Инструкция "О порядке проведения комплексной проверки Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов Республики"

Утративший силу

Утверждена приказом Министра финансов Республики Казахстан от 25 марта 1998 г. N 136. Зарегистрированa в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19.04.1998 г. N 499. Приказ утратил силу - приказом Министра финансов РК от 29 ноября 2004 года N 421

      Извлечение из приказа Министра финансов РК
              от 29 ноября 2004 года N 421
 
      "Приказываю:
      1. Признать утратившими силу приказы Министра финансов Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу...
      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

      Министр
 
                                  Приложение к
                                  приказу Министра финансов РК
                                  от 29 ноября 2004 года N 421
 
         Перечень некоторых приказов Министра финансов
             Республики Казахстан, утративших силу
      ...
      3. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 25 марта 1998 г. N 136 "Инструкция "О порядке проведения комплексной проверки Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными органами состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов Республики" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов N 499.".
-------------------------------------------------------------------

                        I. Общие положения
      1. В целях своевременного выявления недостатков и нарушений в работе исполнительных органов по формированию и исполнению местных бюджетов, усиления контроля за уплатой хозяйствующими субъектами, причитающихся сумм налогов, страховых взносов, полнотой поступления таможенных сборов и пошлин, обеспечения сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также принятия эффективных мер по их устранению Министерством финансов и его областными и городскими (республиканского подчинения) территориальными органами проводится комплексная проверка состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов.
      Правовым основанием для проведения комплексной проверки состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов (далее комплексная проверка) является Закон Республики Казахстан от 24 декабря 1996 года Z960052_  "О бюджетной системе".
      2. Комплексная проверка проводится в акиматах области, городах республиканского и областных подчинений и районов с охватом финансовых органов, органов налоговой и таможенной службы, финансового контроля. При этом:
      - в финорганах проверяется организация работы по формированию и исполнению бюджета;
      - в органах налоговой службы - организация работы по сбору налоговых и других обязательных платежей в бюджет и в государственные фонды;
      - в органах таможенной службы - организация работы по сбору и своевременному поступлению таможенных платежей;
      - в органах финансового контроля - состояние контрольно-ревизионной работы;
      - в бюджетных организациях, отделах и управлениях (департаментах) соответствующих местных исполнительных органов ревизии и проверки исполнения сметы расходов;
      - в государственных предприятиях и хозяйствующих субъектах с государственной долей собственности - ревизии и проверки финансово- хозяйственной деятельности с охватом вопроса правильности начисления дивидендов на госпакет акций и полноты их внесения в доход бюджета;
      - в государственных фондах - проверки правильности формирования и использования средств фондов;
      - в хозяйствующих субъектах - проверки правильности исчисления и своевременного внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
      3. Комплексная проверка состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов областей и городов республиканского подчинения проводится центральным аппаратом Министерства финансов Республики Казахстан, а районов и городов областного подчинения Управлениями Комитета финансового контроля по областям и г.Алматы, финансовыми , налоговыми , таможенными и другими территориальными органами Министерства финансов Республики Казахстан.
      4. Комплексная проверка состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов областей и городов республиканского подчинения проводится с периодичностью не реже одного раза в три года, а районов и городов областного подчинения не реже одного раза в два года.
      5. При проведении комплексной проверки работники Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных органов обязаны строго руководствоваться Конституцией Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан, нормативными актами Президента и Правительства Республики Казахстан, а также приказами и указаниями Министерства финансов Республики Казахстан.
      6. Территориальные органы Министерства финансов Республики Казахстан координируют свою деятельность с местными представительными и исполнительными органами, итоги комплексной проверки выносят на обсуждение заседаний коллегий акимов, информируют местных представительных органов соответствующего уровня.
      7. Министерство финансов Республики Казахстан проведение комплексной проверки осуществляет в соответствии с Планом основных вопросов контрольно- экономической работы, утвержденным на коллегии министерства. Результаты комплексной проверки вносятся на рассмотрение заседании коллегии акимов областей и городов республиканского подчинения, сообщаются соответствующим маслихатам-собраниям депутатов, рассматриваются на заседании коллегии министерства, докладываются Правительству Республики Казахстан.
      8. Министерство финансов Республики Казахстан и его территориальные органы по результатам комплексной проверки вносят перед представительными и исполнительными органами предложения, направленные на устранения и предотвращение нарушений бюджетной дисциплины, фактов растрат и хищений денежных средств и материальных ценностей, улучшение работы по сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, и государственные фонды.

              II. Основные задачи комплексной проверки

      9. Основными задачами комплексной проверки являются проверки:
      - соблюдения местными исполнительными органами порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов;
      - соблюдения Законов Республики Казахстан "О бюджетной системе", "О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан", Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" и других законодательных актов Республики Казахстан при формировании и исполнении местных бюджетов, взимании налогов и других обязательных платежей в бюджет и Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете";
      - правильности планирования и своевременности финансирования расходов, предусмотренных по местным бюджетам, сметам расходов бюджетных организаций по мере освоения выделенных ассигнований и выполнения показателей по по сети штатам и контингенту;
      - обеспечение полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом доходов, эффективного и целевого расходования бюджетных средств;
      - правильности формирования и использования средств в государственных фондах (Пенсионного, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования, содействия занятости, дорожного и охраны природы, финансовой поддержки сельского хозяйства), полноты и своевременности уплаты страховых взносов в соответствующие фонды хозяйствующими субъектами;
      - соблюдения финансовой дисциплины государственными предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющим государственные пакеты акций;
      - обоснованности расходования и сохранности государственных средств, принятия мер, направленных на предотвращение незаконного и нецелевого их использования;
      - правильности ведения бухгалтерского учета исполнения бюджета по доходам и расходам и составления по ним бухгалтерской отчетности;
      - состояния бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях.

         III. Организация и проведение комплексной проверки

      10. Комплексная проверка проводится на основании приказа Министра финансов Республики Казахстан о ее проведении с указанием срока и периода охвата проверки, состава ревизионной группы. В Министерстве финансов Республики Казахстан работа по организации комплексной проверки и ее проведение возлагается на Комитет финансового контроля, а на местах на Управления Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан по областям и г.Алматы. Руководитель ревизионной группы назначается, соответственно, из числа руководящих работников Министерства финансов и Управления Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан по областям и г.Алматы.
      Этими же Управлениями вносятся предложения по формированию состава ревизионной группы, направляемой на проведение комплексной проверки. Приказы на командирование работников в составе ревизионной группы издаются руководством соответствующих областных и городских (республиканского подчинения) территориальных органов Министерства финансов Республики Казахстан.
      11. Срок проведения комплексной проверки устанавливается до 30 дней, руководителю группы (с учетом обобщения и реализации материалов проверки) - 40 дней.
      12. Программа проведения комплексной проверки утверждается руководителем ревизионной группы, а программы проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий и фондов, исполнения сметы расходов бюджетных организаций, правильности и полноты исчисления и взимания налогов, сборов и таможенных пошлин, а также других вопросов утверждаются руководителями соответствующих подразделений Министерства финансов республики и его территориальных органов по согласованию с руководителем ревизионной группы.
      13. Проведению комплексной проверки должна предшествовать тщательная подготовка: изучение имеющихся прогнозных, отчетных, статистических данных и других материалов, характеризующих исполнение бюджета, сметы расходов организаций, состоящих на бюджете, финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, а также сбор, обобщение и анализ деятельности проверяемых органов.
      14. Руководители Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных органов проводят инструктаж с работниками, включенными в состав ревизионной группы, по вопросам конкретной комплексной проверки, порядка и сроков ее проведения.
      15. Руководитель ревизионной группы знакомит с программой проверки Акима проверяемой области, города и района.
      Участники ревизионной группы знакомятся на местах с состоянием работы отделов и управлений, ходом исполнения доходных и расходных статей бюджета.
      Руководитель ревизионной группы в случае необходимости вносит уточнения в программу комплексной проверки.
      16. Для участия в проведении комплексной проверки руководитель ревизионной группы привлекает (по согласованию с руководителями соответствующих территориальных органов) работников финансовых и таможенных органов, органов финансового контроля, налоговой службы.
      17. Руководитель ревизионной группы на месте знакомится с решениями и распоряжениями соответствующих маслихатов собраний депутатов, акимов по финансовым-бюджетным вопросам, осуществляет руководство и контроль за работой членов ревизионной группы, обобщает материалы ревизий и проверок, составляет сводный акт комплексной проверки, организует разработку предложений по материалам ревизий, принимает в ходе ревизии меры по устранению выявленных недостатков и нарушений финансовой дисциплины, передает в необходимых случаях материалы в правоохранительные органы, докладывает о результатах комплексной проверки соответствующим акимами маслихатам собраний депутатов.

            IV. Проверка работы по формированию бюджета

      18. При проведении проверки состояния работы по составлению и рассмотрению местных бюджетов проверяется:
      - наличие решений акимов местных исполнительных органов по составлению проекта бюджета области, города и района, выполнение данного решения финорганами, отделами и управлениями (департаментами). Соблюдение ими срока и порядка составления и представления проекта бюджета;
      - наличие полученных финорганами необходимых данных от отделов и управлений (департаментов) для составления проектов бюджета области, города и района, показатели по сети, штатам и контингенту, расходов по организациям и мероприятиям, финансируемым из местных бюджетов;
      - использование отчетных данных, материалов проверок и ревизий для разработки предложений по улучшению показателей работы хозяйствующих субъектов, увеличению доходов бюджета,рационализации расходов;
      - соблюдение Законов Республики Казахстан "О бюджетной системе", "О республиканском бюджете", других законодательных актов Республики Казахстан и нормативных актов Президента и Правительства Республики Казахстан, решений маслихатов;
      - правильность прогнозирования и распределения доходов между бюджетами разного уровня, определения нормативов отчислений от поступлений общегосударственных налогов и сборов, осуществление мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов.
      В целях выяснения правильности прогнозирования доходов необходимо проверить исходные данные, принятые при прогнозировании и распределении доходов между бюджетами, разного уровня, обоснованность и достоверность этих показателей;
      - обоснованность включения расходов на содержание бюджетных организаций , соответствие показателей по сети и контингенту, принятых в расчетах к бюджету, с учетом срока ввода новых и расширения действующих организаций, отчетными данными (на начало года);
      - правильность определения среднегодовых показателей (контингента, сети) и исчисления ассигнований в соответствии с утвержденными (натуральными, денежными) нормами расходов и действующими ценами и тарифами;
      - соответствие предусмотренных ассигнований на содержание аппарата управления местных представительных и исполнительных органов, лимитов численности штатов и служебных легковых автомобилей с доведенными предельными лимитами Правительства Республики Казахстан;
      - правильность определения ассигнований связанных с предоставлением льгот по коммунальным услугам участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненных к ним;
      - не предусмотрены ли в расходах бюджета средства на содержание организаций, финансируемых из республиканского бюджета, общественных и творческих объединений и организаций, а также хозяйствующих субъектов без государственной доли участия;
      - не предусмотрена ли выдача ссуд, кредитных ресурсов из местных бюджетов хозяйствующим субъектам, не состоящим на местном бюджете;
      - размер резервного фонда местных органов власти, предусмотренный в составе расходов бюджета для финансирования непредвиденных расходов, не превышает ли он 2 процентов от объема соответствующего бюджета.
      19. При проведении проверки работы по утверждению местных бюджетов необходимо проверить:
      - в какие сроки утверждены прогнозные объемы бюджетов местными исполнительными органами;
      - в какие сроки внесен местным исполнительным органом проект бюджета на рассмотрение и утверждение соответствующего маслихата;
      - в какие сроки утверждены бюджеты специальных экономических зон;
      - правильность составления поквартального распределения годовых назначений, росписи доходов и расходов бюджета и его соответствие с бюджетной классификацией доходов и расходов;
      - обеспеченность сбалансированности по доходам и расходам каждого бюджета в каждом квартале, обоснованность выделения ссуд из вышестоящего бюджета и выпуска ценных бумаг для обеспечения сбалансированности бюджета.
      20. Обоснованность планирования объема трансфертов (субвенции) в целом по области, городам и районам, полнота учета источников доходов.

              V. Проверка работы по исполнению бюджета

      21. При проверке исполнения бюджета следует проверить:
      - соответствие исполнение бюджета классификации доходов и расходов, Закону республики "О бюджетной системе" и другим законодательным актам;
      - причины отклонений от утвержденных сумм по доходам и расходам бюджета;
      - обоснованность произведенных в процессе исполнения бюджета уточнений бюджетных назначений, ведения учета изменений бюджета по доходам и расходам;
      - целесообразность направлений бюджетных средств на расходы за счет расходов, дополнительно полученных в процессе исполнения бюджета, свободных остатков бюджетных средств, резервного фонда, экономии;
      - обоснованность принятия за счет бюджета расходов при отсутствии реальных источников покрытия, наличие расчетов, сметных документаций по ним;
      - наличие согласия местных финорганов на перевод средств бюджетными организациями из одной программы, подпрограммы и специфики в другую, осуществление изменений по расходам бюджета по тем программам, подпрограммам и спецификам, которые специально выделены в утвержденном бюджете;
      - проведение работы по изысканию дополнительных источников доходов бюджетов и экономии расходов бюджетов;
      - правильность зачисления доходов в соответствующие бюджеты, с учетом размера отчислений, утвержденных маслихатами, поступления доходов в бюджет в полном объеме, обоснованность зачисления в районный и городской бюджеты средств, принадлежащих областному (городскому) и республиканскому бюджетам или наоборот;
      - правильность открытия и ведения текущих счетов по местным бюджетам;
      - правильность совершенных операций по основному текущему счету местного бюджета. Проверке должны подвергаться все операции по этому счету, с сопоставлением перечисленной суммы на счета распорядителей кредитов, учреждений с данными бухгалтерского учета по бюджету и выписками из банка;
      - обоснованность возврата налогов и других платежей хозяйствующим субъектам и населению, не явился ли возврат следствием досрочного взыскания платежей в бюджет, списания сумм, которые бюджету не причитались, фактическое поступление возвращаемых средств из бюджета на счета плательщиков и отражение этих сумм по счету расчетов с бюджетом;
      - обоснованность выдачи наличных денег с текущего счета местного бюджета;
      - законность операций по передаче и изъятию средств, причитающихся нижестоящим бюджетам, перераспределения ассигнований между бюджетами разного уровня, возложения на них дополнительных расходов без источников финансирования;
      - своевременность и полнота перечислений областными и городскими финансовыми управлениями полученных из республиканского бюджета трансфертов (субвенций) нижестоящим бюджетам, не было ли случаев отвлечения их на цели, не связанные с исполнением бюджета области (города);
      - целевое использование денежных средств, выделяемых Правительством республики, из резервного фонда на чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия;
      - не допускается ли выделение средств из местных бюджетов организациям, содержащимся за счет республиканского бюджета и внебюджетных фондов (за исключением случаев, предусмотренных в Законе "О республиканском бюджете"), общественным и творческим объединениям и организациям, а также хозяйствующим субъектам без государственной доли участия;
      - правомерность и полнота использования ассигнований, выделяемых из бюджета, на предоставление льгот отдельным категориям населения по жилищно- коммунальным и другим услугам;
      - целевое использование ассигнований, выделяемых из бюджета на финансирование работ по благоустройству региона;
      - наличие порядка и правильность проведения взаимозачетов по местному бюджету;
      - своевременность перечисления средств бюджетным организациям на выплату заработной платы.
      22. При проведении ревизии административных органов специальных экономических зон проверяется порядок формирования и использование средств финансовых фондов (бюджетов) СЭЗ, полнота и своевременность нормативных отчислений от общей суммы поступлений налогов и других обязательных платежей в вышестоящий бюджет, а также порядок формирования и использования средств целевых финансовых фондов.
      23. На предприятиях и организациях - плательщиках проводятся проверки правильности исчисления, полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные фонды. Проверки по данному вопросу проводятся по методическим указаниям, утвержденным Налоговым Комитетом Министерства финансов Республики Казахстан.
      24. Обоснованность предоставления нежилых помещений государственной собственности в аренду, правильность и полнота перечисления арендной платы в доход бюджета.
      25. Правильность расходования средств по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц, прибывающих в регион, наличие сметы расходов, соблюдение норм расходов на их обслуживание.
      26. Имели ли место факты отвлечения бюджетных средств на проведение торжеств, празднеств по поводу различных юбилейных дат и иных мероприятий, не имеющих общенародного исторического культурного значения, банкетов, приемов, презентаций.
      27. Выполнение местными представительными и исполнительными органами Указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан по вопросам совершенствования структуры органов государственного управления, сокращения расходов на их содержание.
      28. Использование финансовым органом предоставленного им права приостанавливать финансирование или отзывать выделенные бюджетные средства в случае нецелевого или неэффективного их использования.
      29. При проверке правильности финансирования и исполнения сметы расходов бюджетных организаций необходимо проверить:
      - правильность составления и утверждения сводных и индивидуальных смет расходов бюджетных организаций, внебюджетных (специальных) средств, обоснованность прилагаемых к ним расчетов;
      - соблюдение местными представительными и исполнительными органами порядка финансирования бюджетных организаций;
      - не допускаются ли выделение средств без расчетов, сверх сумм уточненных квартальных назначений и на мероприятия, которые не предусмотрены в бюджете;
      - полнота и своевременность финансирования главных распорядителей кредитов, бюджетных организаций с учетом изменений в сметах расходов, выполнения показателей по сети, штатам и контингенту;
      - не допускались ли факты перечисления средств, особенно в конце года, для приобретения излишних материальных ценностей или по бестоварным счетам;
      - правильность установления должностных окладов, тарифных ставок, надбавок и доплат к заработной плате, обоснованность премирования работников за результаты работы;
      - своевременность и полнота отражения в учете и перечисления в доход бюджета сумм налогов, удерживаемых из заработной платы;
      - соблюдение порядка назначения и выплат за счет средств социального страхования пособий и других выплат;
      - полнота и своевременность отчислений средств в Пенсионный фонд, фонды государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости;
      - правильность расходования средств за коммунальные услуги (отопление, освещение, др.) наличие договоров, правильность применения цен и тарифов по ним;
      - правильность расходования средств на командировки и служебные разъезды, соблюдение лимитов расходов на эти цели;
      - правильность и целевое использование валютных средств, а также средств выделенных на загранкомандировки;
      - правильность использования средств на выдачу стипендий, а также соблюдения установленного порядка ее назначения;
      - правильность расходования средств на питание, медикаменты, соблюдение денежных и натуральных норм расходов по ним, правильность их списания;
      - правильность расходования средств на капитальный ремонт зданий, наличие сметной документации и актов выполненных работ, правильность списания материалов и применения расценок;
      - обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг, чеков, основных средств и товарно-материальных ценностей;
      - соблюдение расчетной дисциплины, достоверность и обоснованность банковских операций и операций, связанных с образованием дебиторской и кредиторской задолженностей;
      - правильность образования и расходования внебюджетных (специальных) средств, наличие утвержденных смет доходов и расходов;
      - своевременность выплаты заработной платы.
      30. При проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных для закупа продуктов питания, оборудования и мягкого инвентаря, проведение капитального ремонта по результатам конкурсов (тендеров) необходимо проверить:
      - наличие положения о проведении тендеров, утвержденного акимом области, контрактов между государственными заказчиками и поставщиками;
      - соблюдение порядка осуществления закупок товаров (работ , услуг);
      - наличие фактов нецелевого использования бюджетных средств, выделенных государственным заказчиком на государственный закуп.
      31. При проведении ревизии государственных предприятий и других хозяйствующих субъектов с государственным пакетом акций проверяется:
      - финансовое состояние предприятия, соблюдение им платежной и расчетной дисциплины. Состояние оборотных средств, использование кредитных ресурсов и иностранных инвестиций;
      - состояние расчетов с поставщиками и заказчиками, бюджетом, государственными фондами по страховым взносам, а также за потребляемую электроэнергию. Не было ли фактов задержки плановых платежей и указанных расходов при наличии средств на расчетном и валютном счетах;
      - состояние дебиторской и кредиторской задолженности, причины ее возникновения и меры, принятые к погашению. Своевременность отнесения на результаты деятельности дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (более 3 лет);
      - соблюдение установленного порядка отражения в учете и включения в себестоимость затрат на производство;
      - своевременность и правильность проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей, отражения их результатов в бухгалтерском учете. Обоснованность списания недостач и потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли при их хранении и транспортировке. Принимаемые меры по возмещению недостач, хищений и порчи из-за безхозяйственности.
      32. При проверке хозяйствующих субъектов с государственной долей собственности проверяется правильность начисления дивидентов на государственные пакеты акций, их полнота и своевременность внесения в доход бюджета.
      33. При проверке государственных страховых компаний целевое использование средств уставного фонда, сформированного за счет бюджета, их инвестирование и распределение доходов от инвестиционной деятельности.
      34. При проведении проверки соблюдения валютного и внешнеэкономического законодательства Республики Казахстан предприятиями и организациями с государственной долей собственности проверить:
      - законность и обоснованность создания совместных предприятий;
      - структуру уставного капитала и соблюдение порядка, и сроков его формирования;
      - правильность начисления, распределения и перевода за рубеж дивидендов по итогам деятельности предприятия;
      - выполнение обязательств перед бюджетом;
      - законность и целесообразность расходования валютных средств;
      - полноту поступления валютной выручки от экспорта продукции в уполномоченные банки, и своевременность уплаты экспортных и импортных валютных пошлин.
      При проведении проверок на предприятиях, занимающихся внешнеторговой деятельностью, проверяется соблюдение ими установленного порядка вывоза продукции (работ, услуг) на экспорт, соблюдение порядка расходования средств на загранкомандировки.

      VI. Проверка правильности образования и использования
                 средств государственных фондов

      35. При проведении проверки правильности образования и использования средств государственных фондов проверяется:
      а) Пенсионный фонд, фонды государственного социального страхования и обязательного медицинского страхования;
      - состояние учета предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории региона (области, города и районов) как плательщиков страховых взносов, для этого сравниваются данные по количеству плательщиков прошедших регистрацию в фондах с зарегистрированными в налоговых инспекциях соответствующих регионов;
      - полнота и своевременность внесения страховых взносов хозяйствующими субъектами;
      - причины образования задолженности по страховым взносам;
      - правильность начисления пени за несвоевременное и неполное перечисление плательщиками страховых взносов, зачисления на счета, ее распределения;
      - полнота поступления и учета доходов, получаемых по депозитам, соблюдение срока их возврата;
      - своевременность и полнота зачисления страховых взносов, поступивших от хозяйствующих субъектов учреждениями банка и их филиалами;
      - факты отвлечения средств фондов на содержание аппарата управления, выдачи ссуды работникам, приобретение автомобилей, квартир и другие цели.
      - целевое использование ассигнований, полученных из республиканского и местных бюджетов.
      При проверке правильности образования и использования средств Пенсионного фонда следует обратить внимание на:
      - соблюдение порядка списания ранее предъявленной пени плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд, созданы ли специальные комиссии по этому вопросу, получено ли разрешение Министерства труда и социальной защиты населения республики на списание долгов по пени;
      - обоснованность предоставления отсрочек предприятиям в погашение задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд, кем они предоставлены и их обоснованность.При этом установить задолженность по пенсиям и пособиям;
      - поступление средств, возмещаемых работодателями, в связи с назначением досрочных пенсий и на цели льготного пенсионного обеспечения, полнота их отражения по учету;
      - целевое использование средств Пенсионного фонда, правильность и своевременность выплаты пенсий и пособий;
      - своевременность и полнота перечислений органами социальной защиты средств Пенсионного фонда на выплату пенсий и пособий банкам, отделениям связи, наличие фактов присвоения денежных средств за пределы республики на постоянное место жительства и т.п.;
      - при наличии фактов перечисления пенсий и пособий на счета по вкладам получателей, необходимо определить не скрывается ли за этой операцией злоупотребления.
      При проверке правильности образования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) следует обратить внимание на:
      - целевое использование выделенных ФОМС средств на оплату оказанной медицинской помощи населению республики лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной практикой;
      - наличие договоров между ФОМС и лечебно-профилактическими учреждениями, какие виды и типы услуг оказываются за счет этого фонда, обоснованность их оплаты, расходование средств, предусмотренных на эти цели;
      - состояние учета и движения страховых полисов, полнота поступления средств от их реализации;
      - соблюдение порядка оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;
      - соблюдение порядка финансовых расчетов между отделениями ФОМС и др.
      При проверке правильности образования и использования средств фонда социального страхования следует обратить внимание на:
      - правильность частичной оплаты стоимости санаторных путевок, выдаваемых за счет средств социального страхования, как они отражаются по учету;
      - своевременность и полноту перечисления средств выплату пособий. Выяснить причины несвоевременной выплаты. Не допускается ли отвлечения их на другие цели;
      - правильность возмещения израсходованных сумм на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с трудовыми увечьями и профессиональными заболеваниями, происшедшими вследствие нарушения работодателем действующих правил по охране труда и техники безопасности;
      - обоснованность расчетов размера финансирования на выплату пособий, не допускается ли выделения их сверх потребности;
      б) Государственный фонд содействия занятости.
      При проверке правильности образования и использования средств фонда содействия занятости следует проверить:
      - полноту, своевременность и правильность перечисления юридическими лицами ( включая юридические лица с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фонда заработной платы граждан Республики Казахстан ) обязательных отчислений в установленном Законом республики "О республиканском бюджете" на соответствующий год размере от фонда оплаты труда. При этом следует учесть, что в соответствии с Законом республики "О республиканском бюджете на 1997 год" плательщиками страховых взносов в фонд также являются бюджетные организации;
      - полноту учета предприятий, организаций и учреждений, находящихся на территории региона (области, города и районов) как плательщиков, для чего сравниваются данные по количеству зарегистрированных юридических лиц в областном управлении юстиции, как плательщиков налога в налоговых инспекциях соответствующих регионов с зарегистрированным количеством в фонде содействия занятости;
      - полноту и своевременность внесения взносов хозяйствующими субъектами;
      - определить суммы и сроки образования задолженности по взносам, выяснить причины ее образования;
      - правильность начисление пени за несвоевременное и неполное перечисление плательщиками взносов, зачисления на счета, ее распределения;
      - выделение средств из местных бюджетов и их целевое использование;
      - порядок взимания и учета обязательных и целевых отчислений добровольных взносов, штрафов и других поступлений в фонд, а также правильность их зачисления на соответствующие счета и использование;
      - наличие фактов отвлечения средств фонда на коммерческие цели, их размещение в различные негосударственные структуры (банки, малые и частные предприятия и т.д. ), а также в учредительные взносы;
      - не привело ли отвлечение средств Фонда занятости к задержке выплат пособий по безработице, привлечению дополнительных бюджетных ассигнований, кредитов банка;
      - правильность финансирования расходов, связанных с оказанием помощи незанятому населению, включающих организацию и проведение работ по профориентации,профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых работников и незанятых граждан, а также выплаты пособия по безработице;
      - правильность финансирования оплачиваемых общественных работ какие виды общественных работ организованы; категория лиц, направленных на общественные работы; сколько предусмотрено направить на общественные работы согласно программы занятости, сколько фактически направлено; договор службы занятости с предприятиями, для которых выполняются общественные работы, количество временно трудоустраиваемых работников, размер общей суммы дотаций;
      - правильность финансирования расходов на содержание государственной службы занятости, создание и развитие материальной базы учебных центров, обеспечение деятельности по профориентации населения, создание информационно-вычислительной системы учета и распределения трудовых ресурсов, материальной базы службы занятости, подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов государственной службы занятости;
      - целевое использование средств, предусмотренных на финансирование общественных работ, связанных со строительством жилья и эксплуатации объектов инфраструктуры в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан "О новой жилищной политике";
      - целевое использование средств выделенных на эмиграционные мероприятия (выплату единовременных денежных компенсаций, приобретение жилья);
      - целевое использование средств, поступающих в рамках технической помощи по линии МОТ, Британского Совета и Займа Международного Банка реконструкции и развития;
      в) Дорожный фонд.
      При проверке правильности образования и использования средств Дорожного фонда следует проверить:
      - полноту, своевременность и правильность отчислений средств пользователей автомобильных дорог и их целевое использование;
      - полноту и правильность оплаты всех видов дорожных сборов и платежей;
      - порядок взимания штрафов и начисления пени за нарушение правил пользования автомобильными дорогами, а также правильность их зачисления на соответствующие счета и использование;
      - наличие утвержденных титульных списков капитального и среднего ремонта не включены ли в них внеплановые объекты, не относящиеся к дорожному строительству;
      - целевое использование выделяемых средств на ремонт и содержание дорог общего пользования, наличие актов приемки и их соответствие отчетным данным в натуральных показателях;
      - правильность применения расценок и тарифов на ремонтные работы;
      - исполнение сметы расходов на содержание аппарата Дорожного фонда, исполнительных органов на местах и его подразделений.
      г) Фонд охраны природы.
      При проверке правильности образования и использования средств фонда охраны природы следует проверить:
      - правильность формирования и расходования средств, получаемых от контрольно-инспекционной деятельности и по соблюдению природоохранного законодательства;
      - в каком размере были предъявлены санкции за нарушение природоохранного законодательства, сколько из них взыскано, фактическое финансирование из местного бюджета за счет этого источника;
      - на какие объекты, мероприятия были использованы средства фонда, их соответствие утвержденной смете доходов и расходов. При этом узнать, есть ли в области целевые программы природоохранного характера и привлекаются ли средства фондов охраны природы для их реализации в необходимом объеме;
      - наличие фактов отвлечения и нецелевого использования средств фонда;
      - правильность премирования лиц, непосредственно участвующих во вскрытии нарушений природоохранного законодательства;
      - правильность отчисления на поощрения государственных и общественных инспекторов по охране природы;
      д) Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства.
      При проверке правильности образования и использования средств государственного фонда финансовой поддержки сельского хозяйства следует проверить:
      - правильность выданных фондом финансовые помощи предприятиям и организациям, занимающимся производством сельскохозяйственной продукций. При этом следует учесть, что финансовая помощь оказывается на возвратной основе;
      - целевое использование фондом выданной финансовой помощи из бюджетных средств, на какие цели она была использована, имеются ли факты отвлечения средств на коммерческие цели;
      - соблюдение порядка выдачи финансовой помощи.

       VII. Проверка постановки бухгалтерского учета и отчетности

      36. При комплексной проверке должно быть проверено состояние бухгалтерского учета и отчетности по исполнению бюджета.
      При этом следует проверить:
      - соответствие отчета об исполнении бюджета с данными бухгалтерского учета и отчетов банковских учреждений, распорядителей кредитов, учреждений и отчетов об исполнении бюджетов, входящих в состав бюджета области района, города, согласованность взаимосвязанных показателей отдельных форм отчетности с балансом;
      - состояние бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях и соответствие их с методическими и инструктивными материалами, разработанными и утвержденными Министерством финансов Республики Казахстан;
      - правильность составления отчетов об исполнении сметы расходов главными распорядителями кредитов, бюджетными организациями;
      - соблюдение установленных сроков представления отчетов главными распорядителями кредитов, учреждениями;
      - рассмотрение финансовыми органами получаемой отчетности от главных распорядителей кредитов и учреждений;
      - обоснованность и законность открытия счетов бюджетных учреждений в учреждениях банка. При обнаружении открытие незаконных счетов проверяется законность всех операций по этим счетам;
      - утверждение отчета об исполнение бюджета соответствующими маслихатами собраниями-депутатов.

       VIII. Проверка состояния контрольно-экономической работы

      37. Проверка состояния контрольно-экономической работы проводится в финансовых органах, органах финансового контроля, таможенной и налоговой службы. При этом, в этих органах проверяются:
      - состояние работы по выполнению Плана основных вопросов контрольноэкономической работы Министерства финансов Республики Казахстан, качество и своевременность исполнения, предусмотренных в них мероприятий, выполнение этого плана структурными подразделениями;
      - проведение комплексных проверок состояния работы по формированию и исполнению местных бюджетов;
      - выполнение решений коллегии Министерства финансов Республики Казахстан;
      - состояние работы по исполнению централизованных заданий;
      - состояние работы в органах финансового контроля по возмещению выявленного ущерба, нецелевого использования бюджетных средств, сокрытия налогов и других обязательных платежей, взаимодействия с правоохранительными органами;
      - достоверность составления органами финансового контроля отчета ф.N1-кр "О контрольно-ревизионной работе органами финансового контроля";
      - достоверность составления органами налоговой службы ф.N2-Н "О результатах контрольной работы органов налоговой службы", достоверность составления отчета ф.N1-Н "О суммах недоимки по налогам" и формы N2 П "О результатах контрольной работы налоговой полиции;
      - состояние платежной дисциплины, сумма недоимки в целом и по видам налогов, причиной образования недоимки, анализ выполнения прогноза в целом и по видам налогов;
      - достоверность составления таможенными органами отчетов формы N5-ТН "Отчет о таможенных платежах и налогах";
      - состояние контрольно-экономической работы финансовых органов, органов финансового контроля, таможенной и налоговой службы, при этом, провести документальные (контрольные) перепроверки в организациях по правильности выявленных сумм ущерба, исчисления и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет, обоснованности предоставления льгот по таможенным платежам;
      - состояние камеральных проверок, проведенных специалистами проверяемого налогового органа (проверка расчетов по уплате текущих (авансовых) платежей и налоговых деклараций по видам налогов, качество составления актов документальных и тематических проверок и их реализация);
      - состояние работы по принудительному взысканию задолженностей по налогам, сборам и платежам;
      - своевременное рассмотрение писем, заявлений, жалоб граждан и юридических лиц.

          IХ. Оформление результатов проверки и принятие мер по
            устранению выявленных недостатков и нарушений в
              формировании и исполнении местных бюджетов

      38. По результатам комплексной проверки составляется сводный акт, в котором излагаются данные ревизий и проверок организаций и участков работы, проведенных членами ревизионной группы и привлеченных к этой проверке работников.
      Сводный акт подписывается руководителями ревизуемого финансового органа, налоговой инспекции, органа финансового контроля и акимами соответствующего уровня.
      Данные, изложенные в актах ревизий и проверок, проведенных в бюджетных организациях и других хозяйствующих субъектах руководителем ревизионной группы, используются при разработке предложений о мерах улучшения их работы, рациональном и эффективном использованием бюджетных средств, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, а также при составлении докладов по результатам комплексной проверки.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.