О проекте Закона Республики Казахстан "О государственном контроле при применении трансфертных цен"

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2006 года N 315

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном контроле при применении трансфертных цен".

      Премьер-Министра
    Республики Казахстан

Проект

Закон Республики Казахстан
"О государственном контроле при применении трансфертных цен"

      Настоящий Закон устанавливает меры государственного контроля при применении трансфертных цен для предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях.

       Статья 1. Законодательство Республики Казахстан по
                  государственному контролю при применении
                  трансфертных цен

      1. Законодательство Республики Казахстан по государственному контролю при применении трансфертных цен основывается на  Конституции  Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

       Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
                  Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) цена из источников информации - цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также других источников информации;
      2) идентичные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки: физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя;
      3) однородные товары (работы, услуги) - товары (работы, услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и быть взаимозаменяемыми;
      4) сопоставимые экономические условия - условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг), при которых различие между такими условиями не влияют на цену или может быть скорректировано с целью приведения условий сделок к сопоставимым условиям в соответствии с настоящим Законом;
      5) участник сделки - физическое или юридическое лицо, заключившее сделки, подлежащие государственному контролю при применении трансфертных цен в соответствии с настоящим Законом;
      6) цена сделки - цена, применяемая участниками сделки;
      7) государство со льготным режимом налогообложения - государство со льготным режимом налогообложения, определяемое в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;
      8) льготы по налогам - освобождение (уменьшение) налоговых обязательств по отдельным категориям налогоплательщиков, наличие налоговых преференций в соответствии с контрактом по инвестициям или осуществление деятельности на территории специальных экономических зон;
      9) рыночная цена товара (работы, услуги) - цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях и (или) определяемая в порядке, установленном настоящим Законом;
      10) трансфертная цена - цена, которая отличается от объективно формирующейся рыночной цены при совершении сделок, подлежащих государственному контролю в соответствии с настоящим Законом;
      11) уполномоченные органы - органы налоговой службы и таможенные органы Республики Казахстан;
      12) международная деловая операция - означает следующие сделки:
      экспортные и (или) импортные сделки по купле-продаже товаров;
      сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент Республики Казахстан, осуществляющий деятельность без образования постоянного учреждения;
      сделки налогоплательщиков Республики Казахстан, совершенные за пределами территории Республики Казахстан, по купле - продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

       Статья 3. Осуществление государственного контроля при
                  применении трансфертных цен

      1. Государственный контроль при применении трансфертных цен (далее - контроль) осуществляется по следующим сделкам:
      1) международным деловым операциям;
      2) совершаемым на территории Республики Казахстан в случае их взаимосвязи с международными деловыми операциями:
      по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
      одной из сторон которых имеются льготы по налогам;
      одной из сторон которых имеется убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
      2. Контроль осуществляется посредством:
      мониторинга сделок;
      проведения уполномоченными органами проверок;
      3) иных процедур, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
      3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.

       Статья 4. Права и обязанности уполномоченных органов

      1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:
      1) запрашивать от участников сделки и третьих лиц, косвенно участвующих контролируемой сделке, представления информации, необходимой для определения рыночной цены товара (работ, услуг) и проведения мониторинга;
      2) в пределах своей компетенции осуществлять разъяснения и давать комментарии по вопросам контроля при применении трансфертных цен;
      3) проводить мониторинг сделок;
      4) проводить проверки по вопросам контроля при применении трансфертные цен;
      5) привлекать к проверкам специалистов государственных органов.
      2. Уполномоченные органы имеют иные права, предусмотренные налоговым таможенным законодательством Республики Казахстан.
      3. Уполномоченные органы обязаны:
      1) соблюдать права участников сделки;
      2) защищать интересы государства;
      3) рассматривать экономические обоснования применяемых предоставляемые участниками сделок;
      4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;
      5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;
      6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Уполномоченные органы выполняют иные обязанности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

       Статья 5. Права и обязанности участников сделки

      1. Участники сделки имеют право:
      1) заблаговременно предоставлять уполномоченным органам экономическое обоснование применяемой цены и соответствующие документы, подтверждающие цену данной сделки;
      2) получать от уполномоченных органов информацию о действующих нормах в отношении контроля при применении трансфертных цен;
      3) представлять свои интересы по вопросам, возникающим в связи с осуществлением контроля, лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта;
      4) обжаловать в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке уведомления по актам проверок и действия (бездействие) должностных лиц уполномоченных органов;
      5) самостоятельно корректировать объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
      6) получать разъяснения по вопросам контроля при применении трансфертных цен от уполномоченных органов.
      Участники сделки имеют иные права, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Участники сделки обязаны:
      1) своевременно и в полном объеме исполнять обязательства в соответствии с настоящим Законом;
      2) выполнять законные требования уполномоченных органов;
      3) вести отчетность и документацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены сделки;
      4) представлять в уполномоченные органы информацию и отчетность по мониторингу сделок, а также иные документы в порядке, предусмотренном настоящим Законом и законодательными актами Республики Казахстан.
      4. Участники сделок выполняют иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 6. Мониторинг сделок

      1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.
      2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан. Участники сделок, подлежащих мониторингу сделок, определяются из перечня налогоплательщиков, подлежащих мониторингу в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
      3. Порядок осуществления мониторинга сделок устанавливается уполномоченными органами и включает в себя порядок заполнения форм установленной отчетности и ведения документации по мониторингу сделок.

       Статья 7. Предоставление отчетности по мониторингу
                  сделок

      Отчетность по мониторингу сделок представляет собой сводные данные по сделкам, совершенным в течение отчетного периода и представляемые участником сделки в налоговые органы в порядке и по форме, утверждаемым уполномоченными органами.

       Статья 8. Проведение проверок по вопросам контроля
                  при применении трансфертных цен

      1. Уполномоченные органы проводят проверки по вопросам контроля при применении трансфертных цен в следующих случаях:
      1) в случае установления по результатам мониторинга сделок отклонение цены сделки от рыночной цены;
      2) на основании информации о фактах применения трансфертных цен полученных от государственных органов;
      3) при проведении проверок, осуществляемых уполномоченными органами по вопросам соблюдения налогового и таможенного законодательства Республика Казахстан.
      2. Проверки по вопросу контроля при применении трансфертных цен осуществляются уполномоченными органами в порядке и сроки, установленные налоговым и таможенным законодательством Республики Казахстан.

       Статья 9. Корректировка объектов налогообложения и
                  объектов, связанных с налогообложением

      1. При установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены в ходе проведения проверок уполномоченные органы производят корректировку объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в порядке предусмотренном настоящим Законом и иными законодательными актам Республики Казахстан.
      2. По сделкам при покупке резидентами Республики Казахстан нерезидентами, осуществляющими деятельность через постоянное учреждение товаров (работ, услуг), участник которой зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением, либо является взаимозависимой или взаимосвязанной стороной, корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены.
      3. Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на 5 процентов в ту или иную сторону по следующим сделкам, за исключением сделок, указанных в пункте 2 настоящей статьи:
      1) сделки между взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами;
      2) сделки, участники которых зарегистрированы в государстве со льготным налогообложением;
      3) по товарообменным (бартерным) операциям;
      4) при совершении сделок с лицами, имеющими льготы по налогам.
      4. По сделкам, не указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится при отклонении цены сделки от рыночной цены более чем на 10 процентов в ту или иную сторону.
      5. Корректировка объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, осуществляется на разницу между фактическим отклонением цены сделки от рыночной цены и отклонением цены сделки от рыночной, допустимым в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
      На основании корректировки объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, производится начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет, рассчитанные таким образом, как если бы доходы или расходы от этих сделок и другие объекты налогообложения были бы определены исходя из рыночной цены, с применением штрафов и пени в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      7. При самостоятельной корректировке участником сделки объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, начисление дополнительных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет производится без применения штрафов.
      8. Корректировка проводится только по тем объектам налогообложения и объектам, связанных с налогообложением, которая приводит или может в дальнейшем привести к увеличению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет.

       Статья 10. Определение взаимозависимости или
                   взаимосвязанности сторон

      Взаимозависимыми или взаимосвязанными сторонами признаются физические и (или) юридические лица, имеющие особые взаимоотношения, которые могут оказывать влияние на экономические результаты сделок (операций) между ними.
      Такие особые взаимоотношения включают следующие условия:
      1) одно лицо признается аффилиированным лицом другого лица;
      2) одно лицо непосредственно и (или) косвенно участвует (в управлении, контроле, капитале) в другом лице и если доля такого участия составляет не менее 10 процентов;
      3) лица, в которых непосредственно и (или) косвенно участвует (в управлении, контроле, капитале) одно и то же лицо и доля непосредственного и (или) косвенного участия в капитале каждого такого лица составляет не менее 10 процентов;
      4) хозяйственное товарищество и его участник, если по договору хозяйственного товарищества размер вклада этого участника составляет более 20 процентов от общего размера всех вкладов или доля дохода такого товарищества, подлежащая распределению в пользу этого участника, составляет более 20 процентов от общего дохода товарищества;
      5) два хозяйственных товарищества, если одно и то же лицо одновременно является участником таких товариществ и доля его участия составляет более 20 процентов от общего размера всех вкладов участников в каждом таком товариществе;
      6) учредитель доверительного управления и доверительный управляющий по договору доверительного управления имуществом;
      7) два доверительных управляющих, если одно и то же лицо является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом;
      8) доверительный управляющий и выгодоприобретатель по договору доверительного управления имуществом;
      9) доверительный управляющий и организация, в которой непосредственно или косвенно участвует учредитель доверительного управления, если доля такого участия в капитале организации составляет более 10 процентов;
      10) доверительный управляющий по одному договору доверительного управления имуществом и выгодоприобретатель по другому договору доверительного управления имуществом, если учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом является одно и то же лицо;
      11) собственник имущества и лицо, которому передано одно или несколько прав собственника имущества в отношении этого имущества (владение, пользование, распоряжение);
      12) одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению;
      13) лица являются дочерними предприятиями или находятся под прямым или косвенным контролем третьего лица;
      14) лица состоят в брачно-семейных отношениях либо являются близкими родственниками или свойственниками.
      Взаимосвязанность или взаимозависимость может быть определена в соответствии с иными законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 11. Методы определения рыночной цены

      1. Для определения рыночной цены используется один из следующих методов:
      метод "сопоставимой неконтролируемой цены";
      метод "затраты плюс";
      метод "цены последующей реализации".
      2. Методы, предусмотренные в подпунктах 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, применяются при невозможности применения метода "сопоставимой неконтролируемой цены".
      3. Порядок применения методов для определения рыночной цены определяется уполномоченными органами.

       Статья 12. Метод "сопоставимой неконтролируемой цены"

       1. Метод "сопоставимой неконтролируемой цены" применяется при наличии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (при их отсутствии - однородным) товарам (работам, услугам) и устанавливает рыночную цену, исходя из цен на идентичные (при их отсутствии - однородные) товары (работы, услуги) при сопоставимых экономических условиях.
      2. При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о ценах по заключенным и (или) совершенным на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделкам с идентичными (при их отсутствии - однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых экономических условиях.
      3. При применении метода "сопоставимой неконтролируемой цены" рыночная цена определяется следующим образом:
      1) для сделок с товарами (работами, услугами), по которым имеется документально подтвержденная информация о маршруте транспортировки на соответствующий рынок, где имеется цена в официальном источнике информации, рыночная цена определяется как цена из официального источника информации. При этом, цена сделки приводится посредством дифференциала к сопоставимым экономическим условиям с рыночной ценой;
      2) для сделок с товарами (работами, услугами), не соответствующими подпункту 1) настоящего пункта, рыночная цена определяется путем приведения цены из источника информации на соответствующем рынке посредством дифференциала к сопоставимым экономическим условиям сделки.
      4. Дифференциал означает размер корректировки, применяемый для приведения в сопоставимые экономические условия цены сделки или цены из источника информации, и включает в себя:
      1) обоснованные расходы необходимые для доставки товаров (работ, услуг) на соответствующий рынок;
      2) условия, влияющие на величину отклонения цены сделки от рыночной цены, указанные в пункте 6 настоящей статьи;
      3) качество товаров (работ, услуг).
      5. Составляющие дифференциала должны подтверждаться документально или источниками информации.
      6. К условиям, влияющим на величину отклонения цены сделки от рыночной цены, относятся:
      1) количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), выполняемых работ, предоставляемых услуг;
      2) сроки исполнения обязательств;
      3) условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные условия, которые могут оказывать влияние на цены;
      4) применяемые при совершении сделок между лицами обычные скидки с цены или надбавки к цене. В частности, учитываются скидки и надбавки, вызванные:
      сезонными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
      потерей товарами (работами, услугами) качества или иных потребительских свойств;
      частичным улучшением или восстановлением утерянных качеств и (или) иных потребительских свойств товаров (работ, услуг);
      истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров (работ, услуг);
      маркетинговой политикой при продвижении на рынке новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
      реализацией опытных моделей и образцов товаров (работ, услуг) в целях o ознакомления с ними потребителей.
      Условия, указанные в пункте 6 настоящей статьи, не влияют на сделки, участники которых зарегистрированы в государстве со льготным налогообложением.
      8. При отсутствии цены из источника информации за рыночную цену берется цена по данным ввозных грузовых таможенных деклараций страны-импортера, оформленных в режиме "выпуск товаров для свободного обращения", либо рассчитывается средневзвешенная цена реализации на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) участников международных деловых операций в сопоставимых экономических условиях согласно данным грузовых таможенных декларации.

       Статья 13. Метод "затраты плюс"

       1. При использовании метода "затраты плюс" рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как сумма произведенных затрат (расходов) и наценки.
      2. Для определения затрат (расходов) учитываются подтверждаемые прямые и косвенные затраты (расходы) на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), затраты (расходы) по транспортировке, хранению, страхованию и иные затраты (расходы). Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить среднюю сложившуюся для данной сферы деятельности норму рентабельности.
      3. Рентабельность для данной сферы деятельности определяется на основании данных органов Республики Казахстан по статистике и налоговой службы.

       Статья 14. Метод "цены последующей реализации"

       При использовании метода "цены последующей реализации" рыночная цена товаров (работ, услуг) определяется как разность цены, по которой такие товары (работы, услуги) реализованы покупателем при последующей реализации (перепродаже), и подтверждаемых затрат (расходов), понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары (работы, услуги), а также его наценки. Наценка определяется таким образом, чтобы обеспечить среднюю сложившуюся для данной сферы деятельности норму рентабельности).

       Статья 15. Источники информации, используемые для
                определения рыночной цены

      1. Для определения рыночной цены товара (работы, услуги) и иных данных, необходимых для определения рыночной цены, используются соответствующие источники информации в следующей очередности:
      1) источники информации о рыночных ценах;
      2) источники информации о биржевых котировках;
      3) данные государственных органов о ценах, расходах и условиях, влияющих на отклонение цены сделки от рыночной цены;
      3) информация, предоставленная независимыми экспертами;
      4) иные источники информации.
      2. Перечень источников информации о рыночных ценах, утверждается Правительством Республики Казахстан
      3. В случае если, в соответствии с условиями контракта, участником сделки при формировании цены на товар (работ, услуг) используется официальный источник, однако рыночная цена на соответствующий товар (работ, услуг) может быть определена на основе нескольких официальных источников информации, за основу принимается цена из того источника, который определяется контрактом.
      4. По сделкам, участник которой зарегистрирован в государстве со льготным налогообложением, при определении рыночной цены используются только источники информации, указанные в подпунктах 1) и 3) пункта 1 настоящей статьи.

       Статья 16. Ответственность за нарушение
                законодательства по контролю при
                применении трансфертных цен

      Лица, виновные в нарушении законодательства о контроле при применении трансфертных цен, несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 17. Обжалование решений уполномоченных органов

     Решения уполномоченных органов могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.

       Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2007 года.
      2. Признать утратившим силу  Закон  Республики Казахстан от 5 января 2001 г. "О государственном контроле при применении трансфертных цен" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001
г., N 1, ст. 2).

      Президент
      Республики Казахстан

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.