настоящих Правил.

      37. Передача активов в доверительное управление без права последующего выкупа без проведения тендера осуществляется управляющей компанией в случае отсутствия возможности обеспечения оперативного управления активом для его сохранения и недопущения утраты.

      38. Доверительным управляющим выступают физические лица и негосударственные юридические лица.

      39. Объявление о проведении тендера публикуется на сайте управляющей компании и на веб-портале реестра не менее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до его проведения и включает в себя:

      1) краткую характеристику актива, местонахождение, целевое использование и другие сведения об активе при необходимости;

      2) дату и время проведения тендера;

      3) срок окончания приема заявок потенциальных доверительных управляющих;

      4) размер гарантийного взноса на участие в тендере.

      5) срок передачи в доверительное управление (без права и с правом последующего выкупа);

      6) условия передачи в доверительное управление (без права и с правом последующего выкупа).

      40. Участники вносят гарантийный взнос в размере, сроки и порядке, указанные в извещении о проведении тендера на счет единого оператора.

      41. Поступившие заявки рассматриваются управляющей компанией в день проведения тендера.

      Вскрытие заявок производится посредством веб-портала реестра автоматически по наступлению даты и времени тендера, указанных в извещении о проведении тендера.

      Заявки, а также прилагаемые к ним электронные (сканированные) копии документов рассматриваются управляющей компанией на веб-портале реестра, в целях определения участников, допущенных к тендеру.

      При несоответствии участника требованиям, указанным в извещении, управляющая компания не допускает участника к тендеру с указанием причины.

      42. При поступлении 2 (двух) и более заявок при передаче актива в доверительное управление с правом последующего выкупа, предпочтение отдается лицу, предложившему наилучшее ценовое предложение. При поступлении 2 (двух) и более заявок с одинаковыми ценовыми предложениями победителем признается участник, ранее зарегистрировавший заявку.

      43. По итогам тендера в день проведения тендера на веб-портале реестра формируется протокол о результатах тендера, который подписывается уполномоченным лицом управляющей компании и победителем в день проведения тендера.

      44. Договор передачи актива в доверительное управление подписывается в течение 10 (десяти) календарных дней со дня проведения тендера.

      45. При отсутствии заявок на предоставление актива в доверительное управление (без права и с правом последующего выкупа) в течение срока приема заявок со стороны потенциальных доверительных управляющих, управляющей компанией производится самостоятельный поиск потенциальных доверительных управляющих.

      46. Выгодоприобретателем по договору доверительного управления (без права и с правом последующего выкупа) является управляющая компания.

      47. Доверительный управляющий имеет право на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении, в порядке, установленном законодательством страны нахождения актива, и договором доверительного управления (без права и с правом последующего выкупа).

      48. Доверительный управляющий представляет управляющей компании отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления (без права и с правом последующего выкупа).

      49. Размер вознаграждения, срок действия доверительного управления (без права и с правом последующего выкупа), а также условия доверительного управления определяются договором доверительного управления.

      50. Договор доверительного управления с правом последующего выкупа предусматривает условия об отчуждении переданного в доверительное управление актива.

Глава 7. Порядок консервации активов

      51. При экономической нецелесообразности содержания и обслуживания актива, возникновения рисков получения убытков, управляющая компания принимает решение о консервации актива.

      52. Консервация актива осуществляется посредствам обращения управляющей компании в коммунальные службы по отключению горячей/холодной воды, канализации, газа, междугородней и международной телефонной связи, интернета, кабельного телевидения, услуг домофона и других возможных услуг при необходимости.

      53. В отношении актива, подвергшегося консервации, выполняются предусмотренные настоящими Правилами мероприятия по управлению активами, направленные на его реализацию.

Глава 8. Порядок реализации активов

      54. Реализация активов осуществляется с целью пополнения Специального государственного фонда и является основной целью управления, управляющей компанией активами, поступившими в состав ее имущества, в том числе предварительно переданных в аренду, доверительное управление (без права и с правом последующего выкупа), а также законсервированных активов.

      55. Реализация актива осуществляется управляющей компанией по рыночной стоимости, определяемой оценщиком в соответствии с требованиями законодательства страны по местонахождению актива.

      56. Основанием для реализации актива служат экономическая нецелесообразность содержания/обслуживания, текущая высокая ликвидность актива и благоприятная рыночная конъюнктура.

      57. Реализация активов осуществляется следующими способами:

      1) проведение торгов в форме аукциона (в том числе электронные);

      2) переуступка прав требования;

      3) реализация активов на фондовой бирже (осуществляется в соответствии с правилами биржи);

      4) иными способами, не противоречащими законодательству страны нахождения актива.

      58. При принятии решения управляющей компанией о реализации акций или долей участия в уставных капиталах юридических лиц, соблюдаются требования, предусмотренные законами Республики Казахстан "Об акционерных обществах", "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", "О рынке ценных бумаг" и иными законодательными актами Республики Казахстан либо законодательством страны, согласно которому осуществляет деятельность юридическое лицо.

      59. Реализация активов, расположенных за пределами Республики Казахстан, осуществляется в рамках законодательства страны нахождения актива.

      60. В договоре купли-продажи актива предусматриваются условия по обеспечению сохранности актива до полной оплаты его стоимости, в том числе страхование актива.

      61. Обеспечением своевременного погашения платежей служит право залога управляющей компании на приобретенный покупателем актив или иной способ, предусмотренный договором купли-продажи.

      62. Электронные торги в форме аукциона являются предпочтительным способом реализации активов и проводятся на веб-портале реестра.

      63. Управляющая компания в рамках подготовки к проведению аукциона производит сбор необходимых материалов для реализации актива, а также обеспечивает публикацию извещения о проведении торгов и доступ потенциальным участникам к реализуемому на торгах активу.

      64. Аукцион проводится 2 (двумя) методами торгов:

      1) на повышение цены;

      2) на понижение цены.

      65. Стартовая цена реализации актива равна начальной цене, определяемой оценщиком в соответствии с требованиями законодательства страны по местонахождению актива, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.

      66. На первые торги актив выставляется на аукцион с применением метода на повышение цены.

      На вторые торги актив выставляется на аукцион с применением метода на понижение цены с установлением минимальной цены в размере 80 (восьмидесяти) процентов от начальной цены.

      На третьи торги актив выставляется на аукцион с применением метода на понижение цены с установлением минимальной цены в размере 50 (пятидесяти) процентов от начальной цены.

      Каждый последующий торг в форме аукциона проводится не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты предыдущего аукциона.

      Стартовая цена реализации актива при проведении аукциона с применением метода на понижение цены определяется путем умножения начальной цены на повышающий коэффициент, равный 3.

      Актив реализуется единственному участнику торгов, если единственным участником предложена цена не менее стартовой цены.

      При признания третьих торгов несостоявшимися, управляющая компания выносит решение об изменении способа реализации актива либо о передаче актива в аренду и доверительное управление в соответствии с настоящими Правилами.

      Шаг изменения цены устанавливается следующим образом:

      1) при стартовой или текущей цене актива в размере до 20000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 10 (десяти) процентов и на аукционе на понижение цены в размере 5 (пяти) процентов;

      2) при стартовой или текущей цене актива в размере от 20000 до 50000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 7 (семи) процентов и на аукционе на понижение цены в размере 5 (пяти) процентов;

      3) при стартовой или текущей цене актива в размере от 50000-кратного до 100000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается в размере 5 (пяти) процентов;

      4) при стартовой или текущей цене актива в размере от 100000-кратного до 250000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукцион е на повышение цены в размере 2,5 процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 (пяти) процентов;

      5) при стартовой или текущей цене актива в размере от 250000-кратного до 500000-кратного размера месячного расчетного показателя шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 1 (одного) процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 (пяти) процентов;

      6) при стартовой или текущей цене актива в размере от 500000-кратного размера месячного расчетного показателя и выше шаг изменения устанавливается на аукционе на повышение цены в размере 0,5 процента и на аукционе на понижение цены в размере 5 (пяти) процентов.

      Интервал установления шага изменения цены составляет 5 (пять) минут.

      За 5 (пять) минут до начала торгов регистрация заявок прекращается.

      67. Результаты аукциона по каждому проданному объекту имущества оформляются протоколом о результатах торгов, который подписывается уполномоченным лицом управляющей компанией и победителем в день проведения аукциона:

      1) в день проведения торгов с использованием электронной цифровой подписи, если торги проводились на веб-портале реестра;

      2) в течение 7 (семи) календарных дней, если торги проводились иным способом.

      68. Протокол о результатах торгов является документом, фиксирующим результаты аукциона и обязательства победителя и управляющей компании подписать договор купли-продажи актива по цене реализации. Договор купли-продажи с победителем подписывается в срок не более 10 (десяти) календарных дней со дня проведения аукциона.

      69. При не подписания победителем протокола о результатах торгов либо договора купли-продажи в установленные сроки, управляющая компания подписывает акт об отмене результатов торгов (при проведении торгов с использованием веб-портала реестра акт формируется на нем).

Глава 9. Порядок распоряжения средствами от управления активами

      70. Средства, поступившие от сдачи актива в имущественный наем (аренду/аренду с правом последующего выкупа), включаются в состав доходов управляющей компании.

      71. Средства, поступившие от реализации актива, аккумулируются на отдельном счете управляющей компании и в течение 3 (трех) рабочих дней перечисляются в Специальный государственный фонд, за минусом комиссионного вознаграждения, выплата которого определена главой 10 настоящих Правил.

      72. По итогам финансового года управляющая компания обеспечивает перечисление чистого дохода в размере 100 (сто) процентов в доход республиканского бюджета в течение 10 (десяти) дней с даты принятия решения единственного участника об утверждении годовой финансовой отчетности.

Глава 10. Порядок выплат комиссионного вознаграждения

      73. Управляющая компания вправе получать комиссионное вознаграждение за свою деятельность при отсутствии финансирования из республиканского бюджета на предстоящий год, величина которого устанавливается Правительством Республики Казахстан.

      Сумма комиссионных вознаграждений управляющей компании ограничивается суммой средств, необходимой для финансирования текущих расходов управляющей компании в соответствующем финансовом году.

      Фактический размер комиссионного вознаграждения определяется исходя из текущих расходов управляющей компании, в соответствии с решением наблюдательного совета.

      74. Управляющая компания платежным поручением изымает сумму комиссионного вознаграждения путем удержания причитающейся ей суммы до полного перечисления средств поступивших от реализации активов на счет Специального государственного фонда.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.