О внесении изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2013 года № 279 "Об утверждении Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, и критериев степени риска"

Утративший силу

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 апреля 2015 года № 214. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 208 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования)

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 20.04.2018 № 208 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 марта 2013 года № 279 "Об утверждении Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, и критериев степени риска" (САПП Республики Казахстан, 2013 г., № 22, ст. 359) следующие изменения:

      1) Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

      2) критерии степени риска, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

К. Масимов


  Приложение 1
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 10 апреля 2015 года № 214
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 марта 2013 года № 279

Правила
применения системы управления рисками в целях подтверждения
суммы превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату, (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 625 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и определяют порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), предъявленной к возврату.

      2. Настоящие Правила применяются исключительно при проведении тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату на основании требования о возврате, указанного в декларации по НДС (далее - требование о возврате).

2. Порядок применения системы управления рисками в целях подтверждения суммы превышения налога на добавленную стоимость, предъявленной к возврату

      3. При поступлении от налогоплательщика требования о возврате налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

      4. Одновременно показатели деятельности налогоплательщика, представившего требование о возврате, оцениваются с использованием критериев степени риска, утвержденных Правительством Республики Казахстан, (далее - критерии) в течение семи рабочих дней с даты начала тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.

      5. Баллы по критериям, по которым установлено соответствие показателям деятельности налогоплательщика, суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям, который используется для отнесения налогоплательщиков к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

      6. В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

      7. В случае, если суммарный итог баллов по результатам оценки с использованием критериев составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 1, 2, 3 к настоящим Правилам, налоговый орган относит такого налогоплательщика к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

      При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:

      1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

      2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее - превышение НДС).

      Основанием определения признаков уклонения от уплаты налогов является наличие фактов, которые повлияли на размер превышения НДС:

      1) выявленных ранее по результатам камерального контроля;

      2) выявленных в ходе ранее проведенных налоговых проверок;

      3) информация о которых поступила от других государственных органов, включая правоохранительные.

      8. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, налоговый орган формирует аналитический отчет "Пирамида по поставщикам" (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг:

      1) в течение двадцати рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 4 настоящих Правил, - по налогоплательщикам, относящимся к субъектам малого бизнеса;

      2) в течение тридцати рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 4 настоящих Правил, - по налогоплательщикам, относящимся к субъектам среднего и крупного бизнеса.

      9. В случаях, если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:

      1) состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;

      2) производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов);

      3) осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;

      4) осуществляющим поставку электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, за исключением электрической и тепловой энергии, воды и (или) газа, которые в дальнейшем экспортированы их покупателем;

      5) осуществляющим поставку услуг связи;

      6) осуществлявшим поставку услуг по техническим испытаниям, анализу и сертификации продукции, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.

      10. Лицом, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 8 настоящих Правил, анализируются результаты аналитического отчета. При этом решение о назначении встречных проверок и (или) направлении запроса на устранение нарушений принимается только по тем налогоплательщикам, по которым выявлены нарушения налогового законодательства.

      Налоговым органом, назначившим тематическую налоговую проверку, запрос на устранение нарушений направляется в налоговый орган по месту регистрации поставщика, по которому выявлены нарушения, не позднее пяти рабочих дней с даты окончания срока, указанного в пункте 8 настоящих Правил.

      11. Налоговый орган, получивший запрос на устранение нарушений, в течение пяти рабочих дней с даты получения такого запроса направляет в адрес налогоплательщика уведомление, предусмотренное подпунктом 7) пункта 2 статьи 607 Налогового кодекса (далее – уведомление).

      Уведомление, указанное в части первой настоящего пункта, в адрес налогоплательщика не направляется, если выявленное нарушение устранено по результатам налоговой проверки, проведенной ранее у такого налогоплательщика.

      При этом налоговым органом ответ на запрос на устранение нарушений в адрес налогового органа, от которого поступил такой запрос, направляется в течение пяти рабочих дней с даты исполнения налогоплательщиком уведомления или получения такого запроса в случае устранения нарушений по результатам ранее проведенной налоговой проверки.

      12. В случаях выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства, возврат суммы превышения НДС производится в пределах предъявленных сумм, уменьшенных на суммы превышения НДС, приходящиеся на поставщиков товаров, работ, услуг, у которых установлены нарушения налогового законодательства, в том числе с учетом положений статьи 635 Налогового кодекса, а также при наличии фактов:

      1) расхождения между сведениями, отраженными в налоговой отчетности по НДС у поставщика, включая реестр счетов-фактур по реализованным товарам, работам, услугам, и сведениями в реестре счетов-фактур покупателя по приобретенным им товарам, работам, услугам;

      2) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лицом, снятым с регистрационного учета по НДС, в том числе ликвидированным, бездействующим, банкротом, - с даты снятия такого лица с регистрационного учета по НДС в соответствии с налоговым законодательством;

      3) отнесение в зачет сумм НДС по взаиморасчетам с лжепредприятием - с даты начала преступной деятельности, установленной судом или органом уголовного преследования в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сумма превышения НДС, подлежащая возврату, определяется в следующем порядке:

      1) устанавливается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг, начиная от каждого налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до налогоплательщика, представившего требование о возврате;

      2) устанавливается наименьшая из следующих сумм:

      суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта,

      и

      суммы НДС, отнесенной в зачет налогоплательщиком, представившим требование о возврате, от непосредственного поставщика;

      3) из предъявленной к возврату суммы превышения НДС вычитаются суммы НДС, определенные в порядке, указанном в подпункте 2) настоящего пункта.

      Примеры определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату, приведены в приложениях 4, 5 к настоящим Правилам.

      13. Возврат оставшейся суммы превышения НДС, за исключением случаев, указанных в пунктах 10, 12 статьи 635 Налогового кодекса, производится по мере устранения поставщиками товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства путем включения налогоплательщиком данной суммы в требование о возврате за последующие налоговые периоды. При этом должностным лицом налогового органа, осуществляющим тематическую проверку по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, в обязательном порядке анализируются результаты аналитического отчета по таким поставщикам.

      14. По налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата превышения НДС, настоящие Правила применяются исключительно в отношении их непосредственных поставщиков. При этом суммарный итог баллов по налогоплательщикам, имеющим право на применение упрощенного порядка возврата, полученный по результатам оценки с использованием критериев, равен нулю.

  Приложение 1
к Правилам применения системы управления
рисками в целях подтверждения суммы
превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату



  Приложение 2
к Правилам применения системы управления
рисками в целях подтверждения суммы
превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату



  Приложение 3
к Правилам применения системы управления
рисками в целях подтверждения суммы
превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату



  Приложение 4
к Правилам применения системы управления
рисками в целях подтверждения суммы
превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату

Пример определения суммы превышения НДС, подлежащей возврату



      Из предъявленной к возврату суммы превышения НДС исключается наименьшая из сумм НДС, отнесенных в зачет поставщиками товаров, работ, услуг от налогоплательщика, по которому установлены нарушения налогового законодательства, до плательщика НДС, представившего требование о возврате превышения НДС - 150 т.т.

      Расшифровка аббревиатуры: ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью.

  Приложение 5
к Правилам применения системы управления
рисками в целях подтверждения суммы
превышения налога на добавленную стоимость,
предъявленной к возврату



      Из предъявленной к возврату суммы превышения НДС исключается наименьшая из следующих сумм: суммы НДС, суммарно сложившейся из сумм НДС, определенных в соответствии с подпунктом 1) части второй пункта 12 настоящих Правил, и суммы НДС, отнесенной в зачет плательщиком НДС, представившим требование о возврате превышения НДС, от непосредственного поставщика - 1 000 т.т.

      Расшифровка аббревиатуры: ТОО – товарищество с ограниченной ответственностью.

  Приложение 2
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 10 апреля 2015 года № 214
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 27 марта 2013 года № 279

Критерии степени риска

      Критерии степени риска разработаны в соответствии со статьей 625 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

№ п/п

Наименование критерия

Количество баллов

1

2

3

1.

Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН *

25

2.

Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении трех последовательных лет

10

3.

Представление за двенадцатимесячный период, предшествующий дате представления требования о возврате, указанного в декларации по НДС, (далее - требование о возврате) дополнительной отчетности по НДС на уменьшение более двух раз

10

4.

Налогоплательщик длительное время (более четырех лет) не подвергался комплексной налоговой проверке

5

5.

Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными сторонами за последние 3 года

5

6.

Осуществление сделок за последние 5 лет с лжепредприятиями

10

7.

Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками, не представляющими или представляющими нулевую налоговую отчетность

10

8.

Осуществление сделок за последние 5 лет с бездействующими налогоплательщиками

10

9.

Осуществление сделок за последние 5 лет с ликвидированными налогоплательщиками

5

10.

Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками, снятыми с учета по НДС

10

11.

Осуществление сделок за последние 5 лет с налогоплательщиками-банкротами

5

12.

Осуществление деятельности в сферах, в которых существует вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства (строительство, торговля), согласно регистрационным данным

10

13.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, подтвержденных нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по НДС

5

14.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, выставленного уведомления № 10

5

15.

Наличие в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, одного или нескольких из следующих фактов: представление первоначальной декларации по НДС, содержащей требование о возврате превышения НДС; перерегистрация налогоплательщика; смена места нахождения налогоплательщика

10

16.

Наличие одного из следующих фактов:

учредителями являются физические лица-нерезиденты;

в двенадцатимесячном периоде, предшествующем дате представления требования о возврате, численность работников составляет не более двух человек;

отсутствуют объекты обложения налогом на имущество, земельным налогом за налоговый период по указанным видам налогов, предшествующий дате представления требования о возврате

10


      *Для целей применения критерия степени риска "Коэффициент налоговой нагрузки (далее – КНН) налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения КНН" используется среднеотраслевое значение коэффициента налоговой нагрузки, рассчитываемое в порядке, установленном уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.