О внесении изменений в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой (низкой) цены"

Новый

Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19 ноября 2020 года № 1. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 ноября 2020 года № 21669

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 "Об утверждении Методики по выявлению монопольно высокой (низкой) цены" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16916, опубликован 31 мая 2018 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан) следующие изменения:

      в Методике по выявлению монопольно высокой (низкой) цены, утвержденной указанным приказом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящая Методика разработана в соответствии с подпунктом 19) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года (далее – Кодекс) и применяется антимонопольным органом и территориальным подразделением антимонопольного органа при выявлении монопольно высокой (низкой) цены, установленной субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение на товарном рынке (далее – Субъект).";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящей Методике используются понятия, определенные Кодексом и законами Республики Казахстан, а также понятия, означающие следующее:

      1) сопоставимый товарный рынок – другой товарный рынок, сопоставимый по объему продаваемого товара, составу покупателей или продавцов (поставщиков) товара, определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара, и условиям доступа на товарный рынок;

      2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;

      3) территориальное подразделение антимонопольного органа – территориальное подразделение антимонопольного органа, осуществляющего руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.";

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. В соответствии с пунктом 1 статьи 175 Кодекса под монопольно высокой ценой товара понимается цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, в том числе установленная:

      1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

      расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

      состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное, тарифное и нетарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

      2) путем неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

      расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

      состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное, тарифное и нетарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

      Не признается монопольно высокой цена товара, установленная субъекту рынка в соответствии с законами Республики Казахстан.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. С целью выявления доминирующего или монопольного положения субъекта рынка антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа до проведения расследования проводит анализ состояния конкуренции на товарном рынке в соответствии с подпунктом 11) статьи 90-6 Кодекса.";

      пункт 6 изложить в следующей редакции:

      "6. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе на предмет:

      1) установления Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, превышающей цены на такой же товар других субъектов рынка на сопоставимом товарном рынке;

      2) превышения темпов роста цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами роста цен на сопоставимом товарном рынке;

      3) повышения цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, путем снижения физических характеристик (например, вес единицы товара);

      4) необоснованного сокращения объемов производства и (или) поставки или прекращения производства и (или) поставки товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии возможности производства или поставки.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа с целью выявления данных, указывающих на наличие признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно низкой цены на товар, проводит анализ динамики цен и объемов производства (реализации) товара на товарном рынке, в том числе:

      1) установление Субъектом цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, ниже цены на такой же товар других субъектов рынка на соответствующем или сопоставимом товарном рынке;

      2) превышение темпов снижения цен на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим, по сравнению с соответствующими темпами снижения цен на соответствующем или сопоставимом товарном рынке.";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. В случае наличия данных, указывающих на наличие в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков нарушений, предусмотренных подпунктом 1) статьи 174 Кодекса, выразившихся в установлении субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, монопольно высокой (низкой) цены на товар, антимонопольный орган и (или) территориальное подразделение антимонопольного органа издает приказ о проведении расследования. При проведении расследования устанавливается наличие фактов, подтверждающих действия Субъекта по установлению монопольно высокой (низкой) цены.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Для выявления монопольно высокой цены антимонопольный орган сравнивает цену, установленную субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, с ценой товара на этом же товарном рынке.

      В случае, если невозможно сравнить цену на этом же товарном рынке, сравнение производится с ценой товара на сопоставимом товарном рынке, в том числе за пределами Республики Казахстан.

      В случае, если невозможно определить цену, сложившуюся в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, либо сопоставимый товарный рынок, в том числе за пределами Республики Казахстан, проводится анализ расходов и прибыли субъекта рынка и определяется обоснованная цена товара.

      Выявление сопоставимого товарного рынка осуществляется по критериям, предусмотренным частью первой пункта 3 статьи 175 Кодекса.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Для выявления монопольно низкой цены антимонопольный орган анализирует уровень цен на товар, которые на соответствующем товарном рынке, устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц. При анализе цен учитываются качественные параметры товара.

      В случае, если цена, установленная Субъектом, выше цен, которые на этом же товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, то цена Субъекта не является монопольно низкой.

      В случае если цена, установленная Субъектом, ниже цен, которые на этом товарном рынке устанавливают субъекты рынка, не входящие с Субъектом в одну группу лиц, антимонопольный орган проводит анализ фактических расходов Субъекта на производство и реализацию такого товара и выясняет обстоятельства установления Субъектом низкой цены на товар, по которому положение Субъекта признано доминирующим.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Для принятия решения при определении монопольно высокой цены антимонопольным органом, применяется анализ:

      1) финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

      2) динамики производственной и полной себестоимости товара, а также динамики цен на товар (в том числе сопоставление темпов роста (снижения) производственной и полной себестоимости с темпами роста (снижения) цены на товар);

      3) динамики объемов производства (реализации) товара, с учетом производственных мощностей;

      4) договоров, в результате которых прямо либо косвенно складывается цена на товар;

      5) динамики разных видов цен (к примеру, средневзвешенных, для разных групп покупателей);

      6) расходов периода и производственной себестоимости, в том числе сопоставление темпов роста (снижения) заработной платы административного персонала с темпами роста (снижения) заработной платы производственного персонала;

      7) прибыли, полученной субъектом от товара, по которому положение субъекта признано доминирующим;

      8) инвестиционной программы субъекта;

      9) обязательств перед кредиторами и финансовыми организациями.

      Для принятия решения при определении монопольно низкой цены антимонопольным органом применяется анализ подпунктов 1), 2), 3), 4), 5), 6) настоящего пункта.";

      пункт 16 изложить в следующей редакции:

      "16. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа признает монопольно высокой ценой товара цену, которая установлена в соответствии с пунктом 3 настоящей Методики.";

      пункт 17 изложить в следующей редакции:

      "17. Антимонопольный орган или территориальное подразделение антимонопольного органа признает монопольно низкой ценой товара цену, которая устанавливается субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, путем:

      1) снижения ранее установленной цены товара, при котором выполняются следующие условия:

      расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

      состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

      2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются следующие условия:

      расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;

      состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;

      условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.";

      пункт 18 изложить в следующей редакции:

      "18. В случае отсутствия у субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение на рассматриваемом товарном рынке, учета расходов по статьям затрат и прибыли в разрезе анализируемых товаров, антимонопольный орган или его территориальное подразделение, обоснованной ценой признает максимальную (минимальную) цену, которую на этом же товарном рынке либо на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение, которая сформировалась в условиях конкуренции.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. По результатам расследования должностное лицо (должностные лица) антимонопольного органа или территориального подразделения антимонопольного органа, уполномоченное на проведение расследования, готовит (готовят) заключение в соответствии со статьей 221 Кодекса.";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. В случае установления монопольно высокой (низкой) цены, антимонопольным органом определяется монопольный доход в соответствии со статьей 225 Кодекса.".

      2. Управлению правового обеспечения Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Агентства Ахметжанова С. К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель С. Жумангарин

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.