Об утверждении правил разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

Новый

Приказ и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 августа 2023 года № 348. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 августа 2023 года № 33317.

      Примечание ИЗПИ!
      Вводится в действие с 04.09.2023

      В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.

      2. Департаменту развития национальной системы квалификаций и прогнозирования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие с 4 сентября 2023 года и подлежит официальному опубликованию.

  Приложение к приказу
от 18 августа 2023 года № 348

Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 17, подпунктом 4) пункта 1 статьи 24 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" (далее - Закон) и определяют порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним.

      3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) квалификационная программа – комплекс мер, используемых для оценки соответствия кандидата, претендующего на признание профессиональной квалификации, требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям к применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;

      2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

      3) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;

      4) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии – квалификационным требованиям;

      5) центр признания профессиональных квалификаций (далее – центр признания) – юридическое лицо, аккредитованное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, осуществляющее признание профессиональных квалификаций;

      6) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;

      7) заявитель – юридическое лицо, подавшее заявку на аккредитацию для осуществления деятельности по признанию профессиональной квалификации.

Глава 2. Порядок разработки и утверждения квалификационных программ, а также требования к ним

      3. Квалификационные программы разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями к ним согласно приложению 1 к настоящим Правилам по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      4. Квалификационные программы разрабатываются заявителем на основе требований соответствующих профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационных требований, установленных в соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан.

      5. Проект квалификационной программы направляется заявителем в региональную палату предпринимателей Республики Казахстан в соответствии с Правилами аккредитации центров признания профессиональных квалификаций, переоформления, отзыва, возобновления и прекращения действия аттестата аккредитации, а также типовой формы и условий постаккредитационного договора, утвержденными уполномоченным органом в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона.

      6. Квалификационная программа утверждается центрами признания на государственном и русском языках в течение десяти рабочих дней после дня получения ими аттестата аккредитации, выданного Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан.

      7. Центр признания в течение пяти рабочих дней после дня утверждения Квалификационной программы размещает перечень утвержденных им квалификационных программ на цифровой платформе НСК и своем интернет-ресурсе по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

  Приложение 1
к Правилам разработки
и утверждения
квалификационных программ,
а также требованиям к ним

Требования к квалификационным программам

      Квалификационные программы содержат:

      1) Общие положения, а именно:

      наименование квалификационной программы, указание на наименование соответствующего профессионального стандарта, а при его отсутствии – указание на квалификационные требования (с приложением квалификационных требований), по применению знаний, умений и навыков в определенных условиях работы с использованием определенного оборудования, методологии и (или) инструментов;

      глоссарий (содержит перечень терминов и определений, сокращений, используемых в квалификационной программе);

      описание квалификации (код и название профессии, уровень национальной рамки квалификаций (далее - НРК)/отраслевой рамки квалификаций (далее - ОРК), описание трудовых функций, признание отдельного навыка или группы навыков, требования к опыту работу, условиям признания при неформальном и (или) информальном образовании, запреты и ограничения, перечень используемого оборудования, методологии и инструментов);

      структуру и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена: указывается описание структуры экзамена и формат (онлайн и (или) офлайн) экзамена. В зависимости от требований к профессии, профессиональной квалификации и отраслевой специфики экзамен включает задания на проверку теоретических знаний, а также практические задания на проверку профессиональных навыков и умений, с указанием длительности, условий и последовательности сдачи каждого их этапов экзамена;

      структуру оценки: указывается, каким образом формируется итоговая оценка, которая базируется на критериях успешности выполнения кандидатом теоретического и практического этапа экзамена, знаний, умений и навыков на соответствие необходимой профессиональной квалификации. При оценке определяется долевая градация распределения баллов для прохождения теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций;

      2) сведения о теоретическом этапе экзамена, а именно:

      информацию о заданиях на проверку теоретических знаний: письменный или устный ответы на теоретические вопросы, измерение понимания принципов, фактов, концепций и теорий;

      объем знаний (темы, разделы), которые необходимы для оценки профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для освоения указанного объема знаний (тем, разделов);

      3) сведения о практическом этапе экзамена, а именно:

      информацию о виде и содержании заданий на проверку практических умений и навыков. Например, выполнение расчетов, моделирование ситуации и действия как отклик на ситуацию, интервью, практическое выполнение задания;

      список навыков, владение которыми необходимо для профессиональной квалификации, с указанием количества часов, необходимых для получения каждого навыка.

      Для описания практической работы применяется технологическая карта по квалификации и (или) технологическая карта по отдельному навыку или группе навыков. Технологическая карта описывает алгоритм выполнения практической работы в виде схемы, на которой отражаются стадии, количество сырья или материалов, перечень необходимого оборудования, условия, процессы, требования к готовому продукту, нормы времени.

      При этом указываются требования по использованию оборудования, по технике безопасности.

      Практический этап экзамена предусматривает:

      1) подбор рабочих материалов (инструментов) и подготовку к выполнению практического задания и разработку плана выполнения задания;

      2) выбор средств индивидуальной защиты (из случайного набора средств индивидуальной защиты: очки, каска, перчатки, фартук и т.д.);

      3) практическое выполнение задания;

      4) оценку личностных компетенций, которая проводится на обязательной основе и содержит методы оценки личностных компетенций в соответствии с требованиями к профессиональной квалификации (при наличии в профессиональных стандартах, а при их отсутствии – в квалификационных требованиях);

      5) критерии оценки: методы оценки теоретического и практического этапов экзамена.

      При оценке теоретического и практического этапов экзамена, оценки личностных компетенций используется оценка "сдал" и "не сдал". Кандидат, получивший более 70 (семидесяти) процентов верных ответов от общего количества вопросов на теоретическом этапе экзамена, допускается к сдаче практического этапа экзамена.

      Результаты теоретического и практического этапов экзамена учитываются при формировании итоговой оценки признания профессиональной квалификации.

  Приложение 2
к Правилам разработки
и утверждения
квалификационных программ,
а также требованиям к ним
  форма

Квалификационная программа

Центр признания профессиональных квалификаций
________________________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес)

Профессиональный стандарт (профессиональные стандарты)
или квалификационные требования
_________________________________________________________________
(полный перечень документов)

Глава 1. "Общие положения"

Наименование квалификационной программы


Глоссарий


Признание профессиональной квалификации

Код профессии


Название профессии


Вид трудовой деятельности


Уровень НРК/ОРК


Трудовая функция


Профессиональная задача


Умения


Знания


Требования к опыту работы


Запреты и ограничения


Условия признания неформального образования


Условия признания информального образования


Признание отдельного навыка или группы навыков

Профессиональная задача


Умения


Знания


Требования к опыту работы


Запреты и ограничения


Условия признания неформального образования


Условия признания информального образования


Структура и формат экзамена


Перечень используемого оборудования


Глава 2. "Сведения о теоретическом этапе экзамена"

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов проведения теоретического этапа


Перечень разделов и тем знаний


Примеры теоретических заданий


Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов проведения теоретического этапа


Перечень разделов и тем знаний


Примеры теоретических заданий


Глава 3. "Сведения о практическом этапе экзамена"

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов проведения практического этапа


Перечень практических работ


Список умений для выполнения практических работ


Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы


Требования по использованию оборудования, по технике безопасности


Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов проведения практического этапа


Перечень практических работ


Список умений для выполнения практических работ


Пример и описание технологической карты для выполнения практической работы


Глава 4. "Оценка личностных компетенций"

Признание профессиональной квалификации

Описание форм и методов оценки личностных компетенций


Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках профессии


Признание отдельного навыка или группы навыков

Описание форм и методов оценки личностных компетенций


Перечень личностных компетенций для проведения оценки в рамках отдельного навыка или группы навыков


Глава 5. "Критерии оценки"

Требования к оценке теоретического этапа


Определение долевой градации баллов для прохождения теоретического этапа экзамена


Требования к оценке практического этапа


Определение долевой градации баллов для прохождения практического этапа экзамена


Требования к оценке личностных компетенций


Определение долевой градации баллов для прохождения оценки личностных компетенций


Описание формирования итоговой оценки признания профессиональной квалификации


Дата утверждения квалификационной программы


  Приложение 3
к Правилам разработки
и утверждения
квалификационных программ,
а также требованиям к ним

Перечень утвержденных квалификационных программ центра
признания профессиональных квалификаций
__________________________________________________
(полное наименование, юридический адрес)

№ п/п

Наименование квалификационной программы

Профессия

Профессиональный стандарт (профессиональный стандарты)
при наличии

Квалификационные требования

Уровень НРК/ОРК








Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.