Об утверждении критериев оценки степени риска и проверочного листа в области государственной статистики

Новый

Совместный приказ Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 5 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 15 августа 2023 года № 152. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 августа 2023 года № 33301.

      В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:

      1. Утвердить:

      1) критерии оценки степени риска в области государственной статистики согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) проверочный лист в области государственной статистики в отношении административных источников согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего совместного приказа на интернет-ресурсе Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент административно-правового обеспечения Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

      4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Министр национальной экономики
Республики Казахстан
______________А. Куантыров
 
 

Председатель Агентства по
стратегическому планированию
и реформам
Республики Казахстан
______________А. Иргалиев

      "СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан

  Приложение 1
к совместному приказу
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 августа 2023 года № 152 и
Председатель Агентства
по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
от 15 августа 2023 года № 5

Критерии оценки степени риска в области государственной статистики

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Критерии оценки степени риска в области государственной статистики (далее – Критерии) разработаны в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан (далее – Кодекс), Законом Республики Казахстан "О государственной статистике" (далее – Закон), приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371) и приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 "Об утверждении Правил формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками и о внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении Правил формирования государственными органами системы оценки рисков и формы проверочных листов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577), для отнесения субъекта контроля в области государственной статистики к степеням риска.

      2. В настоящих Критериях используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие понятия:

      1) значительные нарушения – нарушения, связанные с:

      неприменением национальные классификаторы технико-экономической информации, разработанные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета (далее – ПО ЭПХУ) с базой данных по идентификации сельскохозяйственных животных (далее – БД ИСЖ) (от 5% до 15%), ПО ЭПХУ со статистическим регистром жилищного фонда (далее – СРЖФ) (от 5% до 15%);

      2) незначительные нарушения – нарушения, связанные с:

      несоблюдением требований Правил представления административных данных административными источниками на безвозмездной основе, утвержденных приказом исполняющего обязанности Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 14 июля 2010 года № 183 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6394) (далее – Правила), в части отсутствия титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных, а также пояснения по ее заполнению, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      наличием неактуальных (необновленных) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (менее 5%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (менее 5%);

      3) БД ИСЖ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан – часть ветеринарного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного, осуществляемая государственными ветеринарными организациями;

      4) нарушение в области государственной статистики – действие или бездействие субъекта контроля, повлекшее за собой нарушение норм законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики;

      5) грубые нарушения – нарушения, связанные с:

      несогласованием с ведомством уполномоченного органа в области государственной статистики (далее – ведомство уполномоченного органа) формы, предназначенной для сбора административных данных, а также методики расчета показателей, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      представлением недостоверных административных данных административными источниками, выявляемые путем сверки и сопоставления данных ведомства уполномоченного органа с административными данными из информационных систем административных источников и (или) других официальных источников, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      непредставлением административных данных на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством уполномоченного органа, в том числе по результатам предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля;

      несопоставимостью показателей административных данных с данными из других официальных источников, в том числе базы данных ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (свыше 15%), ПО ЭПХУ с СРЖФ (свыше 15%);

      несоблюдением установленных требований ведомством уполномоченного органа по ведению похозяйственного учета на основе предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля (имелось пять и более замечаний);

      6) риск – вероятность причинения вреда в результате деятельности субъекта контроля законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

      7) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением административных источников, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;

      8) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от степени риска в области государственной статистики и не зависящие непосредственно от отдельного субъекта контроля;

      9) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта контроля;

      10) проверочный лист – перечень требований, включающий в себя требования к деятельности субъекта контроля, несоблюдение которых влечет за собой угрозу законным интересам физических и юридических лиц, государства;

      11) замечания при ведении похозяйственного учета – замечания по несоблюдению требований Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей, утвержденной приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 10 июня 2010 года № 136 "Об утверждении Статистической методологии по ведению похозяйственного учета и форм организации ведения регистрационных записей" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6334) (далее – Методология), утвержденной в соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона;

      12) программное обеспечение для ведения электронного похозяйственного учета – прикладное программное обеспечение, позволяющее акиму поселка, села, сельского округа осуществлять ввод, корректировку и хранение данных похозяйственного учета, а также формировать агрегированные данные на основе введенной информации.

      3. Критерии оценки степени риска для профилактического контроля с посещением субъекта контроля в области государственной статистики формируются посредством объективных и субъективных критериев.

Глава 2. Объективные критерии

      4. Определение объективных критериев осуществляется посредством последующих этапов:

      1) определение риска;

      2) группировка и распределение субъектов контроля по степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).

      5. Оценка степени риска субъектов контроля и отнесение их к высокой группе риска осуществляется по объективным критериям на основании наибольшей вероятности причинения вреда законным интересам физических и юридических лиц, государства в результате использования недостоверных административных данных, представленных административными источниками, при формировании официальной статистической информации.

      6. К высокой степени риска относятся административные источники осуществляющие сбор учетных или иных данных в процессе реализации стратегических, регулятивных, реализационных или контрольных функций в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением статистической деятельности.

      7. К не отнесенной к высокой степени риска относятся физическое или юридическое лицо и его структурные и обособленные подразделения, представляющие данные по объекту статистического наблюдения в соответствии со статистической методологией.

      8. В отношении субъектов контроля отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля, профилактический контроль с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки.

      9. В отношении субъектов контроля не отнесенных к высокой степени риска, применяется профилактический контроль без посещения субъекта контроля и внеплановой проверки.

Глава 3. Субъективные критерии

      10. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:

      1) формирование базы данных, с отражением выявленных нарушений по субъекту контроля;

      2) анализ информации с целью определения субъекта контроля, подлежащих включению в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки.

      11. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:

      1) результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля;

      2) результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля. Степень тяжести нарушения (грубое, значительное, незначительное) устанавливается при несоблюдении требований, отраженных в проверочном листе.

      12. На основании имеющихся источников информации, определяются степени рисков по субъективным критериям в отношении административных источников, согласно приложениям 1, 2 к настоящим Критериям.

      13. Субъективные критерии подразделяются на три степени нарушения: грубое, значительное и незначительное.

      14. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени риска рассчитывается общий показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.

      Кратность проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля определяется по результатам проводимого анализа, мониторинга и сопоставления данных, полученных ведомством уполномоченного органа из официальных источников по субъективным критериям и не чаще одного раза в год.

Глава 4. Порядок расчета общего показателя степени риска по субъективным критериям

      15. Для отнесения субъекта контроля к степени риска применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.

      При выявлении одного грубого нарушения, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.

      При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7 и данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SР3 = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:

      SР3 – показатель значительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество значительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных значительных нарушений.

      При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.

      Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:

      SРH = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:

      SРH – показатель незначительных нарушений;

      SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;

      SР2 – количество выявленных незначительных нарушений.

      Показатель степени риска (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:

      SР = SР3 + SРH, где:

      SР – показатель степени риска по нарушениям;

      SР3 – показатель значительных нарушений;

      SРH – показатель незначительных нарушений.

      По показателям степени риска субъекта контроля относится:

      1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля;

      2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе степени риска от 0 до 70 и в отношении него не проводится профилактический контроль с посещением субъекта контроля.

      16. Профилактический контроль с посещением субъекта контроля проводятся на основании полугодовых списков профилактического контроля с посещением субъекта контроля, формируемых в соответствии с пунктом 4 статьи 144-2 Кодекса.

      17. Территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа на основании полугодового списка проведения профилактического контроля с посещением субъекта контроля, утвержденного уполномоченным органом в области государственной статистики и размещенного на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, осуществляют регистрацию акта о назначении профилактического контроля с посещением субъекта контроля в территориальных подразделениях в области правовой статистики и специальных учетов по месту нахождения.

  Приложение 1
к Критериям оценки степени
риска в области
государственной статистики

Субъективные критерии в отношении административных источников

Критерии

Степень нарушения

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля:

1

Несогласование с ведомством уполномоченного органа форм, предназначенных для сбора административных данных

грубое

2

Несогласование с ведомством уполномоченного органа методики расчета показателей

грубое

3

Неприменение национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации

значительное

4

Представление недостоверных административных данных, выявленные путем сверки и сопоставления данных ведомства уполномоченного органа с административными данными из информационных систем административных источников и (или) и других официальных источников

грубое

5

Непредставление административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством уполномоченного органа

грубое

6

Отсутствие титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных

незначительное

7

Отсутствие пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных

незначительное

8

Несопоставимость административных данных с данными других официальных источников

значительное

9

Неактуальность (необновленность) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников

незначительное

Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении нижеперечисленных требований):

10

Сбор административных данных по несогласованной форме

грубое

11

Несогласование с ведомством уполномоченного органа форм, предназначенных для сбора административных данных

грубое

12

Несогласование с ведомством уполномоченного органа методики расчета показателей

грубое

13

Неприменение национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации

значительное

14

Представление недостоверных административных данных

грубое

15

Непредставление административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством уполномоченного органа

грубое

16

Неактуальность (необновленность) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников

значительное

17

Отсутствие титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных

значительное

18

Отсутствие пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных

значительное

  Приложение 2
к Критериям оценки степени
риска в области
государственной статистики

Субъективные критерии в отношении акимов поселка, села, сельского округа

Критерии

Степень нарушения

Результаты профилактического контроля без посещения субъекта контроля

1

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) свыше 15 %

грубое

2

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) от 5% до 15%

значительное

3

Расхождение данных поголовья скота ПО ЭПХУ с БД ИСЖ (лошади, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, верблюды, свиньи) менее 5%

незначительное

4

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) свыше 15 %

грубое

5

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) от 5% до 15%

значительное

6

Расхождение между данными ПО ЭПХУ с СРЖФ (количество домов или общая площадь в квадратных метрах) менее 5%

незначительное

Результаты предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля и внеплановой проверки (степень тяжести нарушения устанавливается при несоблюдении нижеперечисленного требования):

7

Итоги предыдущего профилактического контроля с посещением субъекта контроля по ведению похозяйственного учета, где имелось пять и более замечаний

грубое

  Приложение 2
к совместному приказу
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
от 15 августа 2023 года № 152 и
Председатель Агентства
по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
от 15 августа 2023 года № 5

Проверочный лист в области государственной статистики в отношении административных источников

      Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль с посещением субъекта контроля

      ______________________________________________________________________

      Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта контроля

      ______________________________________________________________________

                              (№, дата)

      Наименование субъекта контроля

      ______________________________________________________________________

      Бизнес-идентификационный номер субъекта контроля

      ______________________________________________________________________

      Адрес места нахождения

      ______________________________________________________________________

Перечень требований

Соответствует требованиям

Не соответствует требованиям

1

2

3

4

1

Сбор административных данных по несогласованной форме



2

Несогласование с ведомством уполномоченного органа форм, предназначенных для сбора административных данных



3

Несогласование с ведомством уполномоченного органа методики расчета показателей



4

Неприменение национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации



5

Представление недостоверных административных данных



6

Непредставление административных данных административными источниками на безвозмездной основе в порядке и сроки, установленные ведомством уполномоченного органа



7

Неактуальность (необновленность) административных данных, публикуемых на официальных интернет-ресурсах административных источников



8

Отсутствие титульного листа к форме, предназначенной для сбора административных данных



9

Отсутствие пояснения по заполнению формы, предназначенной для сбора административных данных



      Должностное (ые) лицо (а)
______________________________________________________________________
            (должность)                               (подпись)
______________________________________________________________________
                  (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель субъекта контроля
_____________________________________________________________________
            (должность)                               (подпись)
______________________________________________________________________
                  (фамилия, имя, отчество (при его наличии)

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.