Об утверждении инструкции по организации антитеррористической защиты объектов (культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, функционирующих в сфере религиозной деятельности

Новый

Приказ Министра информации и общественного развития Республики Казахстан от 17 июля 2023 года № 284-НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 июля 2023 года № 33123

      В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов (культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, функционирующих в сфере религиозной деятельности.

      2. Комитету по делам религий Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Юридический департамент Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра информации и общественного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр информации и общественного
развития Республики Казахстан
Д. Қыдырәлі

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство науки и
высшего образования
Республики Казахстан
      "СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
      "СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан

 
  Утверждена приказом
министра информации и
общественного развития
Республики Казахстан
от 17 июля 2023 года № 284-НҚ

Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов (культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, функционирующих в сфере религиозной деятельности

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов (культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, функционирующих в сфере религиозной деятельности (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 "Об утверждении требований к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении" (далее – Требования).

      2. Инструкция детализирует вопросы организации антитеррористической защиты объектов (культовых зданий (сооружений), функционирующих в сфере религиозной деятельности (далее – культовые здания (сооружения)), отнесенных к объектам, уязвимым в террористическом отношении, в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234.

      3. Настоящая Инструкция распространяется на культовые здания (сооружения), рассчитанные на одновременное пребывание (вместимостью) 200 (двести) и более человек.

      Настоящая Инструкция не распространяется на духовные (религиозные) организации образования.

      Антитеррористическая защищенность духовных (религиозных) организаций образования обеспечивается в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 марта 2022 года № 117 "Об утверждении инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, Министерства образования и науки Республики Казахстан и объектов, уязвимых в террористическом отношении, осуществляющих деятельность в сфере образования и науки" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 27414).

      4. Инструкция предназначена для применения в работе руководителей религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, священнослужителями, персоналом культовых зданий (сооружений), а также для представителей государственных и местных исполнительных органов при изучении, проверке и оценке состояния антитеррористической защищенности культовых зданий (сооружений).

      Изучение, проверка и оценка состояния антитеррористической защищенности культовых зданий (сооружений) не должны препятствовать совершению богослужения, религиозных обрядов, церемоний.

      5. При эксплуатации культовых зданий (сооружений), вне зависимости от формы собственности, обеспечивается соблюдение Требований, а также настоящей Инструкции.

      6. Руководители религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, назначает лицо (лица), обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности культового здания (сооружения).

      7. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:

      1) меры первичного реагирования – комплекс первоочередных мероприятий, предпринимаемый персоналом объекта и сотрудниками субъекта охранной деятельности, направленный на своевременное информирование уполномоченных государственных органов об угрозе или совершении акта терроризма, а также действий по минимизации и ликвидации возможных последствий акта терроризма (оказание помощи в осуществлении первичных и следственных действий силами экстренного (первичного) реагирования, оказание первой медицинской помощи пострадавшим, эвакуация и так далее);

      2) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;

      3) культовое здание (сооружение) – место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);

      4) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей;

      5) религиозная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих;

      6) священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служение;

      7) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;

      8) субъекты охранной деятельности – это специализированные охранные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан и частные охранные организации;

      9) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;

      10) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;

      11) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;

      12) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и действиях в сложившейся обстановке.

      Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в областях противодействия терроризму и религиозной деятельности, и религиозных объединениях.

      8. Меры по обеспечению антитеррористической защиты культовых зданий (сооружений) направлены на создание условий, препятствующих совершению актов терроризма (снижение риска их совершения) на территории культовых зданий (сооружений), минимизацию и (или) ликвидацию последствий возможных террористических угроз.

      Организация мер защиты культовых зданий (сооружений) строится на принципах заблаговременности, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.

      9. Антитеррористическая защищенность культовых зданий (сооружений) обеспечивается созданием условий, направленных на:

      1) обнаружение признаков подготовки и (или) совершения актов терроризма, что достигается принятием мер по контролю за обстановкой на предмет выявления подозрительных лиц и предметов;

      2) предупреждение и пресечение попыток совершения актов терроризма на территории культовых зданий (сооружений), что достигается принятием мер по:

      уточнению характера и специфики возможных угроз террористического характера;

      моделированию наиболее вероятных сценариев террористических угроз и разработке соответствующих алгоритмов реагирования на них;

      определению возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма и их устранение;

      организации постоянного контроля за установленным порядком доступа посетителей и транспортных средств;

      формированию культуры безопасности и антитеррористического сознания у священнослужителей и персонала культовых зданий (сооружений);

      контролю всех мероприятий, которыми обеспечивается антитеррористическая безопасность;

      3) минимизацию и ликвидацию последствий возможных террористических угроз в культовых зданиях (сооружениях), что достигается принятием мер по:

      разработке алгоритмов реагирования на возможные угрозы террористического характера;

      соответствующей подготовке священнослужителей и персонала культовых зданий (сооружений) в отношении их действий при совершении акта терроризма и после него;

      организации своевременного оповещения уполномоченных органов,

      своевременному составлению, поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности культового здания (сооружения) и его надлежащему хранению.

      10. Антитеррористическую защищенность культовых зданий (сооружений) организует руководитель религиозного объединения, их филиалов и представительств, или лиц, использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании.

      11. Приказом первого руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании (либо лица, исполняющего его обязанности) определяется лицо, обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности.

      Выбор и назначение ответственного сотрудника за обеспечение проведения мероприятий по антитеррористической защищенности культового здания (сооружения) производится с учетом компетенции и должностных обязанностей последнего, наиболее соответствующих специфике антитеррористической деятельности.

      Руководителем религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании издается соответствующий приказ, функция сотрудника включается в должностные обязанности.

Глава 2. Требования к организации пропускного режима

      12. Руководители религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании для повышения уровня безопасности священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения), при необходимости устанавливают пропускной режим, в соответствии с его спецификой, с соблюдением прав верующих беспрепятственно проводить (совершать) в культовых зданиях (сооружениях) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний.

      Для обеспечения пропускного режима руководители религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании заключает договор об оказании охранных услуг, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан "Об охранной деятельности" с частными охранными организациями, имеющими разрешительные документы на осуществление деятельности по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении.

      13. При заключении договора с частными охранными организациями, имеющими разрешительные документы на осуществление деятельности по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении необходимо предусматривать обеспечение последними мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности культового здания (сооружения):

      1) охрана культового здания (сооружения);

      2) выявление на территории культового здания (сооружения) лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые могут быть использованы для их реализации, с соблюдением права верующих использовать предметы религиозного назначения по своему усмотрению;

      3) надлежащее использование сотрудниками частной охранной организации инженерно-технических средств защиты, установленных в культовом здании (сооружении).

      14. В целях обеспечения антитеррористической защищенности культового здания (сооружения), организации порядка пропускного режима устанавливаются:

      1) помещения в культовом здании (сооружении) без ограничения доступа для посетителей;

      2) помещения в культовом здании (сооружении) ограниченного доступа для посетителей с соблюдением прав верующих беспрепятственно проводить (совершать) в культовых зданиях (сооружениях) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний.

      15. Порядок организации пропускного режима не должен противоречить Закону Республики Казахстан "О религиозной деятельности и религиозных объединениях".

Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий

      16. Профилактические и учебные мероприятия проводятся с целью доведения до священнослужителей и персонала культовых зданий (сооружений) информации об основных особенностях культового здания (сооружения), возможных последствиях в случае совершения акта терроризма, порядка проведения мероприятий по предотвращению актов терроризма.

      17. Профилактические и учебные мероприятия (далее – мероприятия) организуются руководителями либо лицом, ответственного за соблюдение требований антитеррористической защиты, религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

      Мероприятия проводятся индивидуально или с группой священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические).

      18. В культовых зданиях (сооружениях), в качестве профилактического мероприятия, оперативными штабами по борьбе с терроризмом проводятся мероприятия, направленные на оценку священнослужителей и персонала культовых зданий (сооружений), а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них (при их наличии), к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий (эксперименты).

      19. Мероприятия обеспечивают обучение священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) действиям по выявлению подозрительных лиц и предметов, действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма по предотвращению или минимизации ущерба, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с культового здания (сооружения) посетителей, священнослужителей и персонала культового здания (сооружения).

      20. В ходе теоретических мероприятий (лекций) доводится необходимая информация о требованиях, регламентированных нормативными правовыми актами, инструкциями, алгоритмами действий, об особенностях культового здания (сооружения).

      В ходе практических мероприятий отрабатываются действия священнослужителей, персонала культового здания (сооружения) и субъектов охранной деятельности (при необходимости):

      1) по проведению безопасной и беспрепятственной эвакуации;

      2) в случае угрозы акта терроризма;

      3) при обнаружении на территории культового здания (сооружения) подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма.

      Практические и теоретические мероприятия проводятся с периодичностью не реже одного раза в год по темам согласно приложению 1 к настоящей Инструкции.

      21. По характеру и времени проведения инструктаж подразделяется на плановый и внеплановый.

      Плановый инструктаж проводится не реже одного раза в год.

      Внеплановый инструктаж проводится руководителями или иными должностными лицами религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах в случаях:

      1) когда культовое здание (сооружение) находится на территории, где введен уровень террористической опасности;

      2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;

      3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам.

      Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой священнослужителей и персонала культового здания (сооружения). Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

      Практические и теоретические мероприятия, плановые инструктажи проводятся в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании.

      22. О проведении инструктажей и мероприятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите, по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции либо составляется протокол или справка (в случае значительного количества (более 20 (двадцати) человек) присутствующих).

      23. Основными отчетными документами о проведении мероприятий являются:

      1) журнал учета проведения мероприятий по антитеррористической подготовке;

      2) график проведения инструктажей антитеррористической направленности по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.

Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма

      24. Взаимодействие с антитеррористической комиссией организуется в целях профилактики и предупреждения акта (актов) терроризма, обучения и подготовки священнослужителей и персонала культового здания (сооружения), лиц, обеспечивающих безопасность культового здания (сооружения), определения готовности культового здания (сооружения) к действиям в случае угрозы или совершения акта (актов) терроризма на территории культового здания (сооружения).

      Взаимодействие священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) с антитеррористической комиссией организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.

      25. Взаимодействие с антитеррористической комиссией устанавливается на этапе планирования профилактических и учебных мероприятий путем уточнения наиболее вероятных для культового здания (сооружения) угроз террористического характера.

      26. Исходя из наиболее вероятных угроз террористического характера на территории культового здания (сооружения), особенностей культового здания (сооружения), разрабатываются алгоритмы действий различного круга лиц культового здания (сооружения) на возможные угрозы террористического характера, приведенные в приложении 4 к настоящей Инструкции.

      27. Данные алгоритмы, отрабатываются в ходе практических мероприятий, проводимых с участием уполномоченных государственных органов, а также подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических мероприятий, тренировочных мероприятий, оценки действий священнослужителей и персонала культового здания (сооружения).

      28. По итогам проведения разноуровневых антитеррористических мероприятий, оценки действий священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) в соответствующие планы, графики и алгоритмы вносятся изменения и дополнения.

      29. Одной из задач взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления является своевременное информирование территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан о фактах и признаках подготовки актов терроризма и реализация мер, направленных на их недопущение.

      30. Руководители религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритмы первичного реагирования в случаях:

      1) по незамедлительному информированию территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности Республики Казахстан об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;

      2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма.

      31. Руководители религиозных объединений, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании при получении информации об угрозе совершения или о совершении акта терроризма на культовое здание (сооружение) (в том числе анонимного характера) незамедлительно лично или через уполномоченное ими лицом посредством имеющихся в его распоряжении средств связи доводит (дублирует) информацию в территориальные органы национальной безопасности, внутренних дел, а также государственному органу в сфере религиозной деятельности.

      32. В соответствии с установленным уровнем террористической опасности, руководителем или иным должностным лицами религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании применяются следующие меры безопасности:

      проверка и обеспечение работоспособности систем видеонаблюдения и оповещения;

      проведение инструктажей со священнослужителями и персоналом культового здания (сооружения) по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;

      отработка вопросов экстренной эвакуации;

      отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом и субъектами охранной деятельности (при необходимости) по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.

Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении

      33. При первичном отнесении культового здания (сооружения) к уязвимым в террористическом отношении, его руководитель принимает меры к разработке паспорта антитеррористической защищенности культового здания (сооружения) (далее – паспорт) в течение 45 (сорока пяти) дней после получения соответствующего уведомления о включении культового здания (сооружения) в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, городов республиканского значения, столицы.

      Паспорт разрабатывается согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51 "Об утверждении типового паспорта антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32950) (далее – типовой паспорт), в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.

      34. Паспорт является документом, содержащим информацию с ограниченным доступом и при его разработке необходимо соблюдать требованиями законодательства, предъявляемыми к информации с ограниченным доступом.

      35. Руководителем религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании назначается лицо (лица), ответственное (ответственные) за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.

      36. Разработанный проект паспорта согласовывается с руководителями территориального органа внутренних дел по месту нахождения культового здания (сооружения) в течение 10 (десяти) календарных дней после составления.

      Срок согласования проекта Паспорта не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня поступления Паспорта должностному лицу, указанному в типовом паспорте.

      При наличии замечаний от согласующего лица к проекту паспорта, срок доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата, а при повторном возврате не превышает 7 (семи) рабочих дней.

      37. В течение 10 (десяти) рабочих дней после согласования Паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании.

      38. После разработки и утверждения первый экземпляр паспорта (оригинал) подлежит хранению у лица, ответственного за его хранение и своевременное обновление данных паспорта.

      Паспорт подлежит обязательной регистрации в служебном делопроизводстве. В первом экземпляре документа записывается информация – кому были отправлены копии документа и за какими номерами.

      39. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в 2 (двух) экземплярах.

      40. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр описи остается у лица, ответственного за хранение паспорта.

      41. Второй экземпляр и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня его утверждения или корректировки направляются в территориальные подразделения органов внутренних дел Республики Казахстан для хранения.

      42. Паспорт подлежит корректировке в случае изменения:

      1) прав собственности;

      2) руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании;

      3) наименования культового здания (сооружения);

      4) основного предназначения культового здания (сооружения);

      5) общей площади и периметра культового здания (сооружения), застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции.

      43. Изменения вносятся в течение 20 (двадцати) рабочих дней после возникновения оснований для корректировки.

      При увеличении сроков разработки паспорта, внесения корректив в него руководитель религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании обращается в антитеррористическую комиссию с соответствующим обращением.

      В паспорте сотрудником, ответственным за хранение, вносятся отметки о внесенных изменениях и дополнениях с указанием причин и дат изменения, заверенные подписью руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании или лица, уполномоченного подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.

      Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании направляется в органы внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта с одновременной заменой электронного варианта паспорта.

      44. Паспорт подлежит полной замене:

      1) не реже одного раза в 5 (пять) лет;

      2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.

      45. Паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.

      Акт остается в организации и подлежит хранению у лица, ответственного за паспорт.

      Копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.

Глава 6. Требования, предъявляемые к оснащению культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием

      46. Культовые здания (сооружения) оснащаются системой оповещения, системой видеонаблюдения.

      47. Система видеонаблюдения устанавливается в целях ведения наблюдения за обстановкой в культовом здании (сооружении) и на его территории, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения, оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей.

      48. Технические требования к системам видеонаблюдения соответствуют минимальным техническим условиям систем видеонаблюдения, предусмотренным Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693).

      49. В культовом здании (сооружении) системой видеонаблюдения оборудуются:

      1) периметр территории, на котором располагается культовое здание (сооружение);

      2) места массового пребывания людей в культовом здании (сооружении);

      3) главный и запасные входы (при наличии).

      50. Система видеонаблюдения обеспечивает:

      1) передачу визуальной информации с телекамер на техническое средство или совокупность технических средств сбора, обработки, отображения и регистрации полученной информации;

      2) работу в автоматизированном режиме;

      3) возможность оценки ситуации в культовом здании (сооружении) в режиме реального времени;

      4) срок хранения информации не менее 30 суток;

      5) подключение системы видеонаблюдения, установленной по периметру территории культового здания (сооружения), к Национальной системе видеомониторинга в порядке и на условиях, определенных Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.

      51. Культовые здания (сооружения) оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения) о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершении акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.

      52. Оповещение священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения) осуществляется, с помощью технических средств, которые обеспечивают:

      1) подачу звуковых и световых сигналов в культовом здании (сооружении), на территории культового здания (сооружения) с постоянным или временным пребыванием людей;

      2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности священослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения).

      53. Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.

 
  Приложение 1
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов (культовых зданий
(сооружений), уязвимых в
террористическом отношении,
функционирующих в сфере
религиозной деятельности

Варианты тематик мероприятий

п/п

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические мероприятия

Тренировки

Для священнослужителей и персонала культового здания (сооружения)

1.

Особенности культовых зданий (сооружений), уязвимых в террористическом отношении, возможные последствия в случае совершения акта терроризма





2.

Распознавание взрывчатых веществ и правила поведения при угрозе взрыва





3.

Обеспечение безопасности при возникновении общественных беспорядков вблизи культового здания (сооружения) и угрозе захвата заложников





4.

Обеспечение безопасности при угрозе совершения террористического акта





5.

Действия руководителей при совершенном теракте





6.

Порядок действий при получении анонимного звонка о минировании культового здания (сооружения)





7.

Порядок действий при получении устного сообщения о минировании культового здания (сооружения)





Для священнослужителей и персонала культового здания (сооружения), впервые принятых на работу

8.

Основные требования мер безопасности на культовом здании (сооружении)





9.

Потенциальные опасности культового здания (сооружения) в случае совершения на него террористического акта





10.

Порядок действия при нападении на культовое здание (сооружение)





  Приложение 2
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов (культовых зданий
(сооружений), уязвимых в
террористическом отношении,
функционирующих в сфере
религиозной деятельности

      ЖУРНАЛ
учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
________________________________
      (наименование организации) (титульный лист)
      Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке

      Дата начала ведения журнала "____" ____________ 20____ г.
      Дата окончания ведения журнала "____" ____________ 20____ г.
      (внутренняя сторона)
      Раздел 1. Инструктажи

№ п/п

Дата проведения инструктажа

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность инструктируемого

Вид инструктажа:
плановый/
внеплановый

Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж

Подпись инструктируемого

Подпись лица, проводившего инструктаж

1

2

3

4

5

6

7




































      Примечание:

      1) в ходе плановых инструктажей до священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) доводятся алгоритмы действий при всех возможных ситуациях в случае акта терроризма, а тематика внеплановых инструктажей зависит от тематики проводимых учений, тренировок и экспериментов;

      2) документальное оформление проводимых плановых инструктажей антитеррористической направленности допускается осуществлять как рукописным способом, так и комбинированным – рукописным и печатным. В печатном виде допускается заполнять графы: 3, 4 и 5 (если инструктаж проводит один и тот же сотрудник), остальные графы журнала заполняются лично лицом, прослушавшим инструктаж;

      3) дата проведения указывается полностью (число, месяц и год);

      4) при необходимости проведения внепланового инструктажа со священнослужителями и персоналом культового здания (сооружения) его также документируют в данном журнале, а в графе "Вид инструктажа" допускается ставить запись – "внеплановый", "по телефонограмме №___", "по уровню террористической опасности".

      Раздел 2. Мероприятия

№ п/п

Дата проведения мероприятия

Тема мероприятия

Учебные вопросы

Количество присутствовавших работников

Подпись лица, проводившего мероприятие

1

2

3

4

5

6































      Примечание: Тема мероприятий и учебные вопросы четко конкретизируются, а не несут общий характер.

  Приложение 3
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов (культовых зданий
(сооружений), уязвимых в
террористическом отношении,
функционирующих в сфере
религиозной деятельности
  "Утверждаю"
Руководитель организации
______________________
фамилия, имя, отчество
(при его наличии)
"__" _________20__ года

      График проведения инструктажей антитеррористической направленности со
священнослужителями и персоналом культового здания (сооружения)
______________________________________________
      (наименование объекта в соответствии с учредительными документами)
на 20 __ год


№ п/п

Наименование темы

Тренирующая смена

Дата проведения

Примечание

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





      Должность лица, назначенного ответственным за
антитеррористическую деятельность в организации______________________
      фамилия, имя, отчество (при его наличии)

      Примечание: Если работник (сотрудник) учреждения по каким–либо причинам (болезнь, отпуск) отсутствовал при проведении инструктажа, изучение тематики с ним проводится индивидуально, в любой из дней до окончания текущего квартала.

 
  Приложение 4
к Инструкции по организации
антитеррористической защиты
объектов (культовых зданий
(сооружений), уязвимых в
террористическом отношении,
функционирующих в сфере
религиозной деятельности

Алгоритмы действий различного круга лиц культового здания (сооружения) на возможные угрозы террористического характера

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящий алгоритм действий различного круга лиц культового здания (сооружения) на возможные угрозы террористического характера (далее – Алгоритм), разработан с целью управления мероприятиями по повышению устойчивости функционирования культовых зданий (сооружений) в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и угрозы совершения акта терроризма и направлен на их предупреждение и ликвидацию.

      Предупреждением террористических угроз является комплекс мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья людей, максимально уменьшение риска осуществления террористической угрозы и минимизацию совершения акта терроризма.

      Принятие комплекса мероприятий по подготовке к проведению аварийно-спасательных и неотложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций техногенного характера направлено на обеспечение устойчивости функционирования культовых зданий (сооружений).

      2. В случае совершения акта терроризма руководитель религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, священнослужитель, персонал культового здания (сооружения) и субъект охранной деятельности (при необходимости) незамедлительно информируют правоохранительные и специальные органы о совершенном акте терроризма и обеспечивают эвакуацию лиц, находящихся в культовом здании (сооружении).

      Основными признаками возможной подготовки и осуществления террористической деятельности являются:

      появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении культового здания (сооружения) возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности;

      неоднократное появление подозрительных лиц у культового здания (сооружения) и проведение ими фото - и видеосъемки;

      проникновение в подвалы и на чердаки лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию;

      сообщение администрации, священнослужителям и персоналу культового здания (сооружения) ложной информации.

      На основе заблаговременного анализа типовых сценариев террористической атаки важно с целью их изменения в благоприятную, положительную сторону в каждой фазе развития чрезвычайных ситуаций разработать и в режиме реального времени реализовать комплекс мероприятий, позволяющих эффективно влиять на конкретные исходную, промежуточную и заключительную ситуации.

      Предварительные проработки различных ситуаций позволят сформировать Алгоритм действий различного круга лиц культового здания (сооружения) на возможные угрозы террористического характера, в том числе адресных инструкций и памяток, регулирующих действия в экстремальных ситуациях.

      Руководство мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности культовых зданий (сооружений) осуществляется их руководителями в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.

      3. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводятся с учетом вероятности их возникновения и возможного ущерба от них.

      Выполнение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера возлагается на руководителей религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании в пределах их компетенции, установленной действующим законодательством.

Глава 2. Порядок действий священнослужителей, персонала культового здания (сооружения) и субъектами охранной деятельности (при необходимости) при возникновении угрозы совершения акта терроризма в здании и на прилегающей к нему территории

      4. Порядок систематизирует и синхронизирует действий священнослужителей, персонала культового здания (сооружения) и субъектами охранной деятельности (при необходимости) при возникновении угрозы совершения акта терроризма в культовом здании (сооружении) и на прилегающей к нему территории.

      Данный порядок руководителем религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, доводится до каждого сотрудника.

      5. Основанием для принятия немедленных действий при возникновении угрозы совершения акта терроризма на культовое здание (сооружение) и на прилегающей к нему территории являются:

      обнаружение подозрительного предмета;

      поступление угрозы по телефону или в письменном виде;

      вооруженное нападение на священнослужителей, персонал и посетителей культового здания (сооружения);

      захват террористами в заложники священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения);

      стрельба;

      взрыв культового здания (сооружения);

      пожар;

      обрушение здания.

      6. В вышеперечисленных случаях руководитель религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, священнослужители, персонал культового здания (сооружения) и субъекты охранной деятельности (при необходимости), незамедлительно сообщает о случившемся:

      на канал "102" органов внутренних дел, единую дежурно-диспетчерскую службу "112";

      уполномоченному органу в сфере религиозной деятельности.

Параграф 1. Обнаружение подозрительного предмета

      7. Под подозрительным предметом понимаются бесхозная сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка с торчащими проводами, издающая подозрительные звуки (щелчки, тикание) и необычные запахи (миндаля, хлора, аммиака).

      Данный предмет может оказаться взрывным устройством, или начиненным отравляющими химическими веществами, биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии) пакетом.

      8. Лицу, обнаружившему опасный или подозрительный предмет до прибытия служб экстренного реагирования необходимо находится на безопасном расстоянии от предмета и быть готовым дать показания, касающиеся случившегося.

      9. Действия руководителя при обнаружение подозрительного предмета:

      выставить оцепление из числа священнослужителей и персонала культового здания (сооружения);

      обеспечить беспрепятственный подъезд к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета служб экстренного реагирования (подразделения органов внутренних дел, службы скорой медицинской помощи, пожарные расчеты, оперативно-спасательные службы);

      принять меры по эвакуации священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения).

      10. Действия священнослужителей и персонала культового здания (сооружения) при обнаружение подозрительного предмета:

      сообщить руководству религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, об обнаружении подозрительного предмета;

      перевести посетителей культового здания (сооружения) на безопасное расстояние от подозрительного предмета (не ближе 100 метров), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;

      лицам, обнаружившим подозрительный предмет, до прибытия служб экстренного реагирования находиться на безопасном расстоянии и быть готовыми дать показания, касающиеся случившегося;

      опросить окружающих с целью установления возможного владельца бесхозного предмета;

      воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и сотового телефона, вблизи предмета;

      зафиксировать время и место обнаружения;

      быть готовым описать внешний вид подозрительного предмета, и обстоятельства его обнаружения;

      не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;

      обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;

      оказать содействие в организации эвакуации посетителей культового здания (сооружения) с территории, прилегающей к опасной зоне;

      при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, дерево, автомашина), вести наблюдение;

      покинуть культовое здание (сооружение), при невозможности – укрыться за предметами, обеспечивающими защиту и на необходимом удалении.

      Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:

      граната– 50 метров;

      тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метров;

      взрывное устройство – не менее 200 метров;

      пивная банка 0,33 литра – 60 метров;

      дипломат (кейс) – 230 метров;

      дорожный чемодан – 350 метров;

      легковая автомашина – не менее 600 метров;

      микроавтобус – 920 метров;

      грузовая машина (фургон) – 1240 метров.

      11. Действия посетителей культового здания (сооружения):

      не паниковать, во всем слушать священнослужителя и персонал культового здания (сооружения);

      не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет;

      при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, дерево, автомашина);

      покинуть культовое здание (сооружение), при невозможности – укрыться за предметами, обеспечивающими защиту и на необходимом удалении.

Параграф 2. Поступление угрозы по телефону либо устно

      12. Телефон является каналом поступления сообщений, содержащих информацию о заложенных взрывных устройствах, о захвате людей в заложники, вымогательстве и шантаже.

      Не оставляйте без внимания ни одного подобного сигнала, в том числе, поступившего в устной форме. Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

      Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании, максимально ограничьте число людей, владеющих информацией.

      13. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, священнослужитель и персонал культового здания (сооружения):

      По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего либо собеседника и особенности его речи:

      голос (громкий или тихий, низкий или высокий);

      темп речи (быстрый или медленный);

      произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);

      манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями).

      При угрозе по телефону важно обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса), характер звонка (городской, междугородный).

      Необходимо зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность.

      В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

      куда, кому, по какому телефону звонит данный человек (при угрозе по телефону)?

      какие конкретные требования он выдвигает?

      выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?

      на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?

      как и когда с ним можно связаться?

      кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

      Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких-либо действий.

      По возможности в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщите на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству культового здания (сооружения) (в случае получения угрозы священнослужителем и персоналом культового здания (сооружения) о телефонной либо устной угрозе.

Параграф 3. Поступление угрозы в письменной форме

      14. Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, священнослужитель и персонал культового здания (сооружения):

      После получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

      Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

      Если документ поступил в конверте – его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

      При этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку – ничего не выбрасывайте.

      Не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа.

Параграф 4. Вооруженное нападение

      15. При вооруженном нападении на культовое здание (сооружение) необходимо принять меры для самоизоляции, немедленно покинуть опасную зону;

      Спрятавшись, дождитесь ухода террористов, и при первой возможности покиньте здание.

      16. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;

      организация работы по обеспечению безопасности людей (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации);

      взаимодействие с прибывающими представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      17. Действия священнослужителей и персонала культового здания (сооружения):

      оценить ситуацию, продумать четкий план как покинуть культовое здание (сооружение) с посетителями;

      при возможности безопасно эвакуироваться вместе с посетителями культового здания (сооружения);

      оставить вещи и сумки;

      не прятать руки, держать их на виду.

      В случае отсутствия возможности покинуть культовое здание (сооружение) следует:

      быстро выглянуть из помещения (кабинета, комнаты), где вы находитесь и направить всех, посетителей культового здания (сооружения), в данное помещение (кабинет, комнату) при условии надежности внешних стен;

      плотно закрыть дверь, желательно на ключ;

      закрыть окна, опустить или закрыть все жалюзи;

      важно располагаться у стен так, чтобы вас не могли видеть;

      найти наиболее безопасное место в данном помещении (кабинете, комнате);

      выключить свет и мониторы компьютеров, сотовые телефоны поставить на беззвучный сигнал;

      обеспечить тишину;

      по возможности узнать фамилии и имена священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения), которых находится в данном помещении (кабинете, комнате).

      все, кто находится в коридоре, немедленно проходят в ближайшее помещение (кабинет, комнату) и выключают свет;

      информировать любым способом руководство религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, правоохранительные и/или специальные государственные органы о факте вооруженного нападения.

      18. Действия посетителей культового здания (сооружения):

      не паниковать, во всем слушать священнослужителей и персонал культового здания (сооружения);

      незаметно покинуть культовое здание (сооружение), при невозможности – укрыться в безопасном месте;

      заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов;

      по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, священнослужителей и персонал, руководство культового здания (сооружения) о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

Параграф 5. Захват заложников

      19. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      организовать максимально возможные условия для безопасности людей;

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о захвате заложников;

      пытаться выяснить требования лиц, захвативших заложников;

      обеспечить взаимодействие с прибывающими представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом.

      20. Действия священнослужителей и персонала культового здания (сооружения):

      по возможности незаметно покинуть культовое здание (сооружение);

      по возможности вывести с культового здания (сооружения) людей или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов;

      по возможности информировать любым доступным способом и при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и/или специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и лицах, захвативших заложников (количество, вооружение, возраст, имена);

      не вступать в переговоры по собственной инициативе.

      21. Действия посетителей культового здания (сооружения):

      не паниковать, сохранять выдержку и самообладание;

      старайтесь найти безопасное место;

      помните, что получив сообщение о вашем захвате, правоохранительные и/или специальные государственные органы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;

      не допускать действий, которые могут спровоцировать лиц, захвативших заложников к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

      переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите в глаза лицам, захвативших заложников, не ведите себя вызывающе;

      на совершение любых действий (сесть, встать, попить, сходить в туалет) спрашивайте разрешение;

      если вы ранены, постарайтесь не двигаться, этим вы сократите потерю крови.

      22. Общий порядок действий при захвате в заложники:

      не допускать действий, которые могут спровоцировать лиц, захвативших заложников к применению физической силы или оружия;

      не привлекать внимания своим поведением;

      не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;

      запомнить, как можно больше информации о лицах, захвативших заложников (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);

      постараться определить место своего нахождения (заточения);

      при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные и/или специальные государственные органы;

      при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую помощь;

      расположиться подальше от окон, дверей.

      При проведении операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

      лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

      не бежать навстречу сотрудникам правоохранительных и/или специальных государственных органов или от них, так как они могут принять вас за преступника;

      если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон.

Параграф 6. При стрельбе

      23. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      организовать максимально возможные условия для безопасности людей;

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о стрельбе.

      24. Действия священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения):

      при стрельбе на улице не стойте у окна, даже если оно закрыто занавеской;

      не поднимайтесь выше уровня подоконника;

      При стрельбе на улице, ложиться на землю и постараться отползти в укрытие (угол здания, клумба, остановка), если такого поблизости нет, закройте голову руками и лежите смирно.

      Когда все утихнет, вы сможете подняться, изменив маршрут, добраться до места назначения.

Параграф 7. При взрыве культового здания (сооружения)

      25. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      организовать максимально возможные условия для безопасности людей;

      незамедлительно информировать правоохранительные и/или специальные государственные органы о взрыве.

      26. Действия священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения):

      лечь на пол, стараясь не оказаться вблизи стеклянных шкафов, витрин и окон;

      укрыться под главными стенами, так как большую опасность как правило несут перегородки, потолки, люстры;

      не выходить на лестничные клетки, не касаться включенных электроприборов;

      оказавшись в темноте, не стоит зажигать спички – может возникнуть взрыв из-за утечки газа;

      выходить из культового здания (сооружения) необходимо прижавшись спиной к стене, особенно если придется спускаться по лестнице. Пригнитесь, прикройте голову руками – сверху могут посыпаться обломки.

      Оказавшись на улице, отойти от здания, следить за карнизами и стенами, которые могут рухнуть. Ориентироваться надо быстро и осторожно, так как при обрушении культового здания (сооружения) поднимается густая туча пыли, вызывающая панику.

Параграф 8. При атаке террористами

      27. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      организовать максимально возможные условия для безопасности людей;

      незамедлительная передача информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на территории культового здания (сооружения) подозрительного лица или группы лиц;

      предоставление сотрудникам правоохранительных и/или специальных государственных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания;

      обеспечение организованной эвакуации людей и собственной безопасности.

      28. Действия священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения):

      незаметно выйти из здания или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правоохранительных и/или специальных государственных органов;

      по возможности информировать любым способом правоохранительные и/или специальные государственные органы, священнослужителей и персонал, руководство религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.

      29. Возможные внешние признаки террориста:

      одежда, не соответствующая погоде, просторная, позволяющая скрыть элементы самодельного взрывного устройства;

      торчащие из-под одежды элементы взрывного устройства, провода, тумблеры, выключатели;

      наличие в руках больших сумок, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;

      осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;

      использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора).

Параграф 9. Возникновение пожара (взрыва)

      30. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      немедленно сообщить об этом по телефону в государственную противопожарную службу по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112;

      принять меры по спасению и эвакуации людей, тушению пожара первичными средствами пожаротушения и сохранности материальных ценностей,

      проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей при пожаре);

      при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты);

      выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развитию пожара и задымления помещений здания;

      осуществлять общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей культового здания (сооружения) до прибытия подразделения государственной противопожарной службы;

      обеспечить соблюдение требования безопасности священнослужителей и персонала культового здания (сооружения), принимающими участие в тушении пожара;

      организовать встречу подразделений государственной противопожарной службы и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и противопожарного водоснабжения.

      По прибытии пожарного подразделения руководитель религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании, информирует руководителя тушения пожара о конструктивных особенностях здания, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых веществ – и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, безопасности.

      31. Действия священнослужителей и персонала культового здания (сооружения):

      немедленно сообщить руководству, а также по телефону в государственную противопожарную службу по номеру 101 или единую дежурно-диспетчерскую службу 112, назвав адрес культового здания (сооружения), место возникновения пожара, свою фамилию и имя, должность;

      задействовать системы оповещения культового здания (сооружения) и проинформировать о возникновении возгорания;

      обесточить электрические приборы и оборудование;

      принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения;

      соблюдая выдержку и спокойствие, не допуская паники, выйти, а также по мере возможности вывести других людей из задания согласно утвержденному плану эвакуации при пожаре;

      по мере возможности оказать первую помощь пострадавшим;

      организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к культовому зданию (сооружению), размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место возгорания на плане;

      после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в тушении;

      по мере возможности осуществить перекличку людей, покинувших культовое здание (сооружение) вместе с вами и доложить о ее результатах руководителю религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании.

      32. Действия посетителей культового здания (сооружения):

      услышав тревогу о пожаре, по указанию священнослужителей и персонала культового здания (сооружения), покинуть здание, согласно плана эвакуации;

      в ходе эвакуации не поднимать панику и не толкаться;

      при сильном задымлении обязательно использовать средства защиты органов дыхания;

      не разбегаясь собраться в одном месте сбора, указанного в плане эвакуации.

Параграф 10. Обрушение здания

      33. Действия руководителя религиозного объединения, их филиалов и представительств, или использующих культовые здания (сооружения) на ином законном основании:

      задействовать системы оповещения культового здания (сооружения) и проинформировать об обрушении и порядке действия;

      принять меры по локализации и тушению пожара первичными средствами пожаротушения возникших в результате обрушения;

      организовать немедленную эвакуацию людей;

      в ходе проведения эвакуации пресекать панику и давку в проходах;

      по мере возможности оказать первую помощь пострадавшим;

      организовать встречу пожарных и спасателей, показать им места подъезда к культовому зданию (сооружения), размещение люков пожарных гидрантов, план эвакуации и место обрушения на плане;

      после приезда пожарных необходимо оцепить территорию до прибытия сотрудников органов внутренних дел и запретить вход на нее лицам, не задействованным в проведение аварийно-спасательных работ;

      определить место сбора на безопасном расстоянии от здания;

      организовать перекличку эвакуированных людей.

      34. Действия священнослужителей, персонала и посетителей культового здания (сооружения):

      постараться как можно быстрее покинуть здание;

      покидая здание спускаться по лестнице;

      не создавать панику и давку при эвакуации;

      по мере возможностей оказать первую помощь пострадавшим;

      оказавшись на улице не стоять вблизи зданий, а перейти на открытое пространство и в места эвакуаций;

      при отсутствии возможности покинуть здание, занять самое безопасное место: проемы и углы стен, под балками каркаса;

      если возможно, спрятаться под стол – он защитит от падающих предметов и обломков;

      держаться подальше от окон и электроприборов.

      35. Действия в случае если оказались в завале:

      дышите глубоко, не поддавайтесь панике и страху;

      перевернитесь лицом вниз и постарайтесь перебраться в более безопасное место (углы завала);

      осмотрите себя и по возможности окажите себе первую помощь;

      с осторожностью максимально расширьте пространство вокруг;

      подайте сигнал, с помощью ритмичного стука металлическими предметами;

      обнаружив узкий выход протиснитесь через него, расслабив мышцы и прижав локти к телу;

      не впадайте в отчаяние и ждите помощи.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.