Об утверждении Критериев классификации высших учебных заведений

Утративший силу

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 октября 2013 года № 434. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 ноября 2013 года № 8931. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 февраля 2014 года № 42

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 17.02.2014 № 42.

      В целях реализации постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» от 17 мая 2013 года № 499, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Критерии классификации высших учебных заведений.
      2. Департаменту высшего и послевузовского образования (Жакыпова Ф.Н.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации;
      3) довести настоящий приказ до сведения высших учебных заведений.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Орунханова М.К.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      И.о Министра                               М. Орунханов

Утверждены             
приказом              
и.о Министра образования    
и науки Республики Казахстан  
от 25 октября 2013 года № 434 

Критерии классификации высших учебных заведений

1. Общие положения

      1. Критерии классификации высших учебных заведений (далее - Критерии) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей».
      2. Критерии разработаны для высших учебных заведений (далее - вуз), реализующих программы высшего и послевузовского образования, кроме вузов правоохранительных органов, специальных государственных органов и государственного органа в области обороны, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности с целью определения их значимости для научно-технического и социально-экономического развития страны.
      3. Критерии основаны на оценке качества предоставляемых образовательных услуг, эффективного использования образовательного, научного и инновационного потенциала вузов.
      4. Критерии разработаны с учетом передовых методик: Классификации Фонда Карнеги, Европейской классификации «U-Maр» и исследовательских университетов США в рамках программы Ломбарди («The Lombardi Programon Measuring of University Performance»).
      5. Критерии разработаны для следующих видов вузов:
      1) национальный исследовательский университет;
      2) исследовательский университет;
      3) национальное высшее учебное заведение;
      4) университет;
      5) академия.
      6. Критериями классификации оцениваются:
      1) число квалификаций, присуждаемых в вузе;
      2) кадровый потенциал;
      3) признание образовательных программ (аккредитация);
      4) учебно-материальные активы;
      5) исследования и инновации.

2. Критерии классификации национальных исследовательских
университетов

      7. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
      учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
      1) доля обучающихся в:
      бакалавриате – 65%;
      магистратуре – 35%;
      докторантуре – 35%;
      2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
      3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, от общего контингента обучающихся:
      бакалавриат - 15%;
      магистратура - 30%;
      докторантура PhD - 100%;
      4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 15%.
      8. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
      1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
      бакалавриат - не менее 70%;
      магистратура - не менее 70%;
      докторантура PhD- не менее 100%;
      2) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 15%.
      9. Признание образовательных программ (аккредитация):
      наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
      бакалавриат – не менее 50%;
      магистратура – не менее 50%;
      докторантура PhD – не менее 100%.
      10. Учебно-материальные активы:
      1) наличие интегрированных научно-исследовательских, учебных, инновационно-технологических центров, технопарков и подразделений, обеспечивающих фундаментальные и прикладные исследования, а также инновационные разработки, эффективное использование и внедрение их результатов в образовательный процесс и производство;
      2) научно-исследовательские институты со штатными научными сотрудниками – не менее 5 единиц;
      3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 3 единиц;
      4) национальные лаборатории коллективного пользования – не менее 1 единиц;
      5) бизнес-центр и/или бизнес-инкубатор, технопарк и другие инновационные структуры;
      6) индустриальные хай-тек площадки – не менее 1 единиц;
      7) издательская деятельность осуществляется на государственном, русском, английском с привлечением ведущих зарубежных ученых и специалистов.
      11. Исследования и инновации:
      1) количество защищенных диссертаций в год:
      докторских PhD – не менее 10;
      магистерских – не менее 200;
      2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 10 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 80;
      3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 30 в год:
      доля коммерциализированных проектов – не менее 15% от общего количества патентов, полученных за год;
      4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
      5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 5 ежегодно;
      6) совместные международные центры и лаборатории – не менее 2 единиц.

3. Критерии классификации исследовательских университетов

      12. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
      учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
      1) доля обучающихся в:
      бакалавриате – 65%;
      магистратуре – 35%;
      докторантуре – 35%.
      2) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, к общему контингенту обучающихся:
      бакалавриат - 15%;
      магистратура - 30%;
      докторантура PhD - 100%;
      3) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
      4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 15%.
      13. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
      1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
      бакалавриат - не менее 70%;
      магистратура - не менее 70%;
      докторантура PhD - не менее 100%;
      2) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор философии PhD к общему количеству – не менее 10%.
      14. Признание образовательных программ (аккредитация):
      наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
      бакалавриат – не менее 50%;
      магистратура – не менее 50%;
      докторантура PhD – не менее 100%.
      15. Учебно-материальные активы:
      1) наличие интегрированных научно-исследовательских, учебных, инновационно-технологических центров, технопарков и подразделений, обеспечивающих фундаментальные и прикладные исследования, а также инновационные разработки, эффективное использование и внедрение их результатов в образовательный процесс и производство;
      2) научно-исследовательские институты со штатными научными сотрудниками – не менее 5 единиц;
      3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 3 единиц;
      4) национальные лаборатории коллективного пользования – не менее 1 единиц;
      5) бизнес-центр и/или бизнес-инкубатор, технопарк и другие инновационные структуры;
      6) индустриальные хай-тек площадки – не менее 1 единиц;
      7) издательская деятельность осуществляется на государственном, русском, английском с привлечением ведущих зарубежных ученых и специалистов.
      16. Исследования и инновации:
      1) количество защищенных диссертаций в год:
      докторских PhD – не менее 10;
      магистерских – не менее 200;
      2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 10 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 80;
      3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий/количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 20 в год:
      доля коммерциализированных проектов – не менее 10% от общего количества патентов, полученных за год;
      4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур, не менее – 40%;
      5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 5 ежегодно;
      6) совместные международные центры и лаборатории – не менее 2 единиц.

4. Критерии классификации национальных высших учебных заведений

      17. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
      учреждения высшего образования, которые предлагают широкий набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по 3 и более специальностям:
      1) доля обучающихся:
      бакалавриат – 70%;
      магистратура – 30%;
      докторантура – 30%;
      2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 3%;
      3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS-top 800, к общему контингенту обучающихся:
      бакалавриат - 10%;
      магистратура - 20%;
      докторантура PhD - 100%.
      18. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
      1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей:
      бакалавриат - не менее 55%;
      магистратура - не менее 70%;
      докторантура PhD - не менее 100%;
      2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе доля преподавателей с почетными званиями Республики Казахстан и приравненных к ним для:
      бакалавриата – не менее 35%;
      магистратуры – не менее 60%;
      докторантуры – не менее 100%;
      3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 5%.
      19. Признание образовательных программ (аккредитация):
      наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
      бакалавриат – не менее 35%;
      магистратура – не менее 30%;
      докторантура PhD – не менее 70%.
      20. Учебно-материальные активы:
      инфраструктура включает собственные либо принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальные и нематериальные активы, обеспечивающие качество образовательных услуг:
      1) учебно-методическая и научно-экспериментальная база;
      2) научно-исследовательские институты со штатными сотрудниками – не менее 3 единиц;
      3) аккредитованные научные лаборатории – не менее 2 единиц;
      4) инновационные структуры.
      21. Исследования и инновации:
      1) количество защищенных диссертаций в год:
      докторских PhD – не менее 8;
      магистерских – не менее 150;
      2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 8 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 50;
      3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 20 в год:
      доля коммерциализированных проектов – не менее 7% от общего количества патентов, полученных за год;
      4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
      5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 3 ежегодно.

5. Критерии классификации университетов

      22. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
      учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ бакалавриата, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD не менее чем по 12 специальностям по трем группам специальностей:
      1) доля обучающихся в общем контингенте:
      бакалавриате – 75%;
      магистратуре – 25%;
      докторантуре – 25%;
      2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
      3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/ или зарубежных вузах, к общему контингенту обучающихся:
      бакалавриат - 10%;
      магистратура - 20%;
      докторантура PhD - 100%;
      4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 10.
      23. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
      1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей для:
      бакалавриата - не менее 55%;
      магистратуры - не менее 70%;
      докторантуры PhD - не менее 100%;
      2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе доля преподавателей с почетными званиями Республики Казахстан и приравненных к ним для:
      бакалавриата – не менее 35 %;
      магистратуры – не менее 60 %;
      докторантуры – не менее 100 %;
      3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 5%.
      24. Признание образовательных программ (аккредитация):
      наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
      бакалавриата – не менее 30%;
      магистратуры – не менее 20%;
      докторантуры PhD – не менее 100%.
      25. Учебно-материальные активы:
      наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
      26. Исследования и инновации:
      1) Количество защищенных диссертаций в год:
      докторских PhD – не менее 5;
      магистерских – не менее 150;
      2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 5 статей в год (кроме магистерских и докторских диссертаций) и суммарный импакт-фактор – не менее 50;
      3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 10 в год:
      доля коммерциализированных проектов – не менее 5% от общего количества патентов, полученных за год;
      4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 40%;
      5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 2 ежегодно.

6. Критерии классификации академий

      27. Число квалификаций, присуждаемых в вузе:
      учреждения высшего образования, которые предлагают набор программ не менее чем по 4 специальностям по одной группе специальностей высшего образования, проводят подготовку элитных научных кадров с обучением в магистратуре, докторантуре PhD по одной-двум группам специальностей:
      1) доля обучающихся в общем контингенте:
      бакалавриате – 80%;
      магистратуре – 20%;
      докторантуре – 20%;
      2) доля иностранных студентов от общего контингента — не менее 5%;
      3) доля обучающихся, прошедших стажировку или обучение в вузах Республики Казахстан и/или зарубежных вузах входящих в международные рейтинги QS – top 800, к общему контингенту обучающихся:
      бакалавриат - 5%;
      магистратура - 10%;
      докторантура PhD - 100%;
      4) доля обучающихся по грантам работодателей, социальных партнеров, от общего контингента – не менее 2%.
      28. Кадровый потенциал, осуществляющий подготовку бакалавров, магистров и докторов PhD:
      1) доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей для:
      бакалавриата - не менее 50%;
      магистратуры - не менее 80%;
      докторантуры PhD - не менее 100%;
      2) для организаций образования культуры и искусства, в том числе преподаватели с почетными званиями Республики Казахстан и приравненные к ним для:
      бакалавриата – не менее 35 %;
      магистратуры – не менее 60 %;
      докторантуры – не менее 100 %;
      3) доля приглашенных зарубежных ученых со степенями доктор PhD к общему количеству – не менее 2%.
      29. Признание образовательных программ (аккредитация):
      наличие образовательных программ, прошедших институциональную/специализированную аккредитацию, в национальных/международных агентствах:
      бакалавриата – не менее 40%;
      магистратуры – не менее 30%;
      докторантуры PhD – не менее 40%.
      30. Учебно-материальные активы:
      Наличие собственных либо принадлежащих на праве хозяйственного ведения или оперативного управления материальных и нематериальных активов, обеспечивающих качество образовательных услуг.
      31. Исследования и инновации:
      1) количество защищенных диссертаций в год:
      докторских PhD – не менее 3;
      магистерских – не менее 100;
      2) количество научных публикаций в национальных/международных рейтинговых журналах 3 в год статьи (кроме магистерских и докторских диссертации) и суммарный импакт-фактор – не менее 10;
      3) количество полученных патентов /коммерческих продуктов/ количество технологий, ноу-хау, лицензий /количество прав интеллектуальной собственности/авторского права – не менее 3 в год:
      доля коммерциализированных проектов – не менее 2% от общего количества патентов, полученных за год;
      4) доля студентов, участвующих в работе студенческих инновационных структур не менее – 10%;
      5) премии/награды, предоставляемые национальными и международными организациями – не менее 1 ежегодно.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.