Об утверждении Правил проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях

Утративший силу

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 июня 2006 года № 153. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июля 2006 года № 4308. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 6 августа 2011 года № 496

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 06.08.2011 № 496.

      В целях реализации подпункта 1) статьи 17 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях.

      2. Признать утратившим силу приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 июля 1995 года N 151 "Об утверждении Положения о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Республики Казахстан", зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 123.

      3. Комитету транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Мустафин К.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Кусаинова А.К.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

    Министр

Утверждены                 
приказом Министра транспорта и      
коммуникаций Республики Казахстан    
от 23 июня 2006 года N 153        

  Правила проведения расследования, классификации
и учета транспортных происшествий с судами, в том числе
маломерными судами, на внутренних водных путях

  1. Общие положения

      1. Настоящие Правила проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, на внутренних водных путях (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 1) статьи 17 Закона Республики Казахстан "О внутреннем водном транспорте".
      2. Правила определяют порядок проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, во время их плавания на внутренних водных путях или на стоянке.
      Целями проведения расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами, в том числе маломерными судами, являются установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.
      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      гидротехнические сооружения - шлюзы, плотины, мосты, портовые и водозаборные сооружения, волноломы, а также воздушные и подводные переходы (кабели, трубопроводы, линии телефонных и электропроводных передач, наплавные мосты) в пределах судового хода;
      затопление судов - полное погружение корпуса в воду или полная утрата запасов плавучести в результате проникновения воды в корпус или опрокидывания;
      недостаточная профессиональная пригодность - неудовлетворительное знание маневренных и технических качеств судна, лоций и штурманских наставлений, неопытность в самостоятельном плавании;
      непреодолимые и непредвиденные обстоятельства - стихийные причины, шторм, резкое падение и подъем уровня воды, резкое увеличение скорости течения, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторов льда и другие;
      полное конструктивное разрушение - поломки судов и гидротехнических сооружений, которые невозможно устранить путем замены или ремонта;
      предприятие внутреннего водного транспорта - государственное предприятие внутреннего водного транспорта, основной задачей которого является осуществление производственной деятельности для надлежащего содержания и развития внутренних водных путей с целью обеспечения безопасного плавания судов в пределах обслуживаемых границ;
      судоводитель - лицо, имеющее соответствующий диплом или удостоверение на право управления маломерным судном;
      судоходные качества - совокупность требований к прочности, остойчивости, плавучести и непотопляемости судна;
      столкновение - удар между собой судов и составов, находящихся на ходу;
      территориальное подразделение уполномоченного органа - территориальное управление транспортного контроля Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
      транспортное происшествие - аварийный случай с судном, находящимся в эксплуатации, приведшее его к бедствию и повлекшее утрату судоходных качеств, повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования, берегового сооружения, подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном буксируемого объекта;
      уполномоченный орган - Комитет транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
      4. Настоящие Правила распространяются на транспортные происшествия, происшедшие на внутренних водных путях Республики Казахстан:
      с судами, в том числе с маломерными, подлежащими государственной регистрации в территориальном подразделении уполномоченного органа;
      с судами под флагом иностранного государства, которые осуществляют плавание по внутренним водным путям, в том числе в целях транзита, на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.

  2. Классификация транспортных происшествий

      5. Транспортные происшествия на внутренних водных путях подразделяются на аварии и эксплуатационные происшествия.
      6. К аварии относятся:
      1) транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;
      2) полное конструктивное разрушение, затопление судов с последующим их списанием;
      3) посадка на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более, считая с момента подхода первого судна;
      4) разлив при транспортном происшествии нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн;
      5) повреждение судном другого судна.
      7. К эксплуатационному происшествию относятся:
      1) транспортные происшествия независимо от наступивших последствий, кроме гибели и нанесения тяжких телесных повреждений людям;
      2) транспортные происшествия, возникшие при правомерных действиях экипажа во время аварийно-спасательных работ при оказании помощи другим судам;
      3) транспортные происшествия, возникшие в результате действия непреодолимой стихийной силы;
      4) транспортные происшествия, возникшие при работе судов в ледовых условиях;
      5) транспортные происшествия, произошедшие при производстве экспериментальных и опытных рейсов и работ;
      6) все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии.

  3. Виды и причины транспортных происшествий

      8. Транспортные происшествия на внутренних судоходных путях подразделяются на следующие виды:
      1) столкновение;
      2) удар;
      3) опрокидывание;
      4) пожар;
      5) наезд на людей;
      6) затопление судов;
      7) посадка на мель;
      8) повреждение гидротехнических сооружений.
      9. Причинами транспортных происшествий являются:
      1) невыполнение или несоблюдение требований личным составом судов или судоводителем нормативных правовых актов, регламентирующих безопасную эксплуатацию судов, должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами;
      2) нарушение вахтенным начальником или членами экипажа судна трудовой дисциплины;
      3) недостаточная профессиональная пригодность, судоводительские ошибки;
      4) неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судовых ходов;
      5) технические неисправности судов, судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки, превышение установленной скорости, допустимого уровня изношенности корпуса судна;
      6) невыполнение береговыми работниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность судоходства;
      7) непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

  4. Порядок расследования
транспортных происшествий

      10. Транспортные происшествия подлежат расследованию территориальными подразделениями уполномоченного органа.
      11. Расследование транспортных происшествий с судами, в том числе с маломерными, проводится в течение тридцати дней с момента регистрации транспортного происшествия в территориальном подразделении уполномоченного органа.
      При проведении экспертиз, выяснении причин транспортных происшествий по решению уполномоченного органа указанный в настоящем пункте срок может быть продлен в случаях, если:
      1) лица прямо или косвенно имеющие отношение к транспортному происшествию временно выехали за пределы территориального подразделения уполномоченного органа, проводящего расследование транспортного происшествия;
      2) для представления документов, материалов и заключений, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 13 настоящих Правил, необходим более длительный срок;
      3) необходимо проведение эксперимента, указанного в подпункте 4) пункта 13 настоящих Правил;
      4) в результате транспортного происшествия произошло затопление судна.
      12. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работу по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.
      13. Работники территориального подразделения уполномоченного органа, ведущие расследование транспортного происшествия, могут:
      1) брать письменное объяснение, в письменной форме уточнять вопросы по существу дела от лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производить аудио и видео записи, приобщать к материалам расследования аудио записи береговых радиостанций;
      2) требовать от должностных лиц предъявления документов и материалов, необходимых для уточнения обстоятельств транспортного происшествия;
      3) получать заключения работников государственного учреждения "Регистр судоходства" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, предприятий, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия;
      4) требовать от судовладельцев, судоводителей, руководителей соответствующих предприятий водных путей и гидротехнических сооружений проведения при необходимости эксперимента для уточнения обстоятельств происшествия;
      5) направлять на медицинское освидетельствование участников транспортного происшествия для установления состояния здоровья, алкогольного и наркотического опьянения.
      14. Расследование транспортного происшествия производится:
      1) соответствующим территориальным подразделением уполномоченного органа, в юрисдикции которого произошло транспортное происшествие;
      2) при уходе судна, допустившего транспортное происшествие, за пределы юрисдикции соответствующего территориального подразделения уполномоченного органа, но того же бассейна, сбор первичных документов производится соответствующим территориальным подразделением уполномоченного органа по месту нахождения судна с последующим направлением материалов по принадлежности для подготовки заключения;
      3) при участии судна под флагом иностранного государства, которое осуществляет плавание по внутренним водным путям, в том числе в целях транзита, на основании международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
      15. Задачами расследования транспортных происшествий являются:
      1) оценка состояния судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих безопасность судоходства;
      2) установление обстоятельств, причин и последствий транспортного происшествия;
      3) оценка действий причастных к транспортному происшествию лиц;
      4) выявление лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия с указанием нарушений нормативных правовых актов.
      16. По результатам расследования территориальное подразделение уполномоченного органа готовит мотивированное заключение и рекомендации проведения профилактических мер по предупреждению аварийности.
      17. Выделение технических средств и возмещение затрат по проведению экспертиз, экспериментов, натурных исследований, медицинского освидетельствования, относится на судовладельцев, судоводителей, предприятия водных путей, владельцев гидротехнических сооружений, виновных в транспортном происшествии.

  5. Порядок сообщения о транспортном происшествии

      18. В случае транспортного происшествия капитан судна, судоводитель, судовладелец, должностные лица гидротехнических сооружений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, незамедлительно сообщают об этом в территориальное подразделение уполномоченного органа.
      Сообщение о транспортном происшествии, направляемое в территориальное подразделение уполномоченного органа, содержит сведения, указанные в приложении 1 к настоящим Правилам.
      19. Территориальное подразделение уполномоченного органа незамедлительно сообщает о транспортном происшествии в уполномоченный орган, ближайший порт, предприятие водных путей и транспортную прокуратуру.
      20. Капитан судна, судоводитель, судовладелец, должностные лица гидротехнических сооружений, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в случае транспортного происшествия:
      1) принимают меры по ликвидации последствий транспортного происшествия;
      2) поддерживают постоянную связь с судовладельцем, соответствующим предприятием водных путей и территориальным уполномоченным органом;
      3) не должны покидать место транспортного происшествия без разрешения территориального уполномоченного органа;
      4) в течение 24 часов с момента транспортного происшествия составляют Акт транспортного происшествия, содержащий сведения указанные в приложении 2 к настоящим Правилам, и незамедлительно представляют один экземпляр в территориальное подразделение уполномоченного органа.
      Акты транспортных происшествий с гидротехническими сооружениями оформляются с участием представителей их владельцев.
      При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях акты составляются раздельно.
      К Акту транспортного происшествия прилагаются следующие документы:
      выписка из судового журнала (вахтенного журнала) за время, включающее действия вахтенного начальника перед транспортным происшествием, в момент происшествия и после него;
      выписка из машинного и других журналов, если их ведение предусмотрено на данном судне;
      объяснительные от всех причастных лиц и свидетельские показания, если они имеются;
      схема с обозначением места транспортного происшествия, а также последовательных расположений судна и другие;
      копия навигационной карты участка транспортного происшествия;
      другие документы и вещественные доказательства, имеющие отношение к транспортному происшествию (копии радиограмм, приказов, распоряжений, курсограмм, фотографии, тахограммы, акты о тралении или промерах глубин, выхода из строя механизмов, устройств, журналы по инструктажу).
      Все прилагаемые документы к Акту транспортных происшествий заверяются подписью капитана судна, судоводителя, судовладельца и должностных лиц гидротехнических сооружений.
      При наличии данных, указывающих на признаки преступления, Акт транспортного происшествия с приложением документов передается также в органы внутренних дел.

  6. Учет транспортных происшествий

      21. При получении сообщения о транспортном происшествии в соответствии с пунктом 18 Правил данное транспортное происшествие регистрируется территориальным подразделением уполномоченного органа в Журнале регистрации транспортных происшествий (далее - Журнал регистрации) по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
      Журнал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован и заверен печатью территориального подразделения уполномоченного органа.
      22. Транспортные происшествия, последовавшие по причине неудовлетворительного содержания пути и гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода, относят на предприятия водных путей и владельца гидротехнического сооружения.
      23. Вопросы возмещения вреда, причиненного транспортным происшествием, рассматриваются в установленном законодательством порядке.

  7. Порядок рассмотрения материалов
расследования транспортных происшествий

      24. В процессе расследования капитан судна, судовладелец, судоводитель, предприятия водных путей, владельцы гидротехнических сооружений по требованию территориального подразделения уполномоченного органа представляют следующие документы, позволяющие оценить полученные в результате транспортного происшествия повреждения судна:
      1) фотографии повреждений;
      2) предварительную калькуляцию ремонта;
      3) счета специализированных организаций, производивших устранение аварийных повреждений.
      25. По итогам расследования территориальное подразделение уполномоченного органа составляет заключение о транспортном происшествии и направляет по одному экземпляру в уполномоченный орган и участникам транспортного происшествия.
      26. При несогласии судовладельца, судоводителя, предприятий водных путей, владельцев гидротехнических сооружений с заключением территориального подразделения уполномоченного органа, судовладелец, судоводитель, предприятия водных путей, владельцы гидротехнических сооружений могут в течение десяти дней после его получения направить свои возражения в уполномоченный орган.
      27. Уполномоченный орган рассматривает заключение территориального подразделения уполномоченного органа и материалы по транспортному происшествию в течение тридцати дней со дня их представления, после чего выносит по нему заключение с учетом возражений судовладельца, судоводителя, предприятий водных путей, владельцев гидротехнических сооружений и/или дополнительного расследования, если таковые имели место.
      28. После получения заключения судовладелец, предприятия водных путей, владельцы гидротехнических сооружений проводят профилактические мероприятия, предотвращающие повторение подобных случаев в будущем, привлекают к ответственности работников, действия которых привели и/или способствовали возникновению транспортных происшествий, в соответствии с законодательными нормативными правовыми актами, а также предъявляют судно к освидетельствованию в государственное учреждение "Регистр судоходства" Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.

Приложение 1               
к Правилам проведения          
расследования, классификации и учета  
транспортных происшествий с судами,  
в том числе маломерными судами,    
на внутренних водных путях      

  Сведения по транспортному происшествию, сообщаемые в
территориальное подразделение уполномоченного органа

      1. Откуда и от кого получено сообщение о транспортном происшествии.
      2. Дата и время транспортного происшествия.
      3. Название судна, судовладелец и собственник судна.
      4. Место происшествия, километр на навигационной карте, ближайший населенный пункт, порт (пристань), гидротехническое сооружение.
      5. Откуда и куда следует судно, его габариты, осадка в грузу или порожним, вид груза и его количество.
      6. Сведения о членах экипажа судна, число пассажиров, если судно пассажирское.
      7. Условия погоды, направление и сила ветра, волнение, видимость.
      8. Наличие навигационных знаков на штатных местах и их исправность.
      9. Сведения о вахтенных ходовой рубки и машинного отделения (фамилия, имя, отчество, должность, наличие диплома).
      10. Сведения о случившемся (вид транспортного происшествия, наличие и характер повреждений, жертвы и телесные повреждения людей, загрязнение окружающей среды).
      11. Другие сведения, позволяющие оценить транспортное происшествие и принять решение о необходимости привлечения технических средств для оказания помощи и ликвидации последствий.

Приложение 2               
к Правилам проведения          
расследования, классификации и учета  
транспортных происшествий с судами,  
в том числе маломерными судами,    
на внутренних водных путях      

  Сведения, содержащиеся в Акте
транспортного происшествия

      1. Дата и место транспортного происшествия, сведения о составителях (должность, фамилия, имя, отчество, а для свидетелей - адрес местожительства).
      2. Основные данные о судне и гидротехническом сооружении (название, тип, мощность, грузоподъемность, габариты, вид грузов и другие).
      3. Сведения об участниках транспортного происшествия (должность, возраст, специальное образование, общий стаж работы на водном транспорте, в командных должностях и занимаемой должности, рабочий диплом или свидетельство, дата их получения и кем выданы).
      4. Гидрологическая характеристика участка, на котором произошло транспортное происшествие, состояние погоды, видимость, габариты судового хода и их соответствие объявленным, наличие навигационных знаков на штатных местах и их соответствие нормативным требованиям и другие.
      5. Оценка действий перед транспортным происшествием и обстоятельств, имеющих отношение к нему.
      6. Обстоятельства транспортного происшествия (подробное описание происшествия с указанием последовательности всех маневров, скорости хода, распоряжений, команд, сигналов и прочие).
      7. Последующие действия судоводителя или экипажа, включая действия по ликвидации последствий транспортного происшествия, спасанию людей и груза.
      8. Количество травмированных или погибших людей, их фамилии, имена, местожительство, год рождения.
      9. Повреждение корпуса, механизмов, движителей, рулевых устройств, которые должны быть оформлены "Судовым техническим актом" в произвольной форме.
      10. Последствия повреждения (затопление отсеков, утрата или порча груза, загрязнение окружающей среды, возможность движения и прочие).
      Один экземпляр акта транспортного происшествия с приложениями направляется в территориальное подразделение уполномоченного органа, по одному экземпляру акта направляются участникам транспортного происшествия.
      11. Дата.
      12. Подписи составителей настоящего Акта.

Приложение 3               
к Правилам проведения          
расследования, классификации и учета  
транспортных происшествий с судами,  
в том числе маломерными судами,    
на внутренних водных путях      

Форма Журнал регистрации        
транспортных происшествий       

                      Журнал регистрации
                транспортных происшествий

N

Тип и
наз-
вание
судна
(су-
дов),
вов-
ле-
чен-
ных
в
транс-
порт-
ное
проис-
шест-
вие

Су-
до-
вла-
де-
лец

Фами-
лия,
имя и
от-
чест-
во
капи-
тана
судна
или
судо-
води-
теля

Число,
месяц,
год и
время
транс-
порт-
ного
проис-
шест-
вия

Место
транс-
порт-
ного
проис-
шест-
вия 

Клас-
сифи-
кация
транс-
порт-
ного
проис-
шест-
вия

При-
чина
транс-
порт-
ного
проис-
шест-
вия

Пос-
лед-
ствия
транс-
порт-
ного
проис-
шест-
вия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

продолжение таблицы

Убытки

Причаст-
ные к
транс-
портному
проис-
шествию
лица

Начало
рассле-
дования

Окончание рассле-
дования

Сведения
о прод-
лении
срока

Профи-
лакти-
ческие
меры

Другие
све-
дения

10

11

12

13

14

15

16

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.