Современные формы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (Генеральная Ассамблея)

Новый

Записка Генерального Секретаря от 24 августа 2010 года

Записка Генерального секретаря

      Генеральный секретарь имеет честь препроводить членам Генеральной Ассамблеи доклад об осуществлении резолюции 64/147 Генеральной Ассамблеи, представленный Гиту Муигаи, Специальным докладчиком по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

      Доклад об осуществлении резолюции 64/147 Генеральной Ассамблеи, представленный Специальным докладчиком по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости

Резюме

      Настоящий доклад представлен в соответствии с резолюцией 64/147 Генеральной Ассамблеи о недопустимости определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, в которой Генеральная Ассамблея просила Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости подготовить доклад об осуществлении резолюции на основе мнений правительств и неправительственных организаций.
      После краткого введения, посвященного содержанию резолюции 64/147, Специальный докладчик делает обзор присланных 13 государствами материалов об осуществлении резолюции, а также мнений шести неправительственных организаций по вопросу, затронутому в резолюции. Затем Специальный докладчик выносит ряд заключений и рекомендаций.

      Содержание

      I. Введение
      II. Информация, полученная от государств-членов
      A. Болгария
      B. Колумбия
      C. Кипр
      D. Габон
      E. Грузия
      F. Иордания
      G. Казахстан
      H. Маврикий
      I. Парагвай
      J. Португалия
      K. Республика Молдова
      L. Российская Федерация
      M. Испания
      III. Взносы, полученные от неправительственных организаций
      IV. Выводы и рекомендации

I. Введение

      1. В своей резолюции 64/147 Генеральная Ассамблея, будучи встревожена распространением во многих частях мира различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и «бритоголовых», и подобных экстремистских идеологических движений, с беспокойством констатировала в пункте 6, что в своем последнем докладе Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости отмечает увеличение числа инцидентов расистского характера в некоторых странах и активизацию групп «бритоголовых», на которые ложится ответственность за многие из этих инцидентов, а также всплеск насилия на почве расизма и ксенофобии, жертвами которого становятся представители этнических, религиозных или культурных общин и национальных меньшинств».
      2. В пункте 7 резолюции Ассамблея вновь подтвердила, что «такие акты могут быть квалифицированы как подпадающие под действие статьи 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и что они могут представлять собой несомненное и явное злоупотребление правом на свободу мирных собраний и ассоциаций, а также правом на свободу убеждений и на свободное выражение их по смыслу этих прав, как они гарантированы по Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации».
      3. В пункте 9 Ассамблея также подчеркнула, что «такие виды практики ведут к эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и способствуют распространению и умножению числа различных экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и «бритоголовых» и подчеркнула в пункте 10 «необходимость принятия требующихся мер к тому, чтобы положить конец описанным выше видам практики».
      4. В этой связи в пункте 19 Ассамблея напомнила о том, что «Комиссия по правам человека в своей резолюции 2005/5 просила Специального докладчика продолжить проработку этого вопроса, сформулировать соответствующие рекомендации в его будущих докладах и запросить и принять к сведению в связи с этим мнения правительств и неправительственных организаций». В пункте 20 она просила «Специального докладчика подготовить для представления Генеральной Ассамблее на ее шестьдесят пятой сессии и Совету по правам человека доклады об осуществлении настоящей резолюции на основе мнений, собранных в соответствии с просьбой Комиссии по правам человека», о которой Ассамблея напомнила в пункте 19 резолюции.
      5. В соответствии с практикой, сложившейся в процессе представления предыдущих докладов, в настоящем докладе приводится обзор полученной информации о мероприятиях, проведенных государствами-членами в соответствии и в связи с резолюцией 64/147. При подготовке доклада Специальный докладчик просил Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) направить 11 мая 2010 года государствам-членам вербальную ноту с просьбой представить к 21 июня 2010 года информацию об осуществлении резолюции. Специальный докладчик также просил УВКПЧ направить 20 мая 2010 года письмо неправительственным организациям с просьбой представить к 21 июня 2010 года их мнения по вопросам, поднятым в резолюции.
      6. По состоянию на 1 августа 2010 года информацию представили 13 государств-членов, а именно: Болгария, Габон, Грузия, Иордания, Испания, Казахстан, Кипр, Колумбия, Маврикий, Парагвай, Португалия, Республика Молдова и Российская Федерация. По состоянию на 1 июля 2010 года информацию представили шесть неправительственных организаций, а именно: Американский союз гражданских свобод, Ассоциация за интеграцию и устойчивое развитие Бурунди, Исследовательский центр по правам и обязанностям человека, Защитники прав человека, Курдский проект по правам человека и «Политический капитал» — Институт политических исследований и консалтинга. В настоящем докладе представлен обзор информации, полученной от государств-членов и неправительственных организаций. С оригиналами полученных материалов можно ознакомиться в Секретариате.

II. Информация, полученная от государств-членов

A. Болгария

      7. В своем ответе Болгария подтвердила, что защита от всех форм дискриминации, расизма, расовой и этнической дискриминации, экстремизма и ксенофобии находится среди главных приоритетов законодательной и административной политики Болгарии и ее государственных институтов.
      8. Болгария является стороной всех ключевых документов Организации Объединенных Наций по правам человека, включая Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах и двух Факультативных протоколов к нему, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенцию о правах ребенка и двух Факультативных протоколов к ней. Болгария также является стороной конвенции Совета Европы. Кроме того, были сделаны необходимые шаги для выполнения рекомендаций международных конференций Организации Объединенных Наций по правам человека, в том числе Всемирной конференции по вопросам борьбы с расизмом и расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью.
      9. Болгария обратила внимание на то, что достижение ощутимых результатов для пресечения и предотвращения проявлений расизма, расовой дискриминации и ксенофобии и связанной с ними нетерпимости зависит от решительных действий государственных органов и активности неправительственных правозащитных объединений. Среди конкретных принятых мер: a) принятие законодательных мер для осуществления пунктов 15 и 16 резолюции 64/147;
      b) применение правовых стандартов в связи с пунктами 15 и 16 резолюции в практике судебного и административного органа (Комиссия по защите от дискриминации); и c) расширение деятельности Комиссии по защите от дискриминации при выявлении дискриминационного поведения и в рамках деятельности по предотвращению в связи с пунктами 15, 16 и 17 резолюции.
      10. Принцип равенства и недискриминации защищен болгарской Конституцией, Уголовным кодексом и другими законами и подзаконными актами. В связи с запретом агрессивной речи Закон о радио и телевидении (статья 10) содержит требование о том, чтобы средства массовой информации не допускали, чтобы в их передачах разжигалась ненависть на основе расовых, этнических, религиозных или половых признаков.
      11. Болгария заявила, что иностранцы, законно проживающие в Болгарии, имеют все права и обязанности в соответствии с болгарским законодательством, международными соглашениями, стороной которых является Болгария, за исключением тех, для которых требуется болгарское гражданство.
      12. Болгария также представила информацию о Законе 2003 года о защите от дискриминации, по которому предоставляется защита от всех форм дискриминации и гарантируются права всех людей. Приняв этот закон, Болгария создала всеобъемлющий законодательный инструмент, а также специальный орган по его осуществлению — Комиссию по защите от дискриминации. Комиссия рассматривает случаи дискриминации и выносит по ним решения, проверяет нарушения в связи с неравным обращением и выносит постановления о прекращении таких нарушений. Она также предоставляет независимую помощь жертвам дискриминации на основании полученных жалоб и выполняет другие функции в соответствии со статьями 40 и 47 Закона о защите от дискриминации. Комиссия также отслеживает уголовные правонарушения и происшествия на фоне нетерпимости путем сбора информации от учреждений и неправительственных организаций или из сообщений средств массовой информации.
      13. Болгария подчеркнула, что многие неправительственные организации, действующие в области продвижения и защиты прав человека, уделяют особое внимание вопросам, связанным с недопустимостью любых форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанных с ними нетерпимости.

B. Колумбия

      14. В своем ответе Колумбия заявила, что резолюция 64/147 созвучна ее национальному законодательству и договорам, стороной которых является Колумбия. Колумбия сообщила, что она является стороной большинства договоров о правах человека и всегда придерживалась своего постоянного обязательства о выполнении и соблюдении этих договоров и соблюдала решения международной системы правосудия.
      15. Правительство разработало законопроект о защите этнического разнообразия, который будет скоро представлен на рассмотрение конгресса. Законопроект, предусматривающий наказание за дискриминационную практику, также будет представлен в ходе следующей сессии парламента. Колумбия заявила, что была проделана работа по новому закону Национального совета по экономической и социальной политике в защиту черных общин. Правительство также разрабатывает общую политическую базу и рекомендации, в рамках которых особое внимание и действия будут направлены на афро-колумбийское население.
      16. По Конституции договоры о правах человека включены в национальное законодательство. Конституционный суд разработал прецедентное право, поддерживающее материальное равенство для групп, которые исторически были изолированы по различным причинам, в том числе по их этническому и расовому происхождению. Правительство выполняет его постановления, чтобы преодолеть все формы дискриминации.
      17. Колумбия предложила меры по осуществлению резолюции 64/147. Во-первых, Колумбия заявила, что необходимо взвесить возможность увязывания международных соглашений с показателями, целями и сроками их выполнения, для того чтобы можно было давать качественную или количественную оценку достигнутому прогрессу. Во-вторых, Колумбия предложила сформулировать, согласовать и принять критерии оценки прогресса в своей политике наряду с международными договорами. В-третьих, она предложила создать постоянную информационную систему, которая будет наполняться информацией из докладов государств и оценок Организации Объединенных Наций. В-четвертых, Колумбия заявила, что основной особенностью правовых норм является их обязательность к выполнению. Отсюда вытекает необходимость призывать государства включать принудительные или исправительные меры в их внутреннее национальное законодательство, тем самым обусловливая появление новой политики, которая в долгосрочной перспективе поможет преодолеть высокую степень социальной маргинализации и изолированности, широко распространенных во всем мире.

C. Кипр

      18. В своем ответе Кипр сообщил, что в течение последних десятилетий, и более систематически с момента присоединения Кипра к Европейскому союзу в мае 2004 года, предпринимаются значительные усилия со стороны всех компетентных национальных органов в области борьбы с дискриминацией. Это включает в себя всеобъемлющее законодательство, структурные изменения и деятельность по повышению осведомленности. Был составлен национальный план действий по гендерному равенству на 2007–2013 годы.
      19. В 2004 году был создан ответственный орган, отвечающий за обеспечение равенства на Кипре в качестве независимого органа, который занимается вопросами дискриминации и равенства и принимает по ним решения. Он состоит из кипрского антидискриминационного органа и агентства, занимающегося вопросами обеспечения равенства. Кипр также сообщил о создании независимого органа по расследованию жалоб и обвинений, касающихся злоупотреблений со стороны полиции в 2006 году, а также Комитет по равенству мужчин и женщин в составе сил полиции в 2007 году.
      20. Управление по борьбе с дискриминацией в штаб-квартире полиции (Департамент C), созданное в 2004 году, отвечает за координацию, мониторинг и консультирование по всем аспектам деятельности полиции в области этнического и культурного разнообразия, расизма, дискриминации и ксенофобии посредством контактов с представителями полиции, следователями или жертвами. В каждом полицейском участке работают сотрудники, отвечающие за этнические контакты, которые ведут работу с местными лидерами или членами этнических общин и занимаются расовыми и этническими вопросами. Они работают в тесном сотрудничестве с персоналом вышеупомянутого Управления в случае происшествий, обусловленных расовыми мотивами.
      21. Была создана внутренняя официальная система регистрации происшествий, обусловленных расовыми мотивами. В стандартном полицейском отчете о преступлении есть возможность указать расизм и дискриминацию в качестве мотива преступления и предлагается включить этот мотив в определенную субкатегорию на основе вышеупомянутых характеристик.
      22. Особое внимание уделяется созданию позитивного подхода полицейских ко всем лицам, вне зависимости от их культуры и обычаев. Подготовка полицейских рассматривается как одна из наиболее важных областей, в которой следует продолжать принимать конкретные, эффективные и активные антидискриминационные меры для того, чтобы пресекать и предотвращать определенные проявления дискриминации, связанные с выполнением полицейских обязанностей. Кипрская полиция приняла и применяет рекомендацию Совета Европы о «Европейском кодексе этики полиции». Основная цель полиции заключается в том, чтобы совершенствовать и углублять не только базовую подготовку новобранцев в полицейских академиях, но также профессиональную подготовку сержантов и старших офицеров полиции.
      23. В попытке сблизить этнические общины и полицию и укреплять взаимопонимание и уважение, кипрская полиция в сотрудничестве с ассоциациями или лидерами различных этнических общин, проживающих на Кипре, периодически организует открытые общественные социальные мероприятия.
      24. Шеф кипрской полиции посредством циркуляров дает приказы сотрудникам полиции, чтобы избежать проведения широкомасштабного поиска подозреваемых или разыскиваемых лиц исключительно на основе их конкретных этнических, расовых или других характеристик, и вместо этого сузить поиск и сконцентрироваться на сборе дополнительной информации об этих лицах. Было указано, что сотрудники полиции также получают приказы о неразглашении информации об этнической, расовой или другой принадлежности правонарушителей, за исключением разыскиваемых преступников. Кипрская полиция также составила и распространила среди полицейских участков брошюры, содержащие информацию о правах лиц, находящихся под стражей, которые полицейские должны передавать задержанным.
      25. Упоминалось осуществление программы действий Европейского сообщества по борьбе с дискриминацией, кампания «За разнообразие против дискриминации», Европейский год равных возможностей для всех (2007) и Программа занятости и социальной солидарности Европейского сообщества (прогресс 2007–2013) посредством различных национальных кампаний по повышению осведомленности.
      26. Наконец, Кипр также сообщил о том, что правовая помощь оказывается в ходе разбирательств в судах Кипра и гражданам, и негражданам. Например, согласно статье 146 конституции правовая помощь предоставляется ищущим убежища лицам и беженцам, обратившимся в Верховный суд.

D. Габон

      27. В своем ответе Габон сообщил, что он является страной, в которой преобладают дружба, братство, мир и социальная солидарность для всех. Соответственно, он указал, что на сегодняшний день не сообщалось ни о каких значительных актах, носящих расистский, дискриминационный характер, обусловленных нетерпимостью. Он также указал на то, что будут прилагаться все усилия для сохранения такой обстановки и создания благоприятных условий для продвижения и защиты прав человека.

E. Грузия

      28. В своем ответе Грузия представила информацию о законодательных, административных и иных мерах, принятых для ликвидации всех форм расовой дискриминации и содействия межкультурному диалогу среди меньшинств. Грузия сообщила, что тесно сотрудничает с универсальными и региональными правозащитными органами, занимающимися вопросами расовой дискриминации. Она также отметила с глубокой обеспокоенностью, что «определенные державы» часто подвергают граждан Грузии дискриминационному обращению.
      29. Грузия сообщила, что в 2009 году были приняты Национальная концепция и План действий для обеспечения терпимости и гражданской интеграции. В Национальной концепции содержатся национальные стратегические соображения и определены шесть основных направлений: верховенство права, образование и государственный язык, средства массовой информации и доступ к информации, политическая интеграция, гражданское участие, социальная и региональная интеграция, культура и сохранение самобытности. Проект плана действий на 2010 год уже разработан и в скором времени будет утвержден.
      30. Управление государственного министра по реинтеграции и Управление государственного защитника являются основными органами по борьбе с дискриминацией и содействию терпимости среди различных групп. Управление государственного министра по интеграции, созданное в 2008 году, отвечает за гражданскую интеграцию всех этнических меньшинств, координацию соответствующей деятельности государственных органов и надзор за осуществлением Плана действий по обеспечению терпимости и гражданской интеграции. Управление государственного защитника, обязанности которого определены в Конституции (статья 43) и Органическом законе 1996 года, осуществляет надзор за защитой прав и свобод человека и руководит Центром терпимости, в составе которого работают два совета, а именно Совет национальных меньшинств и Совет религий.
      31. Дискриминация, обусловленная этническими, религиозными, расовыми или любыми иными причинами, запрещена законом, а расовая дискриминация подлежит уголовному преследованию. Согласно Уголовному кодексу, расовая, религиозная, национальная или этническая мотивация рассматриваются как отягчающие обстоятельства некоторых преступлений. Организации и стороны, выступающие в защиту насилия и разжигающие этническую, религиозную или социальную ненависть, запрещены по закону. Также, в соответствии с законом, запрещена организация собраний или манифестаций, выступающих в защиту насилия, разжигающих этническую, религиозную или социальную ненависть.
      Правительство заявило, что сегодня в Грузии нет ни одной политической партии или группы, проповедующей идею расового превосходства. Грузия также заявила, что жертвам агрессивных высказываний предоставляются эффективные средства правовой защиты.
      32. Грузия также подчеркнула, что особое внимание уделяется подготовке соответствующих специалистов в области прав человека с целью повышения их преданности делу и понимания вопроса прав человека. Была упомянута учебная программа, организуемая Полицейской академией, на тему о методах преступлений, обусловленных расовой дискриминацией. Также отмечалось, что Полицейская академия предоставляет обучение в области «отношений с национальными, расовыми и религиозными меньшинствами» и что министерство юстиции также организует обучение по правам человека для прокуроров.
      33. По вопросу образования Грузия сообщила, что министерство образования и науки разработало специализированные программы для содействия терпимости в образовательной системе. Помимо прочего упоминались учебная программа по детской терпимости, программа школьного партнерства и межкультурный диалог посредством образовательной инициативы.
      34. В области средств массовой информации в 2009 году был принят Кодекс поведения для вещательных компаний. В Кодексе сказано, что вещательные компании должны избегать неточных или недостоверных заявлений, содействующих стереотипам, описания людей исключительно по их этническому или религиозному происхождению или неподтвержденных обвинений, которые могут способствовать дискриминации или насилию. С 2010 года Фонд развития средств массовой информации отслеживает то, как средства массовой информации, вещающие на грузинском языке, освещают вопросы, связанные с национальными или религиозными меньшинствами. Кроме того, Грузинская государственная вещательная компания обязана отражать этническое, культурное, лингвистическое и религиозное разнообразие в своих программах, а также показывать программы на языках национальных меньшинств.
      35. Грузия сообщила, что ежегодно организуются различные культурные и иные программы в честь победы над фашизмом. В этой связи было упомянуто празднование шестьдесят пятой годовщины победы над фашизмом в 2010 году. Также было подчеркнуто, что события второй мировой войны, в том числе нарушение прав человека, совершавшиеся нацистским режимом, преподаются в рамках предмета «Мировая история».

F. Иордания

      36. В своем ответе Иордания сообщила, что министерство государственной безопасности отвечает за соблюдение конституционных и законодательных принципов Иордании, которые противостоят всем формам дискриминации, расизма и ксенофобии, а также за выполнение обязательств в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации, таких как осуждение расовой дискриминации, отказ от совершения или поощрения дискриминационных актов, за меры, направленные на уничтожение барьеров между социальными группами и предоставление возможностей группам, которым грозит дискриминация. Министерство общественной безопасности также делает решительные шаги для выполнения королевского плана по продвижению прав человека в целом и призыву к сдержанности, терпимости, принятию других и распространению концепций в области прав человека.
      37. По вопросу о мерах, принятых министерством общественной безопасности для выполнения резолюции 64/147, Иордания сообщила о принятии ряда превентивных мер, которые будут осуществляться судебными властями и административной полицией с целью предотвращения возникновения экстремистских группировок, разжигающих насилие на основе расизма и ксенофобии. Иордания также сообщила о подготовке сотрудников правоохранительных органов по сбору информации об экстремистских группировках и передаче ее компетентным судебным органам власти. Она также проинформировала о том, что министерство продолжило преподавание и распространение принципов заявления, сделанного Его Величеством Королем Абдаллой II бен Аль Хусейном в Омане, а именно сдержанности, принятия других и содействия безопасности и стабильности. В послании говорилось о том, что экстремизм не имеет ничего общего с исламом, который основан на спокойствии и терпимости, и прозвучал призыв в адрес международного сообщества работать над выполнением принципов международного права, соблюдением международных договоров и искоренением причин насилия и расизма. Наконец, Иордания сообщила, что в Управлении по правам человека организуются подготовительные курсы для сотрудников министерства общественной безопасности по различным вопросам прав человека, в том числе по борьбе с расовой дискриминацией.
      38. Иордания присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации без каких-либо оговорок. Она также сообщила, что в иорданской Конституции гарантируется свобода мнений, вероисповедания и слова, а также право на равенство перед законом для всех граждан без дискриминации по причине расы, языка или религии. Иордания также сообщила о том, что положения Трудового кодекса применимы к работникам вне зависимости от их половой принадлежности, национальности (иорданцы или неиорданцы), этнического происхождения, цвета кожи и религии.
      39. По вопросу о средствах массовой информации упоминался Закон № 8 о прессе и публикациях от 1998 года, временный Закон № 71 об аудиовизуальных средствах массовой информации от 2001 года и Закон № 47 о праве доступа к информации 2007 года. По вопросу об образовании было сказано, что подход Королевства к образованию отражен в Законе № 3 об образовании от 1994 года.
      40. Иордания предоставила информацию о Законе № 19 2007 года о политических партиях и отметила, что в Королевстве в целях распространения принципов прав человека был учрежден Национальный центр по правам человека. Его создание было вдохновлено терпимым посланием ислама, ценностями, входящими в состав арабского исламского наследия, а также конституционными положениями, гарантирующими права и недопущение дискриминации граждан по признаку национальности, языка, религии или пола.
      41. Уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за любое действие, которое направлено на разжигание религиозной или расовой вражды или приводит к ней, или на подстрекательство к розни между общинами и различными частями страны. Виновные могут быть наказаны лишением свободы на срок до трех лет. Определение пыток, содержащееся в Уголовном кодексе, включает в себя сильную боль или страдания, причиняемые кому-либо по любой причине, основанной на дискриминации любого рода. Было также заявлено, что Военно-уголовный кодекс предусматривает уголовную ответственность за применение расовых различий и другие действия, основанные на расовой дискриминации, которые характеризуются как военные преступления в соответствии со статьей 17.
      42. Иордания заявила, что министерство образования уделяет особое внимание борьбе с экстремизмом, в соответствии, в частности, с принципами Конституции Иордании, Национальной хартии, Амманским заявлением и законом об образовании. Она также сослалась на меморандум 2009 года о взаимопонимании, подписанный министерством образования и Национальным центром по правам человека в целях поощрения образования по правам человека в школах. Она отметила, что в учебных программах и школьных учебниках большое место отводится правам человека. Иордания также упомянула об участии дирекции учебных программ и школьных учебников в проекте по повышению уровня взаимопонимания, осуществляемом Организацией лиги арабских государств по вопросам образования, науки и культуры и Советом Европы.

G. Казахстан

      43. В своем ответе Казахстан сообщил, что президентский указ о признании компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации в соответствии со статьей 14 вступил в силу в 2008 году. Он также представил информацию об общенациональном плане действий по правам человека на 2009–2012 годы, который предусматривает меры по дальнейшему совершенствованию национального законодательства по вопросу о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
      44. В Казахстане была создана комплексная нормативно-правовая система в целях обеспечения равенства всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или социальной группе. Правовая система включает в себя международно-правовые обязательства Казахстана, Конституцию, закон об общественных объединениях, закон о политических партиях, закон о средствах массовой информации, закон о культуре, закон о гражданстве и закон об Ассамблее народа Казахстана. Было также упомянуто о статье 14 Конституции, которая предусматривает, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Казахстан заявил, что дискриминация также запрещена законом о государственной службе.
      45. Уголовный кодекс устанавливает преступления, влекущие за собой уголовную ответственность за разжигание социальной, национальной, этнической, расовой или религиозной вражды. Кодекс об административных правонарушениях содержит положение об увеличении такой ответственности за административные правонарушения по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, которые указаны в качестве отягчающих обстоятельств.
      46. Казахстан назвал несколько государственных и неправительственных организаций, которые участвуют в проведении политики против дискриминации. К их числу относятся, в частности, Администрация президента Республики Казахстан, в которой формируются основные направления политики в этой области, Правительство Республики Казахстан, которое отвечает за правовые и финансовые инструменты политики, и центральные государственные органы, включая, в частности, министерства культуры, юстиции, внутренних дел и Управление генерального прокурора. Казахстан также упомянул Комиссию по правам человека при Администрации президента и отметил, что Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) также занимается вопросами, касающимися борьбы с расовой дискриминацией.
      47. Казахстан заявил, что в последние годы добился значительного прогресса в решении вопроса о сотрудничестве между органами государственной власти и институтами гражданского общества, о защите интересов и прав этнических меньшинств. Была упомянута Ассамблея народа Казахстана 1995 года, которая сосредоточивает свою деятельность на реализации государственной национальной политики, обеспечении социальной и политической стабильности в Республике и укреплении сотрудничества между государством и институтами гражданского общества в вопросах, касающихся межэтнических отношений. Ассамблея в настоящее время получила новый правовой статус.
      48. Казахстан отметил, что сотрудничество с религиозными организациями играет важную роль в укреплении стабильности в обществе, профилактике экстремизма и нетерпимости и защите культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и общественной нравственности. Упоминался, в частности, третий съезд лидеров мировых религий, который состоялся в Астане в 2009 году.
      49. Казахстан заявил, что образование является важным направлением развития гражданской самобытности и толерантности в казахстанском обществе. Упоминались, в частности, Закон 2010 года о языках Республики Казахстан, Государственная программа языковой аттестации и повышения квалификации, а также план действий по развитию этнокультурного и многокультурного образования. Казахстан также отметил, что в высших учебных заведениях проводятся курсы по теме «Основы толерантности». Правительство сообщило, что принцип недискриминации соблюдается при подготовке сотрудников правоохранительных органов.

H. Маврикий

      50. В своем ответе Маврикий представил информацию о соответствующих разделах Конституции, касающихся защиты от дискриминации, в частности о разделе 3, озаглавленном «Основные права и свободы человека», разделе 16, который предусматривает защиту от дискриминации, и разделе 11 о защите права на свободу совести. Маврикий заявил, что периодический доклад, который будет представлен Комитету по ликвидации расовой дискриминации, находится в стадии завершения.
      51. Маврикий также представил информацию о Национальной комиссии по правам человека, учрежденной по Закону о защите прав человека при Отделе Комиссии по борьбе с дискриминацией по признаку пола, созданной в 2002 году. Он также заявил, что в дополнение к обычным каналам подачи жалоб через полицейские органы граждане могут обращаться в Управление омбудсмена. Незначительные жалобы, касающиеся прав человека, могут быть переданы в канцелярию генерального прокурора.
      52. Маврикий заявил, что Закон о равных возможностях, принятый Ассамблеей в 2008 году, еще не вступил в силу. Он охватывает различные признаки дискриминации, упомянутые в разделах 3 и 16 Конституции, а также возраст, беременность, психические и физические инвалидности и сексуальную ориентацию. Закон также предусматривает создание Комиссии по равным возможностям и Трибунала по равным возможностям.
      53. Закон 2008 года о Комиссии истины и справедливости вступил в действие в 2009 году, в день празднования отмены рабства на Маврикии. Законом была учреждена Комиссия истины и справедливости, которая должна проводить расследования в области рабства и кабального труда в колониальный период на Маврикии, определять соответствующие меры, которые будут распространяться на потомков рабов и наемных работников, вести расследование жалоб пострадавших путем изъятия или присуждения земли, которая, по их заявлению, им принадлежит, и подготовить всеобъемлющий доклад о своей деятельности и выводы, основанные на фактах и объективной информации и доказательствах. Комиссия истины и справедливости была сформирована из историков, научных работников и работников социальной сферы Маврикия.
      54. Было отмечено, что в Уголовном кодексе присутствуют преступления, относящиеся к дискриминации по признаку расы или вероисповеданию. В связи с этим Маврикий упомянул о различных разделах Уголовного кодекса, в том числе разделе 282, связанном с таким преступлением, как «разжигание расовой ненависти».
      55. Правительство представило информацию о мерах, принятых Министерством образования и людских ресурсов для осуществления резолюции 64/147, к которым относятся, в частности, новые национальные принципы составления учебной программы, которые отражают необходимость учета поликультурного образования, ценностей и воспитания в духе мира, как сквозной темы в дошкольных, начальных и средних учебных программах. Маврикий указал, что основанный на правах человека подход к образованию был также включен в повестку дня министерства.

I. Парагвай

      56. В своем ответе Парагвай сослался на ряд положений своей Конституции, в том числе статей 46 и 47, закрепляющих равенство. Парагвай заявил, что является стороной Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, но до сих пор не признал компетенцию Комитета в соответствии со статьей 14 Конвенции. Парагвай также является участником Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативных протоколов к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, а также Римского статута Международного уголовного суда. Управление по международным делам сотрудничает с Главным управлением юстиции в Министерстве юстиции и труда, чтобы подготовить законопроект об осуществлении Римского статута. Парагвай также сообщил, что подписал Конвенцию о предотвращении преступления геноцида и наказании за него. Также была представлена информация о статье 319 Уголовного кодекса, которая содержит определение геноцида.
      57. Правительство сообщило, что секретариатом государственной службы было подготовлено руководство по инклюзивной и недискриминационной практике. Также был упомянут кодекс по саморегулированию рекламной деятельности, разработанный Центром по регулированию рекламной деятельности, стандартизации и исследованиям, который устанавливает правила, запрещающие дискриминацию в отношении частных лица или их осмеяние.
      58. Парагвай сообщил, что он признает правосубъектность Ассоциации выходцев из Африки в Парагвае, и проинформировал, что сейчас ведется работа по включению в общенациональную перепись населения 2012 года такой категории для самоидентификации, как афро-парагвайцы. Парагвай также указал, что он консультирует афро-парагвайцев по вопросу о способах усиления их культурного самовыражения.
      59. Парагвай представил информацию о ряде законов, принятых в отношении коренных народов, в том числе о законе 2007 года о создании генеральной дирекции по вопросам образования коренных народов; законе о региональных органах власти, который санкционировал действия в защиту интересов коренных народов на ведомственном уровне; законе о статуте общин коренных народов 1981 года, в который внесены изменения законом 2003 года, учреждающем Парагвайский институт по делам коренных народов, а также об указе 2009 года, которым устанавливается национальная сеть органов исполнительной власти по правам человека, состоящая из 21 правительственного органа, включая Парагвайский институт по делам коренных малочисленных народов. Парагвай также сослался на Управление по этническим правам и прокуратуру, которая действует по запросу коренных народов непосредственно или правительственных и неправительственных органов во всех случаях нарушения статей, которые могут ограничить или поставить под угрозу свободу коренных народов. Управление также оказывает помощь лицам, принадлежащим к коренным народам, подозреваемым в преступлениях или обвиняемым в них. Парагвай заявил, что межведомственная комиссия по внедрению механизмов для мониторинга условий труда коренных народов была учреждена Министерством юстиции и труда в сотрудничестве с Международной организацией труда. Было определено число жилищных проектов в интересах коренных народов и были приняты антидискриминационные и позитивные меры в интересах коренных общин.
      60. Парагвай сослался на информацию, представленную в Верховный суд об осуществлении пунктов 10, 11, 13 и 16 резолюции 64/147. В этой связи он упомянул о проведении Управлением по правам человека и других учреждений судебной системы ежегодного мероприятия под названием «Неделя прав человека», а также различных официальных курсов профессиональной подготовки. Целью проекта «Неделя прав человека» является повышение осведомленности среди сотрудников судебных органов и широкой общественности по вопросам прав человека.
      61. В 2007 году был создан музей юстиции и документации и архивный центр по защите прав человека. Роль музея заключается в поощрении и восстановлении исторической памяти о периоде диктатуры в Парагвае в контексте прав человека, он является просветительской и культурной площадкой.
      62. Законопроект о борьбе со всеми формами дискриминации в настоящее время находится на рассмотрении Конгресса. Он предусматривает меры по недопущению дискриминации в отношении различных групп по таким признакам, как этническое происхождение, религия, пол и сексуальная ориентация. Он также уполномочивает государственные органы пресекать подобные действия и включает в себя положения, касающиеся подстрекательства к дискриминации. Для обеспечения прохождения законопроекта в Конгрессе была создана сеть различных организаций гражданского общества по борьбе с дискриминацией при поддержке Организации Объединенных Наций.

J. Португалия

      63. В своем ответе Португалия сослалась на статьи 13 и 15 своей Конституции, связанные с принципом равенства и общим правилом о признании одних и тех же прав и обязанностей за иностранцами и иммигрантами, что и за португальскими гражданами, с некоторыми исключениями. Правительство также представило информацию о статье 46.4 Конституции, которая распространяется на фашистские организации и предусматривает, что «не допускаются вооруженные объединения, военные, военизированные или полувоенные объединения и организации, которые являются расистскими или следуют фашистской идеологии». Кроме того, было отмечено, что рекомендации, содержащиеся в резолюции 64/147, уже осуществляются.
      64. Согласно Уголовному кодексу Португалии расистский акт может рассматриваться как преступление, если удовлетворены требования правовой нормы. В этом контексте была упомянута статья 240 Уголовного кодекса о признаках расовой, религиозной или сексуальной дискриминации. Было также отмечено, что в соответствии со статьей 71(2) Уголовного кодекса расовые мотивы являются отягчающим обстоятельством при определении наказания. Португалия далее подчеркнула, что Уголовный кодекс в настоящее время устанавливает в статье 246, что «любое лицо, осужденное за совершение преступления статьи 240, может быть временно лишено фактической и/или предполагаемой возможности быть избранным».
      65. В соответствии с законом, в случаях проявления дискриминации могут быть наложены и другие санкции, такие как штрафы. Ассоциации, выступающие за недопущение дискриминации по признаку расовой принадлежности, могут принять участие в судебном разбирательстве и представлять жертв с их согласия. Принципы равенства и соразмерности закреплены в Административно-процессуальном кодексе, а принцип законности — в кодексе пропагандистской деятельности.
      66. Закон о телевидении 2003 года предусматривает, что ни один из элементов телепрограмм не должен вести к разжиганию ненависти, расизма и ксенофобии. Закон о превентивных и карательных мерах, которые необходимо принять в случае нарушений, связанных со спортом, запрещает поддержку организаторами спортивных мероприятий какой-либо организованной группы болельщиков, которые используют знаки, символы и выражения, которые направлены на разжигание насилия, расизма и ксенофобии или любых других форм дискриминации.
      67. Португалия предоставила информацию о Верховном комиссаре по делам иммигрантов и межкультурному диалогу, компетентном в вопросе о борьбе с дискриминацией, и Комиссии по вопросам равенства и борьбы с расовой дискриминацией, касающихся расовой дискриминации. Было заявлено, что группа поддержки жертв преступлений против иммигрантов и жертв расовой и этнической дискриминации оказывает бесплатную правовую и психологическую помощь жертвам расовой дискриминации и иммигрантам-жертвам в целом.
      68. Португалия также упомянула о национальных и местных центрах поддержки иммиграции, которые предоставляют информацию и поддержку иммигрантам, Управлении по правовой поддержке иммигрантов, которое предоставляет бесплатные юридические консультации и посреднические услуги для иммигрантов, Плане действий по интеграции иммигрантов 2007–2009 годов, а также правительственной программе «Выбор четвертого поколения», созданной в 2001 году. Правительство также сообщило, что Управлением Верховного комиссара по делам иммигрантов и межкультурного диалога был создан экспериментальный проект муниципальных посредников-цыган.
      69. Об усилиях, предпринимаемых для предотвращения распространения пропаганды расизма, ксенофобии и антисемитизма через Интернет, Португалия сообщила, что на сайте Комиссии по вопросам равенства и борьбы с расовой дискриминацией имеется специальный инструмент под названием «Расизм в Интернете», где пользователи могут выйти по ссылке на национальный проект «Безопасный Интернет» и подавать жалобы в отношении интернет-блогов или сайтов, которые имеют расистские сообщения.
      70. Наконец, в то время как в Португалии нет крайне правых политических партий, представленных в парламенте, было сообщено, что один из членов крайне правой партии был осужден за дискриминационные действия в соответствии с статьей 240 Уголовного кодекса и в настоящее время находится в тюрьме.

K. Республика Молдова

      71. В своем ответе Республика Молдова заявила о том, что после провозглашения независимости она приняла законодательные и практические меры, чтобы сделать межэтнические отношения в обществе более гармоничными и ликвидировать различные формы дискриминации по признаку расы, цвета кожи, этническому происхождению или принадлежности к национальным меньшинствам, а также защитить права национальных меньшинств на сохранение своей этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности.
      72. Правительство сослалось на принцип равенства, закрепленный в Конституции, и указало, что в ряде законов содержится принцип недопущения дискриминации. Кроме того, оно сообщило, что согласно Уголовному кодексу предусматривается уголовная ответственность за различные акты дискриминации и насилия, совершенные на почве расовой дискриминации, национального или этнического происхождения.
      73. В настоящее время законодательные рамки, отражающие международные стандарты, предусматривают запрещение дискриминации и экстремистской деятельности. Республика Молдова присоединилась к более чем 40 международным документам по правам человека, в том числе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и Международному пакту о гражданских и политических правах. Молдавские власти предприняли конкретные шаги по приведению национальной практики в соответствие с международными стандартами, в частности путем разработки проекта закона о предупреждении и борьбе с дискриминацией. Кроме того, Республика Молдова представила свой объединенный восьмой и девятый периодический доклад в Комитет по ликвидации расовой дискриминации.
      74. Одним из приоритетных направлений в деятельности Республики Молдова в области недопустимости различных форм дискриминации является поощрение принципа культурного разнообразия в качестве общепризнанного принципа, а также принципа уважения прав человека и равенства. Эти принципы закреплены в новой государственной программе деятельности «Европейская интеграция: свобода, демократия, благосостояние», которая содержит главу «Интеграция национальных меньшинств».
      75. Правительство сообщило об осуществлении просветительской деятельности в области прав человека, включая права национальных меньшинств, среди различных категорий государственных служащих, сотрудников полиции и других правоохранительных органов.
      76. Был разработан новый проект национального плана действий по правам человека на 2010–2013 годы. Он включает в себя отдельную главу, в которой перечислены меры для предотвращения дискриминации и борьбы с ней и для защиты прав национальных меньшинств. Республика Молдова заявила о том, что проект плана действий был представлен правительству на утверждение.
      77. Предпринимаются усилия в целях развития толерантности и межкультурного диалога в обществе на основе тесного сотрудничества между государством и гражданским обществом в таких областях, как образование, культура и средства массовой информации. Были упомянуты меры, принимаемые для сохранения памяти жертв Холокоста из Республики Молдова и недопущения проявлений антисемитизма. К их числу относятся, в частности, организация научных конференций, возведение мемориалов и подготовка информационных материалов для учителей истории.
      78. План действий по поддержке цыган на 2007–2010 годы был принят в целях создания необходимых условий для их социально-культурного развития. Принятие плана действий является еще одним шагом, предпринимаемым властями для преодоления негативных стереотипов в отношении цыган, улучшения условий их жизни и социального участия.
      79. Правительство представило информацию о Бюро межэтнических отношений — органе центрального государственного управления, который способствует политике Республики Молдова в области межэтнических отношений, защищает конституционное право граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной и языковой личности и сотрудничает с государственными этнокультурными организациями меньшинств. Председатели всех организаций, аккредитованных при Бюро, являются членами Координационного совета этнокультурных организаций — консультативного органа Бюро.
      80. Мероприятия в области поощрения равенства и недискриминации постоянно организуются при содействии Бюро и участии представителей различных меньшинств, должностных лиц и международных организаций. В этой связи было упомянуто проведение «круглых столов», семинаров, конференций и фестивалей, а также ежегодных национально-культурных мероприятий, направленных на демонстрацию этнокультурного разнообразия, содействие толерантности и консолидации многонационального населения. Дом национальностей, который функционирует в рамках Бюро, играет важную роль в процессе сохранения культурного разнообразия и содействия недискриминации.
      81. Правительство сообщило, что Бюро межэтнических отношений будут предприняты следующие шаги для того, чтобы проинформировать центральные и местные органы власти и другие учреждения, отвечающие за защиту от дискриминации, по поводу принципов, содержащихся в резолюции 64/147: информировать министерства и другие центральные и местные органы власти по поводу принятия резолюции; ознакомить членов Координационного совета этнокультурных организаций с содержанием резолюции; разместить текст резолюции на веб-сайте Бюро, а также внести вклад в распространение резолюции через средства массовой информации.

L. Российская Федерация

      82. В своем ответе Российская Федерации сообщила, что ее Конституция запрещает любые формы дискриминации. В этой связи была упомянута статья 19 Конституции, которая устанавливает равенство перед законом и судом, а также гарантирует равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
      83. Кроме того, правительство заявило, что Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду или кампании разжигания социальной, расовой, этнической или религиозной ненависти или вражды, а также пропаганду социального, расового, этнического, религиозного или языкового превосходства. Кроме того, Конституция закрепляет право каждого человека определять и указывать свою национальную принадлежность.
      84. В соответствии с федеральным законом 2002 года о мерах противодействия экстремистской деятельности пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии трактуется как экстремизм (статья 1). Авторы печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов или производства предназначенных для публичного использования и содержащих один из элементов, предусмотренных в статье 1, также рассматриваются как осуществляющие экстремистскую деятельность. Кроме того, может быть ликвидирована общественная, религиозная или иная организация, участвующая в экстремистской деятельности, а ее деятельность может быть запрещена по решению суда (статья 9). Использование сетей связи общего пользования, включая Интернет, для экстремистской деятельности не допускается (статья 12), а распространение экстремистских материалов является незаконным (статья 13.1) и рассматривается как административное правонарушение в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Закон о СМИ и вышеупомянутый Федеральный закон запрещают использование СМИ для экстремистской деятельности, в том числе деятельности, направленной на разжигание расовой и межнациональной розни.
      85. Согласно Уголовному кодексу, уголовным преступлением является создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, например, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над трупом или захоронением, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, подстрекательство к ненависти или вражде и унижению. Уголовный кодекс также предусматривает, что преступления по мотиву национальной, расовой или религиозной ненависти или вражды, политической или идеологической ненависти или вражды, или ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматриваются как отягчающие обстоятельства.
      86. Указом Президента № 1316 от 2008 года в рамках Министерства внутренних дел созданы Департамент по борьбе с экстремизмом и специализированные подразделения в рамках региональных органов внутренних дел. Следственный отдел Московского бюро расследований применяет меры, чтобы экстремистские преступления были должным образом выявлены и исследованы. К их числу относятся, в частности, сбор, регистрация, обобщение и анализ информации об экстремистских преступлениях, а также обобщение и анализ практики их выявления и расследования.
      87. Правительство сообщило, что наряду с более активной работой правоохранительных органов в борьбе с преступлениями на расовой почве государство прилагает больше усилий для предотвращения проявлений экстремизма. В целях предотвращения экстремистских преступлений правоохранительные органы осуществляют контроль за общественно-политическими встречами, культурными мероприятиями и представлениями и спортивными мероприятиями, обладающими потенциалом для разжигания этнической или религиозной вражды. Также предпринимаются комплексные профилактические меры по работе с этническими диаспорами и молодежью, принадлежащей к этническим меньшинствам, и создана рабочая группа в рамках соответствующего отдела Управления Генерального прокурора, для того чтобы органы прокуратуры своевременно получали информацию об экстремистских мероприятиях в целях разработки согласованных позиций и подходов к борьбе с ними.
      88. Правительство заявило, что особое внимание уделяется подготовке правоохранительных органов в рамках программы изучения культуры межэтнического диалога и традиций народов России. Оно также отметило, что значительное внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам защиты прав и свобод человека в учебных программах.
      89. Правительство подчеркнуло, что власти уделяют большое внимание формированию установок толерантного сознания и предотвращению ксенофобии, экстремизма и других форм дискриминации по признаку этнического происхождения или философских (религиозных) убеждений. В частности, активно прорабатывается тема «Победа над фашизмом» и принимаются меры по борьбе с проявлениями расизма на основе нацистской идеологии, особенно среди молодежи. Были также упомянуты, помимо прочего, принятие Министерством образования и науки постановлений по оценке школьных учебников; включение темы Холокоста в школьную программу; подготовка преподавателей, в том числе обучение в области преподавания Холокоста; федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)»; проекты по формированию установок толерантного сознания среди молодежи в рамках федеральной программы развития образования на 2006–2010 годы; а также поисковые группы в учебных заведениях России, состоящие из детей и подростков, для воспитания патриотизма и гражданственности.
      90. Правительство сообщило, что религиозные организации принимают активное участие в проектах по поощрению терпимости и профилактике экстремизма в молодежной среде. Была также подчеркнута важность библиотек и музеев в формировании общественной терпимости по отношению к иммигрантам, гармонизации межэтнических отношений и формированию культуры межэтнического диалога. Также были упомянуты национальные культурные центры, школы искусств, фестивали национальных культур и народных традиций, а также выставки народных промыслов и ремесел.
      91. Правительство представило информацию о своих планах работы по следующим областям: a) установление «стандартов терпимости» для популярных телерадиопрограмм, в том числе запрет на упоминание этнической принадлежности в криминальных сводках, обязательные квоты для трансляции позитивных новостей с изображением народов России в федеральных СМИ, и производство фильмов и передач для детей с изображением различных народов России в положительной роли; b) проведение межэтнических исследований в высших учебных заведениях; c) проведение в общеобразовательных учреждениях всеобъемлющих уроков по культуре, традициям и обычаям различных этнических групп членами этих групп; и d) повышение уровня информированности среди молодежи по поводу этнического разнообразия русского общества. Была также упомянута разработка в Москве городской целевой программы «Столица многонациональной России» на 2008–2010 годы.

M. Испания

      92. В своем ответе Испания заявила, что Уголовный кодекс гласит, что «совершение преступления по расистским или антисемитским мотивам или по причине какой-либо другой дискриминации, связанной с идеологией, религией, убеждениями, национальностью, расой или национальностью жертвы, является отягчающим обстоятельством». Кодекс также предусматривает уголовную ответственность за следующие действия: «1) подстрекательство к дискриминации, ненависти или насилию против групп или ассоциаций по расистским или антисемитским мотивам, или по причине идеологии, религии, убеждений, семейного положения, этнической принадлежности, расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, болезни или инвалидности, 2) отказ в государственной услуге со стороны человека, чья профессиональная обязанность заключается в ее предоставлении, лицу, имеющему право на получение этой услуги, в силу идеологии, религии, убеждений, этнической принадлежности, расы, национальности, 3) пропаганда объединениями дискриминации, ненависти или насилия против лиц, групп или объединений по причине идеологии, религии, убеждений, этнической принадлежности, расы или национальности». Управления прокурора по преступлениям на почве ненависти были созданы в Барселоне и Мадриде, еще одно будет создано в Валенсии.
      93. Испания сослалась на Закон об образовании 2006 года и сообщила, что введение предмета «Образование для гражданства» в школьную программу выполняет жизненно важную функцию по формированию будущих граждан на основе понимания и уважения прав человека. Был также упомянут проект под названием «Жить вместе: европейские граждане против расизма и ксенофобии».
      94. Испания сообщила, что была разработана общая методология, основанная на социологических дискуссионных группах и форумах экспертов. После применения данной методики в Швеции, Нидерландах, Финляндии, Португалии, Ирландии и Испании был подготовлен Декалог по борьбе с расизмом, ксенофобией и другими формами нетерпимости. В рамках этой согласованной деятельности была также создана транснациональная сеть в качестве системы раннего предупреждения о новых формах расистских выступлений в Европе. Эта сеть будет предоставлять дополнительную информацию о ситуации и содействовать более тесной координации и повышению потенциала в борьбе с расизмом и ксенофобией. Кроме того, были подготовлены различные справочники по различным темам, направленные на информирование, обучение и повышение осведомленности среди таких целевых групп, как средства массовой информации, силовые структуры и местные органы для борьбы с предубеждениями и стереотипами.

III. Взносы, полученные от неправительственных организаций

      95. Американский союз гражданских свобод, Ассоциация за интеграцию и устойчивое развитие Бурунди, Центр по исследованиям прав и обязанностей человека, Защитники прав человека, Курдский проект по правам человека и Институт политического капитала, политических исследований и консалтинга представили информацию Специальному докладчику. Основные вопросы, поднятые неправительственными организациями в связи с резолюцией 64/147 Генеральной Ассамблеи, касаются вопросов, связанных с увеличением правого экстремизма в Восточной Европе; этническими, религиозными и языковыми меньшинствами; иммигрантами; коренными народами; правом на свободу самовыражения и слова; и в последнее время — с законами, связанными с расовым профилированием.
      96. Ассоциацией за интеграцию и устойчивое развитие Бурунди представлена информация о дискриминации и маргинализации, с которой сталкиваются коренные народы в Бурунди, в том числе в области образования и владения собственностью. Также отмечались произвольные аресты и задержания пигмеев, а также недостаточная информированность о существующих средствах правовой защиты.
      97. Американский союз гражданских свобод и организация «Защитники прав человека» представили информацию о законе SB 1070, принятом в 2010 году в штате Аризона в Соединенных Штатах Америки. Они выразили озабоченность по поводу потенциально дискриминационного эффекта этого закона, который, по их мнению, может увеличить расовое профилирование иммигрантов и представителей меньшинств, особенно латиноамериканского происхождения.
      98. Центр по исследованиям прав и обязанностей человека представил информацию о положении дел в области свободы слова, собраний и ассоциаций в 128 странах мира, которые рассматривались до сих пор в рамках механизма универсального периодического обзора Совета по правам человека.
      99. Курдский проект по правам человека представил информацию о дискриминации в том числе в таких областях, как гражданство, право голоса, имущественное положение, образование, и браки курдского меньшинства в Турции, Сирийской Арабской Республике и Исламской Республике Иран. Было также обращено внимание на социальные, экономические и политические трудности, с которыми они сталкиваются, а также «преступления на почве ненависти» и нападения на лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам. Также была представлена информация об отсутствии всеобъемлющего закона о борьбе с дискриминацией, отсутствием официальной переписи населения или данных по этнической или языковой принадлежности и надлежащих расследований и судебных преследований виновных в нарушении прав человека, направленных против меньшинств.
      100. Институт политического капитала, стратегических исследований и консалтинга указал, что экстремизм правого толка в Восточной Европе находится на подъеме. Он также сообщил, что страны, в которых более распространен правый экстремизм, разработали различные стратегии для решения этой проблемы, но никто не предложил каких-либо эффективных мер реагирования. Институт подчеркнул, что основные политические партии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы могут обрести некоторые черты правого экстремизма в своих собственных политических целях. Он также заявил, что радикальные идеологии Восточной Европы могут быть легко экспортированы на Запад, а экстремистские партии Восточной Европы могут найти себе союзников в Западной Европе быстрее, чем у себя дома. В связи с этим была упомянута крайняя правая партия Венгрии «Йоббик» (“Jobbik”)1, которая сформировала союз с итальянскими, английскими, шведскими и бельгийскими ультраправыми группами, а не крайне правыми партиями в своем регионе.
_____________________________________________________________________
1 «Лучший», «правый» (венг.) (примеч. переводчика).

IV. Выводы и рекомендации

      101. Специальный докладчик выражает признательность всем государствам, которые поделились с ним информацией о своей деятельности, осуществляемой в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 64/147. Он также приветствует информацию, представленную неправительственными организациями, касающуюся вопросов, поднятых в резолюции. Такая информация имеет важное значение для обмена опытом и передовой практикой в борьбе против экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и «бритоголовых», а также аналогичных экстремистских идеологических движений. Специальный докладчик хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы подтвердить то значение, которое он придает сотрудничеству с государствамичленами и гражданским обществом в осуществлении его мандата. В этой связи Специальный докладчик хотел бы напомнить о резолюции 7/34 Совета по правам человека, в которой звучит призыв в адрес всех правительств в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком в деле выполнения им своего мандата, в том числе путем предоставления запрашиваемой информации.
      102. Хотя данные получены из небольшого числа стран из разных регионов, Специальный докладчик хотел бы четко заявить, что ни одно государство не застраховано от таких явлений. Важно, чтобы государства признавали существование таких явлений и помнили об их потенциальных возможностях влиять на основы прав человека в обществе, в том числе на принцип недискриминации, целый ряд прав и свобод человека, а также демократию. Поэтому необходимо повышать политическую и правовую бдительность.
      103. В своих ответах некоторые государства проинформировали Специального докладчика об их присоединении к ряду международных документов по правам человека, в том числе к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Некоторые указали, что они ратифицировали этот документ без каких-либо оговорок. Однако другие государства заявили, что они не признали статью 14 Конвенции, касающейся компетенции Комитета по ликвидации расовой дискриминации получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц. Специальный докладчик хотел бы в этой связи настоятельно призвать все государства, которые еще не сделали этого, ратифицировать Конвенцию и рекомендует тем государствам-участникам, которые сделали оговорки в отношении статьи 4, рассмотреть вопрос об их снятии, как указано в резолюции 64/147. Он также рекомендует государствам-участникам сделать заявление в соответствии со статьей 14 Конвенции.
      104. Борьба экстремистских политических партий, движений и групп требует твердой правовой базы. Таким образом, государства должны обеспечить, чтобы их законодательство в полной мере учитывало положения статьи 4 Конвенции.
      105. Некоторые государства отметили, что расистские мотивы являются отягчающими обстоятельствами преступлений в соответствии с их уголовным правом. Специальный докладчик приветствует такие меры и подтверждает свою сделанную в его последнем докладе за июль 2010 года рекомендацию Совету по правам человека (A/HRC/15/45, пункт 27) о том, чтобы государства внесли в национальное уголовное законодательство положение, согласно которому совершение преступления на почве расизма или ксенофобских мотивов или целей является отягчающим обстоятельством, влекущим более суровые меры наказания.
      106. Специальный докладчик хотел бы вновь подчеркнуть важность всеобъемлющего подхода при разработке мер, направленных на противодействие экстремистским политическим партиям, движениям и группам, которые способствуют, прямо или косвенно, распространению идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, подстрекательстве к расовой дискриминации и ксенофобии, а также актам насилия или подстрекательству к совершению таких действий в отношении конкретных групп лиц. В самом деле, конкретные результаты в борьбе с таким явлением не могут быть достигнуты без полного осуществления принятых законодательных актов, в том числе уголовно-правовых положений. Поэтому государства должны активизировать усилия по обеспечению эффективного выполнения существующего законодательства. Внедрение должно включать, в частности, борьбу с безнаказанностью, укрепление потенциала правоохранительных органов и судебной системы, в том числе путем адекватного обучения, сбора статистических данных с разбивкой по этнической принадлежности и информации о расово-мотивированных преступлениях, а также выделение адекватных ресурсов.
      107. В связи с этим, государства должны предпринять решительные усилия по привлечению к ответственности виновных в совершении преступлений на расовой почве, обеспечивая быстрое и беспристрастное расследование, а также соответствующие санкции. Особое внимание следует также уделить жертвам таких преступлений, особенно лицам, принадлежащим к уязвимым группам населения, которые также были упомянуты некоторыми государствами в своих ответах. Жертвы должны иметь полный доступ к системе правосудия, справедливому и адекватному возмещению или компенсации за любой понесенный ущерб и быть в курсе существующих средств правовой защиты. Выше в резюме было упомянуто о создании механизмов поддержки для жертв расовой дискриминации, которые обеспечивают правовую и психологическую помощь жертвам. Специальный докладчик приветствует такие меры и рекомендует государствам обеспечить, чтобы жертвы расистских и ксенофобских преступлений получали необходимую поддержку, в том числе юридическую, медицинскую и психологическую.
      108. Правоохранительные органы и работники судебной системы являются ключевыми элементами в деле осуществления резолюции 64/147. Поэтому Специальный докладчик призывает государства обеспечить, чтобы государственные служащие проходили обязательные курсы по правам человека для создания и укрепления их потенциала по выявлению, расследованию и учету расистских и ксенофобских преступлений. В этом контексте Специальный докладчик хотел бы выразить свою признательность в связи с мерами, введенными некоторыми государствами для обучения сотрудников правоохранительных органов и налаживания сотрудничества между полицией и общинами. Как было сказано в его докладе за июль 2010 года (A/HRC/15/45, пункт 29), он настоятельно рекомендует государствам сотрудничать с соответствующими общинами, чтобы уменьшить страхи, привить чувство доверия между полицией и общинами и поощрять сообщение о таких преступлениях в полицию.
      109. Некоторые государства представили информацию о создании в полиции систем внутренней официальной регистрации инцидентов на расовой почве. Такие инициативы нужно приветствовать. В этой связи Специальный докладчик хотел бы рекомендовать, чтобы государства собирали статистические данные с разбивкой по этнической принадлежности и информацию о расистских и ксенофобских преступлениях. Это поможет государствам получить четкое представление о таких преступлениях, а также определить виды совершенных преступлений, характеристики жертв и преступников, особенно если они связаны с экстремистскими политическими партиями, движениями или группами. Сбор таких статистических данных и информации также может помочь государствам в оценке того, является ли число преступлений заниженным и остаются ли они незарегистрированными, а также пересмотреть, при необходимости, свое законодательство в целях обеспечения правильного реагирования в случае расистских и ксенофобских преступлений.
      110. Эти меры должны быть дополнены широким спектром превентивных программ, направленных на устранение коренных причин существования экстремистских политических партий, движений и групп, которые способствуют распространению идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, и подстрекательству к расовой дискриминации и ксенофобии, а также актам насилия в отношении отдельных групп людей. Обучение правам человека является одним из наиболее эффективных инструментов в этой области. Кроме того, преподавание на уроках истории так, как это рекомендовано в докладе Специального докладчика за 2009 год Генеральной Ассамблее (A/64/295) и подтверждено в резолюции 64/147, также имеет важное значение. Кроме того, организация культурных мероприятий, фестивалей, конференций, семинаров, дней памяти дает возможность для межкультурного диалога и взаимодействия, описанных некоторыми государствами, а также являются важным средством для повышения уровня информированности и осведомленности отдельных лиц и групп об этих явлениях и помогают строить общество, основанное на терпимости, уважении к культурному разнообразию культур и недискриминации.
      111. Специальный докладчик приветствует меры, предусмотренные некоторыми государствами в целях борьбы с подстрекательством к насилию, расизму и ксенофобии в спорте. Специальный докладчик считает, что спорт может внести позитивный вклад в ликвидацию связанного с расизмом и ксенофобией насилия со стороны экстремистских движений и групп, основанных на идеях расового превосходства, разжигания расовой ненависти и расовой дискриминации. Спорт является средством поощрения идей терпимости и недискриминации. Поэтому Специальный докладчик рекомендует использовать спорт в качестве инструмента для содействия взаимопониманию и объединения людей различного происхождения. Он также призывает государства в тесном сотрудничестве с международными и региональными спортивными федерациями довести вопрос об экстремистских движениях и группах, которые пропагандируют расовую ненависть и ксенофобию и осуществляют подстрекательство к насилию в отношении отдельных групп людей в спорте, до сведения всех соответствующих международных спортивных органов.
      112. Также в ответах упоминались механизмы правды и справедливости наряду с другими мерами. В своем докладе Совету по правам человека за март 2010 года (A/HRC/14/43, пункты 19–23) Специальный докладчик подчеркнул, что некоторые факторы, такие как агрессивные высказывания на основе расовой идеологии и политическая манипуляция расистскими и националистическими идеологиями может способствовать межнациональной вражде и привести к конфликтам, в которых могли бы быть совершены серьезные преступления, в том числе геноцид, этнические чистки, военные преступления и преступления против человечества. Специальный докладчик рекомендует создание комиссий истины и справедливости в постконфликтных ситуациях, которые помогут понять, почему произошли определенные расистские и ксенофобские преступления, совершенные в ходе конфликта, и как их предотвратить впредь. Такие механизмы также являются ключевыми инструментами для понимания и признания оспариваемой или отрицаемой истории.
      113. Как указано в пункте 83 Дурбанской декларации, политические лидеры и политические партии могут и должны играть ключевую роль в борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимости. Специальный докладчик настоятельно призывает эти традиционные политические партии более активно участвовать в политических дебатах и кампаниях в целях борьбы с негативным влиянием экстремистских политических партий. Это также подразумевает четкое и ясное осуждение политических речей, подстрекающих к расовой дискриминации, вражде и насилию. Они должны также отказаться от заключения каких-либо союзов с экстремистскими партиями расистского и ксенофобского толка для формирования политического большинства в данном государстве.
      114. Некоторые государства также представили информацию о мерах, принимаемых для борьбы с распространением пропаганды расизма и ксенофобии в Интернете. В этой связи Специальный докладчик хотел бы выразить свою обеспокоенность по поводу использования Интернета для пропаганды расизма, расовой ненависти, ксенофобии, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости. Он призывает государства использовать возможности, предоставляемые новыми технологиями, включая Интернет, для борьбы с распространением идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти. Он хотел бы в этой связи подтвердить ту позитивную роль, которую может сыграть осуществление права на свободу мнений и их выражение, в том числе через Интернет, в борьбе с пропагандой таких идей в Интернете.
      115. Некоторые государства упомянули региональные документы и механизмы по правам человека. Специальный докладчик считает, что эти механизмы могут играть важную роль в предупреждении и ликвидации экстремистских политических партий, движений и групп, включая группы неонацистов и «бритоголовых», а также аналогичные экстремистские идеологические движения в соответствии с пунктом 119 итогового документа Конференции по обзору Дурбанского процесса. Поэтому он призывает государства в полной мере сотрудничать с такими механизмами.
      116. И наконец, Специальный докладчик хотел бы рекомендовать государствам обеспечить, чтобы содержащиеся в настоящем докладе рекомендации осуществлялись на основе консультаций с гражданским обществом, и призывает государства обеспечить им адекватную финансовую поддержку.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.