Об основных заданиях и показателях республиканской целевой научно-технической программы

Обновленный

Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 1002

     В целях приведения основных заданий и показателей республиканской целевой научно-технической программы в соответствие с целями и задачами Программы действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить основные задания и показатели республиканской целевой научно-технической программы "Создание современных систем телекоммуникаций и связи" на 1997-2000 годы (прилагаются);
      Установить, что расходы, связанные с их реализацией, осуществляются за счет бюджетных средств, выделяемых на финансирование науки.
      2. Признать утратившим силу пункт 8 постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 4 января 1994 г. N 8 P940008_ "О мерах по обеспечению деятельности Национального центра по радиоэлектронике и связи Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1994 г., N 1, ст. 5).
     Премьер-Министр
   Республики Казахстан


                                         Утверждены

постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 1002


                    Основные задания и показатели
              республиканской целевой научно-технической
       программы "Создание современных систем телекоммуникаций
                      и связи" на 1997-2000 годы

                        1. Состояние проблемы

      Мировая практика показывает, что развитие систем телекоммуникаций и средств связи относится к стратегическим национальным приоритетам, поскольку информационная инфраструктура и интеллектуальный уровень населения в современных условиях определяют, наряду с природными ресурсами и технологическими возможностями, реальный вес и место государства в мире, его промышленный и оборонный потенциал. Более того, связь как часть инфраструктуры общества является одним из источников подъема экономики государства. Известно, что в промышленно развитых странах каждый доллар, вложенный в связь, приносит три-четыре доллара дохода.
      Исходя из этого развивающиеся страны ускоренными темпами осуществляют развитие своих сетей связи, направляя на это 10-12% своего валового национального продукта (в промышленно развитых странах эта доля составляет 4-8%).
      Действовавший в бывшем СССР в течение последних десятилетий "остаточный" принцип финансирования отрасли привел к тому, что инвестиции в связь были в 2-3 раза меньше, чем требовалось. В результате износ основных производственных фондов в Республике Казахстан составляет в настоящее время в среднем более 50%. На многих предприятиях связи используется морально устаревшее оборудование, постоянно не хватает современных средств связи, в том числе электронных автоматических коммутационных станций (международных, междугородных, городских и сельских), цифровых систем передачи, волоконно-оптических линий связи, автоматизированных систем обработки почты.
      Однако вопрос с инвестициями в современных экономических условиях в Казахстане обстоит крайне сложно, что связано с экономическим кризисом, во многом устаревшей сетью связи, не позволяющей предоставлять современные услуги связи.
      Одним из непременных условий вхождения Казахстана полноправным членом в мировое информационное сообщество является доведение существующего уровня предоставления услуг связи и телекоммуникаций до мирового путем взвешенного подхода к закупкам части оборудования и технологий за рубежом и организации производства средств связи и телекоммуникаций на отечественных предприятиях радиоэлектронного профиля, в первую очередь на предприятиях, занимавшихся ранее выпуском изделий специального назначения.
      Республиканская целевая научно-техническая программа "Создание современных систем телекоммуникаций и связи" (далее Программа), являющаяся составной частью общегосударственной программы технологического прорыва Казахстана, предусматривает оснащение народнохозяйственного комплекса республики новейшими средствами и технологиями в области телекоммуникации и связи, а также максимально эффективное использование конверсируемых мощностей военно-промышленного комплекса.
      Анализ результатов реализации первого этапа этой Программы на 1994-1996 годы показал, что в полной мере решить поставленные в Программе задачи не удалось в силу ряда причин, основными из которых являлись: разноплановость тематик, финансирование значительного числа неактуальных и бесперспективных тем, невостребованность их результатов, а также недостаточные объемы финансирования и срывы сроков их поступления.
      С другой стороны, произошедшие за это время значительные перемены в экономической жизни республики существенным образом изменили ситуацию на рынке товаров и услуг в сфере телекоммуникаций и связи.
      Эти перемены естественным образом нашли отражение в основных нормативных документах Правительства Республики Казахстан, регулирующих и определяющих направления развития различных наукоемких отраслей народного хозяйства Казахстана. Основной упор в этих документах делается на востребованность ожидаемых результатов, на анализ рынка товаров и услуг в сфере тематики Программы, а также на наличие дополнительного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальными заказчиками.
      Принятая концепция Министерства науки-Академии наук Республики Казахстан, доложенная на республиканском совещании "Проблемы и пути научно-технического развития Республики Казахстан" (24 мая 1996 года), определяет наиболее важные направления развития в сфере телекоммуникации и связи:
      разработка и освоение производства современных средств связи и изделий радиоэлектроники на основе передовых технологий на базе производственных мощностей конверсируемых предприятий радиоэлектронного профиля;
      разработка требований к системной интеграции в рамках создания единого телекоммуникационного и информационного пространства в республике;
      создание телекоммуникационных и информационных систем государственных органов;
      сертификация телекоммуникационных и информационных систем и их компонентов;
      изготовление продукции для содержания, эксплуатации, ремонта и обновления АТС, телевидения, всех видов связи;
      разработка, производство и техническое обслуживание радиоэлектронных комплексов и средств в интересах обеспечения обороноспособности государства.
      Произошедшие изменения приоритетов в сфере телекоммуникаций и связи Республики Казахстан, опыт реализации первого этапа данной Программы, ограниченность в выделении бюджетных финансовых средств, а также необходимость учета рыночного механизма потребления конечной продукции потребовали пересмотра и корректировки основных заданий и показателей Программы и изменения сроков ее выполнения.
      Откорректированные основные задания и показатели Программы учитывают вновь сформулированные направления и задачи и выражают интересы конкретных потребителей научно-технической продукции в лице органов государственного управления и крупнейших хозяйствующих субъектов, имеющих возможность совместно с Министерством науки - Академией наук Республики Казахстан осуществлять финансирование Программы. Такими потребителями в основном являются:
      НАК "Казахтелеком" - национальный оператор телекоммуникационных

сетей Республики Казахстан;
     Министерство обороны Республики Казахстан в лице его заказывающих
управлений;
     государственное предприятие "Казаэронавигация";
     Департамент автомобильного транспорта Министерства транспорта и
коммуникаций Республики Казахстан;
     Агентство по гидрометеорологии Министерства экологии и
биоресурсов Республики Казахстан.

                     2. Основные цели Программы

     Основными целями Программы являются:


      организация научной, приборно-инструментальной, технологической, производственной и кадровой базы, обеспечивающей разработку и создание современных средств и систем телекоммуникаций и связи в Республике Казахстан с учетом конкретных потребителей: операторов государственной системы телекоммуникаций, вне зависимости от форм собственности; операторов ведомственной связи (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет национальной безопасности, Государственный следственный комитет Республики Казахстан, Государственный комитет Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям);
      разработка и освоение производства современных средств связи и изделий радиоэлектроники на основе передовых технологий на базе производственных мощностей конверсионных предприятий радиоэлектронного профиля.
      Достижение этих целей возможно посредством поэтапного решения целого ряда задач, основными из которых являются следующие:
      проведение комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, направленных на создание и внедрение в производство современных средств связи и телекоммуникаций на базе промышленного потенциала конверсируемых предприятий Республики Казахстан, а также создание новых, более современных видов услуг связи, представляющих собой коммерческий интерес;

     конверсия полигона "Сары-Шаган", использование его
научно-технического потенциала в интересах экономики Казахстана,
создание специализированных производств;
     объединение усилий ученых и специалистов Республики Казахстан,
работающих в области радиоэлектроники и связи, для разработки
системных проектов на современном научном и технологическом уровне.

             3. Основные задания и показатели Программы

---------------------------------------------------------------------
      Основные        !    Научно-технические показатели заданий
       задания        !----------------------------------------------
     Программы        !     на период        !        на период
                      !   1997-1998 годы     !     1998-2000 годы
---------------------------------------------------------------------
1. Разработка и        Разработка научно-     Выпуск установочных
исследование новых,    технической документа- серий цифровой много-
нетрадиционных видов   ции, изготовление      канальной тропосфер-
связи и систем         макетных и опытных     ной (метеорной) си-
передачи данных.       образцов цифровой      стемы связи, системы
Развитие программно-   тропосферной системы   контроля и управления
аппаратного обеспече-  связи, телекоммуника-  сетями телекоммуника-
ния систем теллеком-   ционных систем         ций республики, теле-
муникационных служб    пакетной радиосвязи    коммуникационных си-
(широковещательных,    и контроля движения    стем пакетной радио-
коммутационных и       транспортных           связи, контроля
смешанных) в           средств, а также       движения транспортных
Республике Казахстан   системы свободного     средств и свободного
                       доступа к базам данных доступа к базам данных

2. Освоение про-       Разработка конструк-   Доработка электриче-
изводства совре-       торской и технологи-   ских схем и конструк-
менных средств связи и ческой документации,   ций образцов аппара-
изделий радиоэлектро-  изготовление опытных   туры на основе резуль-
ники                   партий аппаратуры      татов испытаний, адап-
                       телепойнтовой          тация к условиям экс-
                       радиотелефонной связи  плуатации и освоение
                       для сельской местности,серийного производства
                       микропроцессорных      аппаратуры радиотеле-
                       управляющих систем     фонной связи, микро-
                       для АТС аппаратуры     процессорных систем,
                       уплотнения типа        аппаратуры уплотне-
                       ИКМ-3О, 120, 480;      ния; радиовещательных
                       радиовещательных и     и телевизионных пере-
                       телевизионных          датчиков, УКВ радио-
                       передатчиков, УКВ      приемников
                       радиоприемников

3. Обеспечение         Разработка технических Разработка технологий,
производства           проектов и технологи-  технологическая подго-
средств телевидения,   ческих карт производ-  товка и освоение
радиовещания и         ства пассивных         производства
изделий радиоэлектро-  элементов,             коммутационных,
ники остродефицитной   микросборок,           активных и пассивных
элементной базой       программируемых        элементов, микросборок,
                       пользователем          программируемых
                       линейных интегральных  интегральных схем
                       схем на
                       полуфабрикатных
                       базовых кристаллах,
                       керамических
                       микроплат, мощных
                       высокочастотных
                       транзисторов,
                       многослойных
                       коммутационных плат

4. Создание            Создание нормативно-   Создание
нормативно-методичес-  методической базы и    Республиканского
кой, инструментальной  подготовка             (г. Алматы) и
базы и организацион-   специалистов в         регионального
ного обеспечения       области стандартизации (г. Приозерск) центров
системы стандар-       и сертификации средств метрологического
тизации и сертификации и систем               обеспечения и
средств и систем в     телекоммуникаций и     сертификации средств
сфере телекоммуника-   связи, создание        связи и телекоммуни-
ций и связи, а также   инструментально-       каций с комплексной
комплексная защита     технической базы,      проверкой их
информации в           разработка             совместимости
телекоммуникационных   методологических основ существующей связи
средах и устройствах   комплексной защиты
                       информации в
                       телекоммуникационных
                       средах и устройствах

5. Разработка и        Модернизация квантово- Создание на основе
реализация программы   оптической системы     КОС системы,
конверсии научно-      (КОС) "Сажень-С",      материализующей
технического           разработка             физический эталон
комплекса полигона     программного           всемирного времени.
Сары-Шаган             обеспечения, создание  Решение задач и
                       астрономического       проблем экологии,
                       пассажного             картографии и геологии
                       инструмента. Создание  на основе результатов
                       на базе антенного      обработки информации
                       комплекса              космического зондиро-
                       Б529 системы приема и  вания территории
                       обработки космической  Казахстана
                       информации

6. Создание            Создание базы данных   Производство и
радиоэлектронных       по номенклатурному     техническое
комплексов, систем и   перечню                обслуживание систем
средств в интересах    радиоэлектронных       управления, связи,
обеспечения обороно-   средств и систем,      разведки,
способности и          подлежащих             радиоэлектронной
безопасности           первоочередному        борьбы и боевой
государства            ремонту,               подготовки на
                       восстановлению и       основе действующих
                       техническому           указов Президента и
                       обслуживанию для       постановлений
                       поддержания и          Правительства
                       укрепления             Республики Казахстан
                       обороноспособности     по номенклатурному
                       республики. Создание   перечню,
                       центра по ремонту и    согласованному с
                       техническому           Минобороны, МВД, КНБ,
                       обслуживанию средств   ГСК, ГКЧС
                       и систем военного и
                       двойного назначения
---------------------------------------------------------------------

                      4. Ожидаемые результаты

     Результатом выполнения Программы является создание:


      проектно-конструкторской и технологической документации перспективных, отечественных, конкурентоспособных на рынке товаров, средств и систем связи, их освоение и производство на имеющейся базе промышленного потенциала конверсируемых предприятий республики в объемах, согласованных с конкретными заказчиками (потребителями), в том числе и в интересах обеспечения обороноспособности государства;
      системы контроля и управления сетями телекоммуникаций

республики;
     республиканского пункта оценки всемирного времени и параметров
вращения Земли, а также системы приема и обработки космической
информации;
     республиканского центра сертификации и метрологического
обеспечения систем и средств связи, подвижных поверочных и ремонтных
лабораторий двойного назначения;
     научного и проектно-конструкторского задела на перспективу
развития систем телекоммуникаций и связи республики.

            Потребность в средствах связи отечественного
               производства на рынке товаров и услуг
               Республики Казахстан на 1997-2000 годы
               на основе данных основных потребителей
                        (НАК "Казахтелеком")

---------------------------------------------------------------------
N !   Наименование оборудования       !Единица измерения! Количество
пп!                                   !                 !
---------------------------------------------------------------------
1 Коммутационное цифровое оборудование    линия           1222400
2 Радиорелейные станции                   штук            1500
3 Телефонные аппараты                      "              600000
4 Радиотелефонные терминалы                "              60000
5 Радиотелефонные базовые станции          "              300
6 Учрежденческие и офисные цифровые
  коммутационные станции                  линия           30000
7 Каналообразующие системы передачи       канал           40000
8 Радио- и TV- передатчики                штук            2000
9 Радиоприемники                           "              40000
---------------------------------------------------------------------

                    5. Организации-соисполнители

     1. НАК "Казахтелеком", г. Алматы.
     2. Институт космических исследований Министерства науки - Академии
наук Республики Казахстан, г. Алматы.
     3. Институт ионосферы Министерства науки - Академии наук
Республики Казахстан, г. Алматы.
     4. ГП "Промсвязь", г. Алматы.
     5. АО "Институт телекоммуникаций", г. Алматы.
     6. Агентство по гидрометеорологии Министерства экологии и
биоресурсов Республики Казахстан, г. Алматы.
     7. Агентство по стандартизации, метрологии и сертификации
Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, г. Алматы.
     8. КазНГУ имени Аль-Фараби, г. Алматы.
     9. КазНТУ, г. Алматы.
     10. Физико-технологический центр при АГУ имени Абая, г. Алматы.
     11. Российский научно-исследовательский институт космического
приборостроения, г. Москва.



                     6. Финансирование Программы <*>
      Сноска. В раздел 6 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 18 декабря 1998 г. N 1299 P981299_ .

      Основным источником финансирования Программы является государственный бюджет. Объем финансовых средств, выделяемых для реализации Программы на каждый год, определяется Министерством науки - Академией наук Республики Казахстан.
      В финансово-хозяйственной деятельности акционерное общество "

Национальный центр по радиоэлектронике и связи Республики Казахстан" (АО "
НЦРЭС") в ходе поэтапного выполнения заданий Программы предусматривается 
постепенное уменьшение относительной доли бюджетных средств за счет 
возрастания доли, связанной с коммерческой и хозяйственной деятельностью 
предприятий, входящих в Центр, в том числе за счет средств, привлекаемых от 
потенциальных заказчиков (потребителей) выпускаемой продукции и иностранных 
инвесторов.

     Динамика изменения источников финансирования Программы

     1997 год                         2000 год
Бюджет-79%                        (ориентировочно)
ХКД-21%                           Бюджет-60%
                                  ИИ-5%
                                  ХКД-35%



      ХКД - Хозяйственная и коммерческая деятельность (в т.ч. за счет средств финансирования от МО и НАК "Казахтелеком")

      ИИ - Иностранные инвестиционные проекты (в т. ч. по линии МНТЦ при Министерстве науки - Академии наук Республики Казахстан)

      АО "НЦРЭС" обладает научно-технической и производственной инфраструктурой, обеспечивающей непрерывность цепочки научно-технической деятельности от проводимых научно-исследовательских работ до выпуска конечной продукции и ее реализации.
      Реализуемость поставленных в Программе задач обеспечивается, во-первых, достаточным для успешной реализации Программы кадровым потенциалом, включающим в себя 6 докторов и более 30 кандидатов наук, свыше 200 специалистов-разработчиков аппаратуры связи и телекоммуникаций, и, во-вторых, наличием дополнительного инженерно-технического и производственного потенциала, сосредоточенного на предприятиях радиоэлектронного профиля Республики.
      Поэтапная реализация Программы и развитие такой наукоемкой отрасли как связь потребует в ближайшем будущем пополнения существующего кадрового потенциала, в первую очередь, специалистами высшей квалификации. С этой целью в специализированном Совете при Институте ионосферы Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан необходимо предусмотреть возможность защиты диссертаций по дополнительным специальностям:
      05.12.04. радиолокация и радионавигация;
      05.12.13. системы и устройства радиотехники и связи.

                7. Организационно-правовое обеспечение <*>
      Сноска. В раздел 7 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 18 декабря 1998 г. N 1299 P981299_ .

      Координатор Программы - Министерство науки - Академия наук Республики Казахстан.
      Головной организацией по республиканской целевой научно-технической программе "Создание современных систем телекоммуникаций и связи" является АО "НЦРЭС".

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.