Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

Новый

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 октября 2023 года № 186. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 октября 2023 года № 33540.

      В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива, согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Службе международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его официального опубликования.

      Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Б. Асылов

  Приложение к приказу
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
от 11 октября 2023 года № 186

Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов" (далее – Закон) и определяют порядок назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива.

      2. В Правилах используются следующие термины:

      1) проверка – проверка законности источников приобретения (происхождения) актива;

      2) досье - совокупность документов, содержащих сведения по итогам проведенного мониторинга и анализа и иных мер по возврату активов;

      3) активы - имущественные блага и права (имущество), находящиеся в Республике Казахстан и за ее пределами, включая любые имущественные блага и права (имущество), извлеченные (извлекаемые) из такого имущества.

      Иные термины используются в значении, установленном в Законе и других нормативных правовых актах Республики Казахстан.

      3. Целью проверки является исследование законности источников приобретения (происхождения) актива, подтверждение либо опровержение факта незаконного приобретения, в том числе вывода актива.

Глава 2. Порядок назначения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

      4. В качестве должностного лица, инициирующего проверку, может выступать руководитель самостоятельного структурного подразделения уполномоченного органа по возврату активов, его заместитель либо лицо, исполняющие их обязанности.

      5. Проверка осуществляется по решению (постановлению) руководителя уполномоченного органа по возврату активов либо лица, исполняющего его обязанности, принимаемому на основании рапорта должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, инициирующего проверку, либо по поручению Генерального Прокурора или Заместителя Генерального Прокурора, курирующего работу уполномоченного органа по возврату активов.

      6. В рапорте о назначении проверки указывается:

      1) дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт;

      2) краткое изложение имеющихся материалов на субъекта и его аффилированных лиц, сформированных по состоянию на дату подачи рапорта;

      3) сведения о включении субъекта и его аффилированных лиц в реестр, с указанием номера и даты протокола заседания комиссии;

      4) сведения об уведомлении лица о включении его в реестр;

      5) сведения о представлении или не представлении декларации о раскрытии активов по состоянию на дату рапорта;

      6) активы субъекта и (или) его аффилированного лица в отношении законности приобретения которых планируется проведение проверки;

      7) период проверки, который может включать временной период, начиная с первичного происхождения средств, на которые приобретались активы, являющиеся предметом проверки;

      8) срок проведения проверки.

      7. В качестве проверяющих выступают прокуроры структурных подразделений уполномоченного органа по возврату активов.

      8. О проведении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива выносится постановление, которое регистрируется в ведомстве органов прокуратуры в области государственной правовой статистики и специальных учетов, его территориальных и приравненных к ним органах.

      9. В постановлении о проведении проверки указывается:

      1) номер, дата, наименование уполномоченного органа по возврату активов, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность руководителя, подписавшего постановление, основания проверки;

      2) данные об активе, в отношении которого назначена проверка, его местонахождение, наименование субъекта и/или аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и/или под контролем которых находится (находился) актив, сведения о руководителе юридического лица, бизнес-идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер);

      3) предмет проверки с указанием проверяемого периода;

      4) фамилия, имя отчество, должность лица, кому поручена проверка и сведения о специалистах, привлекаемых к ней;

      5) срок проведения (количество дней, предусмотренных Законом) проверки;

      6) права и обязанности субъекта и (или) аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, в отношении законности источников приобретения которого назначена проверка;

      7) подпись лица, уполномоченного подписывать постановление.

      10. Постановление о назначении проверки вручается субъекту и (или) его аффилированному лицу, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, либо руководителю юридического лица посредством информационной системы по делопроизводству уполномоченного органа по возврату активов.

Глава 3. Порядок проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

      11. Проверка проводится в отношении находящегося в Республике Казахстан и за ее пределами актива субъекта и (или) его аффилированных лиц, подпадающего под сферу действия Закона.

      Применительно к лицу, включенному в реестр, проверка проводится вне зависимости от того, реализовало ли такое лицо свое право по представлению декларации о раскрытии активов.

      12. Проверка проводится только теми лицами, которые указаны в постановлении о проведении проверки.

      Состав лиц, проводящих проверку, предмет и период проверки изменяется (дополняется) по решению руководителя уполномоченного органа по возврату активов, назначившего проверку, либо лица исполняющего его обязанности.

      13. Решение об изменении (дополнении) предмета либо периода проверки выносится:

      в случае невозможности оценки законности источников приобретения (происхождения) актива без изменения (дополнения) перечня проверяемых вопросов либо проверяемого периода;

      в случае выявления фактов нарушений законности, не отнесенных к предмету либо периоду проверки;

      в связи с ошибками при формировании либо регистрации постановления о проведении проверки.

      14. Предельный срок проведения проверки, основания его приостановления и продления, устанавливаются Законом.

      15. В случае необходимости для дачи заключений в рамках проверки привлекаются специалисты:

      государственных и правоохранительных органов;

      организаций, независимо от формы собственности.

      Специалисты государственных и правоохранительных органов привлекаются по требованию уполномоченного органа по возврату активов, адресованному в соответствующие органы, учреждения либо организации.

      Порядок привлечения специалистов частных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан либо иным законодательством.

      При наличии угрозы жизни и здоровью должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, а также угрозы воспрепятствования его законной деятельности, к проверке, для обеспечения безопасности лиц, осуществляющих проверку, могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов.

      16. В ходе проверки при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений законодательства Республики Казахстан, имеющих значение для реализации проверки, решается вопрос о необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).

      Постановление о проведении ОРМ выносится в соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 10 Конституционного закона Республики Казахстан "О прокуратуре" и подпунктом в-1) пункта 1 статьи 10 Закона Республики Казахстана "Об оперативно-розыскной деятельности".

      Проект постановления о проведении ОРМ согласовывается с руководителем подразделения по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Генеральная прокуратура).

      Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий подписывается Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующим работу уполномоченного органа по возврату активов.

      Постановление о проведении ОРМ направляется для исполнения в уполномоченный орган согласно установленной Уголовно-процессуальным кодексом (далее – УПК) подследственности (подведомственности). В исключительных случаях, для предотвращения фактов утечки оперативной информации, исключения конфликта интересов, допускается поручать проведение ОРМ другим правоохранительным или специальным государственным органам вне зависимости от установленной законом компетенции.

      Над проведением ОРМ осуществляется постоянный контроль подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий Генеральной прокуратуры с заслушиванием результатов проведенной работы.

      17. Экспертиза в рамках проводимой проверки назначается в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать проверку.

      Постановление о назначении экспертизы выносится руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями или лицами, исполняющими их обязанности.

      В постановлении о назначении экспертизы указываются:

      1) наименование органа, назначившего экспертизу;

      2) время, место назначения экспертизы;

      3) вид экспертизы;

      4) основания для назначения экспертизы;

      5) объекты, направляемые на экспертизу, и информация об их происхождении, а также разрешение на возможное полное или частичное уничтожение указанных объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования;

      6) наименование органа судебной экспертизы и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, которому поручено производство судебной экспертизы;

      7) вопросы, подлежащие разрешению экспертом.

      При наличии в заключении специалиста выводов о составе уголовного, административного правонарушения либо обстоятельства, являющегося основанием для подачи заявления в суд, экспертиза по материалам прокурорских проверок производится в рамках УПК, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК), Административного процедурно-процессуального кодекса (далее – АППК).

      18. В ходе проверки уполномоченный орган по возврату активов запрашивает и получает у государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц дела, информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      19. При осуществлении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива уполномоченный орган по возврату активов:

      1) не требует предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

      2) не превышает установленные сроки проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

      3) не препятствует нормальному функционированию проверяемого актива, за исключением случаев, создающих угрозу законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан, а также угрожающих возникновением необратимых последствий для жизни и здоровья людей.

      20. Требования уполномоченного органа по возврату активов о выделении специалистов, истребовании сведений и дел подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями, руководителями структурных подразделений уполномоченного органа по возврату активов, лицами, исполняющими их обязанности, либо лицами, указанными в постановлении о назначении проверки либо их непосредственными руководителями.

      21. Требования прокурора о предоставлении судами уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях направляется в соответствии с УПК, ГПК, АППК, КоАП.

      22. Требования о проведении проверки, направляемые в уполномоченные органы, подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителем либо лицами, исполняющими их обязанности.

      23. При проведении проверки уполномоченный орган по возврату активов применяет имеющиеся в наличии технические средства для сбора фактической информации об активе, законность источников приобретения (происхождения) которого является предметом проверки, субъектах, являющихся собственником, доверительным управляющим, пользователем такого актива, в том числе бывшими, а также документах, материалах, помещениях, процессе деятельности соответствующих активов (субъектов) и подтверждения фактов нарушения законности.

      24. Сбор фактической информации осуществляется путем фото-видеосъемки, снятия замеров, копий, отбора проб, контрольного закупа и иной фиксации, имеющей значение для объективной оценки в ходе проверки, с обязательным уведомлением соответствующего субъекта.

      Не допускается использование специальных технических средств, применение которых требует специального разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".

      25. Вызов лиц и получение объяснений от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки осуществляется прокурором, указанным в постановлении о назначении проверки либо его руководителем.

      26. По окончании проверки составляется справка о результатах проверки (далее – справка), которая содержит:

      1) дату и место составления справки, основания проверки;

      2) наименование проверяемого актива и (или) данные субъекта и (или) аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, предмет (тематика) проверки;

      3) общие сведения по тематике проверки;

      4) выводы и предложения по результатам проверки;

      5) подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.

      Справка приобщается к материалам досье субъекта (при наличии).

      27. По результатам проверки принимаются следующие решения:

      1) о внесении на рассмотрение комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов вопроса о подаче в суды исков о признании активов активами необъяснимого происхождения;

      2) о реализации уполномоченным органом по возврату активов иных мер по принудительному возврату активов, предусмотренных законами Республики Казахстан, включая обеспечительные и (или) предварительные обеспечительные мер;

      3) о передаче материалов в правоохранительные либо специальные государственные органы для проведения досудебных расследований;

      4) об инициировании подачи исков, связанных с возвратом активов, а также осуществления иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;

      5) о внесении актов надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Конституционного закона.

      В случаях, не требующих отлагательств, решения, предусмотренные в подпунктах 2), 3), 4) настоящего пункта, могут быть приняты уполномоченным органом по возврату активов до завершения проверки и подведения ее итогов.

      28. Справка вручается либо направляется субъекту и (или) аффилированным лицам, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, либо их уполномоченным представителям либо руководителю юридического лица в отношении законности источников приобретения (происхождения) которого проведена проверка, в течение пяти рабочих дней после окончания проверки.

      Надлежащим вручением являются следующие способы, обеспечивающие фиксирование доставки:

      1) нарочно;

      2) по почте заказным письмом;

      3) на адрес электронной почты;

      4) в личный кабинет в системе электронного правительства.

      В случае возврата справки в связи с отказом в его принятии лицо считается уведомленным надлежащим образом.

      Возражения к справке (при их наличии) предоставляются письменно в течение трех рабочих дней со дня вручения справки.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.