Об утверждении Правил разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Новый

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 118. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 21 июня 2023 года № 32870

      В соответствии с подпунктом 143) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

      2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр национальной экономики
Республики Казахстан
А. Куантыров

  Утвержден приказом
Министр национальной
экономики
Республики Казахстан
от 20 июня 2023 года № 118

Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 143) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, и устанавливают порядок формирования и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) уполномоченный орган по предпринимательству (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки предпринимательства;

      2) отчет о состоянии регулирования предпринимательской деятельности (далее – отчет) – отчет, сформированный регулирующим государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах государственного управления;

      3) годовой отчет о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (далее – годовой отчет) – отчет, сформированный уполномоченным органом;

      4) отчет о состоянии работы по анализу регуляторного воздействия (далее – отчет по АРВ) – отчет, сформированный местным исполнительным органом области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющим руководство в сфере предпринимательства;

      5) регулирующие государственные органы – государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляются государственный контроль и надзор, введен или планируется к введению регуляторный инструмент.

Глава 2. Порядок разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

      3. Годовой отчет формируется уполномоченным органом на основе отчетов и отчетов по АРВ по итогам года, следующим за отчетным.

      4. Отчеты/отчеты по АРВ размещаются на интернет-ресурсе регулирующих государственных органов/местных исполнительных органов области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющих руководство в сфере предпринимательства, и вносятся в уполномоченный орган не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.

      5. Отчет содержит следующую информацию:

      1) по разрешительным документам по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

      2) регулирующего государственного органа, осуществляющего государственный контроль и надзор по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      3) по информационным инструментам по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      4) по саморегулируемым организациям по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      5) по анализу регуляторного воздействия по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

      6. Информация регулирующих государственных органов, предусмотренная подпунктами 1), 2), 3) 4) и 5) пункта 5 настоящих Правил, подлежит анализу и сопровождается аналитическими записками:

      1) аналитическая записка к информации по разрешительным документам, которая содержит:

      количество и наименование разрешительных документов в регулируемых государственным органом сферах;

      количество и наименование разрешительных документов, которые введены в соответствии с международными договорами (с указанием реквизитов акта и его структурного элемента);

      количество выданных разрешительных документов за отчетный период;

      информацию о проведенной работе по сокращению административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительного документа, оптимизация сроков выдачи и требований к выдаче разрешительного документа).

      Примечание: заполняется одна общая аналитическая записка по всем разрешительным документам, относящимся к компетенции государственного органа;

      2) аналитическая записка к информации по государственному контролю и надзору, которая содержит:

      результаты проведенного анализа текущей ситуации в сферах государственного контроля и надзора по сравнению с предыдущим аналогичным периодом;

      динамику (снижение и увеличение) количественных и качественных показателей по результатам проведения государственного контроля и надзора;

      эффективность государственного контроля и надзора, обеспечивающего уменьшение риска, вероятность причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля и надзора по сравнению с предыдущим периодом;

      информацию о мерах по стимулированию субъектов предпринимательства для соблюдения ими требований законодательства в связи с проведением государственного контроля и надзора на основе поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях;

      информацию о внедрении и совершенствовании альтернативных форм контроля и надзора в сферах контроля и надзора, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья человека, окружающей среды, соблюдение законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства;

      предложения по совершенствованию законодательства о государственном контроле и надзоре;

      3) аналитическая записка к информации по информационным инструментам, которая содержит:

      анализ предоставленной информации, включая:

      количество и наименование информационных инструментов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан;

      сведения о количестве предоставленной информации с разбивкой на электронный/бумажный формат;

      сведения о дублировании предоставления информации другим регулирующим государственным органам;

      предложения по оптимизации информационных инструментов;

      4) аналитическая записка к информации по саморегулируемым организациям, которая содержит:

      анализ функционирования саморегулируемых организаций в регулируемой сфере (отрасли);

      сведения о количестве саморегулируемых организаций и об отраслях или сферах государственного управления, в которых введено саморегулирование;

      отрасли или сферы государственного управления, в которых планируется введение саморегулирования;

      предложения по совершенствованию института саморегулирования;

      5) аналитическая записка к информации по анализу регуляторного воздействия, которая содержит:

      количество требований, на которые проводилась процедура анализа регуляторного воздействия;

      количество полученных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия с указанием количества положительных и отрицательных заключений;

      анализ исполнения плана пересмотра действующих регуляторных инструментов, включая:

      количество требований, запланированных к пересмотру;

      количество пересмотренных требований;

      сведения о принятых решениях по итогам пересмотра;

      анализ участия в мероприятиях по обучению практике проведения анализа регуляторного воздействия, включая:

      информацию о количестве участников, принявших участие, с указанием места и времени его проведения;

      анализ финансовых выгод и издержек (монетизация), связанных с исполнением новых требований;

      планы предполагаемых реформ в сфере регуляторной деятельности государственного органа на следующий год.

      7. Отчет по АРВ состоит из информации о выданных заключениях о соблюдении разработчиками проектов актов регионального значения, региональной палатой и другими заинтересованными лицами установленных процедур по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам и сопровождается аналитической запиской.

      8. Аналитическая записка содержит:

      причины выдачи отрицательных заключений, в том числе:

      непроведение общественных обсуждений;

      неверное определение проблемы и цели регулирования;

      отсутствие альтернативных подходов регулирования (неэффективные альтернативы);

      непроведение расчета издержек (монетизация);

      анализ информации о проведении альтернативного анализа регуляторного воздействия (общее количество, кем проводился);

      анализ исполнения плана пересмотра действующих регуляторных инструментов, включая:

      количество требований, запланированных к пересмотру;

      количество пересмотренных требований;

      сведения о принятых решениях по итогам пересмотра;

      анализ участия в мероприятиях по обучению практике проведения анализа регуляторного воздействия, включая:

      информацию о количестве участников, принявших участие, с указанием места и времени его проведения.

      9. Уполномоченный орган в течение шестидесяти календарных дней с момента поступления отчетов и отчетов по АРВ рассматривает их и по итогам формирует годовой отчет.

      10. В период формирования годового отчета при необходимости, но не позднее пятнадцати календарных дней до истечения срока формирования годового отчета, определенного пунктом 9 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет для доработки отчеты/отчеты по АРВ в соответствующий регулирующий государственный орган/местный исполнительный орган области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющий руководство в сфере предпринимательства, который с момента получения замечаний дорабатывает их в течение 10 (десяти) календарных дней.

      11. Годовой отчет утверждается посредством его одобрения на Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК).

      12. Сформированный уполномоченным органом годовой отчет выносится на рассмотрение МВК до 30 апреля года, следующего за отчетным.

      В случае наличия рекомендаций МВК по доработке годового отчета уполномоченный орган не позднее пятнадцати календарных дней вносит в него соответствующие корректировки, после чего повторно выносит на рассмотрение МВК.

      13. Годовой отчет с момента его утверждения, в течение пятнадцати календарных дней размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

  Приложение 1
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской
деятельности в Республике Казахстан
  Форма

Информация по разрешительным документам*
_______________________________________________________
(наименование государственного органа)

1.

Наименование разрешительного документа

Указывается полное наименование документа, который выдается субъекту предпринимательства или физическому лицу, в соответствии с требованиями разрешительной процедуры.
Например:
Свидетельство об аттестации субъектов семеноводства;
Лицензия на занятие медицинской деятельностью;
Регистрационное удостоверение на лекарственное средство

2.

На каком уровне выдается разрешительный документ

На центральном уровне _______________________________
Территориальным подразделением центрального государственного органа ______________________________
Местным исполнительным органом _____________________
Филиалом (территориальным подразделением) организации, подведомственной государственному органу _____________

3.

Дата введения разрешительного документа

Дата принятия последнего нормативного правового акта, устанавливающего процедуру выдачи разрешительного документа. Дата принятия нормативных правовых актов, устанавливающих изменения в процедуре, не указывается.

4.

Предусмотрены ли законодательством максимальные сроки выдачи разрешительного документа с момента подачи заявления

Нет ______________________________________
Да _______________________________________
Количество дней _____________________________________
Используются рабочие дни ___ календарные дни _________

5.

Название международных договоров и номер статьи, на основании которых выдается разрешительный документ

Пишутся полное название международного договора, в соответствии с которым был введен разрешительный документ, номер и (или) название статьи (статей) или главы (глав) международного договора, определяющих необходимость введения разрешительного документа

6.

Взимается ли плата за выдачу разрешительного документа. Если да, укажите ее размер.

Нет ______________________________________
Да _______________________________________
цена _____ тенге/месячный расчетный показателя/иное

7.

Описание проблемы, которую должно было решить введение разрешительного документа или проблемы, которую он решает на сегодняшний день

Описание проблемы, которую решает или нацелен решить разрешительный документ, должно соотноситься с задекларированными в законодательстве Республики Казахстан и нормативных правовых актах целями введения разрешительного документа. Описание проблемы в этой части не должно быть декларативным, а должно дать аргументированный ответ, показывающий причинно-следственную связь между декларируемой целью введения (существования) разрешения и механизмами ее достижения посредством разрешения

8.

Срок действия разрешительного документа (на какой период он выдается)

Указываются все возможные сроки действия разрешительного документа согласно нормативным правовым актам.
Например, если государственный орган выдает разрешительные документы на 1 год или 3 года, или 15 лет, ставится пометка "от 1 до 15 лет". Если срок действия разрешительного документа не ограничен, ставится отметка "не ограничено"

9.

Название, номер пункта, подпункта и статьи кодексов и законов, указов Президента Республики Казахстан, наименование постановлений Правительства, приказов или других нормативных правовых актов государственных органов, на основании которых выдается разрешительный документ

Пишутся полное название Закона Республики Казахстан, в соответствии с которым был введен разрешительный документ, номер статьи (статей) Закона Республики Казахстан, определяющего необходимость введения разрешительного документа

10.

Количество разрешительных документов данного вида/подвида, выданных за отчетный период

Указывается количество выданных видов/подвидов одного разрешительного документа

11.

Количество отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период

Указывается количество отказов в выдаче разрешительного документа

12.

Основания отказов в выдаче разрешительного документа за отчетный период

Указываются основания отказов в выдаче разрешительного документа

13.

Количество проверок на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период

Указывается количество проверок на соответствие требованиям разрешительного документа

14.

Количество выявленных нарушений при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период

Указывается количество выявленных нарушений при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа

15.

Количество наложенных штрафных санкций и общая сумма штрафов за выявленные нарушения при проверке на соответствие требованиям разрешительного документа за отчетный период

Количество наложенных штрафов ______________________
Общая сумма полученных платежей за штрафы ___ тенге

16.

Количество жалоб, поданных на нарушение порядка выдачи разрешительного документа и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам)

Указывается количество подтвержденных (удовлетворенных) жалоб и их результаты выданных, приостановленных, аннулированных, продленных, возобновленных и прекративших действие разрешениях

17.

Количество приостановленных, переоформленных, аннулированных, продленных, возобновленных, прекративших действие и лишенных разрешительных документов, за отчетный период

Количество приостановленных ________________________
Количество переоформленных ________________________
Количество аннулированных __________________________
Количество возобновленных __________________________
Количество прекративших действие ____________________
Количество лишенных _______________________________

18.

Сокращение административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительного документа, оптимизация сроков выдачи, требований к выдаче разрешительного документа)

Указываются возможности снижения административного барьера при выдаче разрешительного документа.

      Примечание:

      * Данная форма заполняется отдельно на каждый разрешительный документ, относящийся к компетенции государственного органа

  Приложение 2
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской деятельности в
Республике Казахстан
  Форма 1

Информация регулирующего государственного органа,
осуществляющего государственный контроль и надзор
________________________________________________________
(наименование государственного органа)

№ п/п

Сфера государственного контроля и надзора

Субъекты предпринимательства в разрезе по категориям

Количество проведенных внеплановых проверок и проверок на соответствие требованиям в отношении субъектов предпринимательства/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены

Количество проведенного профилактического контроля с посещением и без посещения субъекта предпринимательства/Количество проведенного профилактического контроля с посещением и без посещения, расследования и контрольного закупа в результате которых нарушения не выявлены

Количество проведенных проверок расследования и контрольного закупа , проведенных по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 13 статьи 129 Предпринимательского кодекса (указываются в разрезе по основаниям)/Количество проведенных таких проверок, расследования и контрольного закупа в результате которых нарушения не выявлены

1

2

3

4

5

6

1.


субъекты малого предпринимательства




2.


микро предпринимательства




3.


субъекты среднего предпринимательства




4.


субъекты крупного предпринимательства




5.

Итого:





      продолжение таблицы

Количество проведенных внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства*/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены

Количество проведенного профилактического контроля без посещения субъекта предпринимательства

Количество приостановленных/возобновленных проверок и профилактического контроля в отношении субъекта предпринимательства (за исключением налоговых проверок)

Количество исполненных/неисполненных рекомендаций, заключений, справок, уведомлений и предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам профилактического контроля и проверок

Количество административных взысканий, наложенных по итогам проверок и расследования и сумма административного штрафа, наложенного по итогам проверок и расследования

Количество актов о назначении проверок, в регистрации которых отказано

Количество удовлетворенных жалоб, поданных на нарушение порядка организации и проведения проверок и профилактического контроля, расследования и контрольного закупа и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам)

7

8

9

10

11

12

13




































  Форма 2

№ п/п

Сфера государственного контроля и надзора

Дата утверждения и наименование совместных приказов системы оценки рисков (критериев и проверочных листов), внесение изменений и дополнений в совместные приказы системы оценки рисков (критериев и проверочных листов) за отчетный период (в случае наличия указать номер и дату приказа о внесении изменений и дополнений)

Уменьшение или увеличение требований проверочных листов за отчетный период (количество сокращенных или добавленных требований с обоснованиями)

Увеличение или уменьшение добросовестных субьектов предпринимательства, а также нарушителей по сравнению с предыдущим периодом

Количество/ед. должностных лиц государственного органа уполномоченных/закрепленных на осуществления государственного контроля и надзора

Количество положительных/отрицательных заключений вынесенных по результатам рассмотрения жалобы апелляционной комиссией (при наличии)

1.

2

3

4

5

7

8

1.







2.







3.







      Отчет регулирующего государственного органа заполняется в разрезе сфер государственного контроля и надзора согласно компетенции регулирующего государственного органа и в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и предназначен для анализа каждой сферы государственного контроля и надзора.

      Примечание:

      * Количество проведенных внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства представляется в разрезе оснований, предусмотренных в пункте 5 статьи 144 Кодекса.

  Приложение 3
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской деятельности в
Республике Казахстан
  Форма

Сведения по информационным инструментам
_______________________________________________
(наименование государственного органа/области)

      Информационные инструменты включают предоставление документов, уведомлений и справок, налоговую, финансовую и другую отчетность, других документов, декларирование состава продукции, публикацию данных о банкротстве, изменении собственности предприятий и прочее.

№ п/п

Наименование отчетности

Ссылка на структурный элемент нормативного правового акта

Периодичность представления отчетности

Форма представления отчетности (эл.формат/ бумажный)

Цель представления отчетности

Субъект, представляющий отчетность

Возможность оптимизации отчетности

1

2

3

4

5

6

7

8

1








2








  Приложение 4
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской деятельности в
Республике Казахстан
  Форма

Информация по саморегулируемым организациям
________________________________________________________
(наименование государственного органа)

1.

Сферы регулирования, где введено саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) и/или действуют саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве (участии)


2.

Количество саморегулируемых организаций (основанных на обязательном и добровольном членстве (участии) в анализируемых сферах


3.

Наименование саморегулируемых организаций с указанием количества членов в каждой саморегулируемой организации, а также их вид деятельности


4.

Перечень функций, выполняемых регулирующими государственными органами, возможных к передаче в саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии)


5.

Наличие стандартов и правил саморегулируемых организаций, согласованных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании"


6.

Наименование потенциальных сфер или видов деятельности, где возможно введение саморегулирования, основанного на обязательном участии (членстве)


7

Количество жалоб, поступивших в отчетном году на саморегулируемые организации, основанных на обязательном членстве, объем взысканного ущерба с саморегулируемой организации по результатам рассмотрения жалоб ______ тысяч тенге.


  Приложение 5
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской деятельности в
Республике Казахстан
  Форма

Информация по анализу регуляторного воздействия*
________________________________________
(наименование государственного органа)

1.

Наименование регуляторного инструмента и (или) ужесточения регулирования


2.

Наименование документа, в рамках которого введен регуляторный инструмент и (или) ужесточение регулирования


3.

Количество полученных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия, за исключением проектов актов регионального значения (указывается общее количество заключений, в том числе положительное)


3.1.

Основания получения отрицательного заключения (Графы заполняются к каждому заключению)

Отсутствие общественных обсуждений

Отсутствие расчета издержек (монетизация)

Отсутствие альтернативных подходов регулирования

Иное

1.





2.





3.









Итого





4.

Информация о проведении альтернативного анализа регуляторного воздействия (кем и когда проводился)


5.

Информация об итогах рассмотрения Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан введения нового регуляторного инструмента или ужесточения регулирования (дата и номер протокола)


6.

Дата введения в действие регуляторного инструмента или ужесточения регулирования


7.

Расчет издержек (монетизация) от вводимого регуляторного инструмента или ужесточения регулирования


8.

Анализ регуляторного воздействия проведен в рамках исполнения плана пересмотра

Нет __________________________
Да ___________________________

      Примечание:

      *Заполняется на каждое требование

  Приложение 6
к Правилам разработки и
утверждения годового отчета о
состоянии регулирования
предпринимательской деятельности
в Республике Казахстан
  Форма

Информация о выданных заключениях о соблюдении разработчиками проектов
актов регионального значения, региональной палатой и другими
заинтересованными лицами установленных процедур
____________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа области, города
республиканского значения, столицы, осуществляющего руководство
в сфере предпринимательства)

1.

Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия (с указанием количества положительных и отрицательных заключений)


2.

Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия при планировании введения регуляторного инструмента или ужесточения регулирования (с указанием количества положительных и отрицательных заключений)


3.

Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия в рамках исполнения плана пересмотра (с указанием количества положительных и отрицательных заключений)


4.

Количество одобренных консультативно-совещательным органом при акимате области, городов республиканского значения, столицы по вопросам межведомственного характера регуляторных инструментов или ужесточения регулирования (дата и номер протокола)


5.

Дата введения в действие регуляторного инструмента или ужесточения регулирования



Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.