Об утверждении Методики анализа общественно значимых рынков

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 декабря 2017 года № 438. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 января 2018 года № 16215.

      В соответствии с подпунктом 14) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Методику анализа общественно-значимых рынков.

      2. Комитету по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства национальной экономики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 1 января 2018 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр
национальной экономики
Республики Казахстан
Т. Сулейменов

      "СОГЛАСОВАН"
Исполняющий обязанности
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
________________ Р. Скляр
от 29 декабря 2017 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр энергетики
Республики Казахстан
________________ К. Бозумбаев
от 29 декабря 2017 года

  Утверждена
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 29 декабря 2017 года № 438

Методика анализа общественно значимых рынков

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика анализа общественно значимых рынков (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 14) статьи 90-6, статьей 124-5, подпунктами 1) и 11) статьи 124-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и определяет процедуру проведения анализа общественно значимых рынков (далее – анализ).

      2. Основные понятия, применяемые в Методике:

      1) эластичность спроса по цене – категория, характеризующая реакцию потребителей на изменение цены товара;

      2) общественно значимый рынок – товарный рынок, на который распространяется государственное регулирование цен товаров (работ, услуг) в соответствии с подпунктом 14) пункта 3 статьи 116, статьей 124-5 Кодекса;

      3) субъект общественно значимого рынка – физическое или юридическое лицо, производящее (реализующее) товары (работы, услуги) на общественно значимых рынках;

      4) анализируемый рынок – товарный рынок, рассматриваемый ведомством уполномоченного органа на предмет возможного отнесения его к общественно значимому рынку;

      5) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий;

      6) ведомство уполномоченного органа – ведомство государственного органа, осуществляющего руководство в сферах естественных монополий.

      Иные понятия и термины, используемые в Методике, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях, Кодексом, а также другими законодательными актами Республики Казахстан.

      3. Настоящая Методика применяется с целью выработки предложений по формированию государственной политики на общественно значимых рынках:

      1) о целесообразности сохранения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков, определенных пунктом 1 статьи 124-5 Кодекса, после завершения сроков действия государственного регулирования цен;

      2) о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам и введения государственного регулирования цен товары (работы, услуги).

      4. При проведении анализа ведомство уполномоченного органа:

      1) не позднее 5 рабочих дней со дня начала проведения анализа размещает на своем интернет-ресурсе информацию о начале анализа общественно значимого рынка или анализируемого рынка с указанием оснований, сроков, целей его проведения, типа рынка (оптовый или розничный), с приглашением к сотрудничеству всех заинтересованных субъектов рынка, ассоциаций потребителей и предпринимателей;

      2) получает от заинтересованных субъектов рынка, ассоциаций потребителей и ассоциаций предпринимателей результаты исследований рынка, данные о барьерах входа на рынок, другую информацию, способствующую объективной оценке состояния конкуренции на рынке;

      3) запрашивает у субъектов, осуществляющих производство (реализацию) товаров (работ, услуг) на общественно значимом рынке или анализируемом рынке, информацию, необходимую для проведения анализа;

      4) организует встречи с участием заинтересованных в анализе сторон (средства массовой информации, ассоциации потребителей, ассоциации предпринимателей, субъекты рынка, государственные органы).

      Срок проведения анализа не превышает 12 календарных месяцев.

Глава 2. Анализ с целью формирования предложения о целесообразности сохранения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков

      5. Ведомство уполномоченного органа проводит анализ с целью формирования предложения о целесообразности государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков в соответствии с планом проведения анализа общественно значимых рынков, утверждаемым ведомством уполномоченного органа, ежегодно не позднее 1 февраля.

      6. Анализ с целью формирования предложения о целесообразности сохранения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков состоит из следующих этапов:

      1) оценка состояния конкурентной среды на общественно значимом рынке в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741 "Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12592) (далее – Методика анализа) и пунктом 7 Методики;

      2) оценка соответствия общественно значимого рынка признакам отнесения к общественно значимым рынкам в соответствии с пунктом 8 Методики;

      3) оценка барьеров входа на общественно значимый рынок новых субъектов в соответствии с пунктом 9 Методики.

      7. Оценка состояния конкурентной среды на общественно значимом рынке проводится путем сопоставления его показателей, определенных в соответствии с Методикой анализа, со следующими критериями:

      1) значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана на общественно значимом рынке соответствуют критерию высококонцентрированного рынка;

      2) в течение анализируемого временного периода на общественно значимом рынке не появилось новых субъектов с совокупной долей не менее 35%;

      3) в течение анализируемого временного периода на общественно значимом рынке не появился взаимозаменяемый(-ые) товар(-ы) к анализируемому общественно значимому товару.

      Если показатели общественно значимого рынка не соответствуют критериям, указанным в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности сохранения государственного регулирования цен на данном общественно значимом рынке, и анализ завершается.

      Если показатели общественно значимого рынка соответствуют критериям, указанным в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа проводится оценка соответствия общественно значимого рынка признакам отнесения к общественно значимым рынкам в соответствии с пунктом 8 Методики.

      8. Оценка соответствия общественно значимого рынка признакам отнесения к общественно значимым рынкам проводится путем сопоставления его показателей со следующим критерием:

      цены на общественно значимом рынке оказывают мультипликативное влияние на инфляцию и конкурентоспособность базовых отраслей.

      Если показатели общественно значимого рынка не соответствуют критерию, указанному в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности сохранения государственного регулирования цен на данном общественно значимом рынке, и анализ завершается.

      Если показатели общественно значимого рынка соответствуют критерию, указанному в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа проводится оценка барьеров входа на общественно значимый рынок новых субъектов в соответствии с пунктом 9 Методики.

      9. Если на общественно значимом рынке в пределах географических границ, установленных в соответствии с Методикой анализа, в течение трех последних лет доля доминирования одного субъекта рынка, либо Группы лиц, составляет 90 % и более барьеры считаются существенными и непреодолимыми.

      Если на общественно значимом рынке в пределах географических границ, установленных в соответствии с Методикой анализа, в течение трех последних лет доля доминирования одного субъекта рынка, либо Группы лиц, составляет менее 90 %, то оценка барьеров входа на общественно значимый рынок осуществляется по итогам анализа барьеров (экономические, технологические и административные) в баллах, в соответствии с формой оценки барьеров входа новых субъектов на анализируемый товарный или общественно значимый рынок согласно приложению 1 к Методике.

      Итоговая оценка барьеров входа на общественно значимый рынок получается суммированием баллов по барьерам. При этом, если сумма баллов будет находиться в интервале 1,8-3,0 баллов, то на общественно значимом рынке имеются существенные барьеры входа новых субъектов рынка, если менее 1,8 балла – то барьеры либо преодолимы, либо они отсутствуют.

      Если по итогам оценки барьеры входа на общественно значимый рынок преодолимы либо отсутствуют, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности сохранения государственного регулирования цен на данном общественно значимом рынке.

      Если по итогам оценки барьеры входа на общественно значимый рынок существенны и непреодолимы, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о целесообразности сохранения государственного регулирования цен на данном общественно значимом рынке.

Глава 3. Анализ с целью формирования предложения о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам

      10. Ведомство уполномоченного органа проводит анализ с целью формирования предложения о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам на основании заявлений, поступивших в ведомство уполномоченного органа от государственных органов, субъектов общественно значимых рынков или товарных рынков, потребителей (далее – Заявитель), согласно приложению 2 к Методике.

      11. Анализ с целью формирования предложения о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам состоит из следующих этапов:

      1) оценка состояния конкурентной среды на анализируемом рынке в соответствии с Методикой анализа и пунктом 12 Методики;

      2) оценка соответствия анализируемого рынка признакам общественно значимых рынков, в соответствии с пунктом 13 Методики;

      3) оценка барьеров входа на анализируемый рынок новых субъектов в соответствии с пунктом 14 Методики;

      4) определение чистой выгоды потребителей от введения ценового регулирования на товары (работы, услуги) анализируемого рынка в соответствии с пунктами 15, 16, 17, 18 и 19 Методики.

      12. Оценка состояния конкурентной среды на анализируемом рынке проводится путем сопоставления его показателей, определенных в соответствии с Методикой анализа, со следующими критериями:

      1) индекс Лернера по анализируемому товару в течение рассматриваемого временного периода стабильно выше 0,8;

      2) значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана на анализируемом товарном рынке, соответствуют критерию высококонцентрированного рынка.

      Если показатели анализируемого рынка не соответствуют критериям, указанным в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым, и анализ завершается.

      Если показатели анализируемого рынка соответствуют критериям, указанным в настоящем пункте, ведомством уполномоченного органа проводится оценка соответствия анализируемого рынка признакам общественно значимых рынков, в соответствии с пунктом 13 Методики.

      13. Оценка соответствия анализируемого рынка признакам общественно значимых рынков, проводится путем сопоставления его показателей со следующими критериями:

      1) цены на анализируемом рынке оказывают мультипликативное влияние на инфляцию и конкурентоспособность базовых отраслей;

      2) годовой спрос на анализируемый товар является стабильным с колебаниями по годам не более плюс-минус 0 – 5% от темпов развития экономики Республики Казахстан в соответствии с расчетом отдельных признаков общественно значимых рынков согласно приложению 3 к Методике;

      3) ежегодный рост цен у субъекта (-ов) рынка на анализируемый товар более чем на 10% превышает индекс потребительских цен, сложившийся по Республике Казахстан в соответствии с расчетом отдельных признаков общественно значимых рынков согласно приложению 3 к Методике;

      4) эластичность спроса по цене за анализируемый временной период у анализируемого товара меньше единицы в соответствии с расчетом отдельных признаков общественно значимых рынков согласно приложению 3 к Методике.

      Если показатели анализируемого рынка не соответствуют подпункту 1) настоящего пункта, либо двум и более критериям, указанным в подпунктах 2), 3) и 4) настоящего пункта, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым, и анализ завершается.

      Если показатели анализируемого рынка соответствуют подпункту 1) настоящего пункта и не менее, чем двум критериям, указанным в подпунктах 2), 3) и 4) настоящего пункта, ведомством уполномоченного органа проводится оценка барьеров входа на анализируемый рынок новых субъектов в соответствии с пунктом 14 Методики.

      14. Если на анализируемом товарном рынке в пределах географических границ, установленных в соответствии с Методикой анализа, в течение трех последних лет доля доминирования одного субъекта рынка, либо Группы лиц, составляет 90 % и более барьеры считаются существенными и непреодолимыми.

      Если на анализируемом товарном рынке в пределах географических границ, установленных в соответствии с Методикой анализа, в течение трех последних лет доля доминирования одного субъекта рынка, либо Группы лиц, составляет менее 90 %, то оценка барьеров входа на анализируемый рынок осуществляется по итогам анализа барьеров (экономические, технологические и административные) в баллах, согласно приложению 1 к Методике.

      Итоговая оценка барьеров входа на анализируемый рынок получается суммированием баллов по барьерам. При этом, если сумма баллов будет находиться в интервале 1,8 – 3,0 баллов, то на анализируемом рынке имеются существенные барьеры входа новых субъектов рынка, если менее 1,8 балла – то барьеры либо преодолимы, либо они отсутствуют.

      Если по итогам оценки барьеры входа на анализируемый рынок преодолимы либо отсутствуют, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам, и анализ завершается.

      Если по итогам оценки барьеры входа на анализируемый рынок существенны и непреодолимы, ведомством уполномоченного органа проводится определение чистой выгоды потребителей от введения ценового регулирования на товары (работы, услуги) анализируемого рынка в соответствии с пунктами 15, 16, 17, 18 и 19 Методики.

      15. Определение чистой выгоды потребителей от введения ценового регулирования на товары (работы, услуги) анализируемого рынка осуществляется путем сравнения выгоды потребителей от снижения или фиксации цен на товар (работу, услугу) анализируемого рынка с издержками (прямыми и косвенными) субъектов и потерями бюджета страны от введения государственного ценового регулирования на товар (работу, услугу) анализируемого рынка по формуле согласно пункту 19 Методики.

      16. Расчет выгод потребителей производится путем оценки возможного снижения стоимости приобретаемого ими анализируемого товара, на который вводится ценовое регулирование. Он осуществляется по следующей формуле:

     


      где:

      Вп – выгоды потребителей от введения ценового регулирования в среднем за один год установленного временного периода анализа, в тысячах тенге;

      Pi факт – среднегодовая цена (оптовая или розничная) реализации единицы анализируемого товара у i-го субъекта рынка, сложившаяся в течение временного периода анализа, в тенге;

      Pi рег – цена единицы анализируемого товара для i-го субъекта рынка, которая определяется в соответствии с пунктом 21 Правил ценообразования на общественно значимых рынках, утвержденных приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года № 36 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14778), тенге;

      Vi факт – объем реализации анализируемого товара i-го субъекта на соответствующем товарном рынке, сложившийся по результатам анализируемого периода, тысяч единиц;

      n – количество субъектов товарного рынка, анализируемого на предмет отнесения к общественно значимым.

      17. Расчет прямых издержек субъекта от введения регулирования в денежном выражении, осуществляется по формуле:

     


      где:

      Зрег прям – прямые издержки субъекта от введения регулирования, тенге;

      КЧi – количество человеко-часов, затрачиваемых i-ым субъектом в год на формирование и предоставление в ведомство уполномоченного органа требуемой информации;

      ЗПi – заработная плата сотрудников в час i-го субъекта, в чьи функции входит взаимодействие с ведомством уполномоченного органа.

      Заработная плата сотрудника в час () рассчитывается по формуле:

     


      где:

      Чi – количество человеко-часов в месяц i-го субъекта;

      ЗПiср – среднемесячная зарплата сотрудников i-го субъекта, задействованных в формировании и предоставлении в ведомство уполномоченного органа требуемой в соответствии с нормами регулирования информации.

      В случае, если субъекты не представляют среднемесячную заработную плату сотрудников, для расчетов используется информация из данных уполномоченного органа в области статистики средняя заработная плата, сложившаяся в отрасли, в которой действуют анализируемые субъекты, а также среднемесячная продолжительность рабочего времени, рассчитываемого в соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года.

      Косвенные издержки субъектов от введения регулирования включают упущенную выгоду от снижения цены и упущенные инвестиции (при отсутствии регулирования субъекты могут продолжать обеспечивать текущий уровень рентабельности и инвестировать часть своей прибыли в развитие). Ведомство уполномоченного органа определяет косвенные издержки индивидуально по каждому субъекту, как сумму упущенной рентабельности, в размере фактической рентабельности от выигрыша потребителей, и упущенных инвестиций в размере 6% от объема реализации товара (валовой выручки), по формуле:

     


      где:

      Зрег косв – косвенные издержки субъекта от введения регулирования;

      Riфакт – фактический уровень рентабельности, сложившийся у i-го субъекта в анализируемый период (год);

      Viст – объем реализации анализируемого товара i-го субъекта на соответствующем товарном рынке в стоимостном выражении, сложившийся по результатам анализируемого периода, тысяч тенге.

      18. Расчет потерь республиканского бюджета страны при введении регулирования, из-за недополученных сумм корпоративного подоходного налога в связи со снижением цены на товары анализируемой (-ых) субъектом (-ами) проводится по формуле:

     


      где:

      Прб – потери Республиканского бюджета, тысяч тенге;

      Viст – объем реализации анализируемого товара i-го субъекта на соответствующем товарном рынке, сложившийся по результатам анализируемого периода, тысяч тенге.

      КПН – ставка корпоративного подоходного налога, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

      В случае, если ведомством уполномоченного органа при введении ценового регулирования не предполагается снижение цены (фиксация цены на текущем уровне), то расчет данного показателя не производится.

      19. Чистые выгоды потребителей (далее – ЧВ) от введения ценового регулирования рассчитываются по формуле:

     


      Если ЧВ меньше или равно нуля, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о нецелесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам.

      Если ЧВ больше нуля, ведомством уполномоченного органа формируется заключение о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам.

Глава 4. Оформление результатов анализа

      20. По результатам анализа ведомство уполномоченного органа формирует заключение:

      1) о целесообразности/нецелесообразности государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков, определенных пунктом 1 статьи 124-5 Кодекса, после завершения сроков действия государственного регулирования цен, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) о целесообразности/нецелесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам и введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги).

      Заключение размещается на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа и направляется Заявителю в срок не позднее 5 рабочих дней после его подписания руководителем ведомства уполномоченного органа (в случае подачи Заявления).

      В случае формирования заключения о целесообразности сохранения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков или о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам в Правительство Республики Казахстан в течение 5 рабочих дней после его размещения на интернет-ресурсе вносится предложение:

      1) о целесообразности государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) субъектов общественно значимых рынков, определенных пунктом 1 статьи 124-5 Кодекса, после завершения сроков действия государственного регулирования цен, установленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) о целесообразности отнесения анализируемого рынка к общественно значимым рынкам и введения государственного регулирования цен на товары (работы, услуги).

  Приложение 1
к Методике
анализа общественно
значимых рынков
  Форма

Оценка барьеров входа новых субъектов на анализируемый товарный или общественно значимый рынок

      Анализируемый товар ________________

      Характеристика рынка – оптовый или розничный __________

      Оценка ограничений в баллах: имеются – 0,2 балла, отсутствуют – 0 баллов

Строки Ограничения Количество баллов

1

Необходимость осуществления первоначальных капитальных вложений при сроках окупаемости этих вложений более 5 лет


2

Необходимость осуществления невозвратных затрат, которые не могут быть покрыты при выходе с рынка


3

Степень развитости рыночной инфраструктуры (транспортные ограничения, ограничение доступа к сервисным, информационным, консалтинговым, лизинговым)


4

Сложность доступа новых субъектов к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между субъектами рынка, действующими на анализируемом рынке


5

Преимущества действующих на анализируемом рынке субъектов перед новыми субъектами по затратам на единицу продукции, спросу на товары анализируемого Товара, наличию долгосрочных договоров с потребителями


6

Технологические ограничения, которые подразумевают технологическое превосходство уже действующих на товарном рынке субъектов


7

Наличие технико-технологических ограничений для входа на анализируемый рынок новых субъектов (отсутствие свободных радиочастот, замкнутость технологических цепочек, наличие железнодорожных путей)


8

Необходимость создания экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающего для новых субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства)


9

Наличие на анализируемом рынке вертикально интегрированных субъектов


10

Наличие аффилированных субъектов на смежных рынках


11

Наличие на анализируемом рынке регуляторных ограничений (регулируемые цены, рекомендательные или обязательные стандарты, лицензирование отдельных видов деятельности, ограничения ввоза-вывоза анализируемого Товара)


12

Предоставление государственными органами для действующих на анализируемом рынке субъектов льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов


13

Регулирование осуществления текущей хозяйственной деятельности субъектов анализируемого рынка (санкции за нарушение установленных правил, согласование принимаемых решений с контролирующими организациями, количественные ограничения по объемам деятельности субъектов)


14

Установление экологических ограничений (ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду и здоровье населения, содержащиеся в Экологическом кодексе Республики Казахстан от 9 января 2007 года)


15

Производство анализируемого Товара технологически неразрывно связано с получением доступа к услугам естественной монополии



Сводная оценка по барьерам (сумма итоговых оценок по видам барьеров – экономические, технологические, административные барьеры и иные ограничения входа на анализируемый рынок новых субъектов)


      Примечание:

      Если сумма баллов будет находиться в интервале 1,8 – 3,0 баллов, то на анализируемом товарном рынке имеются барьеры входа новых субъектов рынка, если менее 1,8 балла – то барьеры либо преодолимы, либо они отсутствуют.

  Приложение 2
к Методике
анализа общественно
значимых рынков
  Форма

Заявление на проведение анализа отнесения рынка к общественно значимому рынку

                                          Председателю Комитета по регулированию
                                    естественных монополий, защите конкуренции
                                    и прав потребителей Министерства национальной
                                    экономики Республики Казахстан / Руководителю
                                    Департамента Комитета по регулированию
                                    естественных монополий, защите конкуренции и
                                    прав потребителей Министерства национальной
                                    экономики Республики Казахстан по
                                    ____________________________________________
                                                (наименование области)
                                    ____________________________________________
                                          Фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      В целях реализации пункта 1 статьи 124-6 Предпринимательского кодекса
Республики Казахстан____________________________________________________________
(полное наименование физического лица / юридического лица / государственного органа)
________________________________________________________________________________
      (юридический адрес, фактический адрес, телефон, адрес электронной почты)
просит рассмотреть возможность отнесения товарного рынка к общественно значимым
рынкам_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(наименование товарного рынка / общественно значимого рынка, субъектов рынка, фамилия,
имя, отчество (при его наличии) должностных лиц, место нахождения субъектов рынка)
на основании:____________________________________________________________________
(приводится весь перечень причин, на основании которых предлагается отнести товарный
рынок к общественно значимым рынкам)
К письму прилагаются имеющиеся у заявителя данные по субъектам товарного рынка
(приложение)
      Руководитель             подпись       фамилия, имя, отчество (при его наличии)
      (его представитель)
      юридического лица/
      государственного органа
      Дата письма
      Фамилия, имя, отчество (при его наличии) исполнителя
      Номер телефона исполнителя
      Адрес электронной почты исполнителя

  Приложение
к Заявлению
на проведение анализа
отнесения рынка к общественно
значимому рынку

      1. Сведения о деятельности субъекта (-ов) рынка:

      ________________________________________________________________________________

      (вид товара (работ, услуг) товарного рынка, который предлагается отнести к общественно значимым рынкам; тип рынка на котором действует субъект (-ы) (оптовый или розничный); влияние товара на потребителей; другие сведения, важные с точки зрения субъекта или государственного органа для рассмотрения настоящего письма)

      2. Сведения о субъектах рынка и их должностные лица (последнее – по знанию):

      ________________________________________________________________________________

      (наименования субъектов рынка, фамилия, имя, отчество должностных лиц, места нахождения их пунктов продаж/закупок)

      3. Обстоятельства, послужившие причиной обращения в уполномоченный орган, осуществляющий руководство в сферах естественных монополий (максимально подробно):

      ________________________________________________________________________________

      (динамика объемов производства/реализации товаров (работ, услуг), динамика цен на них за последние пять лет, динамика прибыли по ним и другие обстоятельства обращения)

      4. Последствия от отнесения товарного рынка к общественно значимому для юридического лица/потребителя/состояния конкуренции на рынке:

      ________________________________________________________________________________

      (повышение оперативности при принятии ценовых решений субъекта, снижение затрат времени и средств на представление отчетных материалов, развитие конкуренции, снижение затрат на покупку товаров или услуг у потребителя, другие последствия)

      5. Любая дополнительная информация, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия положительного решения по данному заявлению

      ________________________________________________________________________________

      (сокращение объемов продаж анализируемого товара, рост цен, обусловленный их регулированием, появление новых субъектов на общественно значимом рынке, сдерживание технологической модернизации и др.)

      6. Перечень прилагаемых документов, косвенно или прямо свидетельствующих о целесообразности отнесения товарного рынка к общественно значимым. В случае, если нет возможности предоставить документы – указать лицо или орган, от которого они могут быть получены:

      ________________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

  Приложение 3
к Методике
анализа общественно
значимых рынков

Расчет отдельных признаков общественно значимых рынков

      1. Расчет эластичности спроса по цене на анализируемом рынке

      Если понижение (повышение) цены приводит к увеличению (уменьшению) спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же изменение цены в ту или иную сторону не приводит к изменению объема спроса, либо такое изменение несущественно, то такой спрос считается неэластичным.

      Эластичность спроса по цене (Е) является одним из критериев оценки уровня концентрации рынка. Если E>1, то спрос считается эластичным, что свидетельствует о низкой концентрации рынка и отсутствии необходимости его регулирования. Если E<1, то спрос неэластичен, концентрация рынка высокая и возникает необходимость во введении регулирования рынка.

      Степень чувствительности потребителей к изменению цены оценивается с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса, представляющего собой отношение изменения объема реализации к изменению цены, вызвавшему это изменение объема реализации:

     


      где:

     

– процентное изменение объема реализации товара;

     

– процентное изменение цены товара.

      При этом:

     


      где:

     

– объем реализации товара в отчетном периоде;

     

– объем реализации товара в базовом периоде;

     

– цена товара в отчетном периоде;

     

– цена товара в базовом периоде.

      Для расчета эластичности спроса на конкретном товарном рынке уполномоченный орган определяет период, за который будут рассчитываться показатели и. В зависимости от частоты изменения цены товара, расчетным периодом может быть квартал, полугодие, год.

      В приведенной ниже таблице отражены необходимые для расчета эластичности входные данные.

Название субъекта

Цена реализации товара потребителю, в тенге

Объем реализации товара, в натуральном выражении

Период 1

Период 2

Период 1

Период 2

А

100

110

102

111

В

95

103

115

123

С

103

112

107

114

Д

98

107

113

110

      Для того чтобы рассчитать эластичность спроса на товар "А" ведомство уполномоченного органа осуществляет следующие действия:

      1) рассчитывается суммарный объем реализации товара "А" за период 1 и период 2:

= 458 единиц,

= 437 единиц;

      2) рассчитывается процентное изменение объема реализации за год:

     


      3) для того чтобы рассчитать процентное изменение цен на товар "А" ведомство уполномоченного органа рассчитывает средневзвешенную цену реализации товара "А" за 2015 и 2016 годы. В зависимости от вклада объема реализации каждого субъекта в суммарный объем реализации товара "А", для каждого субъекта рассчитываются веса. Таким образом, средневзвешенная цена реализации товара "А" за 2016 год составила

= 99 тенге, за 2015 год

= 108 тенге. В результате, процентное изменение средневзвешенной цены составило:

     


      4) рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене на товар "А":

     


      Исходя из полученных результатов, товар "А" характеризуется низкой ценовой эластичностью спроса, что является одним из критериев введения регулирования товарного рынка.

      В целях расчета эластичности спроса по цене уполномоченный орган направляет субъектам анализируемого товарного рынка нижеприведенную форму.

      Форма для заполнения:

Название субъекта

Цена реализации товара, в тенге

Объем реализации товара, в натуральном выражении

Период 1

Период 2

Период n

Период 1

Период 2

Период n

1








2








                  2. Расчет индекса цен на анализируемый товар

      Для расчета индекса цен анализируемого товара предлагается использовать индекс Ласпейреса. Этот индекс показывает, как изменились цены на анализированный товар, реализованный в базисном периоде. При расчете индекса сравнивается стоимость продукции, которую реализовали в прошлом периоде, но в ценах текущего периода, по отношению к такому же количеству товара, но в ценах прошлого периода. Формула для расчета индекса Ласпейреса:

     


      где:

      p1 – цены отчетного периода;

      p0 – цены базисного периода;

      q0 – количество реализованных товаров в базисном периоде.

      3. Расчет темпов роста объемов реализации анализируемого товара

     


      где:

     

– объем реализации в текущем периоде (конце анализируемого периода) анализируемого товара, в натуральном выражении;

     

– объем реализации предыдущего (базового) периода (начале анализируемого периода) анализируемого товара, в натуральном выражении.

On approval of the Methodology for analyzing socially significant markets

Order of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan of December 28, 2017 No. 438. Registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on January 12, 2018 No. 16215.

      Unofficial translation

      In accordance with subparagraph 14) of Article 90-6 of the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan I hereby ORDER:

      1. To approve the appended Methodology for analyzing socially significant markets.

      2. In accordance with the procedure established by the legislation of the Republic of Kazakhstan, the Committee on Regulation of Natural Monopolies, Protection of Competition and Consumer Rights of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan shall:

      1) ensure state registration of this order by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan;

      2) within ten calendar days of the state registration of this order by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan, send its Kazakh and Russian hard and soft copies to the Republican state enterprise with the right of economic management “Republican Center of Legal Information” for its official publication and addition to the Reference control bank of regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan;

      3) place this order on the Internet resource of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan;

      4) within ten working days of the state registration of this order by the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan, submit information on the implementation of measures, provided for in subparagraphs 1), 2) and 3) of this paragraph, to the Legal Department of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan.

      3. Control over execution of this order shall be entrusted to the supervising vice-minister of national economy of the Republic of Kazakhstan.

      4. This order takes effect on January 1, 2018 and is subject to official publication.

      Minister of
      National Economy of
      the Republic of Kazakhstan T.Suleimenov

      “AGREED”

      acting Minister of

      Investments and Development of

      the Republic of Kazakhstan

      ________________ R. Sklyar

      as of December 29, 2017

      “AGREED”

      Minister of Energy of

      the Republic of Kazakhstan

      ________________ K. Bozumbayev

      as of December 29, 2017

  Approved by order № 438 as of
December 29, 2017
of the Minister of
National Economy of
the Republic of Kazakhstan

Methodology for analyzing socially significant markets Chapter 1. General provisions

      1. This Methodology for analyzing socially significant markets (hereinafter referred to as the Methodology) was developed in accordance with subparagraph 14) of Article 90-6, Article 124-5, subparagraphs 1) and 11) of Article 124-6 of the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan as of October 29, 2015 (hereinafter referred to as the Code) and establishes the procedure for analyzing socially significant markets (hereinafter referred to as the analysis).

      2. The basic concepts used in the Methodology are as follows:

      1) price elasticity of demand - a measure showing the responsiveness of consumers to changes in a product’s price;

      2) a socially significant market - a product market, which is subject to state regulation of prices for goods (works, services), in accordance with subparagraph 14) of paragraph 3 of Article 116, Article 124-5 of the Code;

      3) a socially significant market entity - an individual or a legal entity that produces (sells) goods (works, services) in socially significant markets;

      4) a market under analysis - a product market, which the department of the authorized body considers for its possible classifying as socially significant;

      5) the authorized body - the state body overseeing natural monopolies;

      6) the department of the authorized body - a department of the state body overseeing natural monopolies.

      Other concepts and terms used in the Methodology are applied in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on natural monopolies, the Code, as well as other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      3. This Methodology is used to develop proposals for the formation of the state policy on socially significant markets concerning:

      1) the rationale for continuing state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities, specified in paragraph 1 of Article 124-5 of the Code, after the periods of state regulation of prices are over;

      2) the rationale for classifying a market under analysis as socially significant and introducing state regulation of prices for goods (works, services).

      4. When conducting the analysis, the department of the authorized body:

      1) within 5 working days of the commencing date of the analysis, places information on the commencement of the analysis of a socially significant market or a market under analysis on its Internet resource, indicating the reasons, dates, goals, type of the market (wholesale or retail), inviting to cooperate all the concerned market entities, consumer associations and business associations;

      2) obtains from concerned market entities, consumer associations and business associations the results of market research, data on barriers to entry into the market, other information that contributes to objective assessment of competitive situation in the market;

      3) requests information required for conducting the analysis from entities engaged in the production (sale) of goods (works, services) in a socially significant market or a market under analysis;
4) arranges meetings with the involvement of parties interested in the analysis (media, consumer associations, business associations, market entities, state bodies).

      The period of conducting analysis does not exceed 12 calendar months.

Chapter 2. Analysis aimed at developing a proposal on the rationale for continuing state
regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities

      5. The department of the authorized body conducts the analysis in order to develop a proposal on the usefulness of state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities in accordance with the plan for analyzing socially significant markets, which the department of the authorized body approves annually, on or before February 1.

      6. The analysis in order to develop a proposal on the rationale for continuing state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities includes the following steps:
1) assessment of the competitive environment in a socially significant market in accordance with order № 741 of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan “On approval of the Methodology for analyzing and assessing the competitive environment in a product market” as of November 30, 2015 (registered in the Register of state registration of regulatory legal acts as № 12592) (hereinafter referred to as the Analysis Methodology) and paragraph 7 of the Methodology;

      2) assessment of the compliance of a socially significant market with the signs of classification as a socially significant market, in accordance with paragraph 8 of the Methodology;

      3) evaluation of barriers to entry into a socially significant market to new entities, in accordance with paragraph 9 of the Methodology.

      7. The competitive environment in a socially significant market is assessed by comparing its indicators, determined in accordance with the Analysis Methodology, with the following criteria:

      1) the value of the Herfindahl - Hirschman market concentration index in a socially significant market meets the criterion of a highly concentrated market;

      2) no new entities with the aggregate share of at least 35% have emerged in the socially significant market, during the time period under analysis;

      3) no product(s) able to substitute a socially significant product under analysis has (have) appeared in the socially significant market, during the time period under analysis.

      If the indicators of a socially significant market do not meet the criteria specified in this paragraph, the department of the authorized body draws up an opinion about the uselessness of continuing state regulation of prices in this socially significant market, and the analysis is over.

      If the indicators of a socially significant market meet the criteria specified in this paragraph, the department of the authorized body assesses the compliance of the socially significant market with the signs of classifying it as socially significant, in accordance with paragraph 8 of the Methodology.

      8. The compliance of a socially significant market with the signs of classification as a socially significant market is assessed by comparing its indicators with the following criterion:

      prices in a socially significant market have a multiplier effect on inflation and competitiveness of basic industries.

      If the indicators of a socially significant market do not meet the criterion specified in this paragraph, the department of the authorized body draws up an opinion about the uselessness of continuing state regulation of prices in this socially significant market, and the analysis is over.

      If the indicators of a socially significant market meet the criteria specified in this paragraph, the department of the authorized body evaluates the barriers to entry into the socially significant market to new entities, in accordance with paragraph 9 of the Methodology.

      9. If within the geographical boundaries established according to the Analysis Methodology, over the past three years, the share of dominance of one market entity or Group of persons has been 90% and more in a socially significant market, the barriers are considered to be significant and insurmountable.

      If within the geographical boundaries established according to the Analysis Methodology, over the past three years, the share of dominance of one market entity or Group of persons has been less than 90% in a socially significant market, the barriers to entry into the socially significant market are evaluated using point-based analysis of barriers (economic, technological and administrative ones), in keeping with the form of evaluation of barriers to entry into a product market under analysis or a socially significant market for new entities, in accordance with Appendix 1 to the Methodology.

      The final evaluation of barriers to entry into a socially significant market is obtained by summing up the points on the barriers. In this case, if their total is within the range of 1.8-3.0 points, this means there are significant entry barriers in the socially significant market, if it is less than 1.8 points - the barriers are either surmountable or absent.

      If the evaluation results show that the barriers to entry into a socially significant market are surmountable or absent, the department of the authorized body draws up an opinion about the uselessness of continuing state regulation of prices in this socially significant market.

      If the evaluation results show that the barriers to entry into a socially significant market are significant and insurmountable, the department of the authorized body draws up an opinion about the usefulness of continuing state regulation of prices in this socially significant market.

Chapter 3. Analysis aimed at developing a proposal on the rationale for classifying a market
under analysis as socially significant

      10. The department of the authorized body conducts the analysis aiming to develop a proposal on the rationale for classifying a market under analysis as socially significant pursuant to applications received by the authorized body from state bodies, entities of socially significant markets or product markets, consumers (hereinafter referred to as the Applicant), according to Appendix 2 to the Methodology.

      11. The analysis in order to develop a proposal on the rationale for classifying a market under analysis as socially significant includes the following steps:

      1) assessment of the competitive environment in a market under analysis, in accordance with the Analysis Methodology and paragraph 12 of the Methodology;

      2) assessment of the compliance of a market under analysis with the signs of socially significant markets, in accordance with paragraph 13 of the Methodology;

      3) evaluation of barriers to entry into a market under analysis to new entities, in accordance with paragraph 14 of the Methodology;

      4) determination of consumers’ net benefit from the introduction of price regulation for goods (works, services) of a market under analysis, in accordance with paragraphs 15, 16, 17, 18 and 19 of the Methodology.

      12. The competitive environment in a socially significant market is assessed by comparing its indicators, determined in accordance with the Analysis Methodology, with the following criteria:

      1) the Lerner index for a product under analysis has been consistently above 0.8 during a time period under consideration;

      2) the value of the Herfindahl-Hirschman market concentration index in a product market under analysis meets the criterion of a highly concentrated market.

      If the indicators of a market under analysis do not meet the criteria specified in this paragraph, the department of the authorized body draws up an opinion about inappropriateness of classifying the market under analysis as socially significant, and the analysis is over.

      If the indicators of a market under analysis meet the criteria specified in this paragraph, the department of the authorized body assesses the compliance of the market under analysis with the signs of classification as a socially significant market, in accordance with paragraph 13 of the Methodology.
13. The compliance of a market under analysis with the signs of socially significant markets is assessed by comparing its indicators with the following criteria:

      1) prices in a market under analysis have a multiplier effect on inflation and competitiveness of basic industries;

      2) annual demand for a product under analysis is stable with fluctuations from year to year of no more than ± 0 - 5% of the pace of economic development of the Republic of Kazakhstan, in accordance with the measurement of individual signs of socially significant markets, as required by Appendix 3 to the Methodology;

      3) annual rise in prices for a product under analysis sold by a market entity (market entities) is over 10% higher than the consumer price index in the Republic of Kazakhstan, according to the measurement of individual signs of socially significant markets, in accordance with Appendix 3 to the Methodology;

      4) price elasticity of demand for a product under analysis over a time period under analysis is less than 1 according to the measurement of individual signs of socially significant markets, in accordance with Appendix 3 to the Methodology.

      If the indicators of a market under analysis do not meet subparagraph 1) of this paragraph, or two or more criteria specified in subparagraphs 2), 3) and 4) of this paragraph, the department of the authorized body draws up an opinion about inappropriateness of classifying a market under analysis as socially significant, and the analysis is over.

      If the indicators of a market under analysis meet subparagraph 1) of this paragraph and at least two criteria specified in subparagraphs 2), 3) and 4) of this paragraph, the department of the authorized body shall evaluate the barriers to entry into the market under analysis to new entities, in accordance with paragraph 14 of the Methodology.

      14. The barriers are considered to be significant and insurmountable if, over the past three years, the share of dominance of one market entity or Group of persons has been 90% and more in the product market under analysis within the geographical boundaries established in accordance with the Analysis Methodology.

      If over the past three years, the share of dominance of one market entity or Group of persons has been less than 90% in the product market under analysis within the geographical boundaries established in accordance with the Analysis Methodology, the barriers to entry into the market under analysis are evaluated using point-based analysis of barriers (economic, technological and administrative ones), in accordance with Appendix 1 to the Methodology.

      The final evaluation of the barriers to entry into the market under analysis is obtained by summing up the points on the barriers. In this case, if the total is within the range of 1.8-3.0 points, this means there are significant entry barriers in the market under analysis, if it is less than 1.8 points - the barriers are either surmountable or absent.

      If the evaluation results show that the barriers to entry into the market under analysis are surmountable or absent, the department of the authorized body draws up an opinion about inappropriateness of classifying the market under analysis as socially significant, and the analysis is over.

      If the evaluation results show that the barriers to entry into the market under analysis are significant and insurmountable, the department of the authorized body determines the net benefit of consumers from introducing price regulation for goods (works, services) in the market under analysis, in accordance with paragraphs 15, 16, 17, 18 and 19 of the Methodology.

      15. The consumers’ net benefit from the introduction of price regulation for goods (works, services) in a market under analysis is determined by comparing consumers’ benefits from reducing or fixing prices for goods (works, services) in the market under analysis with costs (direct and indirect) of the entities and state budget losses from the introduction of state price regulation for a product (work, service) in the market under analysis using the formula in paragraph 19 of the Methodology.

      16. The consumers’ benefit is determined by assessing possible reduction in the value of a product under analysis purchased by them, for which price regulation is to be introduced. It is calculated using the formula below:



      where:

      Cb - consumer benefits from the introduction of price regulation on average for one year of the established analysis period, in thousands of tenge;

      Pi fact - the average annual price (wholesale or retail) of the sale of a unit of the product under analysis of the i-th market entity formed within the analysis time period, in tenge;

      Pi reg - the price of a unit of the product under analysis for the i-th market entity, which is determined in accordance with paragraph 21 of the Pricing Rules in socially significant markets, approved by order №36 of the Minister of National Economy of the Republic of Kazakhstan as of February 1, 2017 (registered in the Register of state registration of regulatory legal acts as № 14778), in tenge;

      Vi fact - the volume of sales of a product under analysis of the i-th relevant product market entity, formed as a result of the time period under analysis, in thousands of units;

      n - the number of entities of the product market analyzed for the purpose of being classified as socially significant.

      17. Direct costs of an entity from the introduction of regulation expressed in in monetary terms are calculated using the formula below:



      where:

      direct Creg - direct costs of an entity from the introduction of regulation, in tenge;

      MHi - the number of man-hours spent by the i-th entity per year on the formation and submission of the required information to the department of the authorized body;

      Si - the salary of employees per hour of the i-th entity, whose functions include interaction with the department of the authorized body.

      An employee salary per hour () is calculated using the formula below:



      where:

      Mi - the number of man-hours per month of the i-th entity;

      Sіav - the average monthly salary of employees of the i-th entity involved in the formation and submission of information to the department of the authorized body required by the rules for information regulation.

      If entities do not disclose the average monthly salary of employees, then it is necessary to use for calculations information from the data of the authorized body for statistics on the average salary in an industry, in which the entities under analysis operate, as well as the average monthly working time calculated in accordance with Article 68 of the Labor Code of the Republic of Kazakhstan as of November 23, 2015.

      Indirect costs of entities from the introduction of regulation include lost profits from price reductions and lost investments (in case of absence of regulation, entities can continue to keep up the current level of profitability and invest part of their profits in development). The department of the authorized body determines indirect costs for each entity on a case-by-case basis, as the amount of lost profitability, in the amount of actual profitability from consumers’ gain, and investment lost in the amount of 6% of the sales volume of the product (gross revenue), using the formula below:



      where:

      Zreg ind – the entity’s indirect costs from the introduction of regulation;

      Rifact - the actual level of profitability of the i-th entity for the period (year) under analysis;

      Viva - sales volume of a product under analysis of the i-th entity in a relevant product market in terms of value, formed on the basis of the results of the period under analysis, in thousand tenge.

      18. In case of introduction of regulation, the losses of the national budget of the country owing to short-received amounts of corporate income tax due to a reduction in the price for goods analyzed by an entity (entities) is calculated using the formula below:



      where:

      Lnb - losses of the national budget, in thousand tenge;

      Virp - sales volume of a product under analysis of the i-th entity in a relevant product market, formed on the basis of the results of a period of analysis, in thousand tenge.

      CIT - the corporate income tax rate, in accordance with the tax legislation of the Republic of Kazakhstan.

      If in case of introduction of price regulation, the department of the authorized body does not expect a price reduction (a price is fixed at its current level), then this indicator is not calculated.

      19. The net benefits of consumers (hereinafter referred to as the NB) from the introduction of price regulation are calculated using the formula below:



      If the NB is less than or equal to zero, the department of the authorized body draws up an opinion about inappropriateness of classifying a market under analysis as socially significant.

      If the NB is greater than zero, the department of the authorized body draws up an opinion about appropriateness of classifying a market under analysis as socially significant.

Chapter 4. Drawing up an opinion about the analysis results

      20. Pursuant to the analysis results, the department of the authorized body draws up an opinion about:

      1) usefulness/uselessness of state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities, specified in paragraph 1 of Article 124-5 of the Code, after the expiry of periods of state regulation of prices established in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;
2) appropriateness/inappropriateness of classifying the market under as socially significant and introducing state regulation of prices for goods (works, services).

      The opinion is posted on the Internet site of the department of the authorized body and sent to the Applicant within 5 working days of its signing by the head of the department of the authorized body (in case of submission of the Application).

      In case of drawing up an opinion about usefulness of continuing state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities or appropriateness of classifying a market under analysis as socially significant, within 5 working days of its placement on the Internet resource, the Government of the Republic of Kazakhstan receives a proposal on:

      1) the usefulness of state regulation of prices for goods (works, services) of socially significant market entities, specified in paragraph 1 of Article 124-5 of the Code, after the expiry of periods of state regulation of prices established in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) appropriateness of classifying a market under analysis as socially significant and introducing state regulation of prices for goods (work, services).

  Appendix 1 to
the Methodology for
analyzing socially significant markets
Form

Evaluation of entry barriers to a product market or a socially significant market under
analysis to new entities

      Product under analysis ________________

      Market characteristics – wholesale or retail __________

      Points of barriers: present – 0,2 points, absent – 0 points

Lines

Barriers

Points

1

The need to make initial capital investments with a period of payback of these investments of over 5 years


2

The need to make sunk costs that cannot be recovered in case of market exit


3

The degree of development of market infrastructure (transport limitations, restriction of access to service, information, consulting, leasing ones)


4

Difficult access for new entities to resources, the supply of which is limited and which are distributed among the market entities operating in a market under analysis


5

Advantages of entities operating in a market under analysis over new entities in terms of costs per production unit, demand for goods of the Product under analysis, availability of long-term contracts with consumers


6

Technological constraints that imply technological superiority of entities already operating in the product market


7

The presence of technical and technological constraints to enter the market under analysis to new entities (lack of free radio frequencies, closure of technological chains, availability of railway lines)


8

The need to create an economically feasible minimum volume of production, which causes for new entities higher costs per production unit until such production volume is achieved (scale effect)


9

Availability of vertically integrated entities in a market under analysis


10

The presence of affiliated entities in related markets


11

Availability of regulatory restrictions on a market under analysis (regulated prices, voluntary or mandatory standards, licensing of certain types of activities, restrictions on the import and export of a Product under analysis)


12

Provision by state bodies to entities operating in a market under analysis of privileges or other advantages giving them a privileged position compared to their competitors


13

Regulation of current economic activity of the entities of a market under analysis (sanctions for violation of the established rules, coordination of decisions made with regulatory organizations, quantitative restrictions on the scope of the entities’ activity)


14

Establishment of environmental restrictions (restrictions and prohibitions of economic and other activities that adversely affect the environment and public health, contained in the Environmental Code of the Republic of Kazakhstan as of January 9, 2007)


15

The production of a Product under analysis in terms of technology is inextricably linked with obtaining access to the services of a natural monopoly



Summary evaluation of barriers (the sum of the final assessments by type of barriers - economic, technological, administrative barriers and other restrictions to new entities on the entrance to a market under analysis)


      Note:

      If the total of points is within the range of 1.8 - 3.0 points, it means that the product market under analysis has barriers to entry for new market entities, if it is less than 1.8 points, it means that the barriers are either surmountable or absent.

  Appendix 2 to the
methodology for
analyzing socially
  significant markets
  Form

Application for analysis of classifying a market as socially significant

  To the Chairman of the Committee
on regulation of natural
monopolies, protection of
competition and consumer rights
of the Ministry of National
Economy of the Republic of
Kazakhstan/the Head of the
Department of the Committee on
regulation of natural monopolies,
protection of competition and
consumer rights of the Ministry of
National Economy of the
Republic of Kazakhstan in
____________________________
(indicate your region)
____________________________
Last and first names, patronymic
(if any)

      In order to implement paragraph 1 of Article 124-6 of the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan

      (full name of the individual / legal entity / state body)

      (legal address, business address, phone number, email address)

      asks for your looking into the possibility of classifying the product market as socially significant

      ________________________________________________________________

      ________________________________________________________________

      (name of the product market / socially significant market, the market entities, the last and first

      names, patronymic (if any) of officials, location of the market entities)

      based on:_____________________________________________________

      (the list of all the reasons for classifying the product

      market as socially significant)

      The applicant’s data on the product market entities are appended to the letter.

      (appendix)

      the Head signature last and first names, patronymic (if any)

      (his/her representative)

      of the legal entity/state body

      Letter date

      prepared by _____the last and first names, patronymic (if any)

      Phone number

      Email address

  Appendix to
the Application for
analysis of classifying the market
as socially significant

      1. Information on the activity of the market entity (market entities):

      __________________________________________________________________________

      (type of goods (works, services) of the product market, which is proposed to be classified as ocially significant; type of market in which the entity (entities) operates (operate) (wholesale or retail); the effect of goods on consumers; other information important for this letter’s consideration from the point of view of the entity or the state body)

      2. Information on the market entities and their officials (the latter – to the best of knowledge):

      __________________________________________________________________________

      (names of market entities, last and first names, patronymic of officials, location of their points of

      ale/purchase)

      3. Circumstances underlying the application to the authorized body overseeing natural monopolies (as detailed as possible):

      __________________________________________________________________________

      (movement in volumes of production/sales of goods (works, services), movement in prices for them over the past five years, the record of profits from them and other circumstances of the application)

      4. Effects of classifying the product market as socially significant for the legal entity/consumer/competitive situation in the market:

      __________________________________________________________________________

      (increased efficiency in making pricing decisions of the entity, reduction of time and cost of presenting deliverables, the competition development, reduction of the consumer expenditures for purchasing goods or services, other effects)

      5. Any additional information that, in the opinion of the applicant, is important for making a positive decision on this application.

      ________________________________________________________________________________

      (reduction of sales volumes of the product under analysis, increase in prices due to their regulation, the emergence of new entities in the socially significant market, the restraint of technological modernization, etc.)

      6. The list of attached documents, indirectly or directly indicating the appropriateness of classifying the product market as socially significant. If it is not possible to produce documents - indicate the person or body that can provide them:

      __________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________

  Appendix 3 to the
Methodology for
analyzing socially significant
markets

Measuring of individual signs of socially significant markets

      1. The calculation of the price elasticity of demand in the market under analysis

      If a decrease (increase) in price leads to an increase (reduction) in (of) demand, this demand is considered to be elastic. If a change in price in either direction does not lead to a change in the demand level, or such a change is insignificant, this demand is considered to be inelastic.

      Price elasticity of demand (E) is a criterion for assessing the level of market concentration. If E>1, the demand is considered elastic, which indicates a low concentration of the market and the absence of the need to regulate it. If E<1, the demand is inelastic, the market concentration is high and there is a need to introduce market regulation.

      The degree of consumers’ sensitivity to price changes is measured using the coefficient of price elasticity of demand, which is the ratio of changes in sales volume to price changes that caused this change in sales volume:

      where:



– percentage change in sales of goods;

– percentage change in the price of goods.

      While:



      where:


– the volume of sales of goods in the reporting period;

– the volume of sales of goods in the base period;

– the price of the goods in the reporting period;

– the price of the goods in the base period.

      To calculate the elasticity of demand in a particular product market, the authorized body determines the period for which the indicators will be calculated, and depending on the frequency of changes in the price of the goods, the settlement period may be a quarter, half a year, a year.

      The table below shows the input data required for the calculation of elasticity.

Name of entity

Sale price of goods to the consumer, in tenge

Volume of sales of goods, in physical terms

Period 1

Period 2

Period 1

Period 2

А

100

110

102

111

В

95

103

115

123

С

103

112

107

114

Д

98

107

113

110

      In order to calculate the elasticity of demand for product “A”, the department of the authorized body performs the following actions:

      1) calculates the total volume of sales of product “A” for period 1 and period 2:


= 458 units,

= 437 units;

      2) calculates the percentage change in sales for a year:



      3) in order to calculate the percentage change in prices for product “A”, the department of the authorized body calculates the weighted average sales price of product “A” for the years 2015 and 2016. Depending on the contribution of the sales volume of each entity to the total sales volume of product “A”, weights are calculated for each entity. Thus, the weighted average sales price of product “A” for the year 2016 amounted to


= 99 tenge, for the year 2015

= 108 tenge. As a result, the percentage change in the weighted average price was:


      4) the coefficient of the price elasticity of demand is calculated for product “A”:



      Based on the results obtained, product “A” is characterized by low price elasticity of demand, which is a criterion for introducing regulation of the product market.

      In order to calculate the price elasticity of demand, the authorized body sends the form below to the entities of the product market under analysis.

      The form to fill in:

Name of the entity

Sale price of goods, in tenge

Volume of sales of goods, in physical terms

Period 1

Period 2

Period n

Period 1

Period 2

Period n

1








2








      2. The calculation of the price index for a product under analysis

      To calculate the price index for a product under analysis, it is proposed to use the Laspeyres index. This index shows how the prices for the product under analysis, sold in the base period, have changed. When calculating the index, the cost of the products, sold in the past period, but in the prices of the current period, is compared in relation to the same quantity of products, but in the prices of the previous period. The formula for calculating the Laspeyres index is as follows:



      where:



      p1 – reporting period prices;

      p0 – base period prices;

      q0 – quantity of goods sold in the base period.

      3. The calculation of the growth rate of sales of the product under analysis

      where:


– sales volume in the current period (at the end of the period under analysis) of the product under analysis, in physical terms;

– sales volume of the previous (base) period (at the beginning of the period under analysis) of the product under analysis, in physical terms.