Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан

Обновленный

Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 398. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 января 2015 года № 10112.

      Руководствуясь подпунктом 3) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "Об органах юстиции", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан.

      2. Обеспечить в установленном законодательством порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа;

      2) направление настоящего приказа на официальное опубликование в средствах массовой информации в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации.

      3. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      Министр Б. Имашев

Инструкция по производству дел об административных
правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения

      Сноска. Заголовок главы 1 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Задачей органов юстиции по делам об административных правонарушениях являются предупреждение и пресечение административных правонарушений, выявление причин и условий, способствующих их совершению.

      2. Настоящая Инструкция по производству дел об административных правонарушениях органами юстиции Республики Казахстан (далее - Инструкция) детализирует деятельность органов юстиции, закрепленную в действующем законодательстве, по административному производству, исполнению, оспариванию процессуальных решений и обжалованию процессуальных действий, а также организации соответствующего делопроизводства.

      3. Инструкция разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 5 июля 2014 года "Об административных правонарушениях" (далее - Кодекс).

      В части неурегулированной настоящей Инструкцией необходимо руководствоваться нормами Кодекса.

      4. Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами органов юстиции:

      по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами (статьи 158, 214, 462, 467, 668 Кодекса);

      по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к ведению органов юстиции (статьи 230 (часть вторая) (когда эти нарушения совершены частными нотариусами), 457, 459, 466, 468, 491, 670, 671, 672 Кодекса).

      Сноска. Пункт 4 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      5. Административной ответственности подлежат:

      1) физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

      2) юридическое лицо.

      Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные статьями Особенной части Кодекса, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с законодательством уголовной ответственности.

      6. Должностное лицо привлекается к административной ответственности при условии совершения административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, подлежит ответственности на общих основаниях.

      Должностными лицами в Инструкции признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

      7. Лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

      Течение срока наложения административного взыскания за административное правонарушение приостанавливается с момента назначения экспертизы, а также направления дела в судебные инстанции или должностному лицу государственного органа, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

      Исчисление этих сроков возобновляется с момента получения результатов экспертизы.

      В случае прекращения уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее трех месяцев со дня поступления решения о его прекращении.

      8. При длящемся административном правонарушении лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

      Длящимся признается правонарушение, которое характеризуется непрерывным осуществлением единого состава определенного деяния, предусмотренного статьей Особенной части Кодекса, и не завершено к моменту его обнаружения.

Глава 2. Возбуждение дел об административных правонарушениях

      Сноска. Заголовок главы 2 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

      непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения административного правонарушения с учетом положений части третьей статьи 802 Кодекса;

      материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления;

      сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

      Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является наличие достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 Кодекса.

      10. При осуществлении административного производства должностными лицами органов юстиции в документации по административному производству производится ссылка на нормы Кодекса.

      11. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

      12. В протоколе об административном правонарушении указываются:

      дата и место составления протокола;

      должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

      сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело (для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, место работы, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются); для юридических лиц – наименование, место нахождения, номер и дата государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты, абонентский номер телефона, факса, сотовой связи и (или) электронный адрес (если они имеются);

      место, время совершения и существо административного правонарушения;

      статья Особенной части раздела 2 Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена, отчества (при их наличии), адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются;

      объяснение физического лица либо представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело; название, номер, дата метрологической поверки, показания технического средства, если оно использовалось при выяснении и фиксации административного правонарушения;

      иные сведения, необходимые для разрешения дела, а также прилагаются документы, подтверждающие факт совершения административного правонарушения.

      13. При составлении протокола об административном правонарушении определяется язык производства. Лицу, в отношении которого возбуждено дело, а также другим участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе.

      14. Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, и лицом (представителем лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 803 Кодекса. При наличии потерпевших и свидетелей, а также в случаях участия понятых протокол подписывается также этими лицами.

      15. В случае отсутствия или неявки надлежащим образом извещенного лица, в отношении которого возбуждено дело, протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, с отметкой в нем об отсутствии или неявке лица, в отношении которого возбуждено дело.

      16. В случае отказа в принятии под расписку протокола по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в протоколе производится соответствующая запись лицом, его составившим.

      17. Физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица могут представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа этих лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись. Факт подписания протокола лицом, в отношении которого возбуждено дело, свидетельствует об ознакомлении данного лица с протоколом и не является признанием его вины в совершении административного правонарушения.

      18. Физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также потерпевшему копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Инструкцией.

      19. Протокол об административном правонарушении в случаях его составления в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело по основаниям, предусмотренным частями пятой и шестой статьи 803 Кодекса, в течение двух суток после его составления направляется по почте заказным письмом с уведомлением лица, в отношении которого возбуждено дело. Факт невозвращения протокола в течение трех суток с момента получения лицом, в отношении которого возбуждено дело, признается отказом от его подписания, о чем делается соответствующая запись в копии протокола.

      20. Протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения административного правонарушения.

      При выявлении административного правонарушения в ходе проверки, проводимой в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан", протокол об административном правонарушении составляется незамедлительно после завершения соответствующей проверки.

      21. В случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения, личности физического лица или сведений о юридическом лице и личности представителя юридического лица, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение трех суток со дня установления указанных обстоятельств.

      22. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении в течение трех суток с момента составления направляется для рассмотрения судье, органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении.

Глава 3. Принятие мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

      Сноска. Заголовок главы 3 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Изъятие документов и вещей, являющихся орудием либо предметом правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 785 Кодекса, осуществляется должностными лицами, уполномоченными применять соответствующие меры обеспечения производства по делу, с участием двух понятых.

      В исключительных случаях (в труднодоступной местности при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения физических лиц в качестве понятых) изъятие документов и вещей, являющихся орудием правонарушений, обнаруженных на месте совершения правонарушения либо при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 785 Кодекса, может осуществляться без участия понятых, но с применением при этом технических средств фиксации его хода и результатов.

      24. Об изъятии вещей и документов составляется протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу, или его представителю, либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

      25. В протоколе об изъятии документов и вещей (протоколе об административном правонарушении) содержатся сведения о виде и реквизитах изъятых документов, виде, количестве, иных идентификационных признаках изъятых вещей.

      26. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты соответствующие документы и вещи, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты соответствующие документы и вещи, от подписания протокола в нем производится соответствующая запись.

      27. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых должностным лицом, произведшим изъятие, в порядке, определяемом соответствующим уполномоченным государственным органом.

      28. После рассмотрения дела в соответствии с вынесенным постановлением изъятые документы и вещи возвращаются их владельцу или конфискуются, или реализуются, или хранятся, или уничтожаются в установленном порядке.

      29. Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, явившиеся орудиями либо предметами совершения административного правонарушения, представляет собой опись указанных товаров, транспортных средств и иного имущества с объявлением представителю юридического лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, о запрете распоряжаться (а в необходимых случаях и пользоваться) ими и применяется в случае, если эти товары, транспортные средства и иное имущество изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иное имущество, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение другим лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

      30. Наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами, указанными в части первой статьи 804 Кодекса, в присутствии владельца товара, транспортного средства и иного имущества и двух понятых.

      В случаях, не терпящих отлагательства, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество может быть осуществлено в отсутствие их владельца.

      31. В необходимых случаях применяются фото- и киносъемка, видеозапись.

      32. О наложении ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, составляется протокол. В протоколе о наложении ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о юридическом лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иное имущество, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото– и киносъемки, видеозаписи. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото– и киносъемки, видеозаписи, прилагаются к протоколу.

      В необходимых случаях товары, транспортные средства и иное имущество, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются.

      Копия протокола о наложении ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, вручается представителю юридического лица, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

      33. Отчуждение или сокрытие товаров, транспортных средств и иного имущества, принадлежащих юридическому лицу, на которые наложен арест, юридическим лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо лицом, осуществляющим хранение арестованного имущества, влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность.

Глава 4. Сокращенное производство по делам
об административном правонарушении

      Сноска. Заголовок главы 4 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      34. Сокращенное производство по делу об административном правонарушении осуществляется в случаях, если факт правонарушения обнаружен должностным лицом на месте его совершения, за которое предусмотрено административное взыскание в виде штрафа согласно абзацу первому части первой статьи 44 Кодекса, установлено совершившее его физическое лицо, которое признает свою вину и соглашается с размером налагаемого штрафа.

      35. При обнаружении административного правонарушения и установлении совершившего его лица должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении на месте его совершения и разъясняет лицу право оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток.

      Должностное лицо вручает лицу копию протокола об административном правонарушении с квитанцией согласно приказу Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 373 "Об утверждении формы квитанции об уплате административного штрафа в порядке сокращенного производства по делу об административном правонарушении" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 24 сентября 2014 года за № 9748).

      36. В случае оплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток дело считается рассмотренным по существу.

      37. В случае неиспользования или ненадлежащего использования права, предусмотренного частью первой статьи 811 Кодекса, производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке.

Глава 5. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами органов юстиции

      Сноска. Заголовок главы 5 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      38. Руководитель уполномоченного органа в области государственной регистрации нормативных правовых актов, в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов и их заместители, руководители областных, городов республиканского значения и столицы органов юстиции и их заместители, а также руководители районных и городских подразделений юстиции рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания, предусмотренные статьями 230 (частью второй) (когда эти нарушения совершены частными нотариусами), 457, 468, 670, 671 и 672 Кодекса.

      Руководители уполномоченного органа в сфере государственной регистрации юридических лиц, актов гражданского состояния, его территориальных подразделений и их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания в виде предупреждения и административного штрафа, предусмотренные 464 и 466 Кодекса.

      Сноска. Пункт 38 - в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      39. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, а в предусмотренных Кодексом случаях по месту нахождения должностного лица (уполномоченного органа), к подведомственности которого относится рассмотрение дела об административном правонарушении.

      40. Должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующее решение:

      о назначении времени и места рассмотрения дела;

      о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы в случае необходимости;

      об отложении рассмотрения дела;

      о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе должностного лица;

      о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 Кодекса;

      о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса.

      41. Должностное лицо, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело и заявляет о самоотводе в случаях, если это лицо:

      является родственником лица, привлекаемого к ответственности, или потерпевшего, их представителей, защитника;

      лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

      42. Заявление о самоотводе или отводе подается вышестоящему должностному лицу, которое рассматривается в течение суток со дня поступления.

      Рассмотрев заявление о самоотводе либо отводе, вышестоящее должностное лицо выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

      43. Орган (должностное лицо) при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении принимает следующие решения:

      1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

      2) о вызове лиц, истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы в случае необходимости;

      3) об отложении рассмотрения дела;

      4) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение данного дела не относится к его компетенции либо вынесено определение об отводе судьи, должностного лица;

      5) о передаче дела для рассмотрения по существу в соответствии со статьей 812 Кодекса;

      6) о прекращении производства при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса.

      Решения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) настоящего пункта Инструкции, выносятся в виде определения.

      Решение, предусмотренное подпунктом 6) настоящего пункта Инструкции, выносится в виде постановления.

      44. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установив, что в производстве имеются два и более дела, возбужденные в отношении одного и того же лица, могут объединить эти дела в одно производство для совместного рассмотрения.

      При подготовке к повторному рассмотрению дела об административном правонарушении в связи с неявкой без уважительных причин лица, привлекаемого к ответственности, его представителя, свидетеля в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 744, частью шестой статьи 746 и частью пятой статьи 754 Кодекса, орган (должностное лицо), рассматривающие дело, может вынести определение о приводе указанных лиц.

      45. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течение пятнадцати суток со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

      В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.

      46. Орган (должностное лицо), приступив к рассмотрению дела об административном правонарушении:

      объявляют, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи Кодекса привлекается к ответственности;

      удостоверяются в явке физического лица или представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

      устанавливают личность участников производства по делу и проверяют полномочия законных представителей физического лица или представителей юридического лица, защитника;

      выясняют причины неявки участников производства по делу и принимают решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

      в необходимых случаях выносят определение о приводе лица, участие которого является обязательным при рассмотрении дела, назначают переводчика;

      разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, в том числе право на получение бесплатной юридической помощи за счет средств государственного бюджета;

      определяют язык производства, разъясняют право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать при его рассмотрении на родном языке или другом языке, которым владеет лицо, в отношении которого ведется производство, бесплатно пользоваться услугами переводчика;

      разрешают заявленные отводы и ходатайства;

      оглашают протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и иные материалы дела;

      заслушивают объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуют иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивают его заключение;

      выносят определение об отложении рассмотрения дела в связи: с заявлением о самоотводе или отводе должностного лица, рассматривающего дело, в случае, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу; с отводом защитника, уполномоченного представителя, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; с необходимостью явки лиц, участвующих в рассмотрении дела, или истребования дополнительных материалов по делу, а также в случаях, предусмотренных частью второй статьи 51 Кодекса;

      выносят определение о передаче дела для рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных статьей 816 Кодекса.

      47. Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносят одно из следующих постановлений:

      о наложении административного взыскания;

      о прекращении производства по делу;

      о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочным налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также в иных случаях, предусмотренных статьей 812 Кодекса.

      48. Виды административных взысканий применяемых органами юстиции при рассмотрении административных правонарушений для физических и юридических лиц:

      предупреждение;

      административный штраф;

      конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

      лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

      приостановление или запрещение деятельности.

      Сноска. Пункт 48 в редакции приказа Министра юстиции РК от 10.07.2018 № 1074 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      49. Административный штраф применяется только в качестве основного административного взыскания.

      50. Административный штраф есть денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных в статьях Особенной части Кодекса, в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент составления протокола об административном правонарушении.

      51. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

      Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то в случае наложения на это лицо взысканий одного и того же вида окончательный размер взыскания не может превышать трехкратный максимальный предел, установленный Кодексом для данного вида взыскания.

      52. Лицо, на которое наложено административное взыскание за административное правонарушение, считается подвергнутым данному взысканию в течение года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного взыскания.

      53. Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях:

      наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 741 Кодекса;

      наличия обстоятельств, позволяющих не привлекать к административной ответственности, предусмотренных статьей 742 Кодекса.

      54. В постановлении по делу об административном правонарушении указываются:

      должность, фамилия, инициалы должностного лица, вынесшего постановление;

      дата и место рассмотрения дела;

      сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело: для физических лиц – фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место жительства, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер, сведения о регистрации по месту жительства, место работы; для юридических лиц – наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, номер и дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер и банковские реквизиты;

      язык производства по рассматриваемому делу;

      статья Кодекса, предусматривающая ответственность за административное правонарушение;

      обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

      решение по делу;

      порядок и сроки обжалования постановления;

      сроки добровольной уплаты штрафа или исполнения иного вида административного взыскания.

      Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным.

      55. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление.

      56. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется незамедлительно по окончании рассмотрения дела.

      Физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему, законному представителю физического лица, уполномоченному органу (должностному лицу), возбудившему дело об административном правонарушении, копия постановления вручается и (или) высылается в течение трех суток со дня его объявления.

      57. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитником, а также опротестовано прокурором.

Глава 6. Пересмотр не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в апелляционном порядке

      Сноска. Заголовок главы 6 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      58. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении направляется в орган (должностному лицу), вынесшему постановление по делу, который в течение трех суток со дня поступления жалобы, протеста направляет их со всеми материалами дела в вышестоящий орган (должностному лицу).

      59. Подача в установленный срок жалобы (жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня вручения копии постановления), приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы.

      Жалоба, протест на постановление по делу об административном правонарушении подлежат рассмотрению в течение десяти суток со дня их поступления.

      В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения жалобы, протеста может быть продлен вышестоящим органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на десять суток.

      Орган (должностное лицо) обязан приостановить срок рассмотрения жалобы (протеста) при невозможности ее (его) рассмотрения до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, уголовном или административном судопроизводстве. О продлении срока выносится мотивированное определение.

      60. При подготовке к рассмотрению жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении вышестоящий орган (должностное лицо):

      выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

      разрешает ходатайства, истребует дополнительные материалы, вызывает лиц, участие которых признано необходимым для рассмотрения жалобы, протеста;

      если рассмотрение жалобы, протеста не относится к его компетенции, направляет их со всеми материалами дела по подведомственности.

      61. При рассмотрении жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам. Вышестоящий орган (должностное лицо) не связан с доводами жалобы, протеста и проверяет дело в полном объеме, при этом он может устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства.

      62. Рассмотрение жалобы, протеста может быть отложено в связи с неявкой вызванных лиц, истребованием дополнительных материалов по делу, назначением экспертизы и в других случаях, когда это необходимо для полного, всестороннего и объективного рассмотрения жалобы, протеста.

      Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила одновременно в суд и вышестоящий орган (должностному лицу), то жалобу рассматривает суд.

      63. Рассмотрев жалобу, протест на постановление по делу об административном правонарушении, вышестоящий орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:

      об оставлении постановления без изменения, а жалобы, протеста без удовлетворения;

      об изменении постановления;

      об отмене постановления и прекращении дела при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 741 и 742 Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

      об отмене постановления и вынесении нового постановления по делу;

      об отмене постановления и направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы, протеста установлено, что постановление было вынесено неправомочным органом (должностным лицом).

      64. Решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста выносится в виде постановления по жалобе, протесту на постановление по делу. Постановление должно содержать сведения, указанные в части первой статьи 822 (содержательная часть постановления) Кодекса.

      65. Основаниями к отмене либо изменению постановления по делу об административном правонарушении и вынесению постановления являются:

      несоответствие выводов органа (должностного лица) о фактических обстоятельствах дела, изложенных в постановлении по делу об административном правонарушении, исследованным при рассмотрении жалобы, протеста доказательствам;

      неправильное применение закона об административной ответственности;

      существенное нарушение процессуальных норм Кодекса;

      несоответствие наложенного постановлением административного взыскания характеру совершенного правонарушения, личности виновного.

      66. Вышестоящий орган (должностное лицо), оценивая исследованные в процессе рассмотрения жалобы, протеста доказательства, может признавать доказанными факты, которые не были установлены постановлением по делу об административном правонарушении или не были приняты органом (должностным лицом), вынесшим постановление, во внимание.

      67. Постановление по жалобе, протесту на постановление по делу об административном правонарушении оглашается незамедлительно после его вынесения.

      Копия постановления по жалобе, протесту на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается должностному лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу, прокурору, принесшему протест.

      Постановление по жалобе, протесту на постановление по делу об административном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), исполняющего постановление, а также лица, в отношении которого оно вынесено, – в день вынесения постановления.

Глава 7. Пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях и постановлений по результатам рассмотрения жалоб, протестов на них по вновь открывшимся обстоятельствам

      Сноска. Заголовок главы 7 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      68. Постановления по делам об административных правонарушениях и постановления по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам.

      69. Основаниями для пересмотра постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:

      существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны правонарушителю;

      установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность протокола об административном правонарушении, документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного либо необоснованного постановления;

      установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия участников производства по делам об административных правонарушениях, других лиц, участвующих в деле, либо их представителей или преступные деяния уполномоченных органов (должностных лиц), совершенные при рассмотрении данного дела;

      отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо правового акта иного государственного органа (должностного лица), послужившего основанием к вынесению данного постановления;

      признание Конституционным Советом Республики Казахстан неконституционным закона или иного нормативного правового акта, который был применен в данном деле об административном правонарушении.

      70. Вступившее в законную силу постановление пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам судом, уполномоченным органом (должностным лицом), вынесшим это решение. В случае пересмотра судом постановления органа (должностного лица) и оставления его без изменения пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам осуществляется судом, вынесшим данное решение.

      71. Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, поданное с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и содержанию, принимается к производству соответствующего органа (должностного лица). Вопрос о принятии заявления к производству решается в течение трех суток со дня его поступления.

      О принятии заявления к производству выносится определение, в котором указываются дата и место проведения заседания по рассмотрению заявления. Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.

      72. Должностное лицо уполномоченного органа возвращает заявителю поданное им заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, если при решении вопроса о принятии его к производству установит, что:

      заявление подано с нарушением правил, установленных статьей 855 (форма и содержание заявления) Кодекса;

      заявление подано после истечения установленного срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказано;

      не соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления.

      О возвращении заявления выносится определение. Копия определения направляется заявителю вместе с заявлением и прилагаемыми к нему документами не позднее следующего дня после дня его вынесения. Определение о возвращении заявления может быть обжаловано, опротестовано.

      73. Заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам орган (должностное лицо) рассматривает в заседании. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

      74. Орган (должностное лицо), рассмотрев заявление о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, удовлетворяет заявление и отменяет постановление, либо отказывает в пересмотре.

      75. Решения органов (должностных лиц) об отмене постановления по вновь открывшимся обстоятельствам и об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре постановления по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть обжалованы и опротестованы в установленном порядке.

      76. В случае отмены постановления дело рассматривается органом (должностным лицом) по правилам, установленным Кодексом.

Глава 8. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

      Сноска. Заголовок главы 8 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      77. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

      после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если оно не было обжаловано или опротестовано;

      немедленно после вынесения постановления по жалобе, протесту, а также вынесения постановления в случае, предусмотренном статьей 839 Кодекса;

      немедленно в случае, предусмотренном частью второй статьи 811 Кодекса.

      78. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.

      Обращение постановления о наложении административного взыскания к исполнению возлагается на судью, орган (должностное лицо), вынесшие постановление. Постановление направляется органу (должностному лицу), уполномоченному приводить его в исполнение, в течение суток со дня вступления его в законную силу.

      79. Постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном Кодексом.

      80. В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

      81. Уклонение лица от административного взыскания влечет исполнение этого взыскания в принудительном порядке в соответствии с законодательством.

      82. На орган (должностное лицо), вынесший постановление о наложении административного взыскания, возлагаются разрешение вопросов, связанных с исполнением этого постановления, и контроль за его исполнением.

      83. Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе под расписку. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения, о чем производится соответствующая запись в деле.

      84. Административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати суток со дня вступления постановления в законную силу.

      В случае отсрочки, предусмотренной статьей 888 Кодекса, административный штраф подлежит уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, со дня истечения срока отсрочки.

      85. Административный штраф, наложенный за совершение административного правонарушения, вносится физическим лицом или перечисляется юридическим лицом в государственный бюджет в установленном порядке, с последующим уведомлением в письменной форме судьи или органа (должностного лица), вынесшего постановление о наложении административного штрафа, выдавшего предписание о необходимости уплаты штрафа.

      86. Постановление о наложении административного штрафа или предписание о необходимости его уплаты направляется судебным исполнителям в течение десяти дней после истечения срока добровольного исполнения постановления о наложении штрафа.

      При направлении судебному исполнителю постановления о наложении штрафа или предписания о необходимости уплаты штрафа к нему прилагаются сведения о непоступлении суммы штрафа в доход государства.

Глава 9. Ведение делопроизводства по делам об административных правонарушениях

      Сноска. Заголовок главы 9 – в редакции приказа Министра юстиции РК от 25.03.2021 № 215 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      87. Журналы регистрации административных дел хранятся у ответственных лиц, определенных руководством Министерства юстиции Республики Казахстан, а также первых руководителей территориальных органов юстиции.

      Журналы регистрации административных дел пронумеровываются, прошнуровываются и удостоверяются печатью.

      88. Контроль за состоянием делопроизводства и учета осуществляется руководителями структурных подразделений и руководителями территориальных органов юстиции.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.