О специальных социальных услугах

Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV. Утратил силу кодексом Республики Казахстан от 20 апреля 2023 года № 224-VII.

      Сноска. Утратил силу Кодексом РК от 20.04.2023 № 224-VII (вводится в действие с 01.07.2023).
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие Закона РК см. ст. 22

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предоставления специальных социальных услуг, для лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) специальные социальные услуги - комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества;

      2) субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, - физические и (или) юридические лица, занятые в государственном и негосударственном секторах по предоставлению специальных социальных услуг;

      3) стандарты оказания специальных социальных услуг - нормативные правовые акты, устанавливающие качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг;

      4) социальная дезадаптация - нарушение взаимодействия личности с социальной средой;

      5) социальная депривация - ограничение и (или) лишение возможности самостоятельного удовлетворения лицом (семьей) основных жизненных потребностей;

      6) социальный работник - работник, оказывающий специальные социальные услуги и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям;

      7) социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности лица (семьи);

      8) трудная жизненная ситуация - ситуация, признанная по предусмотренным настоящим Законом основаниям объективно нарушающей жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о специальных социальных услугах

      1. Законодательство Республики Казахстан о специальных социальных услугах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. . Сфера действия настоящего Закона

      Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Казахстан, кандасов, а также постоянно проживающих на территории Республики Казахстан иностранцев и лиц без гражданства, иностранцев, выявленных и идентифицированных в качестве жертв торговли людьми на территории Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 3 – в редакции Закона РК от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4. Основные принципы и задачи государственной политики в сфере предоставления специальных социальных услуг

      1. Государственная политика в сфере предоставления специальных социальных услуг основывается на принципах:

      1) соблюдения прав человека;

      2) гуманности, добровольности, конфиденциальности, адресности и доступности предоставления специальных социальных услуг;

      3) обеспечения равных возможностей в получении специальных социальных услуг лицами (семьями), находящимися в трудной жизненной ситуации;

      4) взаимодействия государственных органов с субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги;

      5) комплексности;

      6) социальной интеграции и улучшения качества жизни населения;

      7) недискриминации.

      2. Основными задачами государственной политики в сфере предоставления специальных социальных услуг являются:

      1) создание условий для преодоления трудной жизненной ситуации в случае ее возникновения;

      2) обеспечение гарантированным объемом специальных социальных услуг;

      3) обеспечение соблюдения стандартов оказания специальных социальных услуг;

      4) развитие системы мониторинга и оценки качества предоставляемых специальных социальных услуг;

      5) обеспечение развития системы предоставления специальных социальных услуг;

      6) осуществление государственного контроля в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      7) развитие международного сотрудничества в сфере предоставления специальных социальных услуг.

      Сноска. Статья 4 с изменениями, внесенными законами РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 5. Виды специальных социальных услуг

      1. Специальные социальные услуги включают гарантированный объем специальных социальных услуг и платные специальные социальные услуги.

      2. Гарантированный объем специальных социальных услуг является единым перечнем специальных социальных услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.

      2-1. Гарантированный объем специальных социальных услуг является минимальным социальным стандартом в сфере социального обеспечения в соответствии с Законом Республики Казахстан "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях".

      3. Платные специальные социальные услуги предоставляются на платной основе сверх гарантированного объема специальных социальных услуг, в порядке, определяемом уполномоченным органом в области социальной защиты населения.

      4. Специальные социальные услуги могут включать предоставление услуг общего характера в виде информационных, консультационных, посреднических услуг.

      5. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, занятые в государственном секторе, услуги общего характера предоставляют за счет бюджетных средств.

      6. Специальные социальные услуги должны соответствовать стандартам оказания специальных социальных услуг.

      7. Перечень и порядок предоставления дополнительного объема специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема специальных социальных услуг, утверждаются местными представительными органами областей (городов республиканского значения и столицы).

      8. Порядок предоставления специальных социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в организации образования с особым режимом содержания, утверждается Правительством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 5 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2014 № 236-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 19.05.2015 № 315-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Основания, по которым лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации

      1. Лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

      1) сиротство;

      2) отсутствие родительского попечения;

      3) безнадзорность несовершеннолетних, в том числе девиантное поведение;

      4) нахождение несовершеннолетних в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания;

      5) ограничение возможностей раннего психофизического развития детей от рождения до трех лет;

      6) стойкие нарушения функций организма, обусловленные физическими и (или) умственными возможностями;

      7) ограничение жизнедеятельности вследствие социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

      8) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности;

      9) жестокое обращение, приведшее к социальной дезадаптации и социальной депривации;

      10) бездомность (лица без определенного места жительства);

      11) освобождение из мест лишения свободы;

      12) нахождение на учете службы пробации.

      2. Критерии оценки наличия жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, определяет Министерство внутренних дел Республики Казахстан совместно с уполномоченными органами в области социальной защиты населения, здравоохранения и образования.

      Формами жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, являются действия, связанные с бытовым насилием, торговлей людьми, в том числе несовершеннолетними, иными видами их эксплуатации, а также похищение людей независимо от наличия факта возбуждения уголовного производства по поводу совершенных действий.

      Сноска. Статья 6 с изменениями, внесенными законами РК от 15.02.2012 № 556-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 05.07.2014 № 236-V (вводится в действие с 01.01.2015); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.04.2017 № 58-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 01.04.2019 № 240-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере предоставления специальных социальных услуг

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      2) утверждает перечень гарантированного объема специальных социальных услуг;

      3) исключен от 15.07.2011 № 461-IV(вводится в действие с 30.01.2012);

      4) определяет особый порядок государственных закупок способом конкурса специальных социальных услуг по предоставлению гарантированного объема специальных социальных услуг;

      5) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения

      Сноска Заголовок статьи 8 с изменением, внесенным Законом РК от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017).

      Уполномоченный орган в области социальной защиты населения в пределах своей компетенции:

      1) реализует государственную политику в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      2) разрабатывает и утверждает:

      стандарты оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения;

      правила аттестации социальных работников по согласованию с уполномоченным органом в области образования;

      квалификационные требования к социальным работникам;

      правила оценки и определения потребности в специальных социальных услугах по согласованию с уполномоченным органом в области образования;

      правила финансирования и мониторинга оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения;

      правила формирования единого регистра организаций, предоставляющих специальные социальные услуги, и реестра специалистов, оказывающих специальные социальные услуги;

      правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги;

      методические рекомендации в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      методические рекомендации по повышению квалификации социальных работников в области социальной защиты населения;

      3) обеспечивает:

      ведение мониторинга по предоставлению специальных социальных услуг;

      проведение анализа потребностей населения в специальных социальных услугах;

      развитие международного сотрудничества в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      4) осуществляет:

      государственный контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      координацию деятельности по методическому обеспечению системы предоставления специальных социальных услуг;

      взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области здравоохранения, образования и другими государственными органами по вопросам предоставления специальных социальных услуг;

      иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 8 в редакции Закона РК от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); с изменениями, внесенными законами РК от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 27.06.2022 № 129-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8-1. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

      Уполномоченный орган в области здравоохранения в пределах своей компетенции:

      1) реализует государственную политику в сфере предоставления специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      2) разрабатывает и утверждает:

      стандарты оказания специальных социальных услуг в области здравоохранения по согласованию с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и образования;

      квалификационные требования к социальным работникам в области здравоохранения и порядок их аттестации;

      3) обеспечивает:

      ведение мониторинга по предоставлению специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      проведение анализа потребностей населения в специальных социальных услугах в области здравоохранения;

      развитие международного сотрудничества в сфере предоставления специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      4) осуществляет:

      контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      координацию деятельности организаций здравоохранения в сфере предоставления специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области социальной защиты населения, образования и другими государственными органами по вопросам предоставления специальных социальных услуг в области здравоохранения;

      иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Глава 3 дополнена статьей 8-1 в соответствии с Законом РК от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа в области здравоохранения

      Сноска. Статья 9 исключена Законом РК от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 10. Компетенция уполномоченного органа в области образования

      Уполномоченный орган в области образования в пределах своей компетенции:

      1) реализует государственную политику в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      2) разрабатывает и утверждает стандарты оказания специальных социальных услуг в области образования и защиты прав детей;

      3) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения утверждает квалификационные требования к социальным работникам и правила их аттестации независимо от формы собственности субъекта, предоставляющего специальные социальные услуги;

      4) утверждает перечень специальностей социальных работников, стандарты их подготовки и повышения квалификации;

      5) обеспечивает:

      ведение мониторинга по предоставлению специальных социальных услуг;

      проведение анализа потребностей населения в специальных социальных услугах;

      развитие международного сотрудничества в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      6) осуществляет:

      контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      взаимодействие с физическими и юридическими лицами, уполномоченными органами в области социальной защиты населения и здравоохранения и другими государственными органами по вопросам предоставления специальных социальных услуг;

      иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 10 в редакции Закона РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 01.04.2019 № 240-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов областей (городов республиканского значения и столицы), районов (городов областного значения)

      Сноска. Заголовок статьи 11 с изменением, внесенным Законом РК от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Местные исполнительные органы областей (городов республиканского значения и столицы) в пределах своей компетенции:

      1) реализуют государственную политику в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      2) осуществляют:

      взаимодействие с физическими и юридическими лицами и государственными органами по вопросам предоставления специальных социальных услуг;

      3) обеспечивают:

      создание и деятельность субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, находящихся в их ведении;

      предоставление субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги, гарантированного объема специальных социальных услуг;

      проведение анализа потребностей населения в специальных социальных услугах;

      4) организуют кадровое обеспечение субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников;

      5) принимают меры по развитию системы предоставления специальных социальных услуг;

      6) разрабатывают и представляют на утверждение местным представительным органам областей (городов республиканского значения и столицы) перечень и порядок предоставления дополнительного объема специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема специальных социальных услуг;

      7) осуществляют государственные закупки, а также размещают государственный социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг и услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;

      8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      2. Местные исполнительные органы районов (городов областного значения) в пределах своей компетенции:

      1) реализуют государственную политику в сфере предоставления специальных социальных услуг;

      2) обеспечивают создание и деятельность субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, находящихся в их ведении;

      3) организуют кадровое обеспечение субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников;

      4) обеспечивают проведение анализа потребностей населения в специальных социальных услугах;

      5) осуществляют государственные закупки, а также размещают государственный социальный заказ по предоставлению специальных социальных услуг и услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах;

      6) принимают меры по развитию системы предоставления специальных социальных услуг;

      7) взаимодействуют с физическими и юридическими лицами и государственными органами по вопросам предоставления специальных социальных услуг;

      8) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 11 с изменениями, внесенными законами РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011); от 15.07.2011 № 461-IV (вводится в действие с 30.01.2012); от 28.12.2018 № 210-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3-1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕВЕНТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ

      Сноска. Закон дополнен главой 3-1 в соответствии с Законом РК от 01.04.2019 № 240-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Сноска. В главе 3-1 слова "Уполномоченный по правам человека", "Уполномоченном по правам человека", "Уполномоченного по правам человека", "Уполномоченным по правам человека", "Уполномоченному по правам человека" заменены соответственно словами "Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан", "Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан", "Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан", "Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан", "Уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан" в соответствии сЗаконом РК от 05.11.2022 № 157-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11-1. Национальный превентивный механизм

      1. Национальный превентивный механизм действует в виде системы предупреждения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, функционирующей посредством деятельности участников национального превентивного механизма.

      2. В рамках своей деятельности участники национального превентивного механизма посещают субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, и иные организации, определяемые законами Республики Казахстан для посещения данными участниками (далее – превентивные посещения).

      3. Участниками национального превентивного механизма являются Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, а также отбираемые Координационным советом члены общественных наблюдательных комиссий и общественных объединений, осуществляющих деятельность по защите прав, законных интересов граждан, юристы, социальные работники, врачи.

      4. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан координирует деятельность участников национального превентивного механизма, принимает в соответствии с законодательством Республики Казахстан меры для обеспечения необходимого потенциала и профессиональных знаний участников национального превентивного механизма.

      5. Возмещение расходов участников национального превентивного механизма по превентивным посещениям осуществляется из бюджетных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Статья 11-2. Координационный совет

      1. В целях обеспечения эффективной координации деятельности национального превентивного механизма при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан создается Координационный совет.

      Члены Координационного совета, за исключением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, избираются комиссией, создаваемой Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан, из числа граждан Республики Казахстан.

      2. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан утверждает:

      положение о Координационном совете при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан в Республике Казахстан;

      порядок отбора участников национального превентивного механизма;

      порядок формирования групп из участников национального превентивного механизма для превентивных посещений;

      методические рекомендации по превентивным посещениям;

      порядок подготовки ежегодного консолидированного доклада по итогам превентивных посещений.

      3. Координационный совет взаимодействует с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета Организации Объединенных Наций против пыток.

Статья 11-3. Требования к участникам национального превентивного механизма

      1. Участниками национального превентивного механизма не могут быть лица:

      1) имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;

      2) подозреваемые или обвиняемые в совершении уголовных правонарушений;

      3) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

      4) судьи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных и специальных государственных органов;

      5) состоящие на учете у психиатра и (или) нарколога.

      2. Участниками национального превентивного механизма также не могут быть лица, освобожденные от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям за совершение умышленного преступления; уволенные с государственной или воинской службы, из правоохранительных и специальных государственных органов, судов или исключенные из коллегии адвокатов по отрицательным мотивам; лишенные лицензии на занятие адвокатской деятельностью.

Статья 11-4. Права участника национального превентивного механизма

      1. Участник национального превентивного механизма вправе:

      1) получать информацию о количестве лиц, содержащихся в организациях, подлежащих превентивному посещению, количестве таких организаций и их месте нахождения;

      2) иметь доступ к информации, касающейся обращения с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивному посещению, а также условий их содержания;

      3) осуществлять превентивные посещения в установленном порядке в составе сформированных групп;

      4) проводить беседы с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивным посещениям, и (или) их законными представителями без свидетелей лично или при необходимости через переводчика, а также с любым другим лицом, которое, по мнению участника национального превентивного механизма, может предоставить соответствующую информацию;

      5) беспрепятственно выбирать и посещать организации, подлежащие превентивному посещению;

      6) принимать сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      2. Участник национального превентивного механизма является независимым при осуществлении законной деятельности.

Статья 11-5. Обязанности участников национального превентивного механизма

      1. При исполнении своих полномочий участники национального превентивного механизма обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан.

      2. Не допускается вмешательство участников национального превентивного механизма в деятельность организаций, подлежащих превентивному посещению.

      3. При наличии обстоятельств, вызывающих сомнение в беспристрастности участника национального превентивного механизма, входящего в группу по превентивному посещению, он обязан отказаться от участия в превентивном посещении.

      4. Участники национального превентивного механизма обязаны регистрировать принимаемые сообщения и жалобы о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в порядке, определяемом Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан.

      Принятые сообщения и жалобы передаются на рассмотрение Уполномоченному по правам человека в Республике Казахстан в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.

      Информация о принятых и переданных сообщениях и жалобах включается в отчет по результатам превентивных посещений.

      5. Участники национального превентивного механизма, нарушившие положения настоящего Закона, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 11-6. Прекращение полномочий участника национального превентивного механизма

      Полномочия участника национального превентивного механизма прекращаются при:

      1) нарушении положений настоящего Закона;

      2) письменном заявлении о сложении своих полномочий;

      3) его смерти либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

      4) выезде на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан;

      5) утрате гражданства Республики Казахстан;

      6) вступлении в законную силу обвинительного приговора суда;

      7) наступлении иных случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Статья 11-7. Виды и периодичность превентивных посещений

      1. Превентивные посещения участников национального превентивного механизма подразделяются на:

      1) периодические превентивные посещения, проводимые на регулярной основе не реже одного раза в четыре года;

      2) промежуточные превентивные посещения, проводимые в период между периодическими превентивными посещениями с целью мониторинга реализации рекомендаций по результатам предыдущего периодического превентивного посещения, а также предупреждения преследования лиц, с которыми участники национального превентивного механизма проводили беседы, со стороны администраций организаций, подлежащих превентивному посещению;

      3) специальные превентивные посещения, проводимые на основании поступивших сообщений о применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      2. Координационный совет определяет сроки и перечень организаций, подлежащих превентивным посещениям, в пределах выделенных бюджетных средств.

Статья 11-8. Порядок превентивных посещений

      1. Превентивные посещения проводятся группами, формируемыми Координационным советом из участников национального превентивного механизма, в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан по согласованию с Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан.

      2. При формировании групп для превентивных посещений никто из участников национального превентивного механизма не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. 

      3. Обеспечение безопасности участников национального превентивного механизма возлагается на администрацию организаций, подлежащих превентивному посещению. В случае неправомерных действий участников национального превентивного механизма руководитель администрации организаций, подлежащих превентивному посещению, письменно информирует Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан.

      4. По результатам каждого превентивного посещения от имени группы составляется письменный отчет по форме, утвержденной Координационным советом, который подписывается всеми членами группы, осуществившей превентивное посещение. Член группы, имеющий особое мнение, оформляет его письменно и прилагает к отчету.

Статья 11-9. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма

      1. Координационный совет готовит ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма с учетом их отчетов по результатам превентивных посещений.

      2. В ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма также включаются:

      рекомендации уполномоченным государственным органам по улучшению условий обращения с лицами, содержащимися в организациях, подлежащих превентивному посещению, и предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;

      предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан.

      К ежегодному консолидированному докладу участников национального превентивного механизма прилагается финансовый отчет по превентивным посещениям за прошедший год.

      3. Ежегодный консолидированный доклад участников национального превентивного механизма направляется для рассмотрения уполномоченным государственным органам и размещается на интернет-ресурсе Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в срок не позднее одного месяца со дня его утверждения Координационным советом.

Статья 11-10. Конфиденциальность

      1. Участники национального превентивного механизма не вправе разглашать сведения о частной жизни лица, ставшие известными им в ходе превентивных посещений, без согласия данного лица.

      2. Разглашение участниками национального превентивного механизма сведений о частной жизни лица, ставших известными им в ходе превентивных посещений, без согласия данного лица влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 11-11. Взаимодействие уполномоченных государственных органов с участниками национального превентивного механизма

      1. Государственные органы и их должностные лица оказывают содействие участникам национального превентивного механизма в осуществлении ими законной деятельности.

      Ни один государственный орган или должностное лицо не вправе ограничивать права и свободы граждан за сообщение участникам национального превентивного механизма о фактах применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

      Должностные лица, воспрепятствующие законной деятельности участников национального превентивного механизма, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      2. Уполномоченные государственные органы в течение трех месяцев со дня получения ежегодного консолидированного доклада участников национального превентивного механизма в письменной форме информируют Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан о мерах, принятых по результатам рассмотрения полученных докладов.

      3. На основании отчетов участников национального превентивного механизма по результатам превентивных посещений Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке имеет право обращаться к уполномоченным государственным органам или должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина.

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ЛИЦУ (СЕМЬЕ),
НАХОДЯЩЕМУСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Статья 12. Права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации

      1. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, имеет право:

      1) обращаться за предоставлением специальных социальных услуг;

      2) получать информацию о своих правах, обязанностях и об условиях предоставления специальных социальных услуг;

      3) принимать участие в проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах;

      4) выбирать субъектов, предоставляющих гарантированный объем специальных социальных услуг и (или) платные специальные социальные услуги, за исключением несовершеннолетних, находящихся в организациях образования с особым режимом содержания;

      5) получать или отказаться от предоставления специальных социальных услуг;

      6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, а также субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

      7) на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной должностным лицам или субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги.

      2. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, обязано:

      1) предоставлять полную и достоверную информацию для определения потребности и принятия решения о предоставлении специальных социальных услуг;

      2) не препятствовать процессу проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах;

      3) своевременно извещать субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, об изменении обстоятельств, влияющих на их предоставление.

      Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 05.07.2014 № 236-V (вводится в действие с 01.01.2015).

Статья 13. Обращение лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, за предоставлением специальных социальных услуг

      1. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, обращается за предоставлением специальных социальных услуг по месту проживания (за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 статьи 15 настоящего Закона) путем подачи письменного заявления:

      1) за гарантированным и (или) дополнительным объемом специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема, в местные исполнительные органы районов (городов областного значения);

      2) за платными услугами в субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги;

      3) за гарантированным и (или) дополнительным объемом специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема:

      в субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;

      в субъекты, оказывающие помощь потерпевшим от бытового насилия;

      в субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги лицам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации вследствие бездомности (лицам без определенного места жительства).

      2. В интересах лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, с заявлением о предоставлении специальных социальных услуг с указанием причины, по которой лицо (семья) не обращается самостоятельно, может обратиться:

      1) один из взрослых членов семьи;

      2) опекун (попечитель);

      3) аким поселка, села, сельского округа;

      4) лицо по доверенности в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;

      5) субъект, предоставляющий специальные социальные услуги лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие:

      жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации;

      бездомности (лицу без определенного места жительства);

      6) организация по оказанию помощи, созданная в соответствии с Законом Республики Казахстан "О профилактике бытового насилия".

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными Конституционным Законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 14. Оценка и определение потребности в специальных социальных услугах

      1. Предоставление специальных социальных услуг осуществляется на основе оценки и определения потребности в специальных социальных услугах лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации, определяемой социальным работником по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.

      2. Критериями при проведении оценки и определении потребности в специальных социальных услугах являются:

      1) ограничение жизнедеятельности;

      2) социальная дезадаптация;

      3) социальная депривация;

      4) неблагополучная социальная среда.

      3. Социальный работник в течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления от лиц, указанных в статье 13 настоящего Закона, по поручению местных исполнительных органов районов, городов областного, республиканского значения, столицы проводит оценку и определение потребности в специальных социальных услугах в порядке, установленном абзацем пятым подпункта 2) статьи 8 настоящего Закона.

      4. На основании оценки и определения потребности в специальных социальных услугах социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах готовит заключение, в котором определяются вид услуги, категория получателя, место предоставления, продолжительность предоставления услуги, содержание услуги, индивидуальные особенности.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными Законом РК от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016).

Статья 15. Предоставление специальных социальных услуг

      1. Предоставление гарантированного и дополнительного объемов специальных социальных услуг, предоставляемых сверх гарантированного объема, осуществляется на основании решения местных исполнительных органов районов, городов областного, республиканского значения, столицы, в случае оказания их за счет бюджетных средств, за исключением лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанных с торговлей людьми и бездомностью.

      2. Местными исполнительными органами районов, городов областного, республиканского значения, столицы в течение трех рабочих дней со дня получения заключения социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах принимается решение о предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, за счет бюджетных средств.

      До принятия местными исполнительными органами районов, городов областного, республиканского значения, столицы решения о предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, связанных с бытовым насилием, данное лицо (семья) может пребывать в субъектах, предоставляющих специальные социальные услуги или оказывающих помощь потерпевшим от бытового насилия, в случае предоставления (оказания) их за счет бюджетных средств.

      3. В случае отказа в предоставлении специальных социальных услуг за счет бюджетных средств местные исполнительные органы районов, городов областного, республиканского значения, столицы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, письменно уведомляют заявителя с указанием причины отказа и возвращают документы, представленные для проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.

      4. Основаниями для отказа в предоставлении специальных социальных услуг являются:

      1) несоответствие основаниям, указанным в статье 6 настоящего Закона;

      2) недостоверность представленных сведений и документов.

      5. Предоставление специальных социальных услуг за счет бюджетных средств осуществляется субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги, со дня принятия решения об их оказании.

      6. Предоставление платных специальных социальных услуг осуществляется в соответствии с договором, заключаемым лицом (семьей), находящимся в трудной жизненной ситуации, и субъектами, предоставляющими специальные социальные услуги.

      7. Лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации вследствие бездомности (лицу без определенного места жительства), жестокого обращения, приведшего к социальной дезадаптации и социальной депривации, специальные социальные услуги предоставляются независимо от места проживания.

      8. Лицами (семьями), находящимися в трудной жизненной ситуации по основаниям, указанным в подпунктах 6) и 8) пункта 1 статьи 6 настоящего Закона, выбор субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, осуществляется через портал социальных услуг.

      Сноска. Статья 15 с изменениями, внесенными законами РК от 18.02.2014 № 175-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.12.2015 № 433-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 12.10.2021 № 67-VII ЗРК (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 16. Права и обязанности социальных работников

      1. Социальный работник имеет право на:

      1) внедрение новых методик в сферу предоставления специальных социальных услуг, занятие научно-исследовательской деятельностью;

      2) свободный выбор способов и форм организации деятельности в сфере предоставления специальных социальных услуг при условии соблюдения стандартов оказания специальных социальных услуг;

      3) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет.

      2. Социальный работник, осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, кроме прав, установленных пунктом 1 настоящей статьи, вправе:

      1) запрашивать и получать необходимую информацию от местных исполнительных органов;

      2) привлекать необходимых специалистов для проведения оценки и определения потребности в специальных социальных услугах.

      3. Социальный работник обязан:

      1) обладать соответствующими теоретическими и практическими знаниями в области своей профессиональной компетенции;

      2) обеспечить качество предоставляемых специальных социальных услуг;

      3) не разглашать конфиденциальную информацию о лице (семье), находящемся в трудной жизненной ситуации;

      4) не допускать дискриминацию в отношении лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации;

      4-1) незамедлительно сообщать правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в организациях социальной защиты населения, а также о фактах, ставших ему известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций социальной защиты населения;

      5) постоянно совершенствовать профессиональное мастерство;

      6) не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию.

      7) составлять индивидуальный план по оказанию специальных социальных услуг;

      8) соблюдать нормы профессиональной этики поведения, утверждаемые уполномоченным органом в области социальной защиты населения по согласованию с уполномоченными органами в области здравоохранения и образования.

      Социальный работник, осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, кроме обязанностей, установленных пунктом 3 настоящей статьи, обязан качественно проводить оценку и определять потребность в предоставлении специальных социальных услуг лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации.

      Сноска. Статья 16 с изменением, внесенным законами РК от 01.04.2019 № 240-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 03.05.2022 № 118-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 17. Права и обязанности субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги

      1. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, вправе:

      1) участвовать в конкурсах на предоставление специальных социальных услуг, услуг по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах, оказываемых за счет бюджетных средств, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о государственном социальном заказе, государственном заказе на реализацию стратегического партнерства, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан;

      2) предоставлять специальные социальные услуги на платной основе;

      3) осуществлять оценку и определение потребности в специальных социальных услугах;

      4) запрашивать и получать необходимую информацию от местных исполнительных органов для проведения оценки и определения объема и видов специальных социальных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

      2. Субъекты, предоставляющие специальные социальные услуги, обязаны:

      1) соблюдать стандарты оказания специальных социальных услуг;

      2) создавать условия, необходимые для предоставления специальных социальных услуг;

      3) уважать достоинство получателей специальных социальных услуг и членов их семей;

      4) обращаться гуманно и не допускать дискриминационных действий по отношению к получателям специальных социальных услуг и членам их семей;

      5) обеспечивать конфиденциальность при предоставлении специальных социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      6) обеспечивать подготовку и повышение квалификации социальных работников.

      Сноска. Статья 17 с изменением, внесенным Законом РК от 04.07.2022 № 134-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 18. Лицензирование деятельности по предоставлению специальных социальных услуг

      Сноска. Статья 18 исключена Законом РК от 15.07.2011 № 461-IV(вводится в действие с 30.01.2012).

Статья 19. Финансирование субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги

      Финансирование субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги, осуществляется за счет:

      1) бюджетных средств в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      2) средств, полученных за предоставление платных специальных социальных услуг;

      3) иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Государственный контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг

      Сноска. Заголовок статьи 20 с изменением, внесенным Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Государственный контроль в сфере предоставления специальных социальных услуг осуществляется в форме проверки и профилактического контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

      2. В случае нарушения субъектом, предоставляющим специальные социальные услуги, требований настоящего Закона уполномоченный орган:

      1) направляет в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки субъектам, предоставляющим специальные социальные услуги, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;

      2) принимает меры, необходимые для привлечения субъекта (его должностных лиц), предоставляющего специальные социальные услуги, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

      3. Действия (бездействие), а также решения государственных органов могут быть обжалованы в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 20 в редакции Закона РК от 17.07.2009 N 188-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными законами РК от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 27.04.2012 № 15-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.10.2015 № 376-V (вводится в действие с 01.01.2016); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о специальных социальных услугах

      Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан о специальных социальных услугах, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 22. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2009 года.

     
      Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев

On Special Social Services

The Law of the Republic of Kazakhstan dated 29 December, 2008 № 114-IV. It became invalid by the Code of the Republic of Kazakhstan № 224-VII dated April 20, 2023.

      Unofficial translation

      Footnote. It became invalid by the Code of the Republic of Kazakhstan No. 224-VII dated 20.04.2023 (effective from 01.07.2023).

      This Law regulates the social relations, arising in the scope of provision of special social services, for persons (families) being in tight real-life situation.

Chapter 1. GENERAL PROVISIONS

Article 1. Basic definitions used in this Law

      The following basic definitions shall be used in this Law:

      1) special social services – a set of services, providing conditions to the person (family) being in tight real-life situation for overcoming existing social problems and oriented to creation of opportunities for them being equal with other citizens for participation in life of society;

      2) subjects, providing the special social services, - individuals and (or) legal entities, engaged in the state and non-state sectors on providing special social services;

      3) the standards of rendering the special social services – regulatory legal acts, establishing the quality, volume and conditions of providing special social services;

      4) social disadaptation - violation of interaction of a person with social environment;

      5) social deprivation – restriction and (or) deprivation of opportunity of independent satisfying basic necessities of life by person (family);

      6) social employee – an employee, rendering the special social services and (or) carrying out an assessment and determination of necessity in the special social services, having required qualification, conforming to the established requirements;

      7) social environment – a set of material, economic, social, political and spiritual conditions of existence, formation and activity of a person (family);

      8) tight real-life situation – a situation, recognized on the grounds, provided by this Law objectively violating life activity of human, which he (she) may not overcome on their own.

Article 2. The legislation of the Republic of Kazakhstan on special social services

      1. The legislation of the Republic of Kazakhstan on special social services is based on the Constitution of the Republic of Kazakhstan and consists of this Law and other regulatory legal acts of the Republic of Kazakhstan.

      2. If the international treaty, ratified by the Republic of Kazakhstan establishes the other rules, than those provided by this Law, the rules of international treaty shall be applied.

Article 3. Scope of this Law

      This Law shall apply to citizens of the Republic of Kazakhstan, compatriots, as well as foreigners permanently residing on the territory of the Republic of Kazakhstan, and stateless persons, foreigners revealed and identified as victims of human trafficking on the territory of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 3 is in the wording of the Law of the Republic of Kazakhstan dated 27.06.2022 No. 129-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 4. Basic principles and tasks of the state policy in the scope of providing special social services

      1. The state policy in the scope of providing special social services is based on the following principles:

      1) respect for human rights;

      2) humanity, voluntariness, confidentiality, targeting and accessibility of providing special social services;

      3) ensuring the equal opportunities in obtainment of special social services by persons (families) being in tight real-life situation;

      4) interaction of state bodies with subjects, providing special social services;

      5) complexity;

      6) social integration and quality improvement of life of population;

      7) Non-discrimination.

      2. Basic tasks of the state policy in the scope of providing special social services shall be:

      1) creating conditions for overcoming tight real-life situation in the case of its occurrence;

      2) provision of the guaranteed volume of special social services;

      3) provision of observance of standards of rendering the special social services;

      4) development of monitoring system and qualitative assessment of rendered special social services;

      5) ensuring development of system of providing special social services;

      6) State control over the provision of special social services;

      7) development of international cooperation in the scope of provision of special social services.

      Footnote. Article 4 as amended by the laws of the Republic of Kazakhstan dated 24.05.2018 No. 156-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 02.07.2018 No. 165-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Chapter 2. TYPES AND GROUNDS OF PROVIDING SPECIAL SOCIAL SERVICES

Article 5. Types of special social services

      1. Special social services shall include a guaranteed volume of special social services and paid special social services.

      2. Guaranteed volume of special social services is the unified list of special social services, rendered at the expense of budget funds.

      2-1. The guaranteed volume of special social services is the minimum social standard in the sphere of social security in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan “On Minimum Social Standards and Their Guarantees”.

      3. Paid special social services are rendered on a fee basis in excess of the guaranteed volume of special social services in the manner determined by the authorized body in the field of social protection of the population.

      4. Special social services may include provision of services of general nature in the form of information, consulting, intermediary services.

      5. Subjects providing special social services, engaged in the state sector shall render the services of general nature at the expense of budget funds.

      6. Special social services shall comply with standards of rendering the special social services.

      7. The list and procedure of providing additional volume of special social services, provided over the guaranteed volume of special social services, shall be approved by representative bodies of regions (city of republican significance and the capital).

      8. The procedure of providing of special social services to minor children at the educational establishments with a particular regime shall be approved by the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 5 as amended by Articles of the Republic of Kazakhstan No 236-V as of 05.07.2014; № 315-V dated 19.05.2015 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication); № 433-V dated 03.12.2015 (shall be enforced from 01.01.2016); № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017); dated 28.12.2018 the Law No. 210-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 6. Grounds, on which the person (family) may be recognized as being in tight real-life situation

      1. A person (family) may be recognized as being in tight real-life situation for the following grounds:

      1) orphanage;

      2) lack of parental care;

      3) neglect of minors, as well as deviant behavior;

      3-1) presence of minors in educational institutions with particular treatment;

      4) restriction of opportunities of psycho physical forwardness of children from birth to three years;

      5) permanent disability of body functions, associated by physical and (or) mental capacities;

      6) restriction of life activity due to the socially significant diseases and diseases, constituting a danger to others;

      7) incapacity to self-service due to advanced age, in consequence of earlier diseases and (or) disability;

      8) inhuman treatment that led to the social disadaptation and social deprivation;

      9) homelessness (persons without definite place of residence);

      10) release from the places of detention;

      11) registration with a probation service.

      2. The Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan jointly with authorized bodies in the field of social protection of the population, healthcare and education establish criteria for assessing the presence of cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation.

      The forms of inhuman treatment, led to the social disadaptation and social deprivation are the actions, related with domestic violence, human trafficking, as well as minors, other types of their exploitation, as well as kidnapping independently from existence of a fact of commencement of criminal proceeding on the occasion of performed acts.

      Footnote. Article 6 as amended by Laws of the Republic of Kazakhstan No. 556-IV dated 15.02.2012 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); No. 175-V dated 18.02.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); No. 239-V dated 29.09.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); № 236-V dated 05.07.2014 (shall be enforced from 01.01.2015); № 58-VI dated 18.04.2017 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication); № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017); 01.04.2019 № 240-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after its first official publication).

Chapter 3. THE STATE REGULATION OF PROVISION OF SPECIAL SOCIAL SERVICES

Article 7. The competence of the Government of the Republic of Kazakhstan in the scope of provision of special social services

      The Government of the Republic of Kazakhstan shall:

      1) develop the basic directions of the state policy in the scope of provision of special social services;

      2) approve the list of guaranteed volume of special social services;

      3) Is excluded by No. 461-IV from 15.07.2011 (shall be enforced from 30.01.2012);

      4)determine the special procedure of the public procurement in a manner of competitive tender of special social services on provision of guaranteed volume of special social services;

      5) is excluded by Law of the Republic of Kazakhstan No. 239-V dated 29.09.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication);

      6) exercise other functions, imposed on it by the Constitution, the Laws of the Republic of Kazakhstan and acts of the President of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 7 as amended by Laws of the Republic of Kazakhstan No. 452-IV dated 05.07.2011 (shall be enforced from 13.10.2011); No. 461-IV dated 15.07.2011 (shall be enforced from 30.01.2012); No. 239-V dated 29.09.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 8. Competence of the authorized body in the field of social protection of the population

      Footnote. The title of Article 8 as amended by Law of the Republic of Kazakhstan № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017).

      The authorized body in the field of social protection of the population, within the scope of its competence, shall:

      1) carry out the state policy in the field of special social services’ provision;

      2) develop and approve:

      standards for the provision of special social services in the field of social protection of the population;

      rules for certification of social workers in coordination with the authorized body in the field of education;

      Qualification requirements for social workers;

      rules for assessment and determination of the need for special social services in coordination with the authorized body in the field of education;

      Rules for financing and monitoring the provision of special social services in the field of social protection;

      rules for the formation of a single register of organizations providing special social services, and the register of specialists providing special social services;

      rules for the activities of organizations providing special social services;

      methodological recommendations in the sphere of provision of special social services;

      methodological recommendations for improving the skills of social workers in the field of social protection of the population;

      3) ensure:

      the monitoring of special social services’ provision;

      the conducting of analysis of the population’s needs for special social services;

      the development of international cooperation in the field of special social services’ provision;

      4) carry out:

      State control over the provision of special social services;

      coordination of activities on methodological support of the system for the provision of special social services;

      interaction with natural and legal persons, authorized bodies in the field of healthcare, education and other state bodies on the provision of special social services;

      other powers stipulated by this Law, other laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 8 in the new wording of Law of the Republic of Kazakhstan № 433-V dated 03.12.2015 (shall be enforced from 01.01.2016); as amended by Law of the Republic of Kazakhstan № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017); ;dated 24.05.2018 № 156-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 02.07.2018 № 165-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 27.06.2022 No. 129-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 8-1. Competence of the authorized body in the field of healthcare

      The authorized body in the field of healthcare, within the scope of its competence, shall:

      1) carry out the state policy in the field of special social services’ provision by the healthcare system;

      2) develop and approve:

      standards for the provision of special social services in the field of healthcare in coordination with authorized bodies in the field of social protection of the population and education;

      qualification requirements to social workers in the field of healthcare and the procedure for the appraisal of their performance;

      3) ensure:

      the monitoring of special social services’ provision in the field of healthcare;

      the conducting of analysis of the population’s needs for special social services in the field of healthcare;

      the development of international cooperation in the field of special social services’ provision in the healthcare system;

      4) carry out:

      monitoring the provision of special social services in the field of health care;

      coordination of activities of health facilities in the field of provision of special social services in the healthcare system;

      interaction with natural and legal persons, authorized bodies in the field of social protection of the population, education and other state bodies on the provision of special social services in the healthcare system;

      other powers stipulated by this Law, other laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Chapter 3 is supplemented by Article 8-1 in accordance with Law of the Republic of Kazakhstan № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017); The Law of the Republic of Kazakhstan No. 156-VI dated 24.05.2018 (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 9. Competence of the authorized body in the field of health care service

      Footnote. Article 9 is excluded by Law of the Republic of Kazakhstan No. 239-V dated 29.09.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 10. Competence of the authorized body in the field of education

      An authorized body in the field of education within the competence shall:

      1) realize the state policy in the scope of providing special social services;

      2) develop and approve standards for the provision of special social services in the field of education and protection of children's rights;

      3) develop and, in coordination with the authorized bodies in the field of social protection of the population and health care, approve qualification requirements for social workers and the rules of their certification, regardless of the form of ownership of the subject providing special social services;

      4) approve the list of specialties of social employees, the standards of their training and raising of qualification;

      5) provide:

      conduct of monitoring on provision of special social services;

      carrying-out of an analysis of population needs in the special social services;

      development of international cooperation in the scope of providing special social services;

      6) carry out:

      Control over the provision of special social services;

      interaction with natural and legal persons, authorized bodies in the field of social protection of the population and healthcare and other state bodies on the provision of special social services;

      other powers stipulated by this Law, other laws of the Republic of Kazakhstan, acts of the President of the Republic of Kazakhstan and the Government of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 10 is in the wording of Law of the Republic of Kazakhstan No. 239-V dated 29.09.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the date of its first official publication); as amended by Law of the Republic of Kazakhstan № 76-VI dated 20.06.2017 (shall be enforced from 01.07.2017; dated 24.05.2018 No. 156-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 02.07.2018 No. 165-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication);dated 01.04.2019 No. 240-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 11. Competence of local executive bodies of oblasts (cities of republican significance and the capital), districts (cities of oblast significance)

      A footnote. Title of Article 11 with the change introduced by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 28.12.2018 № 210-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

      1. Local executive bodies of oblasts (cities of national importance and the capital) within their competence:

      1) realize the state policy in the scope of providing special social services;

      2) carry out:

      interaction with individuals and legal entities and authorized bodies on issues of providing special social services;

      3) provide:

      creation and activity of subjects providing special social services, being under their supervision;

      provision of the guaranteed volume of special social services by the subjects, providing special social services;

      carrying-out of an analysis of population needs in the special social services;

      4) organize the staffing support of subjects, providing special social services, professional training, retraining and raising of qualification of social employees;

      5) take measures on development of the system of providing special social services;

      6) develop and submit for approval to the local representative bodies of the regions (cities of national importance and the capital) a list and procedure for the provision of additional volume of special social services provided in excess of the guaranteed volume of special social services;

      7) carry out public procurement, as well as place the state social order on providing special social services and services on assessment and determination of necessity in the special social services;

      8) exercise other powers, imposed on local executive bodies in the interests of local state management by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. Local executive bodies of districts (cities of regional significance) within the competence shall:

      1) realize the state policy in the scope of providing special social services;

      2) provide creation and activity of subjects, providing special social services, being under their supervision;

      3) organize the staffing support of subjects, providing special social services, professional training, retraining and raising of qualification of social employees;

      4) provide carrying-out of an analysis of population needs in the special social services;

      5) carry out the public procurement, as well as place the state social order on providing special social services and services on assessment and determination of necessity in the special social services;

      6) take measures on development of the system of providing special social services;

      7) interact with individuals and legal entities and state bodies on issues of providing special social services;

      8) exercise other powers, imposed on local executive bodies in the interests of local state management by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 11 as amended by Laws of the Republic of Kazakhstan No. 452-IV dated 05.07.2011 (shall be enforced from 13.10.2011); No. 461-IV dated 15.07.2011 (shall be enforced from 30.01.2012); dated 28.12.2018 № 210-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Chapter 3-1. National preventive mechanism

      A footnote. The Law is supplemented by Chapter 3-1 in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.04.2019 № 240-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).
      Footnote. In Chapter 3-1, the words “Commissioner for Human Rights”, “Commissioner for Human Rights”, “of the Commissioner for Human Rights”, “by the Commissioner for Human Rights”, “to the Commissioner for Human Rights” have been replaced respectively by the words “Commissioner for Human Rights in the Republic Kazakhstan”, “Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan”, “of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan”, “by the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan”, “to the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan” in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan dated 05.11.2022 No. 157-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 11-1. National preventive mechanism

      1. The National Preventive Mechanism operates in the form of a system for the prevention of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment, which operates through the activities of the members of the National Preventive Mechanism.

      2. As part of their activities, participants in the national preventive mechanism visit entities providing special social services and other organizations as defined by the laws of the Republic of Kazakhstan for visits by these participants (hereinafter - preventive visits).

      3. The participants of the national preventive mechanism are the Commissioner for Human Rights in the Republic Kazakhstan, as well as members of public monitoring commissions and public associations selected by the Coordination Council and carrying out activities to protect the rights and legitimate interests of citizens, lawyers, social workers and doctors.

      4. Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan coordinates the activities of the participants in the national preventive mechanism and, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan, takes measures to ensure the necessary capacity and professional knowledge of the participants in the national preventive mechanism.

      5. Reimbursement of expenses of the participants of the national preventive mechanism on preventive visits is made from the budget funds in the order determined by the Government of the Republic of Kazakhstan.

Article 11-2. Coordinating Council

      1. In order to ensure effective coordination of the activities of the national preventive mechanism, a Coordination Council is being established under Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan.

      Members of the Coordination Council, with the exception of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan, are elected by a commission established by the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan from among the citizens of the Republic of Kazakhstan.

      2. Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan approves that

      Regulation on the Coordination Council under Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan;

      The procedure for selecting participants in the national preventive mechanism;

      The procedure for forming groups of participants in the national preventive mechanism for preventive visits;

      Methodological recommendations on preventive visits;

      The procedure for preparing the annual consolidated report on preventive visits.

      3. The Coordinating Council cooperates with the Subcommittee on Prevention of Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment of the Committee against Torture.

Article 11-3. Requirements for participants in the national preventive mechanism

      1. Individuals cannot participate in the national preventive mechanism:

      1) persons who have a criminal record that has not been expunged or removed in accordance with the procedure established by law;

      2) Persons suspected or accused of committing criminal offences;

      (3) Persons who have been declared by a court to be legally incompetent or to be of limited competence;

      4) Judges, advocates, civil servants and military personnel, as well as employees of law enforcement and special state bodies;

      5) registered with a psychiatrist and/or a narcologist.

      2. The participants of the national preventive mechanism may also not be persons exempted from criminal liability for non-habilitative reasons for committing an intentional crime; dismissed from the state or military service, from law enforcement and special state bodies, courts or excluded from the collegium of advocates for negative reasons; deprived of a license to engage in advocacy.

Article 11-4. Rights of a party to the national preventive mechanism

      1. A participant in the national preventive mechanism has the right to do so:

      1) To receive information on the number of persons detained in organizations subject to a preventive visit, the number of such organizations and their location;

      2) To have access to information on the treatment of persons detained in organizations subject to a preventive visit and the conditions of their detention;

      3) Carry out preventive visits in accordance with the established procedure within the formed groups;

      4) Interview persons detained in organizations subject to preventive visits and/or their legal representatives in person or, if necessary, through an interpreter, as well as any other person who, in the opinion of the party to the national preventive mechanism, may provide relevant information;

      5) To freely choose and visit the organizations to be visited;

      6) To receive reports and complaints of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment.

      2. The participant in the national preventive mechanism is independent in carrying out lawful activities.

Article 11-5. Obligations of participants in the national preventive mechanism

      1. In the exercise of their powers, participants in the national preventive mechanism shall be obliged to comply with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. The participants of the national preventive mechanism shall not interfere with the activities of organizations subject to preventive visits.

      3. In the presence of circumstances that cast doubt on the impartiality of the participant of the national preventive mechanism, who is a member of the preventive visit team, he or she must refuse to participate in the preventive visit.

      4. The participants of the national preventive mechanism shall be obliged to register received reports and complaints about the use of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment in accordance with the procedure established by the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan.

      Received communications and complaints are forwarded to the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan for consideration in the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      Information on received and transmitted communications and complaints is included in the report on the results of preventive visits.

      5. Participants in the national preventive mechanism who have violated the provisions of this Law shall be held responsible in accordance with the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 11-6. Termination of the powers of a party to the national preventive mechanism

      A party to the national preventive mechanism shall cease to be a party to the mechanism:

      1) Violation of the provisions of this Act;

      2) Written declaration of resignation;

      3) his death or the entry into force of a court decision declaring him dead;

      4) departure for permanent residence outside the Republic of Kazakhstan;

      5) loss of citizenship of the Republic of Kazakhstan;

      6) the entry into force of a court conviction;

      7) in other cases provided for by the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 11-7. Types and frequency of preventive visits

      1. Preventive visits to the national preventive mechanism are subdivided into

      1) Periodic preventive visits conducted on a regular basis at least once every four years;

      2) Intermediate preventive visits conducted between periodic preventive visits to monitor the implementation of the recommendations of the previous periodic preventive visit, as well as to prevent the prosecution of persons interviewed by the national preventive mechanism by the administrations of the organizations to be visited;

      3) Special preventive visits based on reports of torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment.

      2. The Coordinating Council determines the dates and the list of organizations subject to preventive visits within the limits of the allocated budget.

Article 11-8. Procedure for preventive visits

      1. Preventive visits are carried out by groups formed by the Coordinating Council of the National Preventive Mechanism in accordance with the rules approved by the Government of the Republic of Kazakhstan in consultation with by the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan.

      2. No participant in the national preventive mechanism may be subjected to discrimination on grounds of origin, social, official or property status, sex, race, nationality, language, attitude to religion, beliefs, place of residence or any other circumstances when forming groups for preventive visits.

      3. Ensuring the security of the participants in the national preventive mechanism is the responsibility of the administration of the organizations to be visited. In the event of misconduct by the participants in the national preventive mechanism, the head of the administration of the organizations to be visited shall inform of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan in writing.

      4. Each preventive visit shall be followed by a written report in the form approved by the Coordinating Council, which shall be signed by all members of the preventive visit team. A member with a dissenting opinion shall prepare a written report and attach it to the report.

Article 11-9. Annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism

      1. The Coordinating Council prepares an annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism, taking into account their reports on preventive visits.

      2. The annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism is also included:

      Recommendations to the competent State bodies on improving the treatment of persons detained in organizations subject to preventive visits and preventing torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment;

      Proposals for improving the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      The annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism is accompanied by a financial report on preventive visits for the past year.

      3. The annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism is forwarded for consideration by the competent State bodies and posted on the website of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan within one month of its approval by the Coordinating Council.

Article 11-10. Privacy

      1. Participants in the national preventive mechanism may not disclose information about the private life of a person known to them during preventive visits without the consent of the person concerned.

      2. Disclosure by the participants of the national preventive mechanism of information about the private life of a person who became known to them during preventive visits without the consent of the person concerned shall entail liability established by the laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 11-11. Interaction of authorized state bodies with the participants of the national preventive mechanism

      1. State authorities and their officials shall assist the participants of the national preventive mechanism in carrying out their legitimate activities.

      No State body or official has the right to restrict the rights and freedoms of citizens for reporting torture and other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment to the participants in the national preventive mechanism.

      Officials impeding the legal activities of the participants of the national preventive mechanism shall bear responsibility established by the laws of the Republic of Kazakhstan.

      2. Within three months from the date of receipt of the annual consolidated report of the participants in the national preventive mechanism, the authorized state bodies shall inform of the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan in writing of the measures taken as a result of consideration of the received reports.

      3. On the basis of the reports of the participants in the national preventive mechanism on the basis of the results of preventive visits, the Commissioner for Human Rights in the Republic of Kazakhstan has the right, in accordance with the procedure established by law, to apply to the authorized state bodies or officials to initiate disciplinary or administrative proceedings or criminal proceedings against an official who has violated human and civil rights and freedoms.

Chapter 4.ORGANIZATION OF PROVIDING SPECIAL SOCIAL SERVICES TO PERSON (FAMILY), BEING IN TIGHT REAL-LIFE SITUATION

Article 12. Rights and obligations of person (family), being in tight real-life situation

      1. A person (family), being in tight real-life situation shall have a right to:

      1) apply for provision of special social services;

      2) receive information on his (her) rights, obligations and conditions of providing special social services;

      3) participate in conducting assessment and determination of necessity in the special social services;

      4) choose subjects providing the guaranteed volume of special social services and (or) paid special social services except for minors in educational institutions with particular treatment;

      5) receive or refuse from provision of special social services;

      6) appeal actions (omission) of civil servants, as well as subjects, providing special social services, in the manner, established by the Laws of the Republic of Kazakhstan;

      7) confidentiality of information of personal character, become well known to civil servant or subjects, providing special social services.

      2. A person (family), being in tight real-life situation, shall be obliged to:

      1) provide comprehensive and reliable information for determination of necessity and adoption of decision on provision of special social services;

      2) not to prevent to the process of assessment and determination of necessity in the special social services;

      3) inform in a timely manner the subjects, providing special social services on change of circumstances, affecting to their provision.

      Footnote. Article 12 as amended by Law of the Republic of Kazakhstan № 236-V dated 05.07.2014 (shall be enforced from 01.01.2015).

Article 13. Application of person (family), being in tight real-life situation for provision of the special social services

      1. A person (family), being in tight real-life situation shall apply for provision of the special social services at the place of residence (except for the case, provided by paragraph 7 of Article 15 of this Law) by filling of a written application:

      1) for the guaranteed and (or) additional volume of the special social services, provided over the guaranteed volume, to the local executive bodies of districts (cities of regional significance);

      2) for the paid services to the subjects, providing special social services;

      social services provided in excess of the guaranteed volume:

      to subjects providing special social services to troubled individuals (families) because of cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation;

      to subjects providing assistance to victims of domestic violence;

      to subjects providing special social services to troubled individuals (families) because of homelessness (to persons of no fixed abode).

      2. In the interests of person (family), being in tight real-life situation, with application on provision of the special social services with specification of reason, on which a person (family) do not apply independently, may apply:

      1) one of the adult members of the family;

      2) trustee (guardian);

      3) akim of rural settlement, village, rural district;

      4) a person by power of attorney in accordance with civil legislation of the Republic of Kazakhstan;

      5) a subject providing special social services to a troubled individual (family) because of:

      cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation;

      homelessness (to a person of no fixed abode);

      6) organization on rendering assistance, created in accordance with the Law of the Republic of Kazakhstan “On preventive measures of domestic violence”.

      Footnote. Article 13 as amended by Constitutional Law of the Republic of Kazakhstan No. 121-V dated 03.07.2013 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); as amended by Law of the Republic of Kazakhstan No. 175-V dated 18.02.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); № 433-V dated 03.12.2015 (shall be enforced from 01.01.2016).

Article 14. Assessment and determination of necessity in the special social services

      1. Provision of special social services shall be carried out on the basis of assessment and determination of necessity in the special social services of person (family), being in tight real-life situation, determined by the social employee on assessment and determination of the necessity in the special social services.

      2. Criterions upon assessment and determination of necessity in the special social services are:

      1) restriction of life activity;

      2) social disadaptation;

      3) social deprivation;

      4) unfavorable social environment.

      3. Within ten working days from the date of receipt of an application from persons mentioned in article 13 of this Law, a social worker, on the instructions of local executive bodies of districts, cities of regional, national significance, the capital, shall assess and determine the need for special social services in the manner established by paragraph five subparagraph 2) of article 8 of this Law.

      4. On the basis of assessment and determination of necessity in the special social services, social employee on assessment and determination of necessity in the special social services shall prepare conclusion, in which a type of service, category of a recipient, place of provision, duration of providing the service, content of service, individual peculiarities are determined.

      Footnote. Article 14 as amended by Law of the Republic of Kazakhstan № 433-V dated 03.12.2015 (shall be enforced from 01.01.2016).

Article 15. Provision of special social services

      1. Provision of guaranteed and additional volumes of special social services in excess of the guaranteed volume is carried out pursuant to a decision of local executive bodies of districts, cities of regional, national significance, the capital, if they are funded through the budget, except for troubled individuals because of cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation, associated with trafficking in persons and homelessness.

      2. Within three working days from the date of receipt of the opinion of a social worker on assessment and identification of the need for special social services, local executive bodies of districts, cities of regional, national significance, the capital make a decision to provide special social services to a troubled individual (family), which are funded through the budget.

      Until local executive bodies of districts, cities of regional, national significance, the capital take a decision to provide special social services to a troubled individual (family) because of cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation associated with domestic violence, this individual (family) may stay with subjects providing special social services or providing assistance to victims of domestic violence, if their provision (rendering) is funded through the budget.

      3. In case of refusal to fund the provision of special social services through the budget, local executive bodies of districts, cities of regional, national significance and the capital shall notify an applicant in writing specifying the reason for the refusal in the manner established by the legislation of the Republic of Kazakhstan and return the documents submitted for the assessment and determination of the need for special social services.

      4. Grounds for refusal in provision of special social services shall be:

      1) inconsistency to the grounds mentioned in Article 6 of this Law;

      2) unreliability of presented details and documents.

      5. Provision of special social services shall be carried out by subjects providing special social services at the expense of budget funds, from the date of adoption of decision on its rendering.

      6. Provision of paid special services shall be carried out in accordance with an agreement, concluded by a person (family), being in tight real-life situation, and subjects, providing special social services.

      7. Special social services are provided to a troubled individual (family) because of homelessness (to a person of no fixed abode), cruel treatment that resulted in social alienation and social deprivation, regardless of the place of residence.

      8. Under the grounds referred to in sub-paragraphs 6) and 8) of paragraph 1 Article 6 of this Law, the choice of entities providing special social services shall be made by persons (families) in a difficult life situation via the social services portal.

      Footnote. Article 15 as amended by Law of the Republic of Kazakhstan No. 175-V dated 18.02.2014 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); № 433-V dated 03.12.2015 (shall be enforced from 01.01.2016); Law of the RK No. 67-VII dated 12.10.2021 (shall take effect ten calendar days after the date of its first official publication).

Article 16. Rights and obligations of social employees

      1. Social employee shall have a right to:

      1) introduction of new methods into the scope of provision of special social services, engage in research activities;

      2) free choice of methods and forms of organizing the activity in the scope of provision of special social services upon condition of compliance with standards of rendering of special social services;

      3) raising of qualification no less frequently than once every five years.

      2. Social employee, carrying out an assessment and determination of necessity in the special social services, except for the rights, established by paragraph 1 of this Article, shall have a right to:

      1) request and receive necessary information from the local executive bodies;

      2) attract the necessary specialists for assessment and determination of necessity in the special social services.

      3. Social employee shall be obliged to:

      1) have the relevant theoretical and practical knowledge in the field of his (her) professional competence;

      2) ensure the quality of provided special social services;

      3) not to disclose confidential information on person (family), being in tight real-life situation;

      4) not to admit discrimination in relation of person (family), being in tight real-life situation;

      4-1) immediately inform law enforcement bodies about the fact that minors have committed acts (or omissions) in respect of them that contain signs of criminal or administrative offense in the organizations of social protection of the population, as well as about the facts that have become known to him in connection with his professional activities outside the organizations of social protection of the population;

      5) improve professional skills on a regular basis;

      6) undergo attestation no less frequently than once every five yearsж

      7) draw up an individual plan for the provision of special social services;

      8) comply with the norms of professional ethics of conduct, approved by the authorized body in the field of social protection of the population in agreement with the authorized bodies in the field of healthcare and education.

      Social employee carrying out assessment and determination of necessity in the special social services, except for obligations, established by paragraph 3 of this Article, shall be obliged to assess and determine necessity in a quality manner in provision of special social services to the person (family), being in tight real-life situation.

      Footnote. Article 16 with the change introduced by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 01.04.2019 № 240-VI (shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication); dated 03.05.2022 No. 118-VII (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 17. Rights and obligations of subjects, providing special social services

      1. Subjects, providing special social services shall have a right to:

      1) participate in tenders for the provision of special social services, services for assessing and determining the need for special social services provided at the expense of budgetary funds, in accordance with the legislation of the Republic of Kazakhstan on public procurement and on state social order, state order for the implementation of a strategic partnership, grants and awards for non-governmental organizations in the Republic of Kazakhstan;

      2) provide the special social services on a paid basis;

      3) carry out an assessment and determination of necessity in the special social services;

      4) request and receive necessary information from the local executive bodies for assessment and determination of the volume and types of special social services, except for the cases, provided by the legislation of the Republic of Kazakhstan.

      2. Subjects, providing the special social services shall be obliged to:

      1) comply with the standards of rendering the special social services;

      2) create conditions, required for provision of special social services;

      3) respect the dignity of recipients of special social services and members of their family;

      4) treat humanly and not to allow discriminating actions in relation to the recipients of special social services and members of their family;

      5) ensure confidentiality upon provision of special social services, except for the cases, provided by the Laws of the Republic of Kazakhstan;

      6) provide training and raising of qualification of social employees.

      Footnote. Article 17 as amended by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 04.07.2022 No. 134-VII (shall be enforced upon expiry of sixty calendar days after the day of its first official publication).

Article 18. Licensing of the activity on provision of special social services

      Footnote. Article 18 is excluded by Law of the Republic of Kazakhstan No. 461-IV dated 15.07.2011 (shall be enforced from 30.01.2012).

Article 19. Financing of subjects, providing special social services

      Financing of subjects, providing special social services shall be carried out at the expense of:

      1) budget funds in the manner, established by the legislation of the Republic of Kazakhstan;

      2) funds received for provision of paid special social services;

      3) other sources that are not inconsistent with the legislation of the Republic of Kazakhstan.

Chapter 5. FINAL PROVISIONS

Article 20. State control over the provision of special social services

      A footnote. Title of Article 20 with the change introduced by the Law of the Republic of Kazakhstan dated 24.05.2018 № 156-VI(shall be enforced upon the expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

      1. State control in the sphere of provision of special social services is carried out in the form of inspection and preventive control in accordance with the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan.

      Inspection shall be carried out in accordance with the Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan. Other forms of state control are exercised in keeping with this Law.

      2. In case of violation of requirements of this Law by the subject, providing special social services, an authorized body shall:

      1) direct the binding orders on elimination of violations to the subjects, providing special social services within three business days from the date of ending of inspection;

      2) take measures, required for bringing of the subject (his (her) civil servants), providing special social services, to responsibility, established by the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      3. Actions (omission), as well as decisions of the state bodies may be appealed in accordance with the Laws of the Republic of Kazakhstan.

      Footnote. Article 20 is in the wording of Law of the Republic of Kazakhstan dated 17.07.2009 No. 188-IV (see Article 2 for the enactment procedure); as amended by Laws of the Republic of Kazakhstan No. 378-IV dated 06.01.2011 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); No. 15-V dated 27.04.2012 (shall be enforced upon expiry of ten calendar days after its first official publication); № 376-V dated 29.10.2015 (shall be enforced from 01.01.2016); No. 156-VI dated 24.05.2018 (shall be enforced upon expiration of ten calendar days after the day of its first official publication).

Article 21. Responsibility for the breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan on special social services

      Persons that are guilty in the breach of the legislation of the Republic of Kazakhstan on special social services shall bear responsibility in accordance with the Laws of the Republic of Kazakhstan.

Article 22. Order of enforcement of this Law

      This Law enters into force from 1 January, 2009.

      The President
      of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev