О дополнительных мерах по развитию и совершенствованию Гражданской обороны города Алматы на период до 2010 года

Утративший силу

Решение Акима города Алматы от 22 января 2004 года N 10. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Алматы 18 февраля 2004 года за N 584. Утратило силу решением Акима города Алматы от 7 марта 2006 года N 33

      Анализ состояния готовности органов управления, сил и средств Гражданской обороны, Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Алматы в условиях повышенной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, активизации международного терроризма, позволяет, в целом, обеспечить защиту населения и территорий города от воздействия современных средств поражения, опасных аномальных проявлений природного и техногенного характера.
      Поддерживаются в постоянной готовности системы связи и оповещения, пункты управления, в том числе запасные, к действиям по предназначению. Завершаются работы по организации Кризисного центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, модернизации Единой дежурно-диспетчерской службы 051. Создана и функционирует Служба спасения города Алматы. Повысилась эффективность обучения руководящего состава и населения действиям в экстремальных условиях. Проводится комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов хозяйствования в кризисных ситуациях, усилен контроль за ходом декларирования безопасности промышленных объектов.
      В то же время состояние готовности формирований гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, созданных на предприятиях и в организациях города, не отвечает предъявляемым требованиям. Остается слабой их материально-техническая оснащенность.
      Не отработаны вопросы поддержания в готовности фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и имущества гражданской обороны.
      В целях реализации требований  Закона  Республики Казахстан от 7 мая 1997 года "О Гражданской обороне", нормативных правовых  актов  в области защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угроз применения современных средств поражения, повышения ответственности руководителей местных исполнительных органов и организаций за состояние и осуществление мероприятий по развитию и совершенствованию Гражданской обороны, Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аким города Алматы  решил:

      1. Утвердить:
      1) Комплексную программу "Основные направления развития и совершенствования Гражданской обороны города Алматы на период до 2010 года". (Приложение 1)
      2) "План материально-технического обеспечения Гражданской обороны города Алматы на период до 2010 года" и внести в установленном порядке на рассмотрение Алматинского городского Маслихата. (Приложение 2)
      2. Акимам районов города:
      1) в срок до 1 марта 2004 года разработать и представить на утверждение в установленном порядке Планы развития и совершенствования Гражданской обороны районов на период до 2010 года;
      2) в срок до 1 июля 2004 года принять меры по поддержанию в готовности защитных сооружений расположенных на подведомственных территориях, городских и загородных пунктах управления, их оснащению мебелью и другим инвентарем;
      3) наладить работу районных оперативно-спасательных отрядов путем укомплектования их личным составом, оснащением аварийно-спасательным оборудованием, средствами связи и организации взаимодействия со службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города для ведения спасательных и других неотложных работ;
      4) потребовать от руководителей предприятий - начальников Гражданской обороны создания резервных фондов материально-технических, продовольственных и иных ресурсов, гарантирующих первоочередное обеспечение жизнедеятельности работающего персонала в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      5) в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 июля 1992 года "О финансировании мобилизационной подготовки и мероприятий Гражданской обороны на территории Республики Казахстан" усилить контроль за финансированием мероприятий Гражданской обороны в организациях, расположенных на подведомственных территориях.

      3. Заместителю акима города Алматы - председателю городской эвакуационной комиссии (Бижанов А.К.) в срок до 1 апреля 2004 года внести коррективы в планы по эвакуации населения и материальных ценностей с учетом изменений в административно-территориальном делении областей и районов Республики Казахстан и реальных возможностей принимающих областей.
      4. Начальнику отдела Военно-мобилизационной работы (Абыханов Е.Т.) совместно с городским военным комиссариатом (Мухаметжанов Б.А.):
      1) в срок до 1 мая 2004 года определить районы мобилизационного развертывания сил и средств территориальной обороны;
      2) привести в соответствии с Наставлением по территориальной обороне накопление мобилизационных ресурсов для обеспечения перевода органов управления гражданской обороны с мирного на военное время;
      3) предусмотреть ежегодное проведение командно-штабных учений с практической отработкой вопросов взаимодействия формирований территориальной обороны со службами Гражданской обороны и аварийно-спасательными формированиями.
      5. Начальнику службы связи и оповещения гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - Генеральному директору "Алматытелеком" (Лезговко А.В.) обеспечить готовность формирований служб связи и оповещения к выполнению задач по связи в различных режимах функционирования сил и средств, как в мирное, так и в военное время, улучшить их техническую оснащенность. В срок до 1 апреля 2004 года внести в установленном порядке предложения по созданию необходимого запаса средств проводной и радиосвязи для органов управления, служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

      6. Директору Центра радиофикации города Алматы (Жакупов К.Ш.) разработать и реализовать мероприятия по установке уличных громкоговорителей в местах массового скопления людей.
      7. Начальнику медицинской службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику Департамента здравоохранения города Алматы   (Девятко В.Н):
      1) в срок до 1 февраля 2004 года внести в установленном порядке предложение по созданию городского Центра крови, оснащению передвижного полевого госпиталя необходимым медицинским имуществом и оборудованием;
      2) подготовить лечебные учреждения города к возможному массовому приему и оказанию медицинской помощи, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, обеспечить их оборудованием для работы в автономном режиме, в том числе передвижными и стационарными источниками энергоснабжения.
      8. Начальнику санитарно-эпидемиологической службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику санитарно-эпидемиологического управления города Алматы (Шеянов В.Н.) в срок до 1 января 2006 года приобрести передвижную санитарно-гигиеническую и бактериологическую лабораторию. Укомплектовать их необходимым имуществом и оборудованием.

      9. Начальнику противопожарной службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику Главного управления Государственной противопожарной службы города Алматы (Кутпанов Б.С.):
      1) активизировать работы по выполнению "Городской программы по усилению государственной противопожарной службы города Алматы на период до 2005 года", обеспечить требуемую боеготовность пожарных частей;
      2) усилить надзор за внедрением при новом строительстве, реконструкции зданий и сооружений строительных материалов с повышенной противопожарной устойчивостью;
      3) ужесточить требовательность к руководителям объектов с массовым пребыванием людей, допускающим нарушения норм и правил противопожарной безопасности;
      4) в срок до 1 апреля 2004 года разработать план организации противопожарного обеспечения в условиях возникновения вторичных факторов, определить порядок привлечения сил и средств служб, поддержания связи и взаимной информации при проведении аварийно-спасательных работ;
      5) в срок до 1 января 2005 года на базе Школы профессиональной подготовки личного состава Главного управления Государственной противопожарной службы создать учебно-тренировочный центр, оснащенный спортивно-тренировочной башней, полосой психологической подготовки, компьютерным классом;
      6) в срок до 1 июня 2004 года разработать мероприятия по совершенствованию системы подготовки профессиональных и общественных сил противопожарной защиты. Готовность формирований определять по прохождении аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

      10. Начальнику службы охраны общественного порядка гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику Главного управления внутренних дел города Алматы (Оразалиев М.М.):
      1) внести в установленном порядке предложение об оснащении подразделений Специального отряда быстрого реагирования специализированным оборудованием и техникой для предотвращения и ликвидации возможных террористических актов;
      2) совместно со службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций энергетики (Ищанов Д.Б.), газоснабжения (Толстобров А.В.), водоснабжения (Зуев В.А.) усилить контроль за охраной объектов жизнеобеспечения города, откорректировать вопросы совместных действий при реагировании на террористические акты;
      3) с предприятиями, использующими в своем производстве взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества, активизировать профилактическую работу по вопросам усиления контроля за охраной объектов и соблюдением пропускного режима.
      11. Председателю Департамента архитектуры и градостроительства (Баймагамбетов С.К.) в срок до 1 апреля 2004 года внести в установленном порядке в "Генеральный план развития города Алматы на период до 2020 года" предложения по пересмотру градостроительных норм с учетом требований гражданской обороны, предусмотреть организацию разработки типовых проектов зданий со встроенными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений, возводимых в мирное и в военное время, освоения и использования объектов подземного пространства, размещения и строительства в военное время быстровозводимых убежищ.

      12. Начальнику инженерной службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику Департамента капитального строительства города Алматы (Сергазин М.Ш.) совместно с Департаментом Государственного архитектурно-строительного контроля города Алматы (Абдибаева М.С.) обеспечить контроль за качеством строительства сейсмостойких зданий и сооружений, ходом работ по антисейсмическому усилению зданий и сооружений, прежде всего с массовым пребыванием людей и объектов жизнеобеспечения города.
      13. Начальникам служб гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций энергетики - генеральному директору АПК (Ищанов Д.Б.), газоснабжения - генеральному директору открытого акционерного общества "Алматинские газовые сети" (Толстобров А.В.), водоснабжения - генеральному директору государственного коммунального предприятия "Водоканал" (Зуев В.А.):
      1) обеспечить координацию и контроль за выполнением в подведомственных предприятиях установленных требований по сохранению и развитию существующего потенциала гражданской обороны и ее материально-технической базы, за состоянием готовности аварийно-спасательных формирований к ведению спасательных и других неотложных работ;
      2) принять меры по завершению установки системы "Барьер", предусматривающей организацию защитных инженерно-технических мероприятий, включающих автоматическое отключение, блокировку поврежденных линий коммуникаций города.
      14. Начальнику службы ритуальных услуг гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - директору спецкомбината ритуальных услуг (Несипбаев А.С.) в срок до 1 февраля 2004 года в установленном порядке внести предложение о выделении в административно-территориальных границах города зоны для захоронения погибшего населения в случае катастрофических явлений природного и техногенного характера.

      15. Начальнику автотранспортной службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - генеральному директору коммунального государственного предприятия пассажирских перевозок (Темирбеков Ж.К.):
      1) в срок до 1 февраля 2004 года во взаимодействии со Службой ритуальных услуг гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (Несипбаев А.С.) определить перечень автотранспортных предприятий города и количество необходимой автотехники, привлекаемых для перевозки и захоронения погибшего населения:
      2) начиная с января 2004 года проводить специальные тренировки по отработке планов действий транспортного комплекса в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      16. Начальнику службы обучения гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - директору Департамента образования города Алматы (Исимбаева Г.И.):
      1) в срок до 1 сентября 2004 года укомплектовать учебные заведения города преподавателями, прошедшими переподготовку по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
      2) в срок до 1 сентября 2005 года завершить работы по формированию системы учебных и методических пособий по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" с учетом региональной специфики города Алматы, предусмотреть расширение компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
      3) во взаимодействии с Алматинским городским военным комиссариатом (Мухаметжанов Б.А.), Алматинским городским управлением по чрезвычайным ситуациям (Искаков Б.Б.), Службой спасения города Алматы (Хайбуллин Р.Р.), Государственным фондом развития молодежной политики города Алматы (Кудайбергенов А.Б.) в целях закрепления полученных знаний по начальной военной подготовке и основам безопасности жизнедеятельности предусматривать, начиная с 2004 года, ежегодную организацию летних спортивно-оздоровительных лагерей для учащейся молодежи.

         17. Начальнику службы материального обеспечения, торговли и питания гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - начальнику Департамента промышленности и торговли города Алматы (Мухамбетов М.А.):
      1) в срок до 1 января 2005 года совместно с Алматинским городским управлением по чрезвычайным ситуациям (Искаков Б.Б.), службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, завершить работы по учету наличия резервов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организовать восполнение запасов материально-технических, продовольственных и иных средств. Обеспечить реальное накопление указанных резервов для полноценного функционирования пунктов сбора пострадавшего населения;
      2) внести в установленном порядке предложение о включении в план работы Алматинского городского Маслихата рассмотрение вопроса "О создании местных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на особый период".

      18. Начальнику управления по чрезвычайным ситуациям (Искаков Б.Б.):
      1) совместно со службами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций организовать работу Кризисного центра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, обеспечить внедрение Единой системы оперативно-диспетчерского управления и Единой сети оперативной радиосвязи, в том числе со службами, осуществляющими наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
      2) внести в установленном порядке предложения о создании мобильных отрядов инженерной защиты, с оснащением их тяжелой инженерной техникой и оборудованием и маневренно-поисковой группы для оказания помощи пострадавшим на неохраняемых акваториях города;
      3) установить систематический контроль за ходом декларирования безопасности промышленных объектов, соблюдением установленного порядка выдачи заключений о готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      4) повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию и осуществление подготовки всех категорий обучаемых, продолжить работу по дальнейшему развитию и совершенствованию системы подготовки населения в области чрезвычайных ситуаций, формированию у населения массовой культуры безопасности;
      5) совместно с управлением информации и общественного согласия (Бекболатулы Ж.Б.) активизировать работы по освещению в средствах массовой информации целей и задач гражданской обороны города Алматы, издании методических материалов по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
      19. Начальнику городского финансового управления города Алматы (Тажибаев К.К.) ежегодно при разработке проекта местного бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование "Плана материально-технического обеспечения Гражданской обороны города Алматы на период до 2010 года".
      20. Акимам районов города о ходе реализации настоящего решения докладывать регулярно по итогам полугодий и по мере исполнения установленных сроков поручений.
      21. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Первого заместителя акима города Алматы Заяц Я.И.

       Аким города Алматы                    В.Храпунов

Приложение 1        
к решению акима города Алматы
N 10 от 22 января 2004 года

Основные направления
развития и совершенствования Гражданской
обороны города Алматы на период до 2010 года

город  Алматы 2004 г.

Основные направления развития Гражданской
обороны города Алматы

      Основные направления развития Гражданской обороны города Алматы представляют собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, приоритеты развития системы Гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.
      Они являются основой для:
      1) формирования и проведения единой политики представительных и исполнительных органов, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения готовности Гражданской обороны города;
      2) разработки и реализации программ развития и совершенствования Гражданской обороны города Алматы;
      3) увязки мероприятий и планов Гражданской обороны представительных и исполнительных органов, с планами сил Гражданской обороны, включая воинские части и формирования Гражданской обороны, частей и подразделений Министерства обороны и Министерства внутренних дел;
      4) совершенствования и дальнейшего развития городской нормативно-правовой базы в области Гражданской обороны.
      Основные направления разработаны на период до 2010 года на основе вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния Гражданской обороны города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки Гражданской обороны.
      Правовую нормативную основу составляют  Конституция  Республики Казахстан,  Закон  "О Гражданской обороне",  Закон  "Об особом статусе города Алматы" и другие законы в области обороны государства, постановлений Правительства Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям в области Гражданской обороны.
      В Основных направлениях отражены правовые и организационные основы системы Гражданской обороны города Алматы, цели, принципы и особенности политики в области Гражданской обороны, основные направления ее развития и совершенствования, порядок реализации. 

 
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Роль и место Гражданской обороны в
современных условиях

      Алматы является крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром Республики Казахстан. В условиях возможных военных действий наиболее вероятными формами вооруженной борьбы в городе Алматы могут стать:
      1) террористические и диверсионные акты на объектах повышенного риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения;
      2) воздействие космического психотропного оружия на население;
      3) точечные избирательные удары по органам управления и стратегически важным объектам;
      4) радиоэлектронное подавление систем управления;
      5) локальное применение нейтронного оружия.
      В то же время полностью нельзя исключать масштабного применения в городе Алматы современных средств поражения.
      В результате военных действий на территории города Алматы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности, учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, Гражданская оборона города Алматы в начале XXI века должна стать:
      1) гибкой и маневренной, способной выполнять задачи при любых вариантах развития военных действий;
      2) оперативно-мобильной при развертывании для действий в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
      3) рационально-экономной в части финансовых и материальных затрат на подготовку и реализацию мероприятий.
      В связи с этим Гражданская оборона - как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства.      

 
1.2 Основы организации, подготовки и ведения
Гражданской обороны города Алматы

      Выполнение задач Гражданской обороны является обязательной функцией всех органов исполнительной власти города Алматы и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также обязанностью каждого жителя города.
      Организация, подготовка и ведение Гражданской обороны города Алматы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области Гражданской обороны, а также директивами Начальника Гражданской обороны Республики Казахстан - Премьер-Министра Республики Казахстан и распорядительными документами Начальника Гражданской обороны города - акима города Алматы.
      В организациях и учреждениях, отнесенных к объектам местной обороны, задачи Гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями.
      Гражданская оборона города Алматы организуется по территориально-производственному принципу.
      Руководство Гражданской обороной в городе осуществляет аким города, являющийся по должности начальником Гражданской обороны города Алматы.
      Для координации и обеспечения выполнения мероприятий Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в городе имеется территориальное подразделение Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям - Алматинское городское управление по чрезвычайным ситуациям, которое выполняет функции рабочего органа акима города в области Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
      Начальник управления является по должности заместителем начальника Гражданской обороны города.
      Руководство Гражданской обороной в городских районах осуществляют акимы городских районов.
      В городских районах, для руководства поручений начальника городского управления по чрезвычайным ситуациям и акимов района по вопросам Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, созданы районные отделы по чрезвычайным ситуациям.
      Начальник районного отдела по чрезвычайным ситуациям является по должности заместителем начальника Гражданской обороны района.
      Руководство Гражданской обороной в организациях осуществляют их первые руководители, которые являются по должности соответствующими начальниками Гражданской обороны.
      Начальники Гражданской обороны в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Республики Казахстан несут персональную ответственность за состояние Гражданской обороны на подведомственной им территории, в отраслях и организациях.
      Начальники Гражданской обороны осуществляют руководство Гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:
      1) Алматинское городское управление по чрезвычайным ситуациям;
      2) районные отделы по чрезвычайным ситуациям;
      3) штабы (отделы, секторы, работники) по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
      Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения создаются силы и средства Гражданской обороны.

      В состав сил Гражданской обороны входят территориальные, объектовые формирования, формирования служб Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, оперативно-спасательные отряды.
      Воинские части Гражданской обороны привлекаются для решения задач в области Гражданской обороны в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан.
      Для выполнения мероприятий по Гражданской обороне решением исполнительных органов создаются городские и районные службы Гражданской обороны. Состав и задачи служб Гражданской обороны определяются соответствующими начальниками Гражданской обороны.
      Формирования Гражданской обороны предназначены для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
      В соответствии с  постановлением  Кабинета Министров Республики Казахстан N 1490 от 30 декабря 1994 года штаты и нормы оснащения формирований Гражданской обороны города Алматы, учитывая природные и климатические особенности территории, наличие потенциально опасных и особо важных объектов, готовятся из расчета не менее одного спасателя на 10 человек.
      Заблаговременная (в мирное время) подготовка Гражданской обороны является непременным условием эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

      Гражданская оборона города Алматы в мирное время должна быть готовой к решению следующих задач:
      1) обеспечению оперативного развертывания органов управления, сил и средств Гражданской обороны для действий в условиях военного времени и при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      2) проведению эвакуации населения в угрожаемый период и в военное время и при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      3) выполнению спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций;
      4) укрытию населения города в защитных сооружениях;
      5) обеспечению населения средствами индивидуальной защиты.
      Подготовка Гражданской обороны включает:
      1) разработку планов Гражданской обороны;
      2) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие   этих действий, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      3) обучение руководящего состава действиям по организации мероприятий Гражданской обороны и руководству подчиненными силами и средствами в условиях военного времени, при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      4) создание и поддержание в постоянной готовности системы связи и оповещения Гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      5) подготовку эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
      6) участие в создании и оснащении пунктов управления органов исполнительной власти;
      7) формирование страхового фонда документации на объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения и массового пребывания людей;
      8) создание в мирное время фонда убежищ для защиты населения города, а также накопление средств индивидуальной защиты;
      9) сохранение убежищ и поддержание их в постоянной готовности к использованию по прямому назначению;
      10) подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;
      11) создание и подготовку необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      12) разработку и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования в военное время наиболее значимых городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспечения населения;
      13) создание необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      14) подготовку системы управления Гражданской обороны на военное время.

      Ведение Гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий, введения Президентом Республики Казахстан военного или чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан или в городе Алматы.
      Планы Гражданской обороны города Алматы вводятся в действие начальником Гражданской обороны города Алматы в установленном порядке.
      Ведение Гражданской обороны включает:
      1) приведение в готовность систем и органов управления Гражданской обороны;
      2) реализацию мероприятий Гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;
      3) проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      4) организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      5) первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;
      6) обеспечение действий сил Гражданской обороны.

      Руководство силами и средствами Гражданской обороны начальники Гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
      Гражданская оборона города Алматы в условиях военного времени должна обеспечить:
      1) оповещение о нападении и укрытии населения в защитных сооружениях;
      2) обеспечение населения средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами;
      3) массовое обучение всего населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      4) отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;
      5) общую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из города в случае применения оружия массового поражения;
      6) частичную эвакуацию населения и персонала предприятий при угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
      7) эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
      8) проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в военное время;
      9) постоянную готовность сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
      10) ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на территории города;
      11) поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      12) срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения города;
      13) захоронение безвозвратных потерь в сроки, не допускающие возникновения эпидемий;
      14) первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      15) устойчивое управление мероприятиями Гражданской обороны.  

 
1.3 Состояние Гражданской обороны города Алматы

      В городе Алматы создана и функционирует дееспособная структура управления Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Обеспечена постоянная готовность к немедленному использованию систем оповещения населения и связи. Создана и действует Единая дежурно-диспетчерская служба - 051, что позволило повысить эффективность системы сбора, обработки и передачи информации о чрезвычайных ситуациях на основе современных информационных технологий. Ведутся работы по введению в эксплуатацию Кризисного центра города Алматы, что позволит организовать не только сбор и обработку поступающей информации, но и обеспечить управление проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. Создано и действует Государственное казенное коммунальное предприятие "Служба спасения города Алматы", укомплектованное личным составом и оснащенное необходимой техникой, специальным оборудованием, средствами для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В целях обеспечения жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях применения современных средств поражения город располагает модулем автономного полевого терапевтического госпиталя быстрого развертывания на 300 пострадавших человек и палаточным городком на 1000 человек. Отремонтированы и приведены в готовность городские и загородные пункты управления акима города Алматы и акимов районов. Произведен текущий ремонт и обеспечено содержание складов для хранения имущества Гражданской обороны мобилизационного резерва.
      Отработаны вопросы оповещения населения об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций путем перехвата 50-ти каналов кабельного телевидения, запуском речевой информации по 5 теле- и 7 радио- коммерческим компаниям, 3-м программам вещания городского центра радиофикации, а также подвижными средствами оповещения.
      К имеющимся 250 электросиренам С-40 дополнительно установлено 30 электросирен в места неохваченные городским оповещением.
      Вместе с тем, состояние Гражданской обороны города Алматы не в полной мере отвечает современным требованиям. Существующая система связи Гражданской обороны не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях военного времени. Предназначенная на особый период сеть связи устарела. Предприняты только первые шаги по переводу на современные виды связи - поставлена цифровая телефонная станция, подключены к опто-волоконной сети пункты управления Гражданской обороны г. Алматы.
      Действующая система оповещения населения не отвечает требованиям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
      1) аппаратура С-40, используемая в системе электросиренного оповещения морально устарела, частично расположена на не функционирующих объектах хозяйствования;
      2) организационно-технические решения по оповещению населения через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппаратура размещена в одном месте - на телебашне горы Коктобе) и не позволяет задействовать для этих целей все программы теле- и радиовещания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собственности.
      Не ведется строительство убежищ. На многих защитных сооружениях не проводятся техническое обслуживание и ремонт систем жизнеобеспечения, в результате часть из них не готова к приему укрываемых. Снизился запас средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля из-за отсутствия финансирования для их пополнения до установленных норм. Низка готовность формирований Гражданской обороны.
      Крайне медленно разрабатываются и внедряются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в военное время объектов и предприятий, существенно необходимых для обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания населения.
      Органы управления Гражданской обороны, взаимодействующие силовые структуры не обеспечены топографическими картами. Отсутствует единая кодировка, единый масштаб рабочих карт.
      Медленно разворачивается работа по проведению мероприятий световой и другим видам маскировки; первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
      К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относятся:
      1) противоречие между устаревшими взглядами и подходами к решению задач Гражданской обороны и сложившимися новыми реальными условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и систем оружия, изменившееся военно-экономические возможности, изменение "статуса" ряда областей, куда планировалась эвакуация населения города Алматы и др.);
      2) разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупномасштабных боевых действий, в том числе с применением оружия массового поражения;
      3) недостаточная готовность Гражданской обороны к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
      4) формализм при планировании и выполнении ряда мероприятий Гражданской обороны;
      5) снижение уровня участия населения города в мероприятиях Гражданской обороны, появление у общественности элементов благодушия, скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности мероприятий Гражданской обороны.
      Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию своего развития, когда требуется коренным образом переосмысливать принципы, формы и методы ее деятельности, сформировать новые подходы к планированию и реализации ее мероприятий.     

 
2. Приоритетные направления развития
Гражданской Обороны города Алматы

      Приоритетные направления развития Гражданской обороны города Алматы обеспечивают реализацию государственной политики в области Гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следующими особенностями:
      1) усиление роли государства и города в области планирования и проведения мероприятий Гражданской обороны;
      2) усиление роли экономических факторов и стимулов при выполнении мероприятий Гражданской обороны;
      3) расширение функций Гражданской обороны в гуманитарной области деятельности общества;
      4) дальнейшее развитие городской подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для совершенствования и укрепления Гражданской обороны.      

 
2.1 Повышение эффективности системы обучения населения,
подготовки руководящего состава и специалистов
органов управления Гражданской обороны

      Обучение населения, подготовка руководящего состава и специалистов органов управления, формирований Гражданской обороны осуществляется и проводится в рамках "Системы подготовки руководящего состава, формирований Гражданской обороны и обучения населения по действиям в чрезвычайных ситуациях", утверждаемой Правительством Республики Казахстан .
      При подготовке руководящего состава и специалистов органов управления, руководителей и личного состава формирований используются все существующие формы и методы подготовки, при этом приоритетным направлением является практическая подготовка в ходе проведения командно-штабных и комплексных учений Гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями Гражданской обороны.
      Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ в области безопасности жизнедеятельности.
      Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного обеспечения с помощью средств массовой информации, а также самостоятельно.
      Основными направлениями развития системы подготовки по Гражданской обороне являются:
      1) разработка и реализация комплексных целевых программ по подготовке населения и специалистов в области Гражданской обороны;
      2) разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих содержание и порядок подготовки населения города Алматы;
      3) разработка комплекса мер по повышению эффективности проведения командно-штабных и комплексных учений Гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями Гражданской обороны;
      4) создание новой и совершенствование существующей учебно-материальной базы Гражданской обороны;
      5) разработка и внедрение новых учебных программ подготовки всех категорий населения в области Гражданской обороны с учетом региональной специфики города Алматы;
      6) внедрение в систему подготовки современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
      7) расширение практики проведения игр типа "Улан", организация специализированных летних лагерей подростков "Юный спасатель", создание кадетских корпусов и т.п.;
      8) создание в Алматы системы учебно-консультационных пунктов по Гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
      9) разработка и выпуск современной учебно-методической и популярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
      10) создание и развитие общественных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде знаний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
      11) организация теле- и радиопередач, в том числе и развлекательного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
      12) создание полигона для практической отработки технологий ведения аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
      13) создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для теоретического усвоения методов современных спасательных технологий.  

 
2.2 Совершенствование системы
оповещения Гражданской обороны

      Основными направлениями совершенствования системы оповещения являются:
      1) создание Кризисного центра;
      2) реконструкция системы электро-сиренного оповещения населения;
      3) расширение Единой дежурно-диспетчерской службы города;
      4) внедрение геоинформационной системы; 
      5) разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по теле- и радиоканалам, в том числе по каналам кабельного телевидения;
      6) расширение локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с системами Единой дежурно-диспетчерской службы города;
      7) реконструкция системы оповещения населения, работающей по каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звукофикации; 
      8) создание системы оповещения населения по каналам систем сотовой радиосвязи общего пользования;
      9) внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповещения населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой.      

 
2.3 Совершенствование эвакуационных мероприятий

      В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация населения из опасных районов остается действенным способом защиты. Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий требует существенной переработки с учетом как внешних факторов, так и особенностей города Алматы.
      К внешним факторам относятся:
      1) сокращение базы для размещения эвакуируемых из города Алматы из-за изменения статуса областей;
      2) переход от административных методов управления к экономическим;
      3) создание в экономике новых организационно-правовых структур с резким сокращением доли государственных предприятий;
      4) отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок финансирования и проведения заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
      Особенностями мегаполиса, оказывающими влияние на организацию и проведение эвакуации, являются:
      1) отсутствие собственной загородной зоны;
      2) большое количество объектов республиканского подчинения, акционированных предприятий, в том числе с участием иностранного капитала;
      3) большое количество дипломатических миссий и представительств международных организаций, аккредитованных в города Алматы;
      4) значительные объемы материальных и финансовых средств, культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
      5) большое количество временно проживающих (временных рабочих, командированных) и транзитных пассажиров.
      Основными направлениями совершенствования эвакуационных мероприятии являются:
      1) разработка и принятие пакета нормативных правовых и методических документов, регламентирующих отношения (в том числе и финансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий как на уровне города Алматы, так и на уровне областей, принимающих эвакуируемых из Алматы;
      2) переработка планирующих документов по эвакуации населения и материальных ценностей на уровне города, городского района с учетом реальных возможностей принимающих областей.      

 
2.4 Совершенствование инженерной защиты населения

      Первоочередной задачей в области инженерных мероприятий является накопление фонда защитных сооружений для наибольших работающих смен организаций, продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время (перечень организаций определяется Правительством Республики Казахстан):
      1) работников работающих смен, дежурного персонала объектов систем жизнеобеспечения;
      2) нетранспортабельных больных и обслуживающего их медперсонала;
      3) трудоспособного населения.
      Для остального населения проводятся мероприятия по приспособлению заглубленных помещений, подземных переходов, и других объектов подземного пространства города.
      Основными направлениями совершенствования инженерной защиты являются:
      1) организация регулярного мониторинга состояния защитных сооружений (в том числе переданных в аренду), их ремонт и переоборудование в соответствии с современными требованиями;
      2) переработка градостроительных норм с учетом новых требований Гражданской обороны и особенностей города;
      3) принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих городскую политику в области освоения и использования объектов подземного пространства;
      4) организация строительства защитных сооружений на объектах и в жилой застройке города для трудоспособного населения;
      5) организация разработки современных средств жизнеобеспечения защитных сооружений;
      6) организация разработки типовых проектов зданий со встроенными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
      7) планирование размещения и строительства в военное время быстровозводимых убежищ.      

 
2.5 Совершенствование противопожарной защиты

      Организация борьбы с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, является одной из основных задач Гражданской обороны. Ее эффективное решение обеспечивается за счет заблаговременного проведения комплекса организационно-технических мероприятий противопожарной защиты.
      Основными направлениями совершенствования противопожарной защиты являются:
      1) обеспечение сил противопожарной защиты пожарными автомашинами порошкового и углекислотного тушения, пожарными автоцистернами емкостью более 20 тонн;
      2) строительство 6 пожарных депо на 30 выездов исходя из радиуса обслуживания 3 километра;
      3) строительство на основных магистралях города пирсов для пожарных автомашин, 45 водоемов объемом 3 тысяча кубических метров;
      4) создание и поддержание в постоянной готовности объектовых сил противопожарной защиты;
      5) повышение эффективности надзора за реализацией мер противопожарной безопасности при формировании градостроительной политики в города Алматы;
      6) внедрение при новом строительстве, реконструкции зданий и сооружений в города Алматы строительных материалов с повышенной противопожарной устойчивостью;
      7) создание на базе Школы профессиональной подготовки личного состава Главного управления государственной противопожарной службы учебно-тренировочного центра, оснащенного спортивно-тренировочной башней, полосой психологической подготовки, компьютерным классом;
      8) организация регулярного мониторинга состояния мероприятий противопожарной безопасности на объектах города Алматы и в селитебной зоне.       

 
2.6 Повышение эффективности радиационной,
химической и биологической защиты

      Наличие в городе большого количества объектов, использующих в производственной деятельности опасные вещества, не снижающиеся угрозы террористических актов, требуют повышенного внимания к вопросам радиационной, химической и биологической защиты.
      Основными направлениями по ее совершенствованию являются:
      1) активизация работ по внедрению декларации на опасных производственных объектах города Алматы;
      2) развитие сети наблюдения и лабораторного контроля как одного из элементов системы мониторинга;
      3) паспортизация радиационно, химически и биологически опасных объектов с учетом возможного их поражения в результате военных действий и террористических актов;
      4) создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
      5) подготовка типовых проектных решений по приспособлению городских объектов для ведения дегазационных и дезактивационных работ;
      6) инвентаризация объектов, приспосабливаемых для санитарной обработки, дезактивации и дегазации;
      7) доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуальной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной обработки.      

 
2.7 Совершенствование медицинской защиты

      Медицинская защита включает комплекс организационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, осуществляемых в зонах проведения защитных мероприятий Гражданской обороны, и является важным звеном в системе защиты населения.
      Основными направлениями совершенствования системы медицинской защиты являются:
      1) разработка принципов организации и ведения медико-санитарной защиты населения с учетом особенностей мегаполиса;
      2) инвентаризация учреждений медицинского профиля независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, формирование необходимой и достаточной группировки сил медицинской защиты;
      3) создание на объектах экономики санитарных дружин и оснащение их необходимым имуществом;
      4) оснащение медицинской службы и формирований города санитарно-хозяйственными и специальными видами имущества, создание на их базе резерва медицинских и других ресурсов;
      5) создание "Городского центра медицины катастроф";
      6) создание "Городского медицинского реабилитационного центра" для сотрудников, и граждан, участвующих в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      7) организация передвижных полевых госпиталей для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
      8) разработка и принятие нормативно-методического документа, регламентирующего типовые решения по приспособлению зданий под медицинские учреждения;
      9) оснащение автобусного парка приспособлениями для монтажа типового санитарного оборудования;
      10) разработка и принятие комплекса нормативно-методических документов, регламентирующих порядок проведения в военное время мероприятии по массовой иммунизации населения и экстренной йодной профилактике;
      11) создание необходимых резервов средств медицинской защиты. 

 
2.8 Повышение готовности к первоочередному жизнеобеспечению
населения, пострадавшего при ведении военных действий
или вследствие этих действий

      Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, является многопрофильной, масштабной и приоритетной задачей в области Гражданской обороны, требующей привлечения для своего решения значительных сил и средств, участия различных специализированных организаций, заблаговременного планирования и отработки системы управления данным процессом на военное время.
      Основными направлениями работы по обеспечению готовности к первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения являются:
      1) разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих городскую политику в области первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, в том числе неснижаемых объемов средств первоочередного жизнеобеспечения;
      2) формирование перечня городских объектов первоочередного жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
      3) разработка генеральной схемы размещения объектов первоочередного жизнеобеспечения населения на территории города, организация государственного надзора за ее реализацией;
      4) разработка проектных решений по реконструкции существующих городских объектов, приспосабливаемых для решения задач первоочередного жизнеобеспечения;
      5) создание запасов средств первоочередного жизнеобеспечения населения;
      6) проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения.     

 
2.9 Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных
и других неотложных работ

      Эффективность Гражданской обороны во многом определяется степенью готовности ее сил и средств к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
      Основными направлениями работы по повышению готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ являются:
      1) создание группировок сил Гражданской обороны города Алматы, городских районов с учетом возможных зон поражения и объемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях плотной городской застройки;
      2) создание мобильных отрядов инженерной защиты оснащенных спецтехникой и оборудованием;
      3) корректировка планов взаимодействия с силами Министерства Обороны с учетом возможной обстановки в военное время;
      4) практическая отработка системы взаимодействия объектовых и территориальных сил Гражданской обороны в ходе учений и тренировок;
      5) обеспечение территориальных и объектовых формирований Гражданской обороны техникой и имуществом, согласно предусмотренным штатным перечням за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности;
      6) обеспечение формирований Гражданской обороны техникой и имуществом по нормативам, установленным Агентством Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям (средства индивидуальной защиты, дозиметрическая аппаратура, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства связи и оповещения, индивидуальные средства медицинской защиты);
      7) развертывание эффективной системы технического оснащения сил Гражданской обороны;
      8) создание системы ремонта и обслуживания средств технического оснащения сил Гражданской обороны;
      9) создание резервов (городского, районных и объектовых) технических средств и горюче-смазочных материалов для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
      10) внедрение современных технологий ведения аварийно-спасательных работ в условиях плотной городской застройки. 

 
2.10 Совершенствование систем управления и
связи Гражданской обороны

      Для выполнения поставленных задач Гражданской обороне требуется надежная, постоянно действующая система управления, использующая современные технические средства, с минимально необходимым временем перевода ее с мирного на военное положение. Основными составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи и оповещения.
      Основными направлениями повышения эффективности системы управления Гражданской обороны являются:
      1) совершенствование системы планирования мероприятий Гражданской обороны до городского района и объекта включительно;
      2) разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления Гражданской обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств автоматизации и передачи данных и тому подобное);
      3) обеспечение бронирования руководящих работников Гражданской обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан, за органами управления и формированиями Гражданской обороны;
      4) инвентаризация состояния запасных пунктов управления и разработка типовых технических решений по их модернизации;
      5) создание страхового фонда документации на наиболее важные городские объекты, оснащение органов управления гражданской обороны техническими средствами работы с микрографическими носителями информации;
      6) разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений начальников Гражданской обороны;
      7) оснащение мобильного пункта управления Гражданской обороны средствами спутников связи и средствами привязки к опорным узлам связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
      8) создание единой системы связи города Алматы на военное время;
      9) создание мобильных систем связи органов управления города Алматы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
      10) замена устаревших средств связи, используемых в формированиях Гражданской обороны, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения.      

 
2.11 Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой
на территории города (радиационной, химической, биологической,
инженерной, пожарной, гидродинамической)

      На современном этапе назрела необходимость более тесного организационного и функционального объединения всех сил и средств в систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстановки на всей территории Алматы.
      Основными направлениями формирования и развития системы мониторинга являются:
      1) инвентаризация всех организации, расположенных на территории Алматы (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
      2) разработка и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе и финансовое обеспечение) городской системы мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
      3) создание городского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций как центрального звена городской системы мониторинга;
      4) совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
      5) разработка и программное обеспечение методов прогноза развития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей города Алматы;
      6) расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходимого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки;
      7) разработка технологии оценки сейсмического риска города Алматы с использованием данных космического мониторинга;
      8) разработка карты микросейсмического районирования и сейсмического риска города Алматы;
      9) осуществление комплексного обследования зоны выклинивания подземных вод на территории города Алматы и прилегающих к нему территорий с учетом гидрогеологических, архитектурных, сейсмологических и санитарных характеристик;
      10) создание городского исследовательского центра испытаний средств и технологий защиты окружающей среды от вредных воздействий автотранспорта;
      11) восстановление государственной системы мониторинга подземных и поверхностных вод;
      12) организация мониторинга оползневых процессов.      

 
2.12 Повышение уровня готовности городских объектов
к устойчивому функционированию в военное время

      Одна из основных задач Гражданской обороны состоит в достижении необходимого уровня устойчивости функционирования наиболее важных объектов города в военное время, то есть в максимально возможном обеспечении потребностей города за счет производства продукции в заданных номенклатуре и объемах. Это достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, экономических и технических мероприятий, направленных на:
      1) снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, в том числе за счет использования средств маскировки;
      2) повышение надежности ресурсного обеспечения городских объектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
      3) создание условий для восстановления производственных мощностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспечения в минимальные сроки.
      Перечни объектов, продолжающих деятельность в военное время, определяются Правительством Республики Казахстан.
      Основными направлениями подготовки городских объектов к устойчивому функционированию в военное время являются:
      1) разработка и утверждение перечня городских объектов, продолжающих деятельность в военное время;
      2) разработка и принятие нормативного документа, регламентирующего требования по повышению устойчивости функционирования городских объектов с учетом особенностей города Алматы; 
      3) разработка и принятие городских нормативных правовых документов по проектированию и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на устойчивое функционирование объектов промышленности и систем жизнеобеспечения;
      4) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по отработке современных способов снижения демаскирующих признаков городских объектов и их внедрение на наиболее важных объектах;
      5) инвентаризация возможностей предприятий строительного комплекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
      6) развертывание работ по созданию страхового фонда документации для проведения восстановительных работ на наиболее важных объектах;
      7) уточнение Генерального плана развития города Алматы, градостроительных планов городских территорий, инвестиционных программ в части реализации требований по обеспечению устойчивого функционирования экономики города в военное время;
      8) разработка основных направлений перспективного развития города в целях максимального использования возможностей автономного функционирования в военное время;
      9) организация контроля состояния готовности городских объектов к устойчивому функционированию в военное время путем создания специализированных комиссий при акимате города.      

 
2.13 Создание системы защиты материальных и
культурных ценностей

      Основными способами защиты являются укрытие материальных и культурных ценностей в специальных хранилищах и эвакуация в безопасные районы. Осуществляется силами ведомств и организаций, распоряжающихся этими ценностями. Основными направлениями создания системы защиты материальных и культурных ценностей являются:
      1) разработка критериев и формирование перечней материальных и культурных ценностей, находящихся в ведении акимата города и подлежащих защите в рамках мероприятий Гражданской обороны;
      2) определение и согласование мест специального хранения, маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации материальных и культурных ценностей;
      3) разработка рекомендаций по планированию мер защиты материальных и культурных ценностей в ведомственных и территориальных звеньях;
      4) создание запасов специальной тары и упаковки для закладки на хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации;
      5) определение и подготовка мест и районов эвакуации материальных и культурных ценностей;
      6) наращивание сети специальных хранилищ;
      7) подготовка специализированных транспортных средств для эвакуации материальных и культурных ценностей.      

 
2.14 Повышение готовности к решению задач восстановления
и поддержания порядка в районах, пострадавших
при ведении боевых действий, и срочному
захоронению безвозвратных потерь

      Основными направлениями деятельности в этой области являются:
      1) создание группировки сил по восстановлению и поддержанию общественного порядка;
      2) формирование в рамках службы охраны общественного порядка подразделений по учету потерь населения;
      3) инвентаризация и закрепление за подразделениями ритуальной службы Гражданской обороны специальной техники для перевозки и захоронения погибших;
      4) создание запасов средств индивидуальной защиты для сил охраны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
      5) разработка инструкторско-методических документов, определяющих порядок идентификации погибших и способы их захоронения (кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
      6) создание запасов специальных средств для массового захоронения погибших;
      7) разработка и совершенствование специальной одежды для работы с погибшими;
      8) разработка и согласование с дипломатическими миссиями и представительствами международных организаций, аккредитованными в города Алматы зон ответственности по восстановлению и поддержанию порядка.       

 
3. Финансовое обеспечение Гражданской обороны       

      Успешная реализация мероприятий по подготовке и ведению Гражданской обороны возможна лишь при условии разработки действенной системы финансового обеспечения.
      Мероприятия по Гражданской обороне города Алматы финансируются: 
      1) за счет средств республиканского бюджета;
      2) за счет средств местного бюджета;
      3) за счет собственных средств объектов хозяйствования.
      Расходы, понесенные городом и организациями независимо от форм собственности (далее - организации) на подготовку и проведение мероприятий по Гражданской обороне возмещаются за счет средств, предусмотренных на эти цели в республиканском бюджете.
      За счет средств местного бюджета финансируются расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые в соответствии с их полномочиями:
      1) реализация планов гражданской обороны и планов основных мероприятий города по вопросам Гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      2) поддержание в постоянной готовности органов управления гражданской обороны и сил гражданской обороны;
      3) создание страхового фонда документации на объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения и объекты массового пребывания людей;
      4) подготовку формирований Гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      5) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления и объектов Гражданской обороны;
      6) проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
      7) проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
      8) создание и содержание в целях Гражданской обороны запасов материально технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
      9) содержание гражданского персонала органов, осуществляющих управление Гражданской обороной.
      За счет средств организаций финансируются расходы на подготовку и проведение мероприятий по Гражданской обороне, осуществляемых организациями в соответствии с их полномочиями:
      1) разработку и реализацию планов Гражданской обороны и планов основных мероприятий организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
      2) создание формирований Гражданской обороны и поддержание их в постоянной готовности;
      3) проведение мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
      4) осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
      5) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;      
      6) создание и содержание в целях Гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
      7) подготовка документов для формирования страхового фонда документации.
      Основными направлениями совершенствования финансового обеспечения Гражданской обороны являются:
      1) разработка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих единый городской порядок планирования и финансирования мероприятий Гражданской обороны на территориальном и объектовом уровнях.      

 
4. Научное обеспечение подготовки и ведения
Гражданской обороны

      Прошедшие за последнее десятилетие коренные изменения экономических и политических основ Республики Казахстан, развитие современных способов, методов и средств ведения военных действий, а также особенности города Алматы обусловливают необходимость научного обеспечения мероприятии Гражданской обороны.
      Основными направлениями развития научного обеспечения подготовки и ведения Гражданской обороны являются:
      1) разработка и обоснование базовых сценариев возможных масштабов поражения населения и объектов города в случае военных действий различного характера и масштаба;
      2) разработка проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современной инфраструктуры города и загородной зоны;
      3) совершенствование системы мобилизационного развертывания сил и средств Гражданской обороны, увязка мобилизационных мероприятий исполнительных органов, экономики, Вооруженных Сил и Гражданской обороны;
      4) разработка методологии категорирования территорий города, оптимизация структуры и состава сил Гражданской обороны города Алматы;
      5) разработка основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
      6) разработка, создание и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования состояния обстановки в города Алматы в военное время;
      7) развитие и совершенствование учебно-методической базы подготовки по Гражданской обороне на основе использования современных форм, методов и технических средств обучения;
      8) создание эффективной технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях плотной городской застройки;
      9) разработка эффективных способов и средств защиты городского населения;
      10) совершенствование системы управления Гражданской обороной на основе эффективного использования городских информационных ресурсов.      

 
5. Реализация Основных направлений развития Гражданской
обороны города Алматы

      Основные направления развития Гражданской обороны города Алматы реализуется органами исполнительной власти путем:
      1) ежегодного планирования в городском бюджете, сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий по Гражданской обороне;
      2) разработки и осуществления целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
      3) разработки новых и уточнения действующих нормативных правовых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
      4) разработки совместно с исполнительными органами Алматинской, Жамбылской областей комплексного плана развития Южного региона с учетом необходимых и достаточных мероприятий Гражданской обороны (вопросы устойчивости, лечебно-эвакуационные и др.).
      Реализация городской политики в области Гражданской обороны осуществляется через службы Гражданской обороны.
      Реализация в области защиты населения в военное время осуществляется поэтапно исходя из социально-экономических условий государства и города Алматы, а также приоритетности этих мероприятий. Первоочередными из них являются:
      1) на первом этапе - до 2005 года - создание нормативной правовой базы в области защиты населения с учетом новых условий и требований к ней, сохранение и поддержание в готовности имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты, накопление средств защиты для персонала потенциально опасных объектов экономики и личного состава гражданских организаций Гражданской обороны, создание (реконструкция) системы оповещения населения;
      2) на втором этапе - до 2010 года - накопление средств защиты для остального населения столицы, создание на городском, районном и объектовом уровнях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
      Реализация заблаговременных мероприятий Гражданской обороны осуществляется в рамках планов развития ведомств (городских организаций), а также в ходе выполнения городских целевых программ.
      Результаты выполнения заблаговременных мероприятий Гражданской обороны отражаются в виде специального раздела в годовых отчетах акимов городских районов, а также в докладе управления по чрезвычайным ситуациям города Алматы, представляемых акиму города.    

       Секретарь акимата                      К.Тажиева

      

Приложение 2        
к решению акима города Алматы
N 10 от 22 января 2004 г. 

ПЛАН
материально-технического обеспечения Гражданской
обороны города Алматы на период до 2010 года

N
п/
п

Наименование
материально-технических потребностей

Нормативно-правовое
основание

Сумма
тыс.
тенге

Источник
финансирования

Обоснование
необходимости

1.      

Содержание государственного коммунального казенного предприятия "Служба Спасения города  Алматы"

Статья 5 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

2004г.- 207607

2005г.- 167230

2006г.- 177264

2007г.- 187900

2008г.- 199174

2009г.- 211125

2010г.- 223792

Итого: 1374092

Местный бюджет

Обеспечение постоянной готовности штатного территориального аварийно-спасательного формирования к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации

2.      

Универсальный спасательный инвентарь (контейнер)

Статья 5 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Статья 14 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.- 81000

2005г.- 27000

2006г.- 29000

2007г.- 31000

Итого:168000

Местный бюджет

Универсальные аварийно-спасательные контейнеры предназначены для обеспечения необходимым аварийно-спасательным инструментом и снаряжением аварийно-спасательных формирований численностью до 20 человек. Один контейнер на 20 человек. В основное время находятся в законсервированном виде, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с помощью контейнеровозов доставляются к местам чрезвычайных ситуаций

3.      

Полевые госпитали в комплекте с медицинским оборудованием (общее количество на 2010 год для 1800 чел.)

Статья 26 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2005г.- 75000

Итого:
75000

Местный бюджет

Обеспечениеоказания квалифицированной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях местного или регионального характера

4.      

Палаточные лагеря (общее количество на 2010 год для 42 тыс. чел.)

Статья 26 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.- 135000

2005г.- 140000

2006г.- 145000

2007г.-0

2008г.-0

2009г.-0

2010г.-0

Итого:
420000

Местный бюджет

Жизнеобеспечение населения оставшегося без крова при чрезвычайных ситуациях

5.      

Автотехника обслуживания лагерей 

Статья 26 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 7000

2006г.-0

2007г.- 9000

2008г.-0

2009г.- 11000

2010г.-0

Итого: 27 000

Местный бюджет

Обеспечениеперевозочных работ связанных с жизнеобеспечением палаточных лагерей 

6.      

Обеспечение и содержание водно-спасательной службы

Статья 5 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

2004г.- 7303

2005г.- 8904

2006г.- 9438

2007г.- 10004

2008г.- 10604

2009г.- 11241

2010г.- 11915

Итого:
69409

Местный бюджет

Обеспечениепостоянной готовности штатного территори-ального аварийно-спасательного формирования к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации

7.      

Содержание и развитие мобильного отряда инженерной защиты города Алматы

Статья 5 Закона Республики Казахстан "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей",Статья 7 Закона Республики Казахстан "О Гражданской обороне"

2004г.- 20300

2005г.- 79000

2006г.- 81000

2007г.- 83000

2008г.- 14500

2009г.- 15370

2010г.- 16292

Итого:
309462

Местный бюджет

Обеспечение
постоянной готовности штатного территориального аварийно-спасательного формирования к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации

8.      

Строительство станций для мобильных отрядов инженерной защиты в урочищах Малой и Большой Алматинки

Статья 5 Закона Республики Казахстан "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей",Статья 7 Закона Республики Казахстан "О Гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 22000

2006г.- 22000

2007г.- 2100

2008г.- 2300

2009г.- 2500

2010г.- 2700

Итого: 53 600

Местный бюджет

Обеспечение
постоянной готовности и жизнедеятельности штатного территориального аварийно-спасательного формирования к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации

9.      

Содержание и развитие центра управления кризисными ситуациями города Алматы 

Статья 5  Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", Реализация решения V сессии Алматинского городского Маслихата II созыва от 2 июня 2000 года

2004г.- 62944

2005г.- 32000

2006г.- 35000

2007г.- 38000

2008г.- 42000

2009г.- 47000

2010г.- 52000

Итого: 308944

Местный бюджет

Комплексно автономное обеспечение работы руководства города и органов управлений при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, особый период по управлению силами и средствами, а также взаимодействия с другими странами по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций

10.      

Модернизация системы центрального вызова (стойки СЦВ)

Статья 3 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.- 13050

2005г.-0

2006г.- 15000

2007г.-0

2008г.-0

2009г.- 17000

2010г.-0

Итого: 45 050

Местный бюджет

Замена технически устаревшей аппаратной части стоек, которые не отвечают современным требованиям

11.      

Модернизация системы запуска сирен

Статья 3 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 1500

2006г.-0

2007г.-0

2008г.-0

2009г.- 2500

2010г.-0

Итого: 4 000

Местный бюджет

Обеспечение
оповещение населения при возникновение чрезвычайных ситуаций, радиоуправляемый запуск сирен

12.      

Модернизация системы радио и теле перехвата города Алматы с выходом на республиканские и международные каналы средств массовой информации

Статья 3 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.- 5000

2005г.-0

2006г.- 3000

2007г.-0

2008г.-0

2009г.- 1200

2010г.-0

Итого: 920 0

Местный бюджет

Выполнение комплекса работ по объединению существующих телекомпаний в единую сеть для передачи экстренной информации о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с консоли Единой дежурно-диспетчерской службы 051 и Кризисного центра города Алматы

13.      

Система громкоговорящего оповещения населения города Алматы (500 точек)

Статья 3 Закона Республики Казахстан "О гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 21000

2006г.- 21000

2007г.- 21000

2008г.- 21000

2009г.- 21000

2010г.- 21000

Итого: 126 000

Местный бюджет

Обеспечение
оповещения населения, передачи сигналов  и текстов гражданской обороны  не посредственно в местах массового скопления людей (парки, скверы, улицы)

14.      

Автономные средства космической связи и передачи данных запроса гуманитарной помощи республиканских и международных формирований

Статья 22 Закона  Республики Казахстан  "О гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 1200

2006г.- 500

2007г.- 500

2008г.- 500

2009г.- 500

2010г.- 500

Итого: 3700

Местный бюджет

Обеспечениеработы органов управления автономной спутниковой радиосвязью, в целях передачи электронной и речевой информации при работе с другими городами и государствами при чрезвычайных ситуациях

15.      

Автономные системы радиосвязи с городскими и загородными пунктами управления

Статья  13 Закона Республики Казахстан   "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

2004г.-0

2005г.- 2000

2006г.-0

2007г.- 2500

2008г.-0

2009г.- 3000

2010г.-0

Итого: 7 500 

Местный бюджет

Обеспечение
командного состава автономной радиосвязью в целях управления силами и средствами из загородных пунктов управления в особый период

16.      

Подвижные автономные пункты связи и ретрансляции

Статья 13 Закона Республики Казахстан "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей"

2004г.-0

2005г.- 15000

2006г.-0

2007г.- 16000

2008г.-0

2009г.- 17000

2010г.-0

Итого: 48 000

Местный бюджет

Обеспечениерадиосвязи между органами управления и форми- рованиями гражданской обороны в случае выхода из строя основных средств связи

17.      

Радиосвязь с республиканскими и международными спасательными организациями

Статья 13 Закона Республики Казахстан "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

2004г.-0

2005г.- 1000

2006г.-0

2007г.-0

2008г.- 1000

2009г.-0

2010г.-0

Итого: 2 000

Местный бюджет

Обеспечениеработы радиосвязи  с другими международными спасательными организациями при проведении спасательных работ 

18.      

Развитие системы перехвата и реагирования на  сейсмические толчки свыше 5-6 баллов в городе Алматы 

Статья 6 Закона Республики Казахстан "О Гражданской обороне"

2004г.-0

2005г.- 72000

2007г.- 77000

2009г.- 83000

Итого: 232000

Местный бюджет

Экстренное автоматическое отключение систем ком муникаций, оснащение  аппаратурой сейсмостанций

19.      

Всего по плану на период до 2010 года   3282957 - тыс. тенге 

том числе: 2004г.       532204 - тыс.тенге                                2005г.       671834 - тыс.тенге                                 2006г.       538202 - тыс.тенге                                 2007г.       476004 - тыс.тенге                                 2008г.       291078 - тыс.тенге                                 2009г.       443436 - тыс.тенге                                 2010г.       328199 - тыс.тенге

       Секретарь акимата                  К.Тажиева

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.