Правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств

Новый

Постановление акимата города Алматы от 1 февраля 2023 года № 1/56. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Алматы 3 февраля 2023 года № 1716

      В соответствии с подпунктом 9-28) статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы" акимат города Алматы ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств, согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Управлению экологии и окружающей среды города Алматы в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего постановления в Департаменте юстиции города Алматы;

      2) размещение настоящего постановления на интернет–ресурсе акимата города Алматы после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Алматы Абдыкадырова А.Е.

      4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Аким города Алматы Е. Досаев

  Приложение
к постановлению
акимата города Алматы
от 1 февраля 2023 года № 1/56

Правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных
транспортных средств

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила по осуществлению замеров выбросов от автомобильных транспортных средств (далее - Правила) разработаны в соответствии с Экологическим кодексом Республики Казахстан, подпунктом 9-28) статьи 4 Закона Республики Казахстан "Об особом статусе города Алматы", Законом Республики Казахстан "О дорожном движении" (далее - Закон) и определяют порядок и условия замеров выбросов от автомобильных транспортных средств.

      Правила распространяются на следующие автотранспортные средства, эксплуатируемые в городе Алматы: легковые автомобили категорий М1, автобусы категорий М2 и М3, грузовые автомобили категорий N1, N2 и N3, мотоциклы категории L, в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) испытательная лаборатория – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, действующее от его имени, осуществляющее исследования, испытания;

      2) газоанализатор - прибор для непрерывного анализа химического состава отработавших газов двигателя;

      3) дымность - видимая дисперсия жидких и (или) твердых частиц в отработавших газах, образовавшаяся в результате неполного сгорания топлива и испарившегося масла в цилиндрах двигателя, нормируемый показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины;

      4) нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах двигателя (далее – нормы содержания загрязняющих веществ) - нормы дымности отработавших газов для автотранспортных средств, оснащенных двигателями с принудительной системой зажигания и нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах двигателя с принудительным зажиганием для автотранспортных средств, работающих на бензине и на газовом топливе, утверждаемые настоящими Правилами;

      5) монооксид углерода (СО) – нормируемый компонент, загрязняющее вещество в виде газа без цвета, запаха и вкуса;

      6) измеритель дымности - прибор для измерения степени поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов двигателя внутреннего сгорания определенной длины;

      7) отработавшие газы - смесь газов, удаляемая из цилиндров или камер сгорания двигателя через выхлопную трубу автотранспортного средства;

      8) передвижной пост – автотранспортное средство, оснащенное необходимыми приборами и оборудованием для проведения измерений;

      9) специалист по измерениям – сотрудник испытательной лаборатории, осуществляющий измерения;

      10) сертификат о поверке – документ о прохождении метрологической поверки прибора, выданный поверочной аккредитованной лабораторией в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений;

      11) стационарный пост – стационарный объект, оснащенный необходимыми приборами и оборудованием для проведения измерений;

      12) уполномоченный орган - структурное подразделение местного исполнительного органа, осуществляющее функции в сфере государственной экологической политики на территории города Алматы;

      13) углеводороды (СН) - нормируемый компонент, загрязняющее вещество, углеводородная группа соединений (парафины, олефины, нафтены, ароматические углеводороды).

Глава 2. Порядок осуществления измерений

      3. Измерения осуществляются на стационарных и передвижных постах.

      4. Стационарные посты города Алматы работают круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни.

      5. Количество измерений на стационарных и передвижных постах устанавливается в договорах, заключенных между уполномоченным органом и испытательной лабораторией.

      6. Испытательная лаборатория обеспечивает:

      1) стационарные и передвижные посты специалистами по измерениям в соответствии с условиями заключенных договоров;

      2) стационарные и передвижные посты необходимыми приборами и оборудованием для осуществления измерений;

      3) техническое обслуживание приборов согласно инструкциям к ним;

      4) своевременное прохождение поверки приборов в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений;

      5) проведение измерений в соответствии с настоящими Правилами;

      6) ведение документации в соответствии с настоящими Правилами;

      7) сбор, обработку и передачу уполномоченному органу результатов измерений.

      7. Специалистом по измерениям выполняется измерение в соответствии с настоящими Правилами, по итогам чего формируется электронный протокол измерений, который хранится в электронном виде, а также заполняется журнал учета автотранспортных средств в электронном формате.

      8. На основании протокола измерений специалист по измерениям сравнивает показания измерений с нормами содержания загрязняющих веществ.

      9. Выбросы в окружающую среду, производимые автотранспортными средствами при их эксплуатации, не должны превышать допустимый уровень, установленный техническими регламентами в сфере охраны окружающей среды.

      10. Нормы содержания загрязняющих веществ должны соответствовать показателям, предусмотренным в приложении 2 и 3 к настоящим Правилам.

      11. В случае соответствия отработавших газов двигателя автотранспортного средства нормам содержания загрязняющих веществ автотранспортное средство продолжает движение.

      12. В случае установления, в результате измерения, превышения норм содержания загрязняющих веществ, в отношении владельца автотранспортного средства принимаются меры в соответствии с частью первой статьи 334 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

      13. В случае, если превышение норм содержания загрязняющих веществ автотранспортного средства установлено повторно в течение года, в отношении владельца автотранспортного средства принимаются меры в соответствии со статьей 797 Кодекса, статьей 51 Закона и постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 ноября 2014 года № 1196 "Об утверждении Правил дорожного движения, Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации, перечня оперативных и специальных служб, транспорт которых подлежит оборудованию специальными световыми и звуковыми сигналами и окраске по специальным цветографическим схемам".

      14. Устранение причин превышения норм содержания загрязняющих веществ автотранспортного средства подтверждается протоколом измерений испытательной лаборатории, оформленным по итогам измерений, проведенных в соответствии с настоящими Правилами.

Глава 3. Общие требования к проведению измерений

      15. Содержание монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах автотранспортных средств с бензиновыми и (или) газовыми двигателями в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала двигателя не должно превышать значений, указанных в приложении 2 к настоящим Правилам.

      Проведение измерений выполняется при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, установленной изготовителем транспортного средства.

      16. Дымность отработавших газов для автотранспортных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, не должна превышать значений, указанных в приложении 3 к настоящим Правилам.

      17. При проведении измерения пробег транспортного средства должен быть не менее 3 000 километров. При меньшем пробеге проверка не проводится.

      18. У автотранспортного средства система выпуска отработавших газов должна быть герметична и комплектна (не должно быть видимого отсутствия и повреждений элементов выпускной системы). В случае видимого нарушения целостности и герметичности выпускной системы автотранспортного средства, измерения не проводятся.

      19. Определение экологического класса автотранспортного средства осуществляется в зависимости от страны производителя и от года выпуска автотранспортного средства в соответствии с приложением 4 к настоящим Правилам.

      20. Атмосферные условия (температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность) в месте расположения прибора при проведении измерений определяются эксплуатационными характеристиками применяемых приборов. При атмосферном давлении ниже 86,6 килопаскаль (650 миллиметров ртутного столба) до 80 килопаскаль (600 миллиметров ртутного столба), в горных условиях, применяется коэффициент повышения норм равный К = 1,1.

      21. При измерениях следует применять газоанализаторы, измерители дымности и иные приборы и оборудование соответствующие требованиям ГОСТ 33997-2016 и СТ РК 1433-2017 и имеющие действующие сертификаты о поверке в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обеспечении единства измерений.

      22. Перед выполнением измерения необходимо убедиться, что двигатель автотранспортного средства прогрет до температуры не ниже 60 °С по штатному датчику автотранспортного средства.

Глава 4. Особенности подготовки и проведения измерений автотранспортных
средств, оснащенных двигателем с принудительным зажиганием,
работающих на бензине и (или) газовом топливе

      23. После прогрева двигателя, при осуществлении измерений без использования программного обеспечения, проводятся следующие операции:

      1) устанавливается рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автотранспортного средства с автоматической коробкой передач устанавливает в положение "нейтраль" или "паркинг";

      2) затормаживается автотранспортное средство стояночным тормозом;

      3) вводится пробозаборник газоанализатора в выпускную трубу автотранспортного средства на глубину не менее 300 миллиметров от наиболее заглубленной точки среза трубы и проводятся измерения в течение не менее 30 секунд;

      4) регистрируются полученные данные на бумажном носителе.

      24. Проведение измерений с использованием программного обеспечения включает в себя следующее:

      1) перед проведением измерений проверяются и устанавливаются нулевые показания газоанализатора на всех шкалах измерения, кроме О2. Содержание О2 должно быть в пределах, установленных в инструкции (руководстве) по эксплуатации газоанализатора;

      2) устанавливается минимальная частота вращения вала двигателя;

      3) подключается газоанализатор к компьютеру;

      4) запускается программное обеспечение на компьютере;

      5) вводятся в программное обеспечение необходимые данные об автотранспортном средстве;

      6) запускается в программном обеспечении режим измерения и по завершению процедуры измерения программное обеспечение формирует протокол испытаний с результатами измерений;

      7) результаты измерений сообщаются сотруднику полиции для принятия соответствующих мер реагирования согласно Кодексу.

      25. При наличии раздельных выпускных систем у автотранспортного средства измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения нормируемых компонентов.

      26. При наличии комбинированной системы топлива (бензин и газ), измерение следует проводить на каждый вид топлива.

Глава 5. Особенности подготовки и проведения измерений автотранспортных
средств, оснащенных двигателем с воспламенением от сжатия

      27. После прогрева двигателя, при осуществлении замеров без использования программного обеспечения, проводятся следующие операции:

      1) устанавливается рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автотранспортного средства с автоматической коробкой передач устанавливается в положение "нейтраль" или "паркинг";

      2) затормаживается автотранспортное средство стояночным тормозом;

      3) вводится изогнутая трубка измерителя дымности в выпускную трубу автотранспортного средства;

      4) измерение дымности проводится в режиме свободного ускорения;

      5) при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0,5-1,0 секунд до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла;

      6) циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз;

      4) регистрируется среднеарифметическое значение дымности четырех последних измерений, которое принимается за результат измерения и формируется протокол испытаний с результатами измерений на бумажном носителе.

      28. Проведение измерений с использованием программного обеспечения включает в себя следующее:

      1) измерение дымности проводится в режиме свободного ускорения;

      2) при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальных частотах вращения коленчатого вала равномерно перемещается педаль за 0,5-1,0 секунд до упора. Держится педаль в этом положении 2-3 секунды. После отображения результатов первого замера на датчике приборного блока, и готовности измерителя дымности к следующему измерению приступают к выполнению следующего цикла;

      3) циклы свободного ускорения повторяются не менее шести раз;

      4) подсоединяются измеритель дымности к компьютеру;

      5) запускается программное обеспечение на компьютере;

      6) вводятся в программное обеспечение необходимые данные об автотранспортном средстве;

      7) скачивается среднеарифметическое значение дымности четырех последних измерений, которое принимается за результат измерения и формируется электронный протокол испытаний с результатами измерений;

      8) результаты измерений сообщаются сотруднику полиции для принятия соответствующих мер реагирования согласно Кодексу.

  Приложение 1
к Правилам по осуществлению
замеров выбросов от
автомобильных
транспортных средств

Классификация автотранспортных средств по категории

Категория

Разрешенная максимальная масса*, т

Характеристика автотранспортного средства

M1

Легковые автомобили (имеющие не более восьми мест для сидения, кроме водителя)

М2

До 5**

Автобусы (имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)

М3

Свыше 5**

N1

До 3,5***

Грузовые автомобили

N2

Свыше 3,5 до 12,0***

N3

Свыше 12,0***

L

-

Мотоциклы

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных автотранспортных средствах, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося обычно только в мастерских. Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.

  Приложение 2
к Правилам по осуществлению
замеров выбросов от
автомобильных
транспортных средств

Нормы содержания монооксида углерода (СО), углеводородов (СН) в отработавших газах двигателя с принудительным зажиганием для автотранспортных средств, работающих на бензине и (или) на газовом топливе

Категории и комплектация транспортных средств

Частота вращения коленчатого вала двигателя

СО, объемная доля, %

СН, объемная доля, млн-1

M и N, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

минимальная

3,5

1200

M и N, экологического класса 2 и ниже, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

минимальная

0,5

400

M и N, экологического класса 3 и выше, оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

минимальная

0,3

100

L, не оснащенные системами нейтрализации отработавших газов

минимальная

4,5


      * под системой нейтрализации отработавших газов двигателя понимается совокупность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ с отработавших газов при работе двигателя;

      ** под экологическим классом автотранспортного средства понимается классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.

  Приложение 3
к Правилам по осуществлению
замеров выбросов от
автомобильных
транспортных средств

Нормы дымности отработавших газов для автотранспортных средств,
оснащенных двигателями с принудительной системой зажигания

Категория транспортного средства, экологический класс

Тип двигателя

Дымность, коэффициент поглощения светового потока (k), м-1

М, N, экологические классы
3 и ниже:

Без наддува

2,5

С наддувом

3,0

М, N, экологические классы
4 и выше

-

1,5

      * под экологическим классом автотранспортного средства понимается классификационный код, характеризующий конструкцию транспортного средства или двигателя внутреннего сгорания в зависимости от уровня выбросов, а также уровня требований к системам бортовой диагностики.

  Приложение 4
к Правилам по осуществлению
замеров выбросов от
автомобильных
транспортных средств

Экологические классы автотранспортного средства в зависимости
от страны производителя и года выпуска

Страна производитель АТС

Тип двигателя

Экологический класс

0

1

2

3

4

5 и 6

год выпуска

Россия, СНГ, Казахстан

С принудительным зажиганием

до 2005

-

2006 – 2007

2008 – 2012

2013 – 2015

с 2016

Дизельный

до 2005

-

2006 –2007

2008 – 2012

2013 – 2015

с 2016

Страны
Европейского Союза (ЕС),

С принудительным зажиганием

до 1991

1992 -1995

1996 – 1999

2000 – 2004

2005 – 2009

с 2010

Дизельный

до 1991

1992 -1995

1996 – 1999

2000 – 2004

2005 – 2009

с 2010

Япония

С принудительным зажиганием

до 1996

до 1997

1998-2004

2005-2010

с 2011


Дизельный

до 1996

до 1997

1998-2004

2005-2010

с 2011


Корея

С принудительным зажиганием

до 2000

до 2000

2001-2002

2003-2005

с 2006

с 2010

Дизельный

до 2000

до 2000

2001-2002

2003-2005

с 2006

с 2010

США

С принудительным зажиганием

до 1990

до 1995

1996-2000

2001-2003

с 2004

с 2010

Дизельный

до 1990

до 1995

1996-2000

2001-2003

с 2004

с 2010

Китай

С принудительным зажиганием

до 2003

до 2003

2004-2007

2008- 2010

с 2011

с 2013

Дизельный

до 2003

до 2003

2004-2007

с 2008

с 2011

с 2011


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.