Об утверждении типовых внешних актов антимонопольного комплаенса для субъектов рынка

Новый

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 февраля 2017 года № 65. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 марта 2017 года № 14882.

      В соответствии с подпунктом 36) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить:

      1) типовой внешний акт антимонопольного комплаенса для субъектов рынка, осуществляющих деятельность на товарных рынках Республики Казахстан согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) типовой внешний акт антимонопольного комплаенса для субъектов рынка, осуществляющих деятельность на трансграничных товарных рынках согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление копии настоящего приказа в печатном и электронном виде на официальное опубликование в периодические печатные издания в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, а также в Республиканский центр правовой информации для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течении десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


      Министр
национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

  Приложение 1
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 13 февраля 2017 года № 65

Типовой внешний акт антимонопольного комплаенса для субъектов рынка, осуществляющих деятельность на товарных рынках Республики Казахстан

Глава 1. Вводные положения

      1. Внешний акт антимонопольного комплаенса определяет политику и правила добросовестной конкуренции субъекта (субъектов) рынка на соответствующем товарном рынке Республики Казахстан, с учетом его специфики, структуры и особенностей.

      2. Субъект (субъекты) рынка подтверждает (-ют) стремление к добросовестной конкуренции на соответствующем товарном рынке Республики Казахстан и принятию мер по предупреждению нарушений законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции путем разработки и внедрения внешнего акта антимонопольного комплаенса.

      3. Наличие внешнего акта антимонопольного комплаенса не влечет каких-либо материальных и иных преимуществ для субъекта (субъектов) рынка, а также не освобождает от ответственности и необходимости соблюдения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, однако минимизирует риски его нарушения.

      4. Рассмотренный антимонопольным органом внешний акт антимонопольного комплаенса субъекта рынка (субъектов рынка) является актом разъяснения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции в отношении субъекта рынка (субъектов рынка) или применительно к конкретной ситуации.

      5. Внешний акт антимонопольного комплаенса может быть дополнен разъяснениями конкретных ситуаций.

      6. В настоящем внешнем акте антимонопольного комплаенса используются понятия, предусмотренные действующим законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

Глава 2. Общие принципы добросовестной конкуренции

      7. Субъект (субъекты) рынка, подписавший (-ие) настоящий внешний акт антимонопольного комплаенса, подтверждают свое намерение и стремление придерживаться следующих принципов добросовестной конкуренции:

      1) соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

      2) принятие эффективных превентивных мер по предупреждению действий (бездействия), наносящих урон деловой репутации субъекта рынка и конкуренции;

      3) создание и обеспечение справедливых и равных условий для всех участников рынка, в том числе прозрачных и недискриминационных условий реализации товара (оказания услуги, выполнения работ).

Глава 3. Перечень добросовестных практик субъекта (субъектов) рынка

      8. Субъект (субъекты) рынка, принявший (-ие) либо присоединившийся (-иеся) к внешнему акту антимонопольного комплаенса, основываясь на положениях законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции:

      1) не допускают участия:

      в горизонтальных соглашениях (картелях), если такие соглашения приводят или могут привести к:

      установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

      повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, искажению итогов торгов, аукционов и конкурсов, в том числе путем раздела по лотам;

      разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

      сокращению или прекращению производства товаров;

      отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);

      в вертикальных соглашениях, если:

      такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя (заказчика) максимальную цену перепродажи товара;

      таким соглашением предусмотрено обязательство покупателя (заказчика) не продавать товар субъекта рынка, который является конкурентом продавца;

      таким соглашением предусмотрено обязательство продавца не продавать товар субъекту рынка, который является конкурентом покупателя (заказчика);

      в соглашениях, заключенных в любой форме, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе касающиеся:

      установления или поддержания дискриминационных условий к равнозначным договорам с другими субъектами рынка, в том числе установления согласованных условий приобретения и (или) реализации товаров;

      экономически, технологически и иным образом необоснованного установления субъектами рынка различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

      необоснованного ограничения или прекращения реализации товаров;

      заключения договоров при условии принятия контрагентами дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих договоров (необоснованных требований передачи финансовых средств и иного имущества, имущественных или неимущественных прав);

      ограничения доступа на товарный рынок или устранения с него других субъектов рынка в качестве продавцов (поставщиков) определенных товаров или их покупателей;

      в согласованных действиях субъектов рынка, направленных на ограничение конкуренции, в том числе касающихся:

      установления и (или) поддержания цен либо других условий приобретения или реализации товаров;

      необоснованного ограничения производства либо реализации товаров;

      необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами (поставщиками) либо покупателями;

      применения дискриминационных условий к равнозначным договорам с другими субъектами;

      2) не совершают действий (бездействия), приводящих либо приведших к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляющих законные права субъекта рынка или неопределенного круга потребителей (в случае занятия субъектом рынка доминирующего или монопольного положения на соответствующем товарном рынке), в том числе:

      установление, поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен;

      применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами рынка или потребителями без объективно оправданных на то причин, в том числе, когда это обусловлено разными затратами на производство, реализацию и доставку товара, недискриминационным применением системы скидок, учитывающей объемы продаж, условия оплаты, сроки действия договора;

      установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;

      обусловливание либо навязывание заключения соглашения путем принятия субъектом рынка или потребителем дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета этих соглашений;

      необоснованный отказ от заключения договора или от реализации товара с отдельными покупателями при наличии на момент обращения возможности производства или реализации соответствующего товара либо уклонение, выразившееся в непредставлении ответа на предложение о заключении такого договора в срок, превышающий тридцать календарных дней;

      обусловливание поставки товаров принятием ограничений при покупке товаров, произведенных либо реализуемых конкурентами;

      необоснованное сокращение объемов производства и (или) поставки или прекращение производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, субъектов рынка при наличии возможности производства или поставки;

      изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

      навязывание контрагенту экономически или технологически необоснованных условий договора, не относящихся к предмету договора;

      создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка;

      экономически, технологически или иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий;

      3) не совершают действий, приводящих к недобросовестной конкуренции, в их числе:

      неправомерное использование средств индивидуализации товаров, работ, услуг, а также объектов авторского права;

      неправомерное использование товара другого производителя;

      копирование внешнего вида изделия;

      дискредитация субъекта рынка;

      заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;

      реализация (приобретение) товара с принудительным ассортиментом;

      призыв к бойкоту продавца (поставщика) конкурента;

      призыв к дискриминации покупателя (поставщика);

      призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;

      подкуп работника продавца (поставщика);

      подкуп работника покупателя;

      неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну;

      реализация товара с предоставлением потребителю недостоверной информации в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара и (или) его производителей;

      некорректное сравнение субъектом рынка производимых и (или) реализуемых им товаров с товарами, производимыми и (или) реализуемыми другими субъектами рынка;

      4) осуществляют деятельность в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), предусматривающими основания участия государства в предпринимательской деятельности, в случае отнесения субъекта (субъектов) рынка, принявшего (-их) внешний акт антимонопольного комплаенса, к юридическим лицам, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированным с ними лицами;

      5) не совершают экономической концентрации без согласия (уведомления) антимонопольного органа в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

      9. Субъект (субъекты) рынка принимает (-ют) во внимание исключения и допустимость отдельных видов соглашений, согласованных действий и иных видов монополистической деятельности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

      10. Субъект (субъекты) рынка предпринимают меры по своевременному предоставлению антимонопольному органу запрашиваемой информации, необходимой для осуществления полномочий, предусмотренных Кодексом, в том числе сведения, составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну, за исключением банковской тайны, тайны страхования и коммерческой тайны на рынке ценных бумаг.

Глава 4. Заключительные положения

      11. Внешний акт антимонопольного комплаенса подписывается заинтересованным субъектом либо субъектами рынка.

      12. В случае изменения действующего законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, положения внешнего акта антимонопольного комплаенса, противоречащие ему, не применяются и утрачивают силу.

  Приложение 2
к приказу Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 13 февраля 2017 года № 65

Типовой внешний акт антимонопольного комплаенса для субъектов рынка, осуществляющих деятельность на трансграничных товарных рынках

Глава 1. Общие положения

      1. Внешний акт антимонопольного комплаенса определяет политику и правила добросовестной конкуренции субъекта (субъектов) рынка, осуществляющих деятельность на территории двух и более государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Союз), на соответствующем трансграничном товарном рынке, с учетом его специфики, структуры и особенностей.

      2. Внешний акт антимонопольного комплаенса может быть дополнен разъяснениями конкретных ситуаций.

      3. Субъект (субъекты) рынка подтверждает (-ют) стремление к добросовестной конкуренции на соответствующем трансграничном товарном рынке и принятию мер по предупреждению нарушений общих правил конкуренции, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о Союзе), путем разработки и внедрения внешнего акта антимонопольного комплаенса.

      4. Наличие внешнего акта антимонопольного комплаенса не влечет каких-либо материальных и иных преимуществ для субъекта (субъектов) рынка, а также не освобождает от ответственности и необходимости соблюдения положений Договора о Союзе, а также норм законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции, однако минимизирует риски нарушения.

      5. В настоящем внешнем акте антимонопольного комплаенса используются понятия, предусмотренные Договором о Союзе и иными документами, составляющими нормативную правовую базу Союза.

Глава 2. Принципы и правила добросовестной конкуренции на трансграничном товарном рынке

      6. Субъект (субъекты) рынка, осуществляющий (-ие) деятельность на территории двух и более государств-членов Союза,

      подписавший (-ие) настоящий внешний акт антимонопольного комплаенса,

      выражая свою приверженность принципам рыночной экономики и честной конкуренции,

      учитывая функционирование Союза, членом которого выступает Республика Казахстан, и формирование единого рынка товаров и услуг в рамках Союза,

      принимая во внимание, что пресечение нарушений субъектами рынка общих правил конкуренции, в случае если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях двух и более государств-членов Союза, за исключение финансовых рынков, осуществляется Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия),

      основываясь на положениях Договора о Союзе,

      подтверждают свое намерение придерживаться следующих правил добросовестной конкуренции:

      1) субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение на соответствующем трансграничном товарном рынке Союза, не совершают действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

      установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

      изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

      навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

      экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено Договором о Союзе и (или) другими международными договорами государств-членов Союза;

      экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара с учетом особенностей, предусмотренных Договором о Союзе и (или) другими международными договорами государств-членов;

      экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, создание дискриминационных условий с учетом особенностей, предусмотренных Договором о Союзе и (или) другими международными договорами государств-членов;

      создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам рынка.

      2) не допускают недобросовестной конкуренции, в том числе:

      распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки субъекту рынка либо нанести ущерб его деловой репутации;

      введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

      некорректное сравнение субъектом рынка производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими субъектами рынка;

      3) не участвуют:

      в соглашениях между субъектами рынка государств-членов Союза, являющимися конкурентами, действующими на одном товарном рынке, которые приводят или могут привести к:

      установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

      повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

      разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

      сокращению или прекращению производства товаров;

      отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками);

      в "вертикальных" соглашениях между субъектами рынка государств-членов Союза, за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о Союзе, в случае если:

      такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, когда продавец устанавливает для покупателя максимальную цену перепродажи товара;

      такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар субъекта рынка, который является конкурентом продавца;

      в иных соглашениях между субъектами рынка государств-членов Союза, в случае если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

      7. Субъекты рынка учитывают, что координация их экономической деятельности физическими лицами, коммерческими организациями и некоммерческими организациями, если такая координация приводит или может привести к последствиям, указанным в статье 76 Договора о Союзе, и которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными приложением № 19 к Договору о Союзе, запрещается.

      8. Субъект (субъекты) рынка принимает (-ют) во внимание допустимость соглашений и изъятия, предусмотренные Приложением № 19 к Договору о Союзе.

      9. Субъекты рынка предпринимают меры по своевременному предоставлению Комиссии запрашиваемой информации, в том числе конфиденциальной, необходимой для осуществления полномочий по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, при условии соответствия запроса положениям Договора о Союзе и Регламенту работы Комиссии.

Глава 3. Заключительные положения

      10. Внешний акт антимонопольного комплаенса подписывается заинтересованным субъектом либо субъектами рынка.

      11. В случае изменения положений Договора о Союзе и иных документов, составляющих нормативную правовую базу Союза, положения внешнего акта антимонопольного комплаенса, противоречащие ему, не применяются и утрачивают силу.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.