Об утверждении Правил организации дуального обучения

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 9 марта 2016 года № 13422.

      В соответствии с подпунктом 102) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра просвещения РК от 08.08.2023 № 252 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые правила организации дуального обучения.

      2. Департаменту модернизации профессионально-технического и послесреднего образования (Каленова Д.Ж.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр


образования и науки


Республики Казахстан

А. Саринжипов

      "СОГЛАСОВАНО"

      Министр

      здравоохранения и социального

      развития Республики Казахстан

      2 февраля 2016 года


      _____________________


      "СОГЛАСОВАНО"

      Министр

      национальной экономики

      Республики Казахстан

      5 февраля 2016 года


      _______________________


  Утверждены приказом
Министра образования науки
Республики Казахстан
от 21 января 2016 года № 50

Правила организации дуального обучения

      Сноска. Правила в редакции приказа Министра образования и науки РК от 11.09.2018 № 455 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила организации дуального обучения (далее – Правила) разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан, подпунктом 102) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации дуального обучения.

      Правила распространяются на учебные заведения реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, учебные центры, предприятия (организации) участвующие в дуальном обучении.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 08.08.2023 № 252 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В Правилах используются следующие основные понятия:

      1) обучаемый – лицо, обучающееся в организации образования, реализующей образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

      2) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;

      3) образовательная программа – единый комплекс основных характеристик образования, включающий цели, результаты и содержание обучения, организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов обучения;

      4) присвоение квалификации – процедура подтверждения совокупности индивидуальных способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в рамках соответствующего вида профессиональной деятельности по конкретной специальности;

      5) уполномоченный орган в области образования – центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;

      6) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся, при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      7) договор о дуальном обучении – письменное соглашение между обучающимся, предприятием (организацией), предоставляющим рабочее место для прохождения производственного обучения и профессиональной практики, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения производственного обучения и профессиональной практики;

      8) трудовая функция – набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда;

      9) профессиональная практика – вид учебной деятельности, направленной на закрепление теоретических знаний, умений, приобретение и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

      10) профессиональная ориентация – предоставление информации и консультационной помощи обучаемому в реализации его прав в области образовательных и профессиональных возможностей, свободном и осознанном выборе профессии и места учебы в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями;

      11) предприятие (организация) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, участвующее в дуальном обучении в соответствии с настоящими Правилами;

      12) компенсационные выплаты – денежные выплаты, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях;

      13) производственное обучение – обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);

      14) учебная программа – программа, определяющая по каждому учебному предмету, каждой учебной дисциплине и (или) модулю содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;

      15) учебное заведение – организация образования, реализующая образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования по дуальному обучению;

      16) учебный центр – независимая форма собственности, реализующая образовательные программы дополнительного образования с обязательной организацией производственной практики;

      17) учебный план – документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, профессиональной практики, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;

      18) наставник – квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой;

      19) слушатель – лицо, обучающееся в организации образования по образовательным программам дополнительного образования и подготовительного отделения.

      3. Участники дуального обучения:

      1) учебные заведения, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности;

      2) предприятия (организации), независимо от формы собственности;

      3) обучаемый – студент (стажер), слушатель.

      4. Обязательные компоненты дуального обучения:

      1) договор о дуальном обучении;

      2) рабочий учебный план дуального обучения, согласованный с организацией (предприятием);

      3) учебные, рабочие места и (или) учебный производственный центр в предприятиях (организациях), оборудованные для реализации производственного обучения и профессиональной практики, либо учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные полигоны в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования;

      4) наставники производственного обучения и профессиональной практики на предприятиях (в организациях).

Глава 2. Порядок организации дуального обучения

      5. Дуальное обучение осуществляется в соответствии с договором о дуальном обучении.

      6. Отбор на дуальное обучение ведется:

      1) по результатам собеседования с обучающимися, изъявившими желание обучаться по дуальному обучению, проводимого предприятием (организацией);

      2) по заявлениям граждан в произвольной форме.

      7. Организация учебного процесса осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, разработанными на основе образовательных программ и типовых учебных программ цикла или модуля общеобразовательных дисциплин.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8. Учебный процесс в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, включает теоретическое обучение в организациях образования, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера производственного обучения, руководителя практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах, под руководством наставника, мастера производственного обучения, руководителя практики – на базе предприятий (организаций).

      9. Формы, содержание и объем производственного обучения и профессиональной практики определяются на основании действующих образовательных программ по соответствующей специальности и квалификации.

      10. Образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования с использованием дуального обучения предусматривают теоретическое обучение в организациях образования и не менее шестидесяти процентов производственного обучения, профессиональной практики на базе предприятия (организации).

      11. График учебного процесса утверждается организацией образования и согласовывается с предприятием (организацией).

      12. В период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на обучаемого распространяются правила трудового распорядка предприятия в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 12 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      13. За время прохождения производственного обучения и профессиональной практики обучаемый выполняет определенные функциональные обязанности, которые засчитываются в трудовой стаж обучаемого, и за это время, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Республики Казахстан, может производиться компенсационная выплата.

      Документом, подтверждающим трудовую деятельность обучаемого, является договор о дуальном обучении.

      На лиц, проходящих производственное обучение и профессиональную практику, распространяются требования по безопасности и охране труда.

      Расходы, передаваемые организациями технического и профессионального, послесреднего образования при дуальном обучении возмещаются предприятиям (организациям) в соответствии с Методикой подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего образования, а также технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования с учетом кредитной технологии обучения, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2017 года № 597 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16137).

      Сноска. Пункт 13 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Компенсационная выплата обучаемому устанавливается по усмотрению предприятия (организации).

      15. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации.

      Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, по итогам освоения обучающимися профессиональных модулей в рамках одной квалификации и (или) результатам промежуточной аттестации выдают свидетельство о профессиональной подготовке.

      16. Промежуточная аттестация проводится учебным заведением, в которой формируется экзаменационная комиссия с привлечением наставников (не связанных с аттестуемым) и специалистов из предприятия (организации), участвующих в дуальном обучении.

      17. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы технического и профессионального образования, присваивается рабочая квалификация (квалификации) и (или) квалификация "специалист среднего звена".

      Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы послесреднего образования, присваивается квалификация "прикладной бакалавр".

      18. Обучаемому, прошедшему итоговую аттестацию выдается диплом государственного образца.

Глава 3. Функции участников процесса организации дуального обучения

      19. Уполномоченный орган в области образования оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению и иные полномочия в рамках дуального обучения.

      20. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" содействует заключению трехсторонних договоров о дуальном обучении, принимает участие в разработке учебно-методических материалов, образовательных программ с использованием дуального обучения, разрабатывает и реализует мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников, обучившихся по дуальному обучению, проводит мониторинг потребности субъектов предпринимательства в профессиональных кадрах, координирует работу региональных палат предпринимателей, осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.

      Сноска. Пункт 20 - в редакции приказа Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      21. Учебное заведение:

      1) создает необходимые условия для учебного процесса;

      2) согласовывает с предприятием (организацией) рабочие учебные планы и рабочие учебные программы по дуальному обучению;

      3) реализует образовательные программы по дуальному обучению с учетом требований предприятия (организации);

      4) ведет контроль за прохождением производственного обучения и профессиональной практики обучаемым на предприятии (в организации);

      5) проводит промежуточную и итоговую аттестацию в учебном заведении и принимает участие в квалификационном экзамене;

      6) по согласованию с предприятием (организацией) направляет педагогов на стажировку;

      7) содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;

      8) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении;

      9) выдает свидетельство о профессиональной подготовке по итогам освоения обучаемым профессиональных модулей в рамках одной квалификации и (или) результатам промежуточной аттестации;

      10) утверждает график организации производственного обучения и профессиональной практики обучаемого на базе предприятия (организации);

      11) назначает руководителя практики или мастера производственного обучения, осуществляющих контроль за обучаемым в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации);

      12) принимает отчет обучаемого, подписанный наставником, по выполнению программ производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации) согласно графику учебного процесса.

      Сноска. Пункт 21 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2021 № 222 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      22. Предприятие (организация):

      1) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании предоставляет места для прохождения профессиональной практики, а также производственного обучения, создает безопасные условия и исполняет обязанности, предусмотренные договорами;

      2) знакомится с материально-технической базой учебного заведения с целью внесения рекомендаций по ее улучшению;

      3) содействует в укреплении материально-технической базы учебного заведения;

      4) направляет заявки в региональную палату предпринимателей о предоставлении учебных, рабочих мест на предприятии (в организации) по дуальному обучению;

      5) участвует в разработке рабочих учебных планов и рабочих учебных программ учебного заведения, а также учебно-методических комплексов;

      6) обеспечивает организацию проведения производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) в соответствии с образовательными программами согласно заключенному договору;

      7) обеспечивает обучаемого средствами индивидуальной защиты согласно инструкциям предприятия (организации) и инструментами, необходимыми для обучения;

      8) предоставляет ученические, рабочие места в соответствии с техникой безопасности;

      9) закрепляет на основе договора о дуальном обучении за обучаемым наставника для осуществления руководства производственным обучением и профессиональной практикой;

      10) знакомит с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, с требованиями техники безопасности и охраны труда;

      11) проводит все виды инструктажей, предусмотренных законодательством по охране труда, технике безопасности и локальными документами предприятия (организации);

      12) участвует в промежуточной и итоговой аттестации обучаемого;

      13) за время прохождения производственного обучения и профессиональной практики, в соответствии со статьей 119 Трудового кодекса Республики Казахстан и условиями договора о дуальном обучении, могут производить компенсационную выплату обучаемому за выполненные определенные функциональные обязанности;

      14) при наличии вакансий рассматривает возможность трудоустройства выпускников, обучившихся по дуальному обучению и подтвердивших свою квалификацию;

      15) проводит собеседование с абитуриентами, изъявившими желание обучаться по дуальному обучению;

      16) заключает трехсторонние договоры о дуальном обучении;

      17) подтверждает прохождение производственного обучения и профессиональной практики на базе предприятия (организации) в соответствии с договором о дуальном обучении.

      Сноска. Пункт 22 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2021 № 222 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными приказом Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      23. Обучаемый:

      1) знакомится с условиями работы, нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу, условиями безопасности и охраны труда;

      2) соблюдает учебную и производственную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и технике безопасности;

      3) проходит полный курс обучения, установленный учебным планом;

      4) ведет дневник о прохождении производственного обучения и профессиональной практики, предоставляет отчет наставнику о проделанной работе;

      5) проходит промежуточную и итоговую аттестацию по завершению дуального обучения.

      24. Местный исполнительный орган в области образования:

      1) обеспечивает организацию подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена по дуальному обучению;

      2) осуществляет мониторинг организации дуального обучения в регионе;

      3) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;

      4) совместно с региональной палатой предпринимателей ведет работу по привлечению учебных заведений и содействует привлечению предприятий (организаций) в дуальное обучение;

      5) совместно с региональными палатами предпринимателей содействует заключению договоров о дуальном обучении;

      6) ведет мониторинг и содействует трудоустройству выпускников, обучившихся по дуальному обучению;

      7) осуществляет иные полномочия в рамках дуального обучения.

      25. Региональная палата предпринимателей:

      1) принимает заявки со стороны предприятий (организаций), желающих принять участие в дуальном обучении, на предоставление учебных, рабочих мест на предприятии (в организации);

      2) оказывает содействие по созданию учебных, рабочих мест по заявкам предприятий (организаций);

      3) содействует заключению договоров о дуальном обучении;

      4) регистрирует и ведет реестр договоров о дуальном обучении;

      5) оказывает консультационную помощь по вопросам организации учебного процесса по дуальному обучению;

      6) оказывает содействие обучению наставника от предприятия (организации) и осуществляет мониторинг закрепления наставников на предприятиях (в организациях);

      7) содействует проведению квалификационного экзамена для выпускников, прошедшим дуальное обучение;

      8) осуществляет согласование кандидатуры председателя и состава квалификационной комиссии, формируемого из числа представителей предприятий (организаций) и ассоциаций работодателей, при организации квалификационного экзамена;

      9) осуществляет иные полномочия в области дуального обучения;

      10) принимает участие в формировании государственного заказа по подготовке кадров.

      26. Наставник:

      1) с согласия непосредственного руководителя предприятия (организации) подключает для дополнительного обучения своего подопечного других специалистов предприятия;

      2) требует от обучаемого выполнения указаний по вопросам, связанным с производственной деятельностью;

      3) ходатайствует перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности обучаемого;

      4) требует рабочие отчеты у обучаемого как в устной, так и в письменной форме;

      5) вносит предложения о присвоении рабочего разряда и участвует в обсуждении профессиональной характеристики обучаемого;

      6) участвует в обсуждении вопросов, связанных с производственной и общественной деятельностью обучаемого, вносит предложения непосредственному руководителю предприятия (организации) о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;

      7) содействует обучаемому в ознакомлении с производственной деятельностью, корпоративной культурой и в последующем в профессиональном развитии, закреплении его на рабочем месте;

      8) обучает подопечного практическим приемам и способам качественного выполнения должностных обязанностей и поручений;

      9) осуществляет обучение в соответствии с рабочими учебными планами и рабочими учебными программами, согласованными с предприятием (организацией);

      10) контролирует исполнение поручений, данных обучаемому;

      11) выявляет и помогает устранить ошибки, допущенные обучаемым, оказывает помощь в устранении имеющихся недостатков;

      12) формирует ответственное отношение у обучаемого к исполнению своих профессиональных обязанностей, а также уважительное отношение к коллегам по работе;

      13) воспитывает уважение к трудящимся, их труду и результатам труда, а также ответственное отношение к собственному труду;

      14) представляет отзыв на обучаемого;

      15) повышает свой уровень квалификации в области педагогических технологий;

      16) подтверждает исполнение обязательств обучаемого в период прохождения производственного обучения и профессиональной практики в рамках договора о дуальном обучении.

      Сноска. Пункт 26 - в редакции приказа Министра образования и науки РК от 18.05.2021 № 222 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра просвещения РК от 27.08.2022 № 380 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      27. Местные исполнительные органы, региональные палаты предпринимателей, учебные заведения, предприятия (организации) систематически проводят профессиональную ориентацию среди самозанятых, безработных и малообеспеченных групп населения, учащихся организаций среднего образования, по профессиональному ориентированию.

On the approval of the Rules for the organization of dual training

Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, dated January 21, 2016 No. 50. It was registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on March 9, 2016 No. 13422.

      Unofficial translation

      In accordance with subparagraph 102) of Article 5 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On education" I hereby ORDER:

      Footnote. The preamble - in the wording of the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 08.08.2023 № 252 (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

      1. To approve the attached rules for the organization of dual training.

      2. Department of modernization of vocational and poslesred his education (Kalenova D.Zh.) in accordance with the legislation to provide:

      1) state registration of this order in the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan;

      2) within ten calendar days after the state registration of our order, sending a copy of it for official publication in periodicals and the Legal Information System Adilet , as well as in the Republican State Enterprise on the right of economic management “Republican Center for Legal Information of the Ministry Justice of the Republic of Kazakhstan ”for placement in the Reference Control Bank of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan;

      3) the placement of this order on the Internet resource of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan ;

      4) within ten working days after the state registration of this order in the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan, submission to the Legal Department of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan of information on the implementation of measures of measures provided for by subparagraphs 1), 2) and 3) of this paragraph.

      3. The control over the execution of this order shall be assigned to the supervising vice minister of education and science of the Republic of Kazakhstan.

      4. This order becomes effective after ten calendar days after the day its first official publication.

      The Minister education and science
Republic of Kazakhstan
A. Sarinzhipov

      "AGREED"
The Minister
health and social 
development of the Republic of Kazakhstan 
February 2, 2016
_____________________

      "AGREED"
The Minister
national economy 
Republic of Kazakhstan
February 5, 2016
_______________________ 

  Approved by order of the
Minister of Education of the
Republic of Kazakhstan
dated January 21, 2016 № 50

The rules of the organization of dual training

      Footnote. The rules are in the wording of the order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated September 11, 2018 № 455 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day its first official publication) .

Chapter 1. General Provisions

      1. These Rules for the organization of dual training (hereinafter referred to as the Rules) have been developed in accordance with the Labour Code of the Republic of Kazakhstan, subparagraph 102) of Article 5 of the Law of the Republic of Kazakhstan "On education" and shall determine the procedure for the organization of dual training.

      The Rules shall apply to educational institutions implementing educational programs of technical and professional, post-secondary education, regardless of the form of ownership and departmental subordination, training centres, enterprises (organizations) participating in dual training.

      Footnote. Paragraph 1 - in the wording of the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 08.08.2023 № 252 (shall enter into force upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

      2. The following basic concepts are used in the Rules:

      1) student - a person studying in an educational organization that implements educational programs of technical and vocational , post-secondary education;

      2) intermediate certification of students - a procedure conducted to assess the quality of students mastering the content of a part or the entire volume of one academic subject, one academic discipline and (or) module, as well as professional modules within the framework of one qualification after completion of their study;

      3) the educational program - a single set of basic characteristics of education, including the goals, results and content of training, the organization of the educational process, methods and methods for their implementation, criteria for assessing learning outcomes;

      4) qualification assignment - the procedure for confirming the totality of individual abilities, professional knowledge, skills needed to perform work within the framework of the corresponding type of professional activity in a particular specialty;

      5) the authorized body in the field of education - the central executive body of the Republic of Kazakhstan, which provides leadership and intersectoral coordination in the field of education;

      6) dual training - a form of training that combines training in the organization of education with mandatory periods of industrial training and professional practice at the enterprise (in the organization) with the provision of jobs and compensatory payments to students, with equal responsibility of the enterprise (organization), educational institution and student ;

      7) The agreement on the dual training - a written agreement between the students, the enterprise (organization) providing a working space for the passage of industrial training and professional practice, and educational institution, which regulates conditions and procedures of the production nnogo training and professional practice;

      8) labor function - a set of interrelated actions aimed at solving one or more tasks of the labor process;

      9 ) professional practice - a type of educational activity aimed at consolidating theoretical knowledge, skills , acquiring and developing practical skills and competencies in the process of performing certain types of work related to future professional activities;

      10) vocational guidance - providing information and advice to the student in the exercise of his rights in the field of educational and professional opportunities, free and informed choice of profession and place of study in accordance with professional interests, individual abilities and psycho-physiological characteristics;

      11) enterprise (organization) - a legal entity or an individual entrepreneur participating in dual training in accordance with these Rules;

      12) compensation payments - cash in yplaty related to vocational training, retraining and advanced training of employees or other persons who are not in labor relations;

      13) production training - training aimed at acquiring theoretical knowledge and practical skills of students on the basis of educational organizations and (or) enterprises (organizations);

      14) curriculum - a program that determines for each academic subject, each academic discipline and (or) module the content and volume of knowledge, skills and competencies to be mastered;

      15) educational institution - an educational organization that implements educational programs for technical and vocational, post-secondary education in dual training;

      16) a training center - an independent form of ownership that implements educational programs of continuing education with the obligatory organization of industrial practice;

      17 ) curriculum - a document governing the list, sequence, volume (labor) of educational subjects, academic disciplines and (or) modules, professional practice, other types of educational activities of students of the appropriate educational level and form of control;

      18) mentor - a qualified employee of an enterprise (organization), owning production technologies or the service sector, managing production training and professional practice;

      19) student - a person studying in the organization of education in educational programs of continuing education and preparatory department.

      3. Participants in the dual training:

      1) educational institutions that implement educational programs of technical and vocational, post-secondary education, regardless of ownership;

      2) enterprises (organizations), regardless of ownership;

      3) student - student (trainee), student.

      4. Mandatory components of dual learning:

      1) agreement on dual training;

      2) a working curriculum of dual training, agreed with the organization (enterprise);

      3) training, workplaces and (or) a training production center in enterprises (organizations) equipped for the implementation of industrial training and professional practice, or training and production workshops, training facilities, training grounds in educational institutions implementing educational programs of technical and vocational , post-secondary education;

      4) mentors of industrial training and professional practice at enterprises (in organizations).

Chapter 2. The organization of dual training

      5. Dual training is carried out in accordance with the contract on dual training.

      6. The selection for dual training is carried out:

      1) based on the results of the interview with students who expressed a desire to study in dual training conducted by the enterprise (organization);

      2) according to the applications of citizens in an arbitrary form.

      7. The organization of the educational process shall be carried out in accordance with working curricula and working curricula developed on the basis of educational programs and standard curricula of a cycle or module of general educational disciplines.

      Footnote. Paragraph 7 - as amended by the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 № 380 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      8. The educational process in educational organizations implementing educational programs of technical and vocational, post-secondary education includes theoretical training in educational organizations , as well as vocational training and professional practice, carried out under the guidance of a master of vocational training, the head of practice in educational production workshops, training farms and training grounds, under the supervision of a mentor, master of industrial training, head of practice - at the bases e enterprises (organizations).

      9. The forms, content and volume of industrial training and professional practice are determined on the basis of existing educational programs in the relevant specialty and qualification.

      10. Educational programs of technical and vocational, post-secondary education using dual training provide for theoretical training in educational institutions and at least sixty-five percent of industrial training, professional practice on the basis of an enterprise (organization).

      11. The schedule of the educational process is approved by the educational organization and agreed with the enterprise (organization).

      12. During the period of industrial training and professional practice, the student is subject to the labor regulations of the enterprise in accordance with the requirements of the Labor Code of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Paragraph 12 - as amended by the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27. 08.2022 № 380 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      13. During the course of industrial training and professional practice, the trainee shall perform certain functional duties that are counted in the work experience of the trainee, and during this time, in accordance with Article 119 of the Labor Code of the Republic of Kazakhstan, compensation payments may be made.

      The document confirming the student's work activity shall be a dual training agreement.

      Occupational safety and health requirements shall apply to persons undergoing industrial training and professional practice.

      Expenses transferred by organizations of technical and vocational, post-secondary education in dual education shall be reimbursed to enterprises (organizations) in accordance with the Methodology for per capita regulatory financing of preschool education and training, secondary education, as well as technical and vocational, post-secondary, higher and postgraduate education, taking into account the credit technology of education, approved by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated November 27, 2017 № 597 (registered in the State Register of Normative Legal Acts under № 16137).

      Footnote. Paragraph 13 - as amended by the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 № 380 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      14. Compensatory payment to the student shall be established at the discretion of the enterprise (organization).

      15. Persons who have passed the qualification exam are assigned the appropriate qualification level for a particular specialty and a certificate ( certificate) of qualification is issued .

      Educational organizations that implement educational programs of technical and vocational, post-secondary education, according to the results of mastering by students the professional modules within the framework of one qualification and (or) the results of intermediate certification issue a certificate of professional training.

      16. Interim certification is carried out by the educational institution, in which the examination committee is formed with the involvement of mentors (not associated with the certified) and specialists from the enterprise (organization) involved in dual training.

      17. A student who has passed the final certification for the development of an educational program for technical and vocational education is assigned a working qualification (qualifications) and (or) the qualification of “middle-level specialist”.

      A student who has passed the final certification for the development of the educational program of post-secondary education is assigned the qualification of “applied bachelor”.

      18. A student who has passed the final certification is issued a state diploma .

Chapter 3. Functions of participants in the process of organizing dual training

      19. The authorized body in the field of education provides advice on the organization of the educational process in dual education and other powers in the framework of dual education.

      20. The National Chamber of Entrepreneurs of the Republic of Kazakhstan "Atameken" shall promote the conclusion of trilateral agreements on dual training, take part in the development of educational and methodological materials, and educational programs using dual training, develop and implement measures to assist in the employment of graduates who have studied in dual training, conduct monitoring the needs of business entities in professional staff, coordinating the work of regional chambers of entrepreneurs, exercising other powers within the framework of dual training.

      Footnote. Paragraph 20 - as amended by the order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 № 380 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      21. Educational institution:

      1) creates the necessary conditions for the educational process;

      2) coordinate with the enterprise (organization) working curricula and working curricula for dual training;

      3) implements educational programs for dual training taking into account the requirements of the enterprise (organization);

      4) monitors the passage of industrial training and professional practice for trainees at the enterprise (organization);

      5) conducts intermediate and final attestation at an educational institution and takes part in a qualification exam;

      6) directs teachers for internships in agreement with the enterprise (organization);

      7) promotes employment of graduates who have studied in dual training and have confirmed their qualifications;

      8)concludes trilateral agreements on dual training;

      9) issues a certificate of

      professional development. 10) approves the schedule of organization of industrial training and professional practice of the trainee on the basis of the enterprise (organization);

      11) appoints the head of the practice or the master of industrial training, who monitors the trainee during the period of industrial training and professional practice on the basis of the enterprise (organization);

      12) accepts the report of the trainee, signed by the mentor, on the implementation of industrial training and professional practice programs on the basis of the enterprise (organization) according to the schedule of the educational process.

      Footnote. Item 21 - as amended by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated 18.05.2021 № 222 (shall be enforced upon the expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); as amended by the Order of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 № 380 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      22. Company (organization):

      1) in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on education provides space for a professional apprenticeship and industrial training creates a safe environment and performs duties under the agreements;

      2) familiar with the material and technical base of the institution with a view to making recommendations for its improvement;

      3) assist in strengthening the material-technical base of the institution;

      4) send the application to the regional chamber of entrepreneurs of all educational, jobs in the enterprise (organization) in the dual training;

      5) participate in the development of working curricula and working curricula of an educational institution, as well as educational and methodological complexes;

      6) ensure the conduct of industrial training and professional practice in the enterprise (organization) in accordance with the educational programs under the contract;

      7) the student provides a means of individual protection according to the instructions of the enterprise (organization) and the tools needed for the training;

      8) provides a student, jobs in accordance with safety;

      9) establishes, on the basis of the Treaty on the dual training for trainees mentor to guide industrial training and professional practice;

      10) introduces the working conditions, the regulatory legal acts regulating this sphere, with the requirements of safety and labor protection;

      11) provides all types of training provided by the legislation on labor protection, safety, and local documents of the enterprise (organization);

      12) participates in the interim and final evaluation of the student;

      13) during the course of industrial training and professional practice, in accordance with Article 119 of the Labor Code of the Republic of Kazakhstan and the terms of the dual training agreement, they may make compensation payments to the trainee for certain functional duties performed;

      14) in the presence of vacancies is considering the possibility of employment of graduates, students in the dual training and have confirmed their qualifications;

      15) interviews with applicants wishing to study in the dual training;

      16) enter into tripartite agreements on dual training;

      17) confirms the completion of industrial training and professional practice on the basis of the enterprise (organization) in accordance with the Treaty of dual training.

      Footnote. Item 22 - as amended by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated 18.05.2021 № 222 (shall be enforced upon the expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); as amended by Order № 380 of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      23. Trainee:

      1) gets acquainted with working conditions, regulatory legal acts regulating this sphere, labor and labor safety conditions;

      2) complies with training and production discipline, internal labor regulations, labor protection and safety requirements ;

      3) undergoes a full training course established by the curriculum;

      4) keep a diary on the passage of industrial training and professional practice, provide a report to the mentor on the work done;

      5) passes intermediate and final certification upon completion of dual training.

      24. The local executive body in the field of education :

      1) provides the organization of training of qualified workers and mid-level specialists in dual training;

      2) monitors the organization of dual training in the region;

      3) provides advice on the organization of the educational process in dual training;

      4) together with the regional chamber of entrepreneurs, is working to attract educational institutions and helps to attract enterprises (organizations) in dual training;

      5) together with the regional chambers of business owners, promotes the conclusion of dual training agreements ;

      6) monitors and promotes the employment of graduates who have studied dual education;

      7) exercises other powers in the framework of dual education.

      25. Regional Chamber of Entrepreneurs:

      1) accepts applications from enterprises (organizations) wishing to participate in dual training for the provision of training, jobs in the enterprise (organization);

      2) provides assistance on the creation of training, jobs at the request of enterprises (organizations);

      3) promotes the conclusion of agreements on dual training;

      4) register and maintain a register of dual training agreements;

      5) provides advisory assistance on the organization of the educational process in dual training;

      6) assists in the training of a mentor from an enterprise (organization) and monitors the consolidation of mentors in enterprises (organizations);

      7) facilitates the conduct of the qualification exam for graduates who have completed dual training;

      8) coordinate the candidacy of the chairman and the composition of the qualification commission, formed from among representatives of enterprises (organizations) and associations of employers , when organizing the qualification exam;

      9) exercises other powers in the field of dual training;

      10) takes part in the formation of the state order for training.

      26. Mentor:

      1) with the consent of the supervisor of the enterprise (organization) connects for the additional training of the ward with other specialists of the enterprise;

      2) requires the student guidelines on issues related to production activities;

      3) seeks to management on creating the necessary conditions for the normal work activities of the student;

      4) requires operational reports at the student, both orally and in writing;

      5) makes proposals on the assignment of the working level and involved in the discussion of professional characteristics of the student;

      6) participate in the discussion associated with the production and social activities of the student, makes proposals to the immediate Manager of the enterprise (organization) about the promotion or the application of disciplinary measures;

      7) assist the learner to become familiar with operations, corporate culture and in subsequent professional development, fixing it in the workplace;

      8) ward teaches the practical techniques and methods qualitative performance of official duties and assignments;

      9) provide training in accordance with working curricula and working curricula agreed upon with the enterprise (organization);

      10) controls the execution of the instructions given to the learner;

      11) identifies and helps to rectify the mistakes of the trainees, assists in the elimination of existing shortcomings;

      12) generates a responsible attitude of the student to the performance of their professional duties, as well as respect for colleagues;

      13) promotes respect for workers, their work and the results of labor, as well as a responsible attitude towards their work;

      14) is a review on the learner;

      15) increases your level of qualification in the field of educational technology;

      16) confirms the performance of the obligations of the student in the period of the industrial training and professional practice in the framework of the agreement on dual training.

      Footnote. Item 26 - as amended by the Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated 18.05.2021 № 222 (shall be enforced upon the expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); as amended by Order № 380 of the Minister of Education of the Republic of Kazakhstan dated 27.08.2022 (shall be enforced ten calendar days after the day of its first official publication).

      27. Local executive bodies, regional chambers of entrepreneurs, educational institutions, enterprises (organizations) systematically conduct vocational guidance among self-employed , unemployed and low-income groups of students, students of secondary education organizations, in vocational guidance.